Психотехническое образование в СССР в 1930-х гг.: нереализованный проект

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Стоюхина Н. Ю. Психотехническое образование в СССР в 1930-х гг.: нереализованный проект // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – С. 1381–1385. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970291.htm.
Аннотация. О психотехническом высшем образовании в СССР психотехники заговорили в 1927 г., когда стало очевидным, что появился спрос на психотехников со стороны специалистов родственных специальностей: педагогов, психологов, врачей, физиологов, которые сталкивались с трудностями методологического и методического характера. Для них решили создать курсы повышения квалификации. Для будущих психотехников И. Н. Шпильрейн предложил создать специальные кафедры или отделения в вузах. К 1933 г. психотехники смогли открыть психотехническое отделение (с педологическим уклоном) в педагогическом институте им. А. И. Герцена. До самого последнего времени велись дискуссии о направленности подготавливаемых психотехников, об отнесенности их к различным наркоматам и о содержании учебной программы.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Стоюхина Наталья Юрьевна,кандидат психологических наук, доцент, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгородnatast0@rambler.ru

Психотехническое образованиев СССР в 1930х гг.: нереализованныйпроект

Аннотация.О психотехническом высшем образовании в СССР психотехники заговорили в 1927г., когда стало очевидным, что появился спрос на психотехников со стороны специалистов родственных специальностей: педагогов, психологов, врачей, физиологов, которыесталкивались с трудностями методологического и методического характера. Для них решилисоздатькурсы повышения квалификации. Для будущих психотехников И.Н. Шпильрейн предложил создать специальные кафедры или отделения в вузах. К 1933 г.психотехники смогли открыть психотехническое отделение (с педологическим уклоном) в педагогическом институте им. А.И. Герцена. До самого последнего времени велись дискуссии о направленности подготавливаемых психотехников, оботнесенности их к различным наркоматам и о содержании учебной программы.Ключевые слова:психотехника, психотехническое высшее образование, высшее учебное заведение, И.Н. Шпильрейн.

Учебная дисциплина ©Психологияª как в школах, так и вузах России и Советского Союза, за свою длинную историю представала в разных формах [15], что было отражением социальнополитической ситуации в стране. Так, вскоре после революционных событий в советских вузах была сделана попытка ввести повсеместное ©нотовскоеª образование [6], которая, впрочем, не увенчалась успехом и быстро закончилась: в середине 1920х гг. из печати уходит обсуждение вопросов преподавания НОТ как в школе, так и в вузе. Следующий этап, психотехнический, на котором остановимся подробнее, интересен для истории психологии тем, что о его актуальности горячо говорилось на протяжении нескольких лет, но так ине было создано. ВСССР активно открывались новые психотехнические организации©в таком количестве, что с трудом поддавались скольконибудь организованному учету …никакому уже учету не поддаются те отдельные экспериментальные работы, имеющие часто практическое значение в смысле распределения испытанных лиц или реорганизации труда, которые ведутся при очень многих учебных заведениях и промышленных предприятияхª[7,c.71]. Спреувеличенным оптимизмом И.Н. Шпильрейн, председатель Всероссийского психотехнического общества,заявлял, что через год психотехническую работу в СССР можно вполне сравнить по масштабу с работой в Германии: нет почти ни одного ведомства, которое бы не обладало собственным психотехническим центром и собственной широко распространенной сетью психотехнических учреждений[там же], например, центральная психофизическая лаборатория и ряд лабораторий для испытания войск отдельных специальностей в военном ведомстве; центральная психотехническая лаборатория на транспорте в Москве, а также лаборатории в Ленинграде, Ростове, Харькове, Саратове, Тифлисе, Курске, Свердловске, вагонылаборатории в Ростове и в Москве; центральная лаборатория при Наркомпочтеле; лаборатория Центрального Института Физической Культуры Наркомздрава; психотехническая лаборатория Института им. Обуха, Центрального Института Труда, Центральной Педологической Лаборатории МОНО и др. О психотехнических масштабах говорят некоторые цифры: ©В Москве в 1925 г. было испытано свыше 4.000 подростков, в 1926 г. уже свыше 6.000.Ленинград даст еще большие цифры: здесь органами здравоохранения и просвещения было испытано и распределено по производствам около 8.000 подростков. Баку сообщает о 2.400 и т.д.ª[там же,c.73]. При таком нарастающем объеме работы требовалось множество обученных специалистов. Впервые о психотехническом высшем образовании в СССР заговорили на IВсесоюзной конференции по психофизиологии труда и профподбору (29.0503.06.1927, Москва), где отмечалась необходимость ©системы переквалификации людей с высшим образованием в психотехника через прохождение двухтрехлетнего аспирантского стажаª [8, с. 11], создание специальных кафедр или отделений в вузах, которые готовили бы работников прикладной психофизиологии и профотбора, предварительно определив, ©какие науки и в каком объеме должны входить в подготовкупсихотехникаª [там же]. К.И. Сотонин (Институт НОТ, Казань) обозначил существующую ©детскую болезньª в отрасли, когда за психотехническую работу берутся психологи, совершенно не готовые к психотехническим исследованиям, в результате, кроме плохих исследований и антагонизма между психологами и психотехниками, профессиональное сообщество получает ©отрицательное, пренебрежительное отношение психологов к психотехникамª [9, c. 15].

