Проблематика формирования механизма повышения инвестиционной привлекательности муниципального образования

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Алексеев А. В. Проблематика формирования механизма повышения инвестиционной привлекательности муниципального образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – С. 1186–1190. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970252.htm.
Аннотация. В статье анализируется проблематика формирования механизма повышения инвестиционной привлекательности муниципального образования, раскрывается понятие инвестиционного потенциала муниципалитета, анализируются взаимоотношения между основными участниками инвестиционного процесса и предлагаются рекомендации по решению проблем формирования исследуемого механизма.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Алексеев Алексей Викторович,кандидат экономических наук, преподаватель кафедры экономики и менеджмента филиала Федерального бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кубанский государственный университет» в г.Тихорецке, г. Тихорецкaav11@yandex.ru

Проблематика формированиямеханизма повышения инвестиционной привлекательностимуниципальногообразования

Аннотация.В статье анализируется проблематика формирования механизма повышения инвестиционной привлекательности муниципального образования, раскрывается понятие инвестиционного потенциала муниципалитета, анализируются взаимоотношения между основными участниками инвестиционного процессаи предлагаются рекомендации по решению проблем формирования исследуемого механизма.Ключевые слова:механизм повышения инвестиционной привлекательности, муниципалитет, инвесторы, инвестиционный климат.

Изменчивость и устойчивость социальноэкономического развития муниципального образования находятся в зависимости от размера инвестиционных вложений, направленных на расширенное воспроизводство валового регионального продукта, модернизацию и обновление производственных мощностей, в том числе с использованием достижений научнотехнического прогресса и отформированияи развитиясоциальной, транспортной, экономической инфраструктуры.Процесс развития муниципального образованиявключает в себя ряд этапов, начиная с формирования механизма повышения инвестиционной привлекательности муниципального образования, разработки и реализации стратегии социальноэкономического развития муниципального образования, проведения мониторинга отклонений от стратегического плана и инвестиционной политики муниципального образования[1].Формирование механизма повышения инвестиционной привлекательности муниципального образования представляет собой одним из важных и неотъемлемых условий обеспечения устойчивого экономического развития муниципального образования и повышения качества жизни населения. Инвестиционная привлекательность представляет собой совокупность определенных условий инвестирования, позволяющие инвесторувыбирать объект инвестирования. Однако, на предпочтения инвестора оказывают влияние множество факторов, что, в свою очередь, выходит за рамки понятий «инвестиционный потенциал» и «инвестиционный риск».В настоящее время в научной литературе отмечается, что инвестиционный потенциал муниципального образования и инвестиционные риски оказывают влияние на его инвестиционную привлекательность[2]. Однако, имеется проблема, связанная с отсутствием единой методики оценки инвестиционного потенциалаи инвестиционного риска. Так, в научной литературе выделяют множество методик оценки инвестиционной привлекательности различных экономических систем, таких как предприятие, субъекты Российской Федерации, страны в целом[3].На инвестиционный потенциал муниципального образования и инвестиционный риск оказывают влияние различные факторы, экономического, политического, социального характера, что, в свою очередь, способствует повышению или снижению инвестиционной привлекательности города, поселения или иного муниципального образования. В большинстве случаев, с целью оценки влияния факторов на инвестиционную привлекательность муниципального образования используют весовые коэффициенты, значение которых устанавливается экспертным путем.

Механизм повышения инвестиционной привлекательности представляет собой совокупность мероприятий, действий муниципальных органов власти, другихучастников инвестиционного процесса по улучшению инвестиционного климатамуниципального образования, минимизации административных барьеров, обеспечению прозрачностисоциальноэкономических, политических отношений, развитию производственной, социальной, транспортной и иной инфраструктуры и решению другихинвестиционных вопросов и задач (рисунок 1).

















Рис.1.Механизм повышения инвестиционной привлекательности муниципального образования

