Развитие исследовательских умений в рамках школьного научного общества учащихся начальных классов «Эрудит»

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ифутина А. В., Давлетшина Л. Х. Развитие исследовательских умений в рамках школьного научного общества учащихся начальных классов «Эрудит» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – С. 1546–1550. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970324.htm.
Аннотация. Одной из эффективных форм обучения в современной начальной школе является исследовательская деятельность, представляющая собой специально организованную, познавательную творческую деятельность учащихся. Одним из основных направлений работы научного общества «Эрудит» является краеведческая деятельность. Именно на приобретение исследовательских умений построена работа научном обществе.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Давлетшина ЛарисаХарисовна, кандидат педагогических наук, заместитель директора по научнометодической работеМБОУ «Лицей при УлГТУ № 45», г. Ульяновскlarisochka2004@mail.ru

Ифутина АнастасияВладимировна,учитель начальных классов высшейквалификационной категории МБОУ «Лицей при УлГТУ № 45», г. Ульяновскifanawlad@yandex.ru

Развитие исследовательских уменийв рамках школьного научного общества учащихся начальных классов «Эрудит»

Аннотация. Одной из эффективных форм обучения в современной начальной школе является исследовательская деятельность, представляющая собой специально организованную, познавательную творческую деятельность учащихся. Одним из основных направлений работы научного общества «Эрудит» является краеведческая деятельность. Именно на приобретение исследовательских умений построена работа научном обществе.Ключевые слова: исследовательская деятельность, внеурочная деятельность, краеведение, научное общество учащихся

Одной из эффективныхформ обучения в современной начальной школе являетсяисследовательская деятельность, представляющая собойспециально организованную, познавательнуютворческую деятельность учащихся. По своей структуре она соответствуетнаучной деятельности, характеризующейся целенаправленностью, активностью, предметностью и сознательностью, её результатом является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.

В начальной школе важно выявить техучащихся, кто проявляет интерес к различным областям науки и техники, и помочь претворить в жизнь их проекты, вывести школьников на дорогу поиска в наукеижизни.Одной из форм развития исследовательских умений младших школьников является школьное научное общество –добровольное творческое объединение обучающихся, стремящихся совершенствовать свои знания в определенной области науки, искусства, техники и производства, развивать свой интеллект, творческий потенциал, приобретать умения и навыки научноисследовательской, экспериментальной и опытнической деятельности под руководством учителей школы. Целью школьного научного общества учащихся начальных классов «Эрудит»является создание условий для выявления и воспитания одаренных детей, организации учебноисследовательской деятельности младших школьников, формирования у детей исследовательского типа мышления, научного мировоззрения.Среди задачможно выделить следующие:1.Формирование единого школьного научного сообщества.2.Создание условий для удовлетворения интересов обучающихся к научноисследовательской деятельности.3.Создание оптимальных условий для ранней профориентации обучающихся.4.Обучение членов общества навыкам самостоятельной деятельности при поиске решений научноисследовательских проблем.5.Создание условий для творческой деятельности обучающихся под руководством специалистов высокой квалификации в различных отраслях науки и техники.6.Популяризация современных достижений науки, техники, искусства.Одним из основныхнаправленийработынаучного общества «Эрудит» является краеведческая деятельность. На занятиях младшие школьники исследуют факты и события, происходившие или происходящие на территории нашего края. Места, которые, так или иначе, связаны с темой исследования, отмечаются на интерактивной карте области флажком определенного цвета, соответствующего направлению деятельности. У каждого ученика есть портфолио, в котором он также фиксирует свои достижения. Наша задача заполнить карту большим количеством разноцветных флажков, чтобы для нас не осталось «белых» пятен на карте нашей малой родины.Как известно, общими исследовательскими умениями и навыками являются[2]:

определениепроблемы;умение задавать вопросывыдвижение гипотезыумение определять понятияумение классификации и сравненияпроведение экспериментовумение делать выводы и умозаключенияструктурирование текстаработа с источниками информациипредставлениеи защитасвои идеи.Именно на приобретение данных уменийпостроена работа научном обществе«Эрудит». Подробнее рассмотрим упражнения и задания, используемые на занятиях для развития обозначенных умений.Найти и сформулировать проблему зачастую важнее и труднее, чем её решить [1, с. 5]. В связи с этимпервостепенно необходимо научить детей видеть проблему. Для достижения данной задачина занятиях нами используются упражнения и задания, помогающие развитию умения видеть проблему. Например: «Посмотри на мир чужими глазами», «Составь рассказ от имени персонажа», «Составь рассказ, используя концовку», «Сколько значений у предмета», «Назови признаки предмета», «Тема одна —сюжетов много».Как только определена проблема, школьниксразу же пытается найти способы её решения. Для этого должна быть выдвинута гипотеза. Для развития умения выдвигать гипотезу можно использовать следующие упражнения:

–«Давайте подумаем вместе». При выполнении упражнения необходимо дать ответ на вопрос, почему происходит какоето событие или явление.–Упражненияна обстоятельства, когда для одного или нескольких предметов одновременно определяют степень полезности при определённых обстоятельствах.–Упражнения, предполагающее обратное действие. Здесь определяются обстоятельства, при которых предмет бесполезен или вреден.–«Найдите возможную причину события».Далее идет сбор материала, обобщение, реализация проекта и его защита. Для реализации данных этапов используется групповая форма работы. Группа делится на микрогруппы в зависимости от выбранных направлений работы. Теперь все дети–«следопыты», отправляясь в «экспедицию», каждый получает свое задание. Ответственные за поручения регулярно меняются, чтопозволяет каждому попробовать себя на том или ином поприще, а также дает возможность ребёнку оценить результаты своей и чужой деятельности:«руководитель» экспедиции»(отвечает за организацию работы в группе, следит за ходом работы, анализирует результаты); «штурман»(разрабатывает цели и задачи деятельности, определяет пути их достижения); «снабженец»(обеспечивает необходимым инструментарием); «журналист»(освещает ход работы и результаты деятельности, размещает информацию в классном уголке и школьной газете); «технические работники»(выполняют указания для достижения результатов работы). Воспитанники и руководитель общества «Эрудит» постоянно участвуют в открытых мероприятиях, делятся свои опытом и успешно защищают творческие проекты. В январе2016года на базелицеяпроходил областной научнометодический семинар по теме «Организация работы с одарёнными детьми в условиях образовательного учреждения на основе формирования социальнотрудовой компетентности», в рамках которого состоялось открытое заседание научного общества «Альтернативные источники электроэнергии». Итогом работы учащихся над исследовательскимипроектами сталоучастие в городском конкурсе проектов младших школьников «Аленький цветочек» (диплом 3 степени), научно –практической конференции «Наследие Поволжья» (диплом 1 степени), региональном туристкокраеведческом конкурсе на Кубок «АБВГД»(диплом 3 степени).Таким образом, исследовательская деятельность приводит к развитию творческого потенциала учащихся; созданию условий для приобретенияуниверсальных умений и навыков деятельности; созданию ситуации «успеха, подготовке ребят к жизни в современном мире, которому свойственно наличие проблемных ситуаций в различных сферах деятельности человека.

Ссылки на источники1.Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А.И. Савенков. –Самара: Учебная литература, 2004. –80 с.2.Шумакова,Н.Б Развитие исследовательских умений младших школьников / Н.Б. Шумакова, Н.И. Авдеева, Е.В. Климанова. –М.: Просвещение, 2011. –157 с.