К декабрю 1929 г. ничего не изменилось, и, выступая в Комакадемии,И.М. Бурдянский заметил, что психотехническая подготовка есть только на педологическом отделении во II МГУ, ©где выпускают психотехников по столовой ложке в годª, ©их в десятки раз меньше, чем требуется в период реконструкцииª[10,c.83]. На Первом Всесоюзном съезде по изучению поведения человека (25 января ‬2 февраля 1930 г., Ленинград) звучание этого вопроса усилилось, сноваподнималсявопрос о необходимости создания научноисследовательского института, который смог бы взять на себя ©организацию правильной подготовки и переподготовки психотехников в соответствии с нуждами как промышленности, так и сельского хозяйства, транспорта и обороны страныª[11, с. 236]. К этому времени психотехнику добавили студентам, обучающимся на секции педологии подростка и психотехники: курс ©психотехника с профориентацией и профотборомª (100 ч.) в 5 семестре, курсы ©психотехникаª (90 ч.), ©гигиена труда и профвредностьª (100 ч.) в 6 семестре[12, с. 344].Образовалось явное противоречие: с одной стороны, высшая школа не готовила специалистовпсихотехников, а с другой стороны, психотехника занимала в народном хозяйстве значимое место, о чем говорило принятие Наркоматом труда СССР специальной инструкции по проведению профессионального отбора и профконсультации[13]с максимальным и приоритетным привлечением психотехников и регламентацией их взаимодействия с врачами, гдепод психотехником понимался квалифицированный специалистпсихотехник или врачпсихотехник, работающий под методическим руководством научного института или лаборатории, занимающийся профотбором или профконсультацией или под их контролем. Проблема профессиональной подготовки собственных кадров казалась столь серьезной для сообщества психотехников, что обсуждалась также 6 февраля 1930 г. на специальном заседании Московского отделения Всероссийского психотехнического общества: в Москве и в Ленинграде ©психотехникипедологи готовятся на отделении педагогического факультета, которое теперь на половине третьего курса отклоняется от общей педагогической программы в сторону психотехникиª[14,c.271], т.е. руководство психотехнического общества, взяв за основу педагогическую подготовку, дополнило ее психотехническими сведениями. И.Н. Шпильрейн отмечал: психотехника как специальность уже существует; в массовом сознании она находитсямежду специальностями врача и педагога; они решаютсерьезную задачу подготовкикадров,а между тем большинство из нихне имеют никакой квалификации и за результаты работы законодательно не отвечают. Докладчик удивлялся ©чрезвычайному легкомыслию, проявляемому правительственными органами при подготовке работников по психотехникеª[там же,c.271], например, военносанитарное управление, переквалифицируя врачей для психофизиологической службы на 4месячных курсах, только 20 часов отдает на психотехнику, военные работники по психофизиологии труда (официальное название) применяют тесты как чисто практические технические приемы и даже проводят самостоятельные исследования. Некоторые провинциальные органы Наркомата здравоохранения психотехников рассматривают как работников второй квалификации (т.е. как зуботехники по сравнению с зубными врачами), что отражается на их зарплате, на ставке и на отпусках. Сам НКЗ предлагает переквалифицировать фармацевтов ввиду их избыточности в психотехников на краткосрочных курсах для работы по профподбору. ©У нас правительственные органы еще недооценивают той громадной общественной ответственности, которую несут работники профподбора перед странойª, ‬заключает Шпильрейн.Руководитель лабораториипсихологии труда Московского Института охраны труда НКТ СССРС.Г. Геллерштейн предложилдля началаопределиться с теоретическими и практическими дисциплинами иподчеркнул, чтоименно психологиядолжна определять необходимый минимум психотехнических знаний. Все психотехники обучаются на своей работе, но ©нет ни одного учебного заведения, которое бы такой минимум обеспечило …педологическое отделение педфака …из всех путей подготовки психотехников это единственное место, где программа… продуманаª[там же, с. 280]. По мнению С.Г. Геллерштейна, в планминимум для психотехников должны входить: психология, педология, физиология, физиология труда, соматология, антропометрия, обязательный цикл производственных дисциплин, охватывающих структуру современного производства, определенные формы труда и организации производства, и дополнительные, вспомогательные дисциплины (например, вариационная статистика). Эту программунельзя передавать в педагогический, медицинский или другой вуз, нужно иметь свое специальное учреждение или специальный факультет при учебном заведении, где бы готовились психотехники. В заключенииИ.