С целью повышения инвестиционной привлекательности муниципальные органы власти адаптируют муниципальное законодательство к изменяющимся инвестиционным ситуациям, способствуют повышению открытости территории муниципального образования, его инвестиционного имиджа среди потенциальных инвесторов, осуществляю организацию, проведение и участие в международных, всероссийских и региональных форумах и конференциях, а также развивают инфраструктуру муниципального образования. В том числе, органы местного самоуправления анализируют социальноэкономическую ситуацию на территории муниципального образованияи эффективность реализации мероприятий по повышению его инвестиционной привлекательности. Следует отметить, что муниципальныеорганы власти формируют инвестиционный климат муниципалитета, применяют различные способы привлечения инвесторов, развивают социальную, производственную, торговую, транспортную инфраструктуру всоответствии с реализуемой федеральными и региональными органами власти инвестиционной Федеральные и региональные органы властиМуниципальные органы властиИнвестиционная стратегия развития региона, страныПредпринимательские структурымуниципального образованияНаселение муниципального образованияИнвесторыОценка качества жизниРегулирование инвестиционного муниципального законодательстваПредоставление льгот, гарантийФормирование открытости территорииРазвитие инвестиционного имиджа территорииУчастие в региональных, всероссийских и международных инвестиционных форумахФормирование инвестиционной инфраструктурыАнализ ресурсного потенциаларазвития поселенияМониторинг эффективности мероприятий по инвестиционной привлекательности муниципального образованияОценкаСогласование Денежные средства, технологииТовары, услуги, налогиЧастномуниципальное партнерствостратегии развития региона или страны в целом.Местные органы власти заинтересованы в повышении уровня качества жизни населения муниципального образования путем привлечения инвесторов в строительство социальной инфраструктуры муниципалитета, модернизацию социальнозначимых объектов, медицинского, образовательного оборудования, жилищное строительство, внедрение новых технологий оказания муниципальных услуг населению, жилищнокоммунальных услуг и т.п. Поэтому для местных органов власти крайне необходима оценка уровня и качества жизни населения муниципального образования. Для проведения оценки уровня и качества жизни населения муниципального образования используют комплексные показатели,характеризующие уровень благосостояния населения муниципалитета, условия труда и отдыха, жилищные условия, условия безопасности, обеспеченность населения конкретного муниципального образования жизненно важными товарами и услугами и т.п.В связи с этим, при формировании механизма повышения инвестиционной привлекательности муниципального образования возникает необходимость всовершенствовании инструментария оценки качества жизни населения муниципалитета, так какот уровня и качества жизни населения зависит уровень покупательской способности различных социальных групп, уровень капитализации социально значимых организаций, предприятий, устойчивость социальноэкономического развития конкретного муниципального образования.Вместе с тем существует рядпроблем, связанных с улучшением инвестиционного климата в каждом конкретном муниципальном образовании, а соответственно и формирования механизма повышения инвестиционной привлекательности муниципального образования. Проблематика улучшения инвестиционного климата муниципального образования включает в себя: наличие бюрократических барьеров для привлечения прямых инвестиций отечественных и зарубежных инвесторов, неразвитость производственной, социальной, транспортной и иной инфраструктуры во многих муниципальных образованиях страны, отсутствие единых правил участия в инвестиционном процессе потенциальных инвесторов и государственных и муниципальных органов власти и другие проблемы. Решение указанных проблем требует формирования эффективной системы управления инвестиционной активностью муниципального образования как важнейшей составной частью инвестиционного процесса[4].Неотъемлемым элементом эффективной системы управления инвестиционной активностью территории является механизм повышения инвестиционной привлекательности муниципального образования[5]. Следует отметить, что использование механизма повышения инвестиционной привлекательности муниципального образования в процессе принятия управленческих решений по привлечению потенциальных инвесторов в экономику муниципального образования и формирования благоприятного инвестиционного климата невозможно без участия в данном процессе местных предпринимательских структур. Именно местные бизнесмены заинтересованы в привлечении инвестиций в муниципальное образование, формируют правила взаимоотношений как с местными органами власти, населением, так друг с другом и иногородними и иностранными бизнес структурами. Именно местные предприниматели и бизнесмены формируют ту ресурсную базу для ведения бизнеса в данном конкретном муниципальном образовании. При этом возникает необходимость оценки экономического потенциала развития не только самого муниципалитета, но и бизнес прослойки данного конкретного муниципального образования.Именно от анализа экономического потенциала развития муниципалитета и его бизнес среды зависит инвестиционный имидж муниципального образования, его ресурсные возможности для внедрения инноваций в бизнес процессы и, соответственно, реализуемость мероприятий по инвестиционной привлекательности муниципального образования.Это, в свою очередь, влияет на формирование механизма повышения инвестиционной привлекательности конкретного муниципального образования.Вместе с тем, механизм повышения инвестиционной привлекательности муниципального образования и методика оценки инвестиционной привлекательности муниципальных образований направлены на исследование признаковинвестиционной привлекательности муниципалитетов и мотивирования органов местного самоуправления на повышениеэтих показателей, а соответственно, это, в свою очередь, влияет и на эффективность реализуемых мероприятий муниципальной инвестиционной политики[6]. Снижениеинвестиционной привлекательности муниципального образования тесно связано с несовершенством производственной, транспортной, социальнойинфраструктуры территории. Это, в свою очередь, приводит к миграции трудовых ресурсов населения муниципального образования в другие регионы страны, особенности молодого поколения, как наиболее креативной, рискованной и подвижной социальной группы. Результативность показателей повышенияинвестиционной привлекательности муниципального образования достигается путем эффективной работы высококвалифицированных кадров органов местного самоуправления. Именно привлечение высококвалифицированных специалистов в области инвестиционного менеджмента к работе в муниципальной службе. Примером может служить организация института инвестиционного уполномоченного на муниципальном уровне в Краснодарском крае. Инвестиционным уполномоченным назначается заместитель главы муниципального образования края, который ответственен за обеспечение реализации первоочередных мер, направленных на улучшение условий инвестиционного климата и содействие реализации инвестиционных проектов на территории муниципального образования.Однако, введение института инвестиционного уполномоченного на муниципальном уровне не решает всех проблем социальноэкономического развития муниципального образования.Немаловажную роль в решении проблем социальноэкономического развития муниципальных образований и формирования механизма повышения их инвестиционной привлекательности играет образование технопарков, бизнесинкубаторов, создаваемые для обеспечения благоприятных условий организации и развития новых предприятий, осуществляющих свою деятельность на территории данного муниципального образования. Вместе с тем, бизнесинкубаторы, технопарки используются дляпринятия участия в создании многоэтапной комплексной системы развития и поддержки предпринимательской деятельности в данном муниципальном образовании.В то же время, привлечение инвестиций[7], направляемых нареализациюобщественно значимых проектов является одним из важных направлений частногосударственного или частномуниципального партнерства. Вместе с тем, частномуниципальное партнерство позволяет органам местного самоуправления получить доступ к частным инвестициям, развивать отдельные предприятия или отрасли путем применения опыта технического или управленческого характера, повышать качество, доступность и экономическую эффективность муниципальных услуг.Поэтому развитие частномуниципального партнерства является одним из направлений повышения инвестиционной привлекательности муниципального образования.Однако, причинами, препятствующими развитию частномуниципального партнерства, являются: неразвитость законодательной базы, нехватка необходимых знаний и навыков, отсутствие отлаженных каналов информации у населения о преимуществах и недостатках частномуниципального партнерства, отсутствие интереса у органов местного самоуправления к формированию благоприятного инвестиционного климата для развития малого предпринимательства, играющего важную роль в социальноэкономическом развитии территории муниципального образования в современных условиях.Немаловажной проблемой формирования механизма повышения инвестиционной привлекательности муниципального образования является проблема финансирования реализации мероприятий по формированию иулучшению инвестиционного имиджа муниципального образования, его инвестиционногоклимата и привлечения как отечественных, так и зарубежных инвесторов. Решение данной проблемы возможно только при непосредственном участии региональных и федеральных органов власти, ответственных за разработку и реализацию инвестиционных стратегий развития регионов или страны в целом.Мониторинг эффективности мероприятий по привлечению инвестиционной привлекательности муниципального образования необходим для оценки результатовреализации управленческих решений местных органов власти по привлечению инвестиций в муниципальную экономику, обеспечении прозрачности ведения бизнеса, формирования новых форм организации взаимоотношений местных органов власти ибизнеса и т.п. Именно на основании результатов мониторинга эффективности мероприятий осуществляется корректировка муниципальной, региональной или федеральной инвестиционной стратегии, мер местных органов власти по повышению инвестиционной привлекательности муниципального образования и самого инвестиционного механизмапутем разработки применения иных мероприятий, направленных на формирование благоприятного инвестиционного климата муниципального образования.

