Информационные технологии в преподавании математики в старших классах
Выпуск:
ART 96113
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Петрище
С.
А. Информационные технологии в преподавании математики в старших классах // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 15. – С.
991–995. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/96113.htm.
Аннотация. Современные требования к уроку нуждаются в новых подходах к методике преподавания предмета. В статье приводится анализ основных информационных технологий, используемых в преподавании математики в старших классах, представлена градация типов уроков с функциональным наполнением каждого.
Похожие статьи
Текст статьи
Петрище Светлана Анатольевна,Учитель математики, МБОУ гимназия №19, г.Орёл.spetrishche@mail.ru
Информационные технологии в преподавании математики в старших классах
Аннотация:Современные требования к уроку нуждаются в новых подходовк методике преподавания предмета.В статье приводится анализ основныхинформационныхтехнологий, используемые в преподаванииматематики в старших классах, представлена градация типов уроков с функциональным наполнением каждого. Ключевые слова:информационныетехнологии, математика, современное школьное образование.
Конец ХХ века и начало ХХI ознаменовался в развитых странах переходом от индустриального общества к постиндустриальному, к обществу информационных технологий. От первого оно отличается прежде всего тем, что большинство работников теперь не выполняют тяжелую физическую работу, а добывают и анализируют полезную информацию. Это в свою очередь приводит к новым требованиям к выпускнику современной школы, который будет жить и трудится в условиях общества информационных технологий.Современные информационные технологии –мощный инструмент прогресса во всех сферах общественной жизни. Поэтому в настоящее время, к традиционным стратегическим материальным и энергетическим ресурсам прибавляется информационный ресурс общества, сформировать который возможно лишь совершенствуя систему образования.В настоящее время одна из самых основных задач образования –это вхождение в современное информационное общество. В учебный процесс активно внедряются информационные технологии, на уроках используются компьютерные обучающие программы, тестирование, моделирование, презентации. Применение информационных коммуникационных технологий повышает эффективность и качество обучения, вызывает у детей повышенный интерес иусиливает мотивацию обучения. Их использование создает возможности доступа к свежей информации, осуществления “диалога” с источником знаний, экономит время. Сочетание цвета, мультипликации, музыки, звуковой речи, динамических моделей и т.д. расширяет возможности представления учебной информации. Применение информационных технологий, в учебном процессе, позволяют сделать аудиторные и самостоятельные занятия более интересными, динамичными и убедительными, а огромный поток изучаемой информации легко доступным. Современные информационные технологии предоставляют учителю большой резерв технической и технологической поддержки, высвобождающей значительную часть его времени именно для живого общения с учениками.Актуальность для урока с применением ИКТ: высокая информативная ёмкость урока; выигрышное оформление урока; экономия времени урока; эффективность самопроверки; повышение интереса учащихся к предмету; индивидуализированное обучение, учитывающее индивидуальные особенности памяти, восприятия, мышления; расширение набора применяемых учебных задач.Развитие современных компьютерных и телекоммуникационных технологий значительно расширяет их использование в образовательном процессе.Все основные информационные технологии, используемые в преподавании, можно подразделить на три категории:
интерактивные (аудиовизуальные носители),
компьютерное обучение (включая средства мультимедиа),
средства телекоммуникаций (видеоконференции, форумы).Умелое использование различных методов мультимедийной системы, позволяет постоянно поддерживать внимание слушателей, а также выделять наиболее значимые и важные моменты.С точки зрения использования ИКТ на уроке, представляется целесообразным разделить эти уроки на пять групп. Принадлежность урока к той или иной группе обуславливает технические условия и наличие соответствующего программного обеспечения для его проведения.1. Уроки демонстрационного типа.2. Уроки компьютерного тестирования.3. Уроки тренинга или конструирования.4.Интегрированные уроки.5. Уроки с использованием компьютерных коммуникаций (ресурсов Интернет).1. Уроки демонстрационного типа строятся наиспользовании стандартного приложения PowerPoint, входящего в комплект общераспространенного сегодня пакета MicrosoftOffice. Использование данной мультимедийной технологии позволяет объединить различные формы представления информации, в том числе:
За ограниченное рамками урока время дать больший по объёму материал.