Н. Шпильрейн напомнил свою неоднократно высказанную позицию о дифференциации задач, стоящих перед психотехникой, ведущую к дифференцированной подготовке психотехников: ©психотехнику можно рассматривать как цепь отдельных задач, в которую в разной степени входят как психологические требования, так и требования физиологического, соматического и идеологического порядка большой социологической направленностиª[там же,c.283]. Соглашаясь с коллегами в вопросах подготовки специалистов по профподбору и профконсультации, он предложил различать квалификацию психотехников, как например, это есть у врачей (лекпом, врач, сиделка). Как проблему он видел принадлежность психотехническихлабораторийкакимнибудь учреждениям, которые требуют только практической работы, недооценивая методологические проблемы, стоящиеперед психотехникой как новой наукой, новой специальностью.Буквально спустя две недели (21 февраля 1930 г.) на перевыборах правления Всероссийского психотехнического общества И.Н. Шпильрейн снова поднял больной вопрос подготовки психотехников, отметив небольшие, но реальные успехи: правление добилось организации ©правильных курсовª при II Московском государственном университете, есть подробные публикации в журнале ©Психофизиология и психотехника трудаª о подготовке психотехников, работников профподбора и профконсультации в других странах, был публичный диспут об элементах профессиональной подготовки работников профессионального подбора, в котором приняли участие ученыепсихотехники и ученые пограничных областей[15,c.251]. Летом 1931 г. (6 июня), на фоне развернувшейся активной кампании критики и самокритики, резко идеологизирующейся ситуации в науке, на собрании ячейки ВКП(б) Государственного института психологии, педологии и психотехники (ГИППП) в принятойрезолюцииподчеркивалось, что решение всех больших задач, выдвигаемых практикой соцстроительства перед психологией, ©возможно лишь при создании достаточного большевистского кадра психологовмарксистов и обеспечения преподавания психологии во всех соответствующих вузах и техникумахª[16,c.391]. Былиочевидны трудности воплощения резолюции, т.к. в программах Наркомпроса совершенно отсутствовали психология и психотехника; психологические кафедры пыталисьликвидировать даже в таких педвузах, как Академия коммунистического воспитания (АКВ), Институт им. К. Либкнехта; психология и психотехника рассматриваются как часть педологии, их преподавание сокращалосьили совершенно исключалось.Преодолеть вредное для дела социалистического строительства отношение к психологиии психотехникеячейка ВКП (б) ГИППП решила через ©кадровый вопросª и постановила:©поставить вопрос об организации специального вуза для подготовки психологов, психотехников и педологов;включить в программы вузов, особенно педагогических, психологию и психотехнику как обязательные предметы, отводя на них должное количество часов;подготовку аспирантов психологов и психотехников проводить с непрерывной производственной практикой на крупных заводах, совхозах, колхозах, в учебных заведениях, издательствах,учреждениях военного ведомстваª[там же].Тогда же в печать вышли документы, означающие создание институций, закрепляющих основные организационные позиции психотехники как науки и практической деятельности, и все, что было сказано на специальном заседании Московского отделения Всероссийского психотехнического общества6 июня 1930 г., было воплощено в проектахбудущего института и профиля психотехника.В проекте структуры Института промышленной психотехники обговаривался срок обучения ‬3 года и планируемые отделения: школьной психотехники (специальности: сельскохозяйственная, индустриальная и для школысемилетки), психотехники для ФЗУ, ШУМП и техникумов; профконсультации при органах учета и распределения рабочей силы; психотехники на предприятиях промышленности, транспорта, социалистического сектора сельского хозяйства и в РККА (с шестого семестра), психотехники воздействия (с шестого семестра выделяется специальный цикл по воздейственной психотехнике для специализации в области психотехники антирелигиозной работы, политпросветработы, радио, кино и т.д. и в области пропаганды безопасности ‬в целях борьбы с промышленным травматизмом)[17]. Предполагалось в целях концентрации подготовки психотехнических кадров средней квалификации (лаборанты, статистики, счетчики и т.