Таким образом, в настоящее время для отдельных муниципальных образований страны предложенные рекомендации решения рассмотренных выше проблем формирования механизма повышения их инвестиционной привлекательностиносят рекомендательный характер. Вместе с тем, для решенияуказанных проблем необходимо разработать и реализовать концепцию социальноэкономического развития муниципального образования, основанную на согласовании интересов участников инвестиционного процесса, положениях инвестиционных стратегий развития регионов страны, государства в целом, реформировании муниципального законодательства, развитии частномуниципального партнерства и других мероприятий, которые способствуют повышениюпрозрачностидеятельности местных органов власти по повышению инвестиционной привлекательности муниципального образования и эффективности управления инвестиционным процессом и имиджем муниципального образования. Основным элементом концепции социальноэкономического развития муниципального образования является экономическая политика местных органов власти, в рамках которой осуществляется формирование системы управления инвестиционным процессом в муниципальном образовании, ориентированная на снижение бюрократических барьеров для инвесторови повышения конкурентоспособности муниципалитетовРоссии.

Ссылки на источники1.Колчина О.А. Инвестиционная политикамуниципального образования // Международный журнал экспериментального образования. –2012. –№1. –С. 114117.2.Тойшева О.А. Инвестиционная привлекательность муниципальных образований // Научнометодический электронный журнал «Концепт». –2015. –Т. 13. –С. 1966

1970. –URL: http://ekoncept.ru/2015/85394.htm. / (дата обращения 25.01.2017).3.Губанова Е.С. Методические основы систематизации понятий инвестиционной проблематики. // Электронный ресурс / режим доступа: http://journal.vscc.ac.ru/php/jou/25/art25_12.php/ (дата обращения 01.02.2017).4.Стандарт деятельности органов местного самоуправления по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в муниципальном образовании –[электронный ресурс] –http:// www.kubzsk.ru/vsms/activity.php?detail= 1&ID=19058/ (дата обращения 02.02.2017).5.Кузнецов И.В. Современные механизмы управления инвестиционной деятельностью на территории муниципального образования // Молодой ученый. —2015. —№24. —С. 476 480.6.Инвестиционная политика на территории муниципального образования / Под общ. ред. В.И. Шейна. –М., 2010. –118 с.7.Иванов В.В. Инвестиции. Учебник для бакалавров. –М.: Проспект,2015.–592 с.