Психолого-педагогическая диагностика простой сенсомоторной реакции у студентов, обучающихся по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Сошина Н. Л. Психолого-педагогическая диагностика простой сенсомоторной реакции у студентов, обучающихся по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – С. 1111–1115. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970237.htm.
Аннотация. В статье обоснована необходимость осуществления оценки профессионально важных качеств будущих специалистов в области техносферной безопасности, в том числе простой и сложной сенсомоторной реакции, и учета полученных результатов в ходе разработки рабочих программ дисциплин, предусмотренных учебными планами подготовки соответствующих профилей. Рассмотрена возможность применения прибора, разработанного преподавателями кафедры безопасности жизнедеятельности и сервиса транспортных средств Курского государственного университета, для диагностирования простой сенсомоторной реакции.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Сошина Наталья Леонидовна,кандидат психологических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и сервиса транспортных средствКурского государственного университета, г. Курскkalanchuk81@mail.ru

Психологопедагогическая диагностика простой сенсомоторной реакции у студентов, обучающихся по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность

Аннотация. В статье обоснована необходимость осуществления оценки профессионально важных качеств будущих специалистов в области техносферной безопасности, в том числе простой и сложной сенсомоторной реакции, и учета полученных результатов в ходе разработки рабочих программ дисциплин, предусмотренных учебными планами подготовки соответствующих профилей.Рассмотрена возможность применения прибора, разработанного преподавателями кафедры безопасности жизнедеятельности и сервиса транспортных средств Курского государственного университета,для диагностирования простой сенсомоторной реакции.Ключевые слова: профессионально важные качества, техносферная безопасность, простая сенсомоторная реакция.

Объектами профессиональной деятельности специалистов в области техносферной безопасности являютсяопасности среды обитания, связанные с деятельностью человека, природными явлениями и технологическими процессами; методы оценки опасностей и риска их реализации, а такжеметоды защиты человека и среды обитания от техногенных и природных опасностей, методы и средства спасения человека [1].Следовательно, в ходе осуществления своей профессиональной деятельностив будущем студенты, обучающиеся по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность,могут столкнутьсяс воздействием вредных и опасных производственных факторов, поражающих факторов ЧС природного и техногенного характера;их будущая профессия сопряженасразличными стрессовыми ситуациями,профессиональными рисками,с работой в условиях повышенной личной ответственности,что требует высокого уровня напряженияфизиологических и психологических сил.Одним из факторов надежного, эффективного и безопасного осуществления профессиональной деятельности является сформированностьпрофессионально важных качеств, т.е. «индивидуальных свойствсубъекта деятельности, которые значимо и положительно коррелируют хотя бы с одним из результативных параметров деятельности –качеством, производительностью, надежностью» [2].

Профессионально важные качеств развиваются в процессе обучения и оказывают существенное влияние на результаты деятельности. ШелеповаЕ.С.определяет профессионально важные качества как широкий спектр разных качеств, которые необходимы человеку для успешного решения профессиональных задач, среди которых можно отметить и природные задатки, и профессиональные знания, получаемых в ходе обучения и самоподготовки, и особенностиличности (мотивация, направленность, характер), и психофизиологические особенности (темперамент, особенности высшей нервной деятельности), и особенности психических процессов (память, внимание, мышление, воображение), и анатомоморфологические характеристики человека [3].

Фролов А.В. на основании профессиографических исследований подразделяет профессионально важные качества на 3 группы: социальнопсихологические качества, профессиональные знания и умения,физиологические и психофизиологические качества

[4, С. 62].Исследователи выделили ряд свойства и качества личности, объединяющих психограммы специалистов в области техносферной безопасности (на примере специалистов МЧС России). К данным свойствам и качествам личности отнесены: свойства восприятия (устойчивость функций анализаторов и качество восприятия); особенности высших психических функций (уровень развития пространственного мышления и внимания);психомоторные свойства и физические качества (физическая выносливость, хорошая координация движений, устойчивость к треморуи др.); личностные особенности (высокий уровень субъективного контроля; устойчивостьк стрессу; средний уровень тревожности; эмоциональная стабильность; умеренная склонность к рискуи др.); социальнопсихологические качества (например, умение работать в команде)[5].Отсутствие или недостаточное развитие перечисленных выше качеств и свойств личности снижает эффективность профессиональной деятельности и увеличивает индивидуальный риск специалиста в области техносферной безопасности, следовательно, особую актуальность приобретает определение соответствия профессионально важных качеств человека требованиям профессиональной деятельности. Существует объективная необходимость в отсеве кандидатов, не соответствующих по психологическим и психофизиологическим свойствам требованиям профессиональной деятельности[6].Выпускник, освоивший программу бакалавриата по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность, должен обладать:

готовностью пользоваться основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК15); готовностью использования знаний по организации охраны труда, охраны окружающей среды и безопасности в ЧС на объектах экономики (ПК9);способностью использовать знания организационных основ безопасности различных производственных процессов в ЧС (ПК10)[1]. Следовательно, кспециалистам в области техносферной безопасности предъявляются дополнительные требования, связанные с необходимостью принимать в условиях дефицита времени оперативные решения и действовать в условиях аварийной и чрезвычайной ситуации; при этом эффективность и успешность выполнения действий специалистом во многом определяется его сенсомоторной реакцией. Таким образом, одним из профессионально важных качеств специалиста в области техносферной безопасности является скорость сенсомоторной реакции.Время сенсомоторной реакции нарядусдругимипсихофизиологическимикачествамиопределяетпрофессиональную пригодностьцелогорядаспециалистов. На данный факт неоднократно указывают исследователи в своих работах, относя к «профессионально важным признакам» и «профессионально важным свойствам» помимо особенностей внимания, мышления, памяти, эмоциональноволевой сферы и др., психологические особенности сенсорной и моторной деятельностей (или сенсорные и психомоторные свойства) (А.К. Маркова, Ю.В. Котелова, М.А. Дмитриева, А.А. Крылов, Б.А. Душков, А.В. Королев, Б.А. Смирнови др.[7; 8; 9].Одним из психофизиологических профессионально важных качествявляется скорость психомоторных реакций, а «антикачеством» специалиста замедленность психомоторных реакций[4, С. 62].

Сенсомоторная реакция–это двигательная реакция на сенсорное возбуждение[10]илиодиночноедискретноедвижениеоператоранапоявление (прекращениедействия)тогоилииногораздражителя[11].

Сенсомоторная реакцияможет возникать в ответ на различные раздражители, например, свет, звук, движение объекта. Наиболее распространенными являются зрительнодвигательныеиакустикодвигательныереакции. Различаютпростые и сложные сенсомоторные реакции и сенсомоторную координацию(сложные двигательные условные рефлексы). Время сложной сенсомоторной реакции значительно возрастает в зависимости от необходимости опознания ряда сигналов и принятия решения.Простая сенсомоторная реакциясостоит из двух последовательных периодов: сенсорного (латентного) периода (восприятие и идентификациястимульного сигнала)и моторного периода(выполнениедвижения).Всенсомоторной реакции различаютчетырепсихическихакта:сенсорныймоментреакции(процесс восприятия) –› центральныймоментреакции(процесспереработкиинформацииипринятиярешения)–› моторныймоментреакции(выполнение двигательного действия)–› сенсорныекоррекциидвижения(обратнаясвязь)[11].Простая сенсомоторная реакцияхарактеризуетсявременем: в неговходятлатентный(скрытый)периодивремядвигательногоакта.Время простой сенсомоторной реакции может изменяться в зависимости от внешних (интенсивность раздражителя, его сенсорная модальность и сенсорное качество, межсигнальный интервал)и внутренних (возраст, пол, профессиональные навыки, типологические особенности нервной системы) факторов, оказывающих влияние на свойства и состояние ЦНС.При профессиональном отборе используются следующие методы оценки выраженности профессиональных качеств:для оценки уровня профессиональных знаний, умений и навыков –экзамен, для оценки социальнопсихологических и эмоциональноволевых качеств –экспертные оценки, для оценки физиологических и психофизиологических качеств –психофизиологическую диагностикуи тестирование.

Для определения психофизиологических качеств используется комплекс опросных,тестовых и аппаратных методик, а также компьютерные версииаппаратных методик.Для проведения экспериментальных исследований сенсомоторной реакции как профессионально важного качества студентов, обучающихся по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность,преподавателями кафедры безопасности жизнедеятельности и сервиса транспортных средств Курского государственного университета (КГУ) разработанприбор, на который получен патентна полезную модель № 54325[12].