д.) и переподготовки психотехников всех специальностей создать сеть различных курсов при организуемом Институте психотехники вместо существующей сети разрозненных по различным центрам и ведомствам курсов, до сих пор не имеющих единого методического центра. После IВсесоюзного съезда по психотехнике и психофизиологии труда (2025.05.1931 г., Ленинград) психотехники дорабатывали материалыпрошедшего съездаи обсуждалиплан работы по созданию вуза, краткосрочныеи заочныекурсов для подготовки психотехников и психофизиологов, повышению квалификации[18, с. 75]. Совершенно закономерно 25 июля 1931 г. появилось Постановление совещания в группе университетов Сектора кадров Наркомпроса об организации психотехнического вуза. Было решено организовать Психотехнический институт в Москве или около, привлекая к организации ВСНХ СССР, НКЗем СССР, НКПС и НКТ РСФСР на основах хозяйственных договоров, определяющих контингенты приема студентов за их счет и контингенты выпусков для договаривающихся хозорганизаций и с привлечением ресурсов: научные сотрудники из ГИППП; студенты вечерних старших курсов ‬из существующих психотехнических отделений педвузов (Ленинградского им. Герцена и МПИ); общежитие ‬то, что принадлежит педологопсихотехническому отделению МПИ. Структурно Психотехнический институт должен был состоять из отделений: рационализации труда, профконсультации, воздейственной психотехники, школьной психотехники, ФЗУ, ШУМП и техникумов. Предвидя в ближайшее время появление большого количества обученных психотехников, руководство подготовило Проект профиля работника в области психотехники[19]. В первую очередь, требования касались общетеоретической подготовки психотехника, овладения им марксистсколенинской методологией иумения прилагать ее к решению конкретных вопросов своей области, а так же ‬активное участие в социалистическом строительстве вподготовке и распределениикадров и рационализации труда и быта; хорошаяподготовкапо общественным, политическим и философским наукам, по естественным наукам (биология, анатомия, физиология центральной нервной системы, философия и история естествознания), по психологическим и педологическим наукам (марксистские основы психологии, история психологии, различные течения в психологии и их критика, дифференциальная психология, экспериментальная психология, возрастнаяпедология и др.). Психотехникдолжен знать: основы психотехники и конкретные области ее применения; важнейшие производства, тенденции развития производственного и трудового процесса и изменения типа профессий; психологические особенности важнейших видов профессионального труда в промышленности, сельском хозяйстве, транспорте, в военной работе и роль психологического фактора в определении профессиональной квалификации в условиях социалистических форм труда[там же, с. 401].Знания психотехника на отделении рационализации труда касались: основных линий трудового процесса по избранной специальности, техники безопасности в избранной специальности, условий безопасной работы и ее пропаганды, условий и методов производственного обучения и тренировки; на практике он должен принимать участие в оздоровлении труда, в рационализация труда и отдыха, орудий труда, условий труда, борьба с производственной утомляемостью[20]. Через три месяца кафедра психотехники института им. Герцена предложила свои ©Требования, предъявляемые психотехнику в соответствии с содержанием работы на перечисленных шести участках и их отражение в учебном плане подготовок аспирантовª[21]и профиль психотехника. Главными видами деятельности психотехника в 1932 г. были определены исследования психологического анализа профессий, методологии и методики психотехнических испытаний, работоспособности, упражняемости, утомляемости и влияния различных производственных факторов на состояние психофизиологических функций, т.е. профессиография, психофизиология труда. Были разработаны специальные и дополнительные требования к знаниям и навыкам работы психотехника в фабричнозаводских семилетках (ФЗС), профконсультационном бюро, школах фабричнозаводского ученичества (ФЗУ), промышленных предприятиях. Пожалуй, только профиль психотехника для промышленного предприятия имел отличие за счет дополненных умений проведения мероприятий по борьбе с браком, борьбе с травматизмом (в том числе тренажучастие в выработке соответствующего воздейственного плаката), анализа профессий и специальностей с точки зрения возможности технической ихреконструкции и рационализации трудового процесса. Психотехник на предприятии, кроме прочего, должен знать принципы и методы разработки и применения воздейственных мероприятий (плаката и т.п.). Что касается профиля психотехника, работающего в НИИ, то он не предполагал особых умений и знаний по сравнению с другими профилями и определялся в каждом отдельном случае типом данного института, содержание работы которого протекает в основном по одному из данных направлений. Через год после проведения реактологической дискуссии сотрудник ГИППП П.И. Размыслов, критикуя работу института за недостаточную психотехническую деятельность, писал: ©слаба работа психотехнического сектора, т.е. того сектора, который по решению Наркомата рабочекрестьянской инспекциидолжен занимать одно из первых местª[22]и видел причину в том, что ©руководящие работники психотехнического общества мечутся между НКТ ‬НКП(Наркоматом труда ‬Наркоматом просвещения), не желая работать в ГИППП. В результате ‬распыление имеющихся психотехнических сил, низкий уровень важнейшего участка теоретической работыª[там же]. П.