Модель социальной адаптации дошкольников в организациях дополнительного образования
Выпуск:
ART 970251
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Барцаева
Е.
В. Модель социальной адаптации дошкольников в организациях дополнительного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 31. – С.
1181–1185. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/970251.htm.
Аннотация. В статье представлена модель социальной адаптации дошкольников в организациях дополнительного образования, раскрыты ее основные блоки.
Текст статьи
Барцаева Елена Васильевна,старший преподаватель кафедры специальной педагогики и медицинских основ дефектологии ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е.Евсевьева», г. Саранскezhovkina.elena@mail.ru
Модель социальнойадаптации дошкольников
в организациях дополнительного образования
Аннотация. В статье представлена модель социальной адаптациидошкольников ворганизациях дополнительного образования, раскрыты ее основные блоки.
Ключевые слова:дошкольный возраст, социальная адаптация, организации дополнительного образования.
В настоящее время особое значение придается дополнительному образованию детей, которое направленона удовлетворение образовательных потребностей винтеллектуальном, духовнонравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании.В связи с тем, что дошкольный возраст является сенситивнымпериодомдля формирования у детей личностных качеств, устойчивых представлений, а также общеучебных, коммуникативных, социальнобытовыхумений, особое значение приобрела проблема социальной адаптации детей в организациях дополнительного образования.В нашем исследовании интерес представляет проектирование модели социальной адаптации дошкольников в указанных организациях.Нами разработана модель социальной адаптации дошкольников в организациях дополнительного образования, которая включает в себя следующие блоки. Целевой, отражающийсоциальный заказ (развитие творческого потенциала, навыков адаптации к современному обществу); нормативноправовые (Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273ФЗ; Концепция развития дополнительного образования детей (от 4 сентября 2014 г. №1726р); «Межведомственная программа развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года» (проект), «Приказ Министерства образования и науки РФ «Обутверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (от29августа 2013 г. №1008)) и методологические (личностный, деятельностный, системный, социокультурный подходы) основы исследования; цель (включение детей в среду организаций дополнительного образования). Содержательный блокмоделиописывает процесс социальной адаптации детей организацияхдополнительного образования, который носит этапный характер и включает: диагностикомотивационный, ориентировочносодержательный, деятельностнопроцессуальный, оценочнорезультативный этапы. Диагностикомотивационный этаппредполагает выявление особенностей социальной адаптации дошкольников и развитие у них интересов, познавательности и любознательности. Ориентировочносодержательный этап включает разработанную нами программу социальной адаптации, которая представлена следующими модулями: «Мы знакомимся», «Мы привыкаем», «Мы осваиваемся», «Мы вместе». Деятельностнопроцессуальный этап состоит из форм, методов, средств, видов деятельности детей, используемых на данном этапе. Оценочнорезультативный этап определяется критериями и показателями эффетивности социальной адаптации детей дошкольного возраста.
Рис.1.Модель социальной адаптации дошкольников в организациях дополнительного образованияПроцессуальный блокмодели раскрывает особенностиорганизации разнообразных видовдеятельностидетей: коммуникативная, игровая, проектная и др.), индивидуальные,групповые, коллективные формы, методы(организации, осознания, мотивации и стимулирования опыта поведения и деятельности детей), средства(слово, наглядные пособия, дидактические игры, видеоматериалы и др.) развитиядошкольников.Мониторинговыйблокпроводится с целью определения результативности каждого блока модели, обеспечивает межкомпонентную связь, позволяет достигнуть поставленную цель.Таким образом, анализ литературы свидетельствует, что для успешной социальной адаптации ребенка в среде организаций дополнительного образования нужносоздать педагогические условия, вкачестве которыхнами были выделены следующие: вопервых, создание развивающей образовательной среды, в том числе научнометодическое оснащение деятельности специалистов (разработка и реализация программы социальной адаптации, проектирование индивидуального образовательного маршрута, методических рекомендаций для родителей); вовторых, организация взаимодействия специалистов, осуществляющих педагогическое сопровождение детей в процессе их социальной адаптации; втретьих, проведение педагогического мониторинга; вчетвертых, повышение квалификации специалистов[1].Реализация данных условий будет способствовать социальной адаптации детей в организациях дополнительного образования.
