Финансовая устойчивость пенсионного фонда РФ в долгосрочной перспективе

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Пудовкина О. Е., Тихонов Ю. А. Финансовая устойчивость пенсионного фонда РФ в долгосрочной перспективе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – С. 1521–1525. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970319.htm.
Аннотация. В статье авторами выявлена проблема нарастания демографической нагрузки на пенсионную систему, что является причиной существенного недостатка средств в обязательном пенсионном страховании. Авторами сделан вывод о необходимости формирования накопительной пенсии, которая является элементом действующей системы государственной системы пенсионного страхования.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Пудовкина Ольга Евгеньевна,кандидат экономических наук,доцент кафедры «Экономика и управление» Сызранского филиала ФГБОУ ВПО Самарский государственный экономический университет,г. Сызрань olechkasgeu@mail.ru

Тихонов Юрий Алексеевич,кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и управление» Сызранского филиала ФГБОУ ВПО Самарский государственный экономический университет, г. Сызрань

Финансовая устойчивость пенсионного фонда РФ в долгосрочной перспективе

Аннотация.Встатье авторами выявлена проблема нарастания демографической нагрузки на пенсионную систему, что является причиной существенного недостатка средств в обязательном пенсионном страховании. Авторами сделан вывод о необходимости формирования накопительной пенсии, котораяявляется элементом действующей системы государственной системы пенсионного страхования.Ключевые слова:пенсионная система, Пенсионный фонд, демографический кризис, пенсионные накопления.

При оценке текущих и долгосрочных последствий пенсионной реформы главное место уделяется проблеме так называемой «нагрузки» пенсионной системы на экономику страны в целом и на условия «развития бизнеса». При этом общественному мнению, по сути, навязывается аксиома о недопустимом объеме государственного финансирования пенсионной системы, который провоцирует текущий дефицит бюджета ПФР и его неконтролируемый рост по причине «демографической угрозы».Чаще всего в качестве «фактора страха» используется демографический кризис, следствием которого предлагается признать сокращение рабочей силы по причине снижения рождаемости, с одной стороны, а с другой –рост численности пенсионеров, связанный с увеличением продолжительности их жизни после наступления старости. Исходя из линейной зависимости продолжительности жизни граждан «на пенсии» и финансовых расходов на них предлагается простой вывод, что при солидарнораспределительной пенсионной модели, финансируемой из текущих поступлений, демографический кризис неизбежно приведет либо к чрезмерному росту нагрузки на страхователей (или федеральный бюджет), либо к снижению пенсий до неприемлемо низкого уровня.В противоположность солидарному способу пенсионного обеспечения в накопительной системе негативное влияние демографического кризиса проявится, с одной стороны, через уменьшение размера пенсионных выплат (что связано с большей продолжительностью предстоящей жизни, учитываемой при покупке аннуитета), а с другой –через сокращение суммы благ, которые можно приобрести на пенсию, так как изза увеличения числа пенсионеров спрос на них повысится, тем самым провоцируя в рыночных условиях удорожание этих благ.Но существует долгосрочный риск, связанный с накопительной моделью по причине циклических финансовых кризисов, требует надежных государственных гарантий сохранности и доходности. А в условияхнедоразвитого российского финансового рынка (по оценкам, на конец 2015 года накоплено 4,8 трлн. руб.) обеспечить стабильный инвестиционный доход, хотя бы превышающий темпы инфляции, практически невозможно.Проанализируем данную ситуацию.Объем пенсионных сбережений населения России по состоянию на конец 2015 года составил 4,8 трлн. рублей (5,9% ВВП), что сопоставимо с данным показателем во многих европейских государствах, однако он существенно меньше, чем в среднем в странах, входящих в ОЭСР.Кроме того, в активах пенсионных фондов большинства стран существенную долю составляют вложения в инструменты фондового рынка (согласно данным ОЭСР, около 20% пенсионных сбережений в мире инвестируются в акции, 50% –воблигации), в то время как в России в структуре инвестиций пенсионных активов наибольший удельный вес имеют инструменты с фиксированной доходностью, а на долю акций приходится объем вложений, значительно отстающий от среднемировых показателей. Таким образом, пенсионные сбережения россиян попрежнему не являются значимым источником предложения долгосрочного фондирования для субъектов экономики. Невысокий удельный вес пенсионных активов на рынке капитала не позволяет говорить о том, что в краткосрочном периоде они станут основой внутреннего инвестиционного спроса, создающего условия для привлечения международных инвесторов и стабилизирующего финансовый рынок в периоды волатильности.Введение моратория на перечисление средств пенсионных накоплений в период 2014–2015 годов и продление моратория на 2016 год на фоне недостаточного понимания населением механизма заморозки формируют условия для снижения доверия населения к накопительному элементу пенсионной системы, что влечет за собой уменьшение прироста долгосрочных инвестиций не только в 2014–2016 годах, но и в последующие периоды. В то же время произошедшие в последние годы изменения в регулировании позволят институциональным инвесторам в дальнейшем значительно диверсифицировать вложения и получать доходность, превышающую в своем темпе рост потребительских цен. Отмена правила компенсации убытков по итогам каждого года будет способствовать диверсификации инвестиций негосударственных пенсионных фондов, вошедших в систему гарантирования, в сторону более доходных инструментов фондового рынка. Это позволит обеспечить стабильный внутренний инвестиционный спрос на акции и облигации российских компаний. Переход Банка России к инфляционному таргетированию, а также активное развитие рынка облигаций с процентными ставками, привязанными к инфляции, создаст возможность инвестировать в долгосрочные активы, приносящие положительную реальную доходность.Темпы инфляции за 12лет ее существования ежегодно превышали 7 %, кроме 2012 и 2013 гг.В связи с этим доходность на уровне 7 % будет означать не сохранение, а прямую потерю пенсионных прав, и как минимум равняться темпам индексации расчетного пенсионного капитала и назначенных пенсий, что крайне маловероятно.Но в 2016 году она уже равнялась 5,4%. Поэтому переход к таргетированию инфляции и снижение ее уровня до уровня 4%. Позволит повысить привлекательность и долговых инструментов(Слайд 5).