Показать геометрические преобразования фигур.
Показать построение и преобразованиеграфиков.
Давать материал в обобщённом виде.
Использовать богатый наглядный материал, готовые графики, различные диаграммы, таблицы, содержащие интересную информацию.
Включать в урок исторический материал и т.д.Например, на уроке геометрии в 10 классе по теме: «Взаимное расположение прямых в пространстве» целесообразно сопровождать изложение материала компьютерной презентацией, в которой наглядно показываетсявозможное расположение двух прямых в пространстве. Визуально представляютсяпараллельныепрямые, скрещивающиеся прямые, показываютсясколько можно провести прямых через точку С, параллельных прямой а, скрещивающихся с прямой а.2. Уроки компьютерного тестирования. Тестовый контроль с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработке информации. Такой вид контроля позволяет за довольно короткое время урока проверить уровень знаний, умений и навыков поочередно у группы учащихся класса, когда остальные ученики выполняют другой вид работы. На следующих уроках тестирование проходят другие учащиеся, так что к заключительному уроку по теме пройти тестирование успевают все.
Результаты тестирования программа заносит в ведомость для последующего анализа и проведения коррекции знаний учителем.3. Уроки тренинга или конструирования.
Этот тип уроков целесообразно проводить в компьютерном классе, с целью формирования прочных ЗУН у учащихся. Программным обеспечением является диск НФПК Математика в 511, позволяющая решать определённый тип задач. Как правило, на уроках математики это тренажёр для решения задач определённого типа или среда для решения конструктивных задач, задач на построение в курсе геометрии, алгебры при построении графиков функций. На таких уроках учащиеся индивидуально или в группе работают с какой то конструктивной средой с целью отработки навыка в решении задач или достижения какойто конструктивной цели.4. Интегрированные уроки.Интегрированные уроки проводятся, как правило, в компьютерном классе, где учащиеся имеют доступ к компьютерам. Используя возможности стандартных программ МSОFFIC, они проводят целый ряд расчетных операций, позволяющих сделать количественный анализ какоголибо процесса.
На таких уроках можно смоделировать некоторый процесс и, произведя необходимые расчеты, сделать определенные выводы. Такой урок обычно проводят учительпредметник и учитель информатики. Учительпредметник ставит задачу, вместе с учащимся анализирует промежуточные и итоговые результаты, делает выводы. Учитель информатики помогает учащимся построить математическую модель процесса и выполнить все необходимые расчеты по этой модели. В школьной программе немало тем, которые полезно рассматривать одновременно с точки зрения нескольких наук, именно в таких случаях интегрированные уроки достигают своей цели.5. Уроки с использованием компьютерных коммуникаций(ресурсов Интернет).Для проведения таких уроков необходимо наличие компьютерного класса, свободный доступ в Интернет. Такие уроки дают возможность свободного выхода в глобальную сеть; возможность быстро найти нужную информацию;возможность проверить свои знания. На таких уроках группа учеников получает задание найти на данном сайте информацию к уроку (в зависимости от темы информацию ученики могут найти заранее, как элемент домашнего задания), либо тестирование режимеonline.Таким образом, использование информационных технологий на уроках –это не дань моде, не способ переложить на плечи компьютера многогранный творческий труд учителя, а лишь одно из средств, позволяющее интенсифицировать образовательный процесс, активизироватьпознавательную деятельность, увеличить эффективность преподавания дисциплины.
Ссылки на источники1. Гусева А.И., Карасев В.А., Карасева В.В. Применение современных информационных технологий в преподавании высшей математики // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2012. №23. С. 5459.2. Инатов А., Остонов К., Абдуллаев А. Некоторые способы реализации информационных технологий в преподавании математики // Наука и Мир. 2015. Т. 2. № 6 (22). С. 4142.3. Косыбаева У.А., Кервенев К.Е., Шегирова Д.К. Совершенствование методики преподавания математики в средней школе на основе информационных технологий // Молодой ученый. 2015. №22 (102). С. 822824.4. Петрище В.И. Использование самостоятельных и внеаудиторных форм работы при изучении дисциплин экономического характера // Государственное управление. Электронный вестник. 2011.№27. С. 27.5. Петрище В.И. Формирование инновационной модели управления высшим учебным заведением //Вестник государственного и муниципального управления. 2014.№4(15). С. 3239.6. Сенчилов В.В. Применение интерактивных технологий при изучении курса геометрии в школе // Научнометодический электронный журнал Концепт. 2013. №10. С. 3135.