И. Размыслов отметил отсутствие курсов психотехников в педвузах, а в МГПИ на подростковой секции педологического отделения (вместе с профотбором и профориентацией) ‬©ретивые педологи пединститута ‮изничтожилиˮ эти дисциплины как хламª[там же]. В марте 1932 г. о необходимости срочного открытия специального вуза заявил практик ‬на IУральском областном съезде психотехников и психофизиологов труда Председатель Уральского областного отделения ВОПиПП Г.И. Нецкий одним из условий, гарантирующих развитие психотехнической работы во второй пятилетке, отмечал ©скорейшее разрешение вопроса о подготовке психотехников в специальном вузе, непосредственно ориентированного на темпы развития практической работыª[23, с. 10]. Затягивание с открытием такого вуза ©создало исключительно острое положение с психотехническими кадрами и является ярким показателем недооценкизначения и темпов развития психотехнической работыª[там же]. Г.И. Нецкий приводил конкретные цифры: на 26 уральских учреждениях работают 20 специалистов, в то время как требуется 100; реально же выпускается не более 3035 психотехников в год на всю страну. Он предложил организовать подготовку психотехников на Урале, т.к. именно там особенно активное развитие отрасли.Сотрудник психотехнической лаборатории Института охраны труда Г.А. Ротштейн в своей деятельности напрямую столкнулся с проблемой плохо обученных лаборантов ‬молодых людей со средним образованием, во множестве работающих в психотехнических лабораториях ивыполняющих несложные работы экспериментального или счетного порядка. Поработав, они приобретали некоторую психотехническую квалификацию, становились средним психотехническим персоналом, их можно было бы, обучив, перевести в разряд высшей категории, и ©при существующей острой нужде в квалифицированных психотехниках, правильное разрешение этого вопроса могло стать мощным фактором в пополнении психотехнических кадровª[24]. Через организацию кратковременных курсов повышения квалификациирешить эту проблему не получается в силу краткосрочности и случайности курса. Нужна, по мнению, Г.А. Ротштейна, планомерная учеба, организованная при крупных психотехнических учреждениях Москвы, Ленинграда, Харькова, где много преподавательских кадров, где можно организовать полуторадвухгодичные курсы повышения квалификации, где можно было бы, не отрываясь от практической работы, пополнять свой теоретический багаж и получить возможность к переходу в высшую категорию работников. Программа курсов должна быть единая, разработанная ©авторитетным органом (психотехническое общество) всоответствии с профилем психотехникаª[там же].Еще один голос от рядового психотехника ‬С. СумШик из Ленинграда. Отмечаянехватку психотехников и их плохуюподготовку, он подчеркнул, что онине могут изучать наличный состав рабочей силы, профессиональный ее отбор с целью перераспределения. ©Органы, которые, казалось, бы должны быть заинтересованы в разрешении вопросов о подготовке кадров психотехниковпрофконсультантов, спокойно относятся к тому, что в титульный список институтов, открываемых в текущем году Наркомпросом, психотехнический вуз не включен. …Наркомпрос лишил соответствующих ассигнований психотехническое отделение ленинградского педагогического института им. Герцена, где готовятся кадры психотехников, и отделение лишено возможности произвести новый набор слушателей в 1932 годуª[25, с. 63]. Психотехники всерьез обеспокоилисьослаблением и ликвидацией деятельности по профессиональному отбору.Курсы повышения квалификации, тем не менее, проводилисьпри правлении ВОПиППв 1934 г.[26].Курсы были рассчитаны на повышение квалификации младших сотрудников лабораторий, лекции читались два раза в неделю по 4 часа. Всего было прослушано по общей психологии ‬79 ч., вариационной статистике ‬33 ч., организации и рационализации научноисследовательской работы ‬8 ч., физиологии нервной деятельности ‬40 ч. Каждый цикл прослушало по 30 человек.Докладчики с сожалением отмечали, что весь намеченный курс провести за зиму 1933/34 г. не удалось, не пройденными оказались: дифференциальная психология (И.Н. Шпильрейн), психотехника (С.Г. Геллерштейн) и семинар по Штерну (И.Н. Шпильрейн), рассчитанныетакже и на старших научных работников. Курсанты просили ввести практические занятия по психологии и физиологии нервной деятельности; размножить стенограмму курса статистики; чаще проводить проверку знаний; начать следующий учебный год с 1 октября.Признав, что запланированные кратковременные курсы оправдали себя, но разрослись в двухгодичные, Правление постановило ходатайствовать в ВЦСПС о легализации двухгодичных психотехнических курсов, открыть прием на курсы московских и местных работников, просить учреждения, командирующие слушателей, ассигновать по 200 руб. за слушателя.