Инфляция в процентах за период с 2004 по 2016 гг.00420052006200720082009201020112012201320142015201611,710,99,011,913,38,88,86,16,66,511,412,95,4

Капитализация российского рынка акций по итогам 2015 года достигла 28,8 трлн.рублей (35,6% ВВП), что существенно ниже среднемирового уровня, составляющего 82,3% мирового ВВП, на начало 2015 года 29% или 23,5 трлн.рублей.Коэффициент цена/прибыль российского рынка акций в четыре раза ниже американского и в два раза ниже китайского, что характеризует чрезвычайно высокое требование инвесторов к премии за российский риск в текущих геополитических условиях при одновременно низком уровне инвестиционного климата и доверия к корпоративному управлению в публичных акционерных обществах.Поэтому предстоит еще большая работа по улучшению инвестиционного климата и об значительном потенциале роста российского фондового рынка.В периодс 2013 по 2016 г. объем внутреннего долгового рынка Российской Федерации вырос с 9,4 до 16,2 трлн. рублей или с 13,3% до 19,5% ВВП. В среднем ежегодно рынок увеличивался примерно на 20%. За указанный период сегмент государственных ценных бумаг вырос на2,3 трлн. рублей, до 6,1 трлн. рублей, а сегмент корпоративныхоблигаций –на 4,2 трлн. рублей, до 9,4 трлн. рублей. При этом рынок корпоративного долга показал несколько лучшую динамику, увеличиваясь ежегодно на 22,1% против 17,7% по сегменту государственного долга.На текущем этапе емкость российского рынка государственных облигаций в рублях пока еще заметно уступает большинству рынков облигаций в национальных валютах ряда других стран, сопоставимых с Россией по уровню экономического развития. Вместе с тем, учитывая, что в предстоящем периоде ежегодные валовые заимствования составят в среднем около 1,6 трлн. рублей, то есть возрастут по сравнению с 2016 г. на 60%, рынок гособлигаций России имеет существенный потенциал роста. В случае выполнения в полном объеме программ государственных внутренних заимствований, к 2019 г. объем рынка государственных ценных бумаг возрастет на 3,3 трлн. рублей, до 9,4 трлн. рублей или с 7,4% до 9,5% ВВП. При этом прирост за трехлетний период составит 53%, что почти в 1,5 разапревысит соответствующий показатель за период 20132016 гг. (39%).Таким образом финансовый рынок в Российской Федерации обладает необходимым потенциалом по объему и доходности. Необходима только система страхования таких вкладов для снижения рисков. В связи с развернувшейся полемикой относительно демографически обусловленного «катастрофического роста» текущего и прогнозируемого дефицита пенсионного бюджета в распределительной части, необходимо уточнить, что с правовых позиций проблемы дефицита бюджета пенсионной системы как недостатка средств на выплату пенсий попросту не существует. Система государственного пенсионного обеспечения финансируется не только из текущих страховых отчислений, но и за счет общеналоговых поступлений из федерального бюджета.Такая практика финансового обеспечения государственных пенсионных обязательств исторически апробирована и полностью одобрена как национальными финансовыми системами, так и международными организациями, которые координируют экономическую и социальную политику государств независимо от их политического строя.Как указывает Соловьев А.К.д. э. н., проф. Финансового университета при Правительстве РФ, директор Центра прикладных актуарных исследований НИУ ВШЭнеобходимо объективно оценивать масштаб влияния демографической нагрузки на экономику, который весьма далек от катастрофического уровня, и уж тем более не возрастает с учетом реального роста ВВП и инфляции.В доказательство приводятся следующие данные(таблица 1).Исходя, из данных таблицы ВВП в 2014 году равен 71162,5 млрд. руб. В 2050 году ВВП будет равен 890895,8 млрд. руб. Если применить формулу сложных процентов, то ежегодное увеличение ВВП должно составить не менее 7,2%. Но такой уровень роста ВВП неможет быть обеспечен текущей моделью экономического развития, основанный на добыче и продаже углеводородного сырья. А если эти цифры включают и инфляцию, то реальное увеличение ВВП будет и того меньше. А это значит, что текущий дефицит пенсионного РФ будет значительно выше.Таким образом, пенсионная система с учетом нарастания демографической нагрузки имеет довольно существенный недостаток средств в обязательном пенсионном страховании, который может послужить значительной причиной финансовой дестабилизациив стране.Таблица 1Прогноз недостатка собственных средств в распределительном компоненте бюджета обязательного пенсионного страхования