Прибор для диагностирования простой сенсомоторной реакции (рисунок 1) можно использовать для проведения экспериментальных исследований в научноисследовательских работах, в учебном процессе при проведении занятий со школьниками, студентами по дисциплинам инженерного профиля, спортсменами игровых видов спорта и рабочими ряда технических специальностей, а также для выявления надежности работы оператора и его профессиональной пригодности, в качестве тренажера для установки на рабочих местах, в реальных эксплуатационных условиях и при определении психофизиологических характеристик испытуемого.

Рис.1.Прибор для диагностирования простой сенсомоторной реакции [12]

1 –корпус;2 –кнопка сброса программы;3 –кнопка включения светосигнальной информации;4 –кнопка подачи звукового сигнала; 5, 6–переключатель пошагового временного интервала режима ручной реакциииножной реакции;7–динамическая головка звукового сигнала;8 –индикатор суммарного времени простой сенсомоторной реакции;9, 10, 11 –индикаторывремени латентного имоторного периодов;12 –индикаторвключения питания; 13, 14, 15, 16, 17 –штекерные гнездадля подключения светосигнальной информации, контактных датчиков регистрации ручной и ножной реакции; 18–ячейка для установки основного источника питания; 19 –штекерный разъем для подключения внешнего источника питания;20 –тумблер включения и выключения прибора; 21, 22 –пазы для подсоединения к ним различных крепежных элементов; 23 –экран, 24 –ось, 25 –кольцазажимы, 26 –светопропускаемый фильтр; 27 –регулируемой телескопической стойкойштативом 27; 28 –винтфиксатор; 29 –электропровод; 30,31, 32, 33 –контактный датчик регистрации ручной реакции и ножной реакции; 34 –закрепляемые с помощью магнитов

Экран, на котором загорается командная информация, включается автоматически после истечения заданного интервала времени от момента нажатия вручную кнопки подачи звукового сигнала. Одновременнос включением экрананачинается отсчет времени латентной реакции, остановка которого происходит, после нажатия испытуемым группы контактных датчиков ручной или ножной моторной реакции. Отсчет времени моторной реакцииосуществляетсяот момента нажатия на механизм остановки до полного завершения технологического процесса остановки или движения. Общее время простой сенсомоторной реакции автоматически подсчитывается и показывается на индикаторе суммарного временипростой сенсомоторной реакции. При помощи данного прибора в Курском государственном университете было проведено экспериментальное исследование простой сенсомоторной реакции у студентов, обучающихся по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность, профиль «Безопасность жизнедеятельности в техносфере», «Защита в чрезвычайных ситуациях» и «Пожарная безопасность» (очная и заочная форма обучения). Всего в исследовании приняло участие 100 студентов, обучающихся на 1 –4 курсе в возрасте 18 –23 года.

Оценка результатов при наличии нормального распределения производится на основании среднего значения времени реакции и стандартного отклонения. Чем меньше среднее значение времени реакции, тем выше скорость реагирования. Стандартное отклонение является показателем стабильности сенсомоторного реагирования: чем меньше стандартное отклонение, тем более стабильной является скорость сенсомоторной реакции.Нами была выбрана следующая шкала оценок простой сенсомоторной реакции:простая реакция отличная Ф≤300 мс;простая реакция хорошая 301<Ф<400 мс;простая реакция удовлетворительная 401<Ф<499 мс;простая реакция неудовлетворительная Ф≥500 мс[13, С. 15].Результаты проведенного нами исследования среди студентов, обучающихся по направлению подготовки «Техносферная безопасность», отражены в таблице 1.Таблица 1Результаты экспериментального исследования времени простой сенсомоторной реакцииу студентов,обучающихся по направлению подготовки «Техносферная безопасность»(%)

Простая реакция отличная,Ф≤300 мсПростая реакция хорошая,301<Ф<400 мсПростая реакция удовлетворительная 401<Ф<499Простая реакция неудовлетворительнаяФ≥500 мсЦветовой сигналручная реакция3649141ножная реакция2547262Звуковой сигналручная реакция2648215ножная реакция2240353