Вместе с организационной практикой, предлагаемой отдельными структурами психотехнического общества, некоторыеработники делали попытки осмыслить практическую деятельность психотехников, работающих в вузе. Практикоориентированная деятельность в вузах реализовывалась в работе психотехнических лабораторий рядавузов, например, в Московском нефтяном институте,в Коммунистическом университете им. Свердлова, в Коммунистическом университете трудящихся востока, в Московской промышленной академии, в Станкине, были еще психогигиенические кабинеты в некоторых вузах, существовавшиепорой с 1926 г. С. Розенфельд из Среднеазиатского коммунистического университета (Ташкент), предлагая описание своеобразной ©службы психологической поддержкиª, основными задачами психотехников в вузе считал рационализацию учебнопроизводственного процесса и рационализацию учебной деятельности учащихся[27]через решениепедагогических вопросов: выяснениеспособностейкаждого студента в отдельности и особенностей группы в целом, ©правильныйª набор студентов в учебные группы, подбор соответствующих для них методов, программ, разработкаучебнойнагрузкии бюджетавремени студентов, изучениетиповотстающих студентов и выработкамер борьбы с отсталостью, установлениезависимостимежду умственным развитием и успеваемостью студентов[там же, с. 119]. Основная методологическая база проводимой работы ‬марксистсколенинская. Главным фактором, формирующим поведение человека, было признановлияниесоциальной среды, изучаемая как анкетами, схемами, так и исследованием живой жизни окружающей действительности. В апреле 1933 г. вопрос о психотехнике в вузах и втузах обсуждалсяотдельным вопросом на пленуме Московского отделения ВОПиПП[28]. Докладывал В.М. Экземплярский. Причиной его выступления стало Постановление ЦИК СССР от 19 сентября 1932 г. ©Об учебных программах и режиме в высшей школе и техникумахª, где ксоветскомуспециалиступредъявлялись требованиявысокойквалификации, овладение глубокими знаниями научных основ современной техники, знаниясистемы советского хозяйства и его планирования, в связи с чем ЦИК СССР предложил наркоматам пересмотреть список специальностей в вузах, втузах и техникумах для максимального сокращения номенклатуры специальностей, чтобы дать специалисту широкую общенаучную и общетехническуюподготовку для полного овладения специальностью. Встране была проведена широкая дискуссия по вопросу о профиле специалистов. Вместо 950 существовавших до выхода этого постановления специальностей к середине 1935 г. установлено только 275 более широких специальностей. Существенно изменились учебные планы и программы: увеличились часы на общенаучную и общетехническую подготовку специалистов, а часы на специализацию сократились с 35% до 17%.В.М. Экземплярский сразу же обратил внимание на туманность задач для психотехников в вузах и втузах, отсутствие методологических подходов к их разрешению. Ему было очевидно ‬работа психотехнических лабораторий в вузах и втузах не сводится к чисто практическим мероприятиям, психотехническая лаборатория должна одновременноставить исследовательские задачи и задачи практического характера. Из Постановления для психотехников следовало: обеспечить учащимся выбор факультета и специальности соответственно их желаниям и способностям; обеспечить возможность максимального проявления инициативы и самостоятельности в работе студентов, для чего необходима ее рационализация. Если преподаватель отвечает за работу группы в целом и за индивидуальную работу каждого отдельного студента, то психотехник должен помочь преподавателю в понимании способностей учащегося.Мог ли вузовский психотехник включиться в профконсультационную работу по комплектованию вузов и втузов? Отсутствие профилей специалистов и профессиограмм высшихпрофессий, отсутствие хороших методов определения индивидуальных особенностей учащихся, слабая изученность общего и технического интеллекта мешали решить эти задачи. Психотехники и психотехнические лаборатории смогли быт включиться в процесс учебной работы помогая педагогам в индивидуализации их работы и помогая студентам общими рационализаторскими указаниями (решать вопросы режима учебного дня, распределения учебных занятий в пределах каждого дня).Подытоживая обсуждение доклада, И.Н. Шпильрейн (Институт труда в военной промышленности) отметил важность обсуждения вопроса о психотехнике в деле народного просвещения, где ничего не получается, и Наркомпрос не идет навстречу. С сожалением онподчеркнул, что полностью отвечать за этот участок работы можно будет при законодательно утвержденных критериях психотехнической квалификации. Как следствие, появилась другая проблема: будто бы предложением одного гражданина об организации во всех рабочих клубах, в парках культуры и отдыха о создании психотехнических аттракционов (чтобы человек мог испытать свою память, внимание т.