Ссылки на источники1.Барцаева, Е. В. К вопросу о построении модели адаптации детей в организациях дополнительного образования / Е. В. Барцаева // Инклюзивное образование : теория и практика [текст] : сборник материалов международной научнопрактической конференции / отв. ред. О. Ю. Бухаренкова, И. А. Телина, Т. В. Тимохина. –ОреховоЗуево : Редакционноиздательский отдел ГГТУ, 2016. –С. 709715.
Модель социальнойадаптации дошкольников
в организациях дополнительного образования
Аннотация. В статье представлена модель социальной адаптациидошкольников ворганизациях дополнительного образования, раскрыты ее основные блоки.
Ключевые слова:дошкольный возраст, социальная адаптация, организации дополнительного образования.
В настоящее время особое значение придается дополнительному образованию детей, которое направленона удовлетворение образовательных потребностей винтеллектуальном, духовнонравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании.В связи с тем, что дошкольный возраст является сенситивнымпериодомдля формирования у детей личностных качеств, устойчивых представлений, а также общеучебных, коммуникативных, социальнобытовыхумений, особое значение приобрела проблема социальной адаптации детей в организациях дополнительного образования.В нашем исследовании интерес представляет проектирование модели социальной адаптации дошкольников в указанных организациях.Нами разработана модель социальной адаптации дошкольников в организациях дополнительного образования, которая включает в себя следующие блоки. Целевой, отражающийсоциальный заказ (развитие творческого потенциала, навыков адаптации к современному обществу); нормативноправовые (Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273ФЗ; Концепция развития дополнительного образования детей (от 4 сентября 2014 г. №1726р); «Межведомственная программа развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года» (проект), «Приказ Министерства образования и науки РФ «Обутверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (от29августа 2013 г. №1008)) и методологические (личностный, деятельностный, системный, социокультурный подходы) основы исследования; цель (включение детей в среду организаций дополнительного образования). Содержательный блокмоделиописывает процесс социальной адаптации детей организацияхдополнительного образования, который носит этапный характер и включает: диагностикомотивационный, ориентировочносодержательный, деятельностнопроцессуальный, оценочнорезультативный этапы. Диагностикомотивационный этаппредполагает выявление особенностей социальной адаптации дошкольников и развитие у них интересов, познавательности и любознательности. Ориентировочносодержательный этап включает разработанную нами программу социальной адаптации, которая представлена следующими модулями: «Мы знакомимся», «Мы привыкаем», «Мы осваиваемся», «Мы вместе». Деятельностнопроцессуальный этап состоит из форм, методов, средств, видов деятельности детей, используемых на данном этапе. Оценочнорезультативный этап определяется критериями и показателями эффетивности социальной адаптации детей дошкольного возраста.
Рис.1.Модель социальной адаптации дошкольников в организациях дополнительного образованияПроцессуальный блокмодели раскрывает особенностиорганизации разнообразных видовдеятельностидетей: коммуникативная, игровая, проектная и др.), индивидуальные,групповые, коллективные формы, методы(организации, осознания, мотивации и стимулирования опыта поведения и деятельности детей), средства(слово, наглядные пособия, дидактические игры, видеоматериалы и др.) развитиядошкольников.Мониторинговыйблокпроводится с целью определения результативности каждого блока модели, обеспечивает межкомпонентную связь, позволяет достигнуть поставленную цель.Таким образом, анализ литературы свидетельствует, что для успешной социальной адаптации ребенка в среде организаций дополнительного образования нужносоздать педагогические условия, вкачестве которыхнами были выделены следующие: вопервых, создание развивающей образовательной среды, в том числе научнометодическое оснащение деятельности специалистов (разработка и реализация программы социальной адаптации, проектирование индивидуального образовательного маршрута, методических рекомендаций для родителей); вовторых, организация взаимодействия специалистов, осуществляющих педагогическое сопровождение детей в процессе их социальной адаптации; втретьих, проведение педагогического мониторинга; вчетвертых, повышение квалификации специалистов[1].Реализация данных условий будет способствовать социальной адаптации детей в организациях дополнительного образования.
Ссылки на источники1.Барцаева, Е. В. К вопросу о построении модели адаптации детей в организациях дополнительного образования / Е. В. Барцаева // Инклюзивное образование : теория и практика [текст] : сборник материалов международной научнопрактической конференции / отв. ред. О. Ю. Бухаренкова, И. А. Телина, Т. В. Тимохина. –ОреховоЗуево : Редакционноиздательский отдел ГГТУ, 2016. –С. 709715.