Информационные технологии в преподавании математики в старших классах
Аннотация:Современные требования к уроку нуждаются в новых подходовк методике преподавания предмета.В статье приводится анализ основныхинформационныхтехнологий, используемые в преподаванииматематики в старших классах, представлена градация типов уроков с функциональным наполнением каждого. Ключевые слова:информационныетехнологии, математика, современное школьное образование.
Конец ХХ века и начало ХХI ознаменовался в развитых странах переходом от индустриального общества к постиндустриальному, к обществу информационных технологий. От первого оно отличается прежде всего тем, что большинство работников теперь не выполняют тяжелую физическую работу, а добывают и анализируют полезную информацию. Это в свою очередь приводит к новым требованиям к выпускнику современной школы, который будет жить и трудится в условиях общества информационных технологий.Современные информационные технологии –мощный инструмент прогресса во всех сферах общественной жизни. Поэтому в настоящее время, к традиционным стратегическим материальным и энергетическим ресурсам прибавляется информационный ресурс общества, сформировать который возможно лишь совершенствуя систему образования.В настоящее время одна из самых основных задач образования –это вхождение в современное информационное общество. В учебный процесс активно внедряются информационные технологии, на уроках используются компьютерные обучающие программы, тестирование, моделирование, презентации. Применение информационных коммуникационных технологий повышает эффективность и качество обучения, вызывает у детей повышенный интерес иусиливает мотивацию обучения. Их использование создает возможности доступа к свежей информации, осуществления “диалога” с источником знаний, экономит время. Сочетание цвета, мультипликации, музыки, звуковой речи, динамических моделей и т.д. расширяет возможности представления учебной информации. Применение информационных технологий, в учебном процессе, позволяют сделать аудиторные и самостоятельные занятия более интересными, динамичными и убедительными, а огромный поток изучаемой информации легко доступным. Современные информационные технологии предоставляют учителю большой резерв технической и технологической поддержки, высвобождающей значительную часть его времени именно для живого общения с учениками.Актуальность для урока с применением ИКТ: высокая информативная ёмкость урока; выигрышное оформление урока; экономия времени урока; эффективность самопроверки; повышение интереса учащихся к предмету; индивидуализированное обучение, учитывающее индивидуальные особенности памяти, восприятия, мышления; расширение набора применяемых учебных задач.Развитие современных компьютерных и телекоммуникационных технологий значительно расширяет их использование в образовательном процессе.Все основные информационные технологии, используемые в преподавании, можно подразделить на три категории:
интерактивные (аудиовизуальные носители),
компьютерное обучение (включая средства мультимедиа),
средства телекоммуникаций (видеоконференции, форумы).Умелое использование различных методов мультимедийной системы, позволяет постоянно поддерживать внимание слушателей, а также выделять наиболее значимые и важные моменты.С точки зрения использования ИКТ на уроке, представляется целесообразным разделить эти уроки на пять групп. Принадлежность урока к той или иной группе обуславливает технические условия и наличие соответствующего программного обеспечения для его проведения.1. Уроки демонстрационного типа.2. Уроки компьютерного тестирования.3. Уроки тренинга или конструирования.4.Интегрированные уроки.5. Уроки с использованием компьютерных коммуникаций (ресурсов Интернет).1. Уроки демонстрационного типа строятся наиспользовании стандартного приложения PowerPoint, входящего в комплект общераспространенного сегодня пакета MicrosoftOffice. Использование данной мультимедийной технологии позволяет объединить различные формы представления информации, в том числе:
За ограниченное рамками урока время дать больший по объёму материал.
Показать геометрические преобразования фигур.
Показать построение и преобразованиеграфиков.
Давать материал в обобщённом виде.
Использовать богатый наглядный материал, готовые графики, различные диаграммы, таблицы, содержащие интересную информацию.