д. за5 или 10 коп.) заинтересовались ВЦСПС и другие государственные структуры и дали положительный отзыв. То, что ©психотехнику подают под видом аттракционаª, следует отнести за счет недостаточного государственного регулирования работы, которого психотехники безрезультатно добиваются в течение 7 лет. Наркомпрос этим делом не занимается, хотя там признается важность психотехнической деятельности в народном образовании, но все както останавливаются перед организационным его внедрением. В.М. Экземплярскийже считал, что может помочь другой наркомат ‬Наркомтяжпром[там же, с. 174].И снова решили: организовать постоянную комиссию или сектор при правлении общества, который бы занимался вопросом о высшей школе, обратиться в правительство о проведении этого вопроса в Наркомтяжпроме или Наркомпросе; доказывать свою выгодность выполнением социальных заказов, не забывая самокритику; популяризировать достижения и доводить их до широкой публики.Попытки организовать высшее профессиональное образование для подготовки психотехников в СССР были безуспешными, хотя планировать его начали с 1927 г. Как известно, в 1935 г. арестовали И.Н. Шпильрейна, и 1936 г. был последним для советской психотехники.Почему же не было введено психотехническое образование, почему Правление ВОПиПП не смогло довести до конца организацию психотехнических вузов, несмотря на частые заверения с их стороны собственной нужности. Тому несколько причин. Психотехника не была такой уж популярной ивсем понятной. И.М. Бурдянский на перевыборах Правления ВОПиПП в 1930 г. приводил такой факт ©многие товарищи не могут выговорить слова ‮психотехникаˮ‬это фактª [15, с. 261]. Психотехники принадлежали к разнымведомствам: Наркомпросу, Наркомздраву, Наркомтруду, Наркомтяжмашу, между которыми не было согласованности в использовании психотехнической деятельности. Они сами были против одного©хозяинаª; в 1928 г. Шпильрейн писал: ©Чрезвычайно важно для установления некоторого распорядка внутри работы соединение усилий всех заинтересованных ведомств (НКТ, Наркомздрав, Наркомпрос, ВСНХ и ВЦСПС). Попытки сконцентрировать всю психотехническую работу в рамках одного ведомства неудачны и приведут к совершенно излишним и вредным для научной критики ведомственным трениямª [7, с. 75]. Они думали, что, подчиняясь разным ведомствам, смогут связать психотехнику со всеми областями хозяйственной и общественной жизни. Психотехники могли работать в лабораториях разных наркоматов и ведомств, представляя свой проект как несколько различных.Практические результаты их незначительны: профотбор есть лишь в нескольких пунктах республик, профконсультационных бюро почти нет; не могут планировать развитие своей организации, т.к. плохо получается межведомственное взаимодействие при создании психотехнических лабораторий; планирование натыкается на жесткую бюрократическую систему централизации, когда периферийные лаборатории имеют право лишь исполнять задания из центра по навязанным им методам, что ограничивает возможности местных лабораторий, и не дает центру возможности руководить провинциальными лабораториями, т.к. у него нет для этого полномочий. Лаборатории были не связаны друг с другом, не обмениваются опытом, не знают, где, что и как делается. Мало законодательных актов, регламентирующих психотехнические работы, что говорит о незаинтересованности государства в работе психотехников [29, с. 370].

Ссылки на источники1.Стоюхина Н.Ю. Дифференциация психологического знания в высших учебных заведениях России начала ХХ века // Высшее образование сегодня. 2008. № 7. C.3235.2.Стоюхина Н.Ю. Из истории преподавания психологии в советских школах и вузах в 19201930х гг. //Методология современной психологии. 2016. С. 421435. 3.Стоюхина Н.Ю. Методика преподавания психологии: история, теория, практика. Учебное пособие. М.: Флинта, 2009. 184 с.4.Стоюхина Н.Ю. Из истории преподавания психологии в советской школе: уроки психологии как элемент гражданской идентичности школьников в СССР // Дополнительное профессиональное образование в условиях модернизации: материалы восьмой всероссийской научнопрактической интернетконференции (с международным участием). Под науч. ред. М.В. Новикова. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2016. 200 с. С. 183189.5.Стоюхина Н.Ю. Преподавание психологии в школе: Россия ХХ век. Хрестоматия. Нижний Новгород: Нижегородский институт экономического развития, 2004. 314 с. 6.Стоюхина Н.Ю. ©Нотовскоеª образование как первое психологоэкономическое образование // Экономическая психология: прошлое, настоящее, будущее. 2014. № 2. С. 6774. 7.Шпильрейн И.Н. Психотехника и профотбор // Общественные науки в СССР. 19171927: сборник; под ред. В.П. Волгина, Г.О. Гордона, И.К. Луппола. ‬М.: Работник просвещения, 1928. ‬342 с. С. 7076. 8.Шпильрейн И.Н. Основные задачи и9.