Следует подчеркнуть, что поддержание указанного уровня недостатка собственных средств достигается путем жесткого контроля за индексацией не только уже назначенных пенсий, но и формируемых пенсионных прав в строгом соответствии с поступающими доходами пенсионного бюджета, а не с ростом зарплаты.Демографический фактор развития пенсионной системыТаблица 2Прогноз численности населения трудоспособного возраста (тысяч человек)

ГодыМоложе трудоспособного возрастаТрудоспособного возрастаСтарше трудоспособного возрастаТыс. человекВ % к общей численности населенияТыс. человекВ % к общей численности населенияТыс. человекВ % к общей численности населения200623389,816,490426,763,329000,220,3200722859,016,190188,263,429124,320,5200822591,116,089602,263,329368,320,7200922691,116,088926,363,029556,521,0201022881,116,287793,962,529990,421,3201524241,917,582036,559,332087,923,2202025807,218,976963,756,234105,924,9202525489,418,974814,155,434637,725,7203020472,714,277700,053,74652032,1

Это данные из доклада «Экономический рост » и проблемы трудообеспеченности в России до 20202026 годов. Данный доклад был подготовлен в 2006 году.Сценарные условия прогнозов численности постоянного населения Российской Федерации до 2030 г.(рисунок 1)

Рисунок 1

Данный позитивный сценарий изменения демографической ситуации разработанного Росстатом (Прогноз численности постоянного населения до 2030 г.разработан ПФР с учетом целевых ориентиров Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года).Прогноз численности получателей трудовых пенсий(рисунок 2)

Рисунок 2

Однако даже при обеспечении достаточно оптимистичных условий Концепции демографической политики удельный вес населения трудоспособного возраста(Слайд 12), составляющий в настоящее время 60,6 % от численности постоянного населения, по оценкам ПФР, в 2025 г. снизится до 54 %, а к 2030 г. –до 53,7 %. Тогда как доля лиц старше трудоспособного возраста за этот же период вырастет с 24 % до 27,5 % в 2025 г. и 28,7 % –в 2030 г.В течение прогнозного периода ожидается и учитывается в расчетах рост нагрузки пенсионной системы на экономику. При этом по оценкам ПФР, к середине 2030х гг. численность получателей трудовой пенсии сравняется с численностью наемных работников. Это произойдет за счет роста количества получателей трудовой пенсии, которое, вследствие роста ожидаемой продолжительности жизни, в период до 2030 г. увеличится в 1,26 раза: с 36,37 до 46,5 млн чел.В таких условиях накопительная пенсия является необходимым элементом действующей системы государственной системы пенсионного страхования.

Ссылки на источники1.Гражданский Кодекс Российской Федерации., Издво: ОмегаЛ, 2016. –571 с.;2.Информационный интернетресурс «Налоги». Точка доступа URL: http://www.netnalogu.ru/$;3.Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. Точка доступа URL: http://minfin.ru/ru/;4.Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. Точка доступа URL: http://www.gks.ru/