Включать в урок исторический материал и т.д.Например, на уроке геометрии в 10 классе по теме: «Взаимное расположение прямых в пространстве» целесообразно сопровождать изложение материала компьютерной презентацией, в которой наглядно показываетсявозможное расположение двух прямых в пространстве. Визуально представляютсяпараллельныепрямые, скрещивающиеся прямые, показываютсясколько можно провести прямых через точку С, параллельных прямой а, скрещивающихся с прямой а.2. Уроки компьютерного тестирования. Тестовый контроль с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработке информации. Такой вид контроля позволяет за довольно короткое время урока проверить уровень знаний, умений и навыков поочередно у группы учащихся класса, когда остальные ученики выполняют другой вид работы. На следующих уроках тестирование проходят другие учащиеся, так что к заключительному уроку по теме пройти тестирование успевают все.
Результаты тестирования программа заносит в ведомость для последующего анализа и проведения коррекции знаний учителем.3. Уроки тренинга или конструирования.
Этот тип уроков целесообразно проводить в компьютерном классе, с целью формирования прочных ЗУН у учащихся. Программным обеспечением является диск НФПК Математика в 511, позволяющая решать определённый тип задач. Как правило, на уроках математики это тренажёр для решения задач определённого типа или среда для решения конструктивных задач, задач на построение в курсе геометрии, алгебры при построении графиков функций. На таких уроках учащиеся индивидуально или в группе работают с какой то конструктивной средой с целью отработки навыка в решении задач или достижения какойто конструктивной цели.4. Интегрированные уроки.Интегрированные уроки проводятся, как правило, в компьютерном классе, где учащиеся имеют доступ к компьютерам. Используя возможности стандартных программ МSОFFIC, они проводят целый ряд расчетных операций, позволяющих сделать количественный анализ какоголибо процесса.
На таких уроках можно смоделировать некоторый процесс и, произведя необходимые расчеты, сделать определенные выводы. Такой урок обычно проводят учительпредметник и учитель информатики. Учительпредметник ставит задачу, вместе с учащимся анализирует промежуточные и итоговые результаты, делает выводы. Учитель информатики помогает учащимся построить математическую модель процесса и выполнить все необходимые расчеты по этой модели. В школьной программе немало тем, которые полезно рассматривать одновременно с точки зрения нескольких наук, именно в таких случаях интегрированные уроки достигают своей цели.5. Уроки с использованием компьютерных коммуникаций(ресурсов Интернет).Для проведения таких уроков необходимо наличие компьютерного класса, свободный доступ в Интернет. Такие уроки дают возможность свободного выхода в глобальную сеть; возможность быстро найти нужную информацию;возможность проверить свои знания. На таких уроках группа учеников получает задание найти на данном сайте информацию к уроку (в зависимости от темы информацию ученики могут найти заранее, как элемент домашнего задания), либо тестирование режимеonline.Таким образом, использование информационных технологий на уроках –это не дань моде, не способ переложить на плечи компьютера многогранный творческий труд учителя, а лишь одно из средств, позволяющее интенсифицировать образовательный процесс, активизироватьпознавательную деятельность, увеличить эффективность преподавания дисциплины.
Ссылки на источники1. Гусева А.И., Карасев В.А., Карасева В.В. Применение современных информационных технологий в преподавании высшей математики // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2012. №23. С. 5459.2. Инатов А., Остонов К., Абдуллаев А. Некоторые способы реализации информационных технологий в преподавании математики // Наука и Мир. 2015. Т. 2. № 6 (22). С. 4142.3. Косыбаева У.А., Кервенев К.Е., Шегирова Д.К. Совершенствование методики преподавания математики в средней школе на основе информационных технологий // Молодой ученый. 2015. №22 (102). С. 822824.4. Петрище В.И. Использование самостоятельных и внеаудиторных форм работы при изучении дисциплин экономического характера // Государственное управление. Электронный вестник. 2011.№27. С. 27.5. Петрище В.И. Формирование инновационной модели управления высшим учебным заведением //Вестник государственного и муниципального управления. 2014.№4(15). С. 3239.6. Сенчилов В.В. Применение интерактивных технологий при изучении курса геометрии в школе // Научнометодический электронный журнал Концепт. 2013. №10. С. 3135.