современное положение психотехники // Психофизиология труда и психотехника. Всесоюзная конференция по психофизиологии труда и профподбору, 1я. Москва, 29 мая ‬3 июня 1927 г. Сб. под ред. И.Н. Шпильрейна. М.: Гомедиздат, 1929. 251 с. С. 913. 10.Пленум 29.05.1927// Психофизиология труда и психотехника. Всесоюзная конференция по психофизиологии труда и профподбору, 1я. Москва, 29 мая ‬3 июня 1927 г. Сб. под ред. И.Н. Шпильрейна. М.: Гомедиздат, 1929. 251 с.11.Шпильрейн И.Н. Психотехника в реконструктивный период. Стенограмма доклада в Коммунистической Академии 2 декабря 1929 г. и прений по докладу с предисл. И.М. Бурдянского. М.: Издво Комакадемии, 1930. 96 с.12.Резолюция психотехнической секции I Всесоюзного съезда по изучению поведения человека. Ленинград. 25.0101.02.1930 г.// Психотехника и психофизиология труда. 1930. № 23. С. 234237.13.Педологическое отделение педфака II МГУ в 192930 г. // Психотехника и психофизиология труда. 1930. № 4. С. 342345.14.Инструкция НКТ СССР от 13 июля 1930 г. по проведению профессионального отбора и профконсультации при осеннем наборе 1930 г. в школы ФЗУ И ШУМП // Психотехника и психофизиология труда. ‬1930. ‬№ 5. ‬С. 433436. 15.Шпильрейн И.Н. Доклад по вопросу о профессиональной подготовке работников по профоподбору. Заседание Московского отделения ВПО 06.02.1930 г. (Сокращенная стенограмма) // Психотехника и психофизиология труда. 1930. № 23. С. 269284.16.Перевыборы правления Всероссийского психотехнического общества // Психофизиология и психотехника труда. 1930. № 23. С. 250263.17.Итоги дискуссии по реактологической психологии. Резолюция общего собрания ячейки ВКП(б) Государственного института ППиП от 06.06.1931 г. // Психотехника и психофизиология труда. 1931. № 46. С. 387391. С. 391.18.Организация психотехнического вуза // Психотехника и психофизиология труда. 1931. № 46. С. 400.19.Материалы бригад, созданных на I Всесоюзном психотехническом съезде, доработанные после съезда // Советская психотехника. 1932. № 12. С. 7477.20.Проект профиля работника в области психотехники // Психотехника и психофизиология труда. 1931. № 46. С. 400401.21.Ориентировочная схема профиля работника в области психотехники в зависимости от отделения // Психотехника и психофизиология труда. 1931. № 46. С. 401.22.Требования, предъявляемые психотехнику в соответствии с содержанием работы на перечисленных шести участках и их отражение в учебном плане подготовок аспирантов // Советская психотехника. 1932. № 12. С. 130131, № 3. С. 248251.23.Размыслов П. Больше внимание психологии // За коммунистическое просвещение. 1932. 12 августа. С. 4. 24.Нецкий Г.И. Состояние и перспективы развития психотехнической работы в Уральской области / Психотехника и физиология труда. Материалы к I Уральскому областному съезду психотехников и физиологов труда. В. 1. Свердловск, 1932.65 с. С. 511. 25.Ротштейн Г.А. Как быть с лаборантами // Советская психотехника. 1933. № 2. С. 172.26.СумШик С. Психотехнику ‬на службу социалистическому строительству // Вопросы труда. 1932. № 56. С. 6263.27.О курсах психотехники при правлении ВОПиПП //Советская психотехника. 1934. № 4. С. 399. 28.Розенфельд С. К постановке психотехнической работы в вузах (По материалам Среднеазиатского коммунистического университета) // Советская психотехника. 1932. № 12. С. 118121. 29.Экземплярский В.М. Психотехника в вузах и втузах. Доклад на пленуме московского отделения ВОПиПП 5 апреля 1933 // Советская психотехника. 1934. № 3. С. 172187.30.Стоюхина Н.Ю. Психология воздействия в советской психотехнике: 19201930е гг. Ярославль: РИО: ЯГПУ, 2016. 429 с.