Среднее значение

27

46

24

3

Таким образом, можно отметить, что в среднем 46% опрошенных студентов обладают хорошей сенсомоторной реакцией, поскольку их показатели при исследовании составили 301<Ф<400 мс; 27% и 24% студентов соответственно владеет отличной и удовлетворительнойсенсомоторной реакцией и лишь 3% опрашиваемых показали неудовлетворительные результаты при исследовании сенсомоторной реакции, что требует проведения специальной работы по развитию профессионально важных качеств, в частности тренировки простой сенсомоторной реакции.Вцеломполученныерезультаты исследования свидетельствуют о том, что студенты, обучающиеся по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность,профессионально пригодны к работе, требующей готовности принимать в условиях дефицита времени оперативных решений и быстрореагировать и действовать в условиях аварийной и чрезвычайной ситуации.В заключении отметим, что некоторые из профессионально важных качеств являются относительно стабильными (например, типологические свойства нервной системы), а другие поддаются развитию и тренировке. Таким образом, одним из направлений совершенствования обучения будущих специалистов в области техносферной безопасности является оценка их профессионально важных качеств, в том числе простой и сложной сенсомоторной реакции, при поступлении на соответствующие профили подготовки, и учет полученных результатов в ходе разработки рабочих программ дисциплин, предусмотренных учебными планами подготовки соответствующих профилей.

Учебным планом подготовки бакалавров по направлению «Техносферная безопасность» предусмотрено изучение ряда дисциплин (например, таких как «Профессиональноприкладная подготовка, «Специальная спасательная подготовка» и др.), в ходе освоения которых возможно включение методик, направленных на совершенствование, развитие и тренировку простой и сложной сенсомоторной реакции, в частности, раздельное совершенствование быстроты реакции на звуковой и световой сигналы, совершенствование скорости движений в облегченных и постепенно усложняющихся условиях; реакции различения, переключения, слежения формируются в процессе длительной тренировки с помощью специальных упражнений. При этом используется принцип постепенного усложнения обстановки, в которой проявляются эти виды реакции.

Ссылки на источники1.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 марта 2016 г. N 246 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность (уровень бакалавриата)».2.Карпов А.В. Понятие профессионально важных качеств деятельности // Психология труда. –М.: ВЛАДОСПРЕСС, 2003. –352 с.3.Шелепова Е.С. В проблеме профессионально важных качеств субъекта трудовой деятельности. –Тверь: ТГУ, 2007. –232 с.4.Безопасность жизнедеятельности. Охрана труда: учеб. пособие для вузов / Под. общ. ред. А.В. Фролова. –Ростов н/Д.: Феникс, 2008. —750 с.5.Елисеева И.Н., Лернер Т.В., Соколова А.А. Методические рекомендации «Методические сценарии учебных занятий по психологической подготовке специалистов МЧС России (на примере психологической подготовки спасателей в рамках повышения классности)». –М., 2011. –496 с.6.Методические рекомендации по проведению профессионального психологического отбора в Министерстве РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий / Сост.: О.Ю. Шаповалова, Н.А. Лебедева. –М.: ФКУ «Центр экстренной психологической помощи МЧС России». –2013. –118 с.7.Котелова Ю.В. Очерки по психологии труда. –М.: МГУ, 1986.–120 с.8.Дмитриева М.А., Крылов А.А. Психология труда и инженерная психология. –Л.: Ленинград, 1979. –134 с.9.Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Психология труда, профессиональной информационной и организационной деятельности / Под ред. Б.А. Душкова. –М.Академический проект, 2005.–848 с.10.Еникеев М.И.Психологический энциклопедический словарь. –М.: Проспект, 2010. –560 с.11.Энциклопедический словарь по психологии и педагогике [Электронный ресурс]. –URL:http://psychology_pedagogy.academic.ru–[Дата обращения: 25.03.2017]12.Пат. 54325 Российская Федерация, МПК7G09 B7/14. Прибор для диагностирования простой сенсомоторной реакции/ Сысоева Е.А., Непобедный М.В., Сысоев А.П., Каланчук (Сошина) Н.Л. –№ 2007148771/22; опубл. 15.04.08, Бюл. № 10. –1с.: ил.13.Буйленко В.Я. Методические указания к лабораторным работам по курсу «Транспортная психология» / В.Я. Буйленко, Ю.А. Короткова. –М.: МАДИ, 2013. –48 с.