О некоторых проблемных вопросах профессиональной ориентации молодежи при поступлении в образовательные организации системы МВД России и на службу в органы внутренних дел
Выпуск:
ART 970323
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Шелепова
М.
А.,
Петрова
А.
С. О некоторых проблемных вопросах профессиональной ориентации молодежи при поступлении в образовательные организации системы МВД России и на службу в органы внутренних дел // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 31. – С.
1541–1545. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/970323.htm.
Аннотация. В статье говорится о том, что в настоящее время профессиональной ориентации отводится новая роль – необходимость создания условий для психолого-педагогической поддержки молодежи в ее профессиональном самоопределении, помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определения реальных возможностей в освоении той или иной профессии, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Однако существует ряд проблем, имеющих также социально-психологический аспект, которые авторы и перечисляют.
Ключевые слова:
профессиональное самоопределение, молодежь, профессиональная ориентация, проблемы профессионального выбора
Текст статьи
Шелепова Мэри Амирановна,кандидат педагогических наук,начальник кафедрыкадровогоиморальнопсихологического обеспечения деятельностиОВД, Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, г. Тюменьshelepovam@mail.ru
Петрова Алла Станиславовна,кандидат педагогических наук,доцентAllaveta@mail.ru
О некоторых проблемных вопросах профессиональной ориентации
с молодежью на поступление в образовательные организации системы МВДРоссии и службу в органах внутренних дел
Аннотация.В статье говорится о том, что в настоящее время профессиональной ориентации отводится новая роль –необходимость создания условий для психологопедагогической поддержки молодежи в ее профессиональном самоопределении, помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определения реальных возможностей в освоении той или иной профессии, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Однако существуют ряд проблем, имеющих также социальнопсихологический аспект, которые авторы и перечисляют.Ключевые слова:профессиональное самоопределение, молодежь, профессианальная ориентация, проблемы профессионального выбора.
Вопросы, связанные с отбором, расстановкой, обучением и воспитанием личного составав органах внутренних дел, созданием устойчивого и высокопрофессионального кадрового ядра, способного эффективно решать сложные оперативнослужебные задачиявляются наиболее актуальными. Рольпрофессиональной ориентациикак необходимой данности всозданииусловий для психологопедагогической поддержки молодежив ее профессиональном самоопределении, помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определения реальных возможностей в освоении той или иной профессии, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке трудавесьма значима. В объективных реалиях продолжающегося реформирования Министерства внутренних дел Российской Федерации, возникает необходимость в обновлении подходов к организации профориентационной работы, в том числе ее форм и методов.Много сказано о проблемесовершенствования ранней профориентации на службу (учебу) в органы внутренних дел.
Трудности в осуществлении ведомственной профориентации связаны с рядом существующих противоречий в профессиональном самоопределении учащихся. Это и несоответствие доминирующей в российской школе ориентации на продажутрудаприродосообразным стремлениям подростков к личностно и нравственно значимому выбору профессии. Это инеготовностьсубъектов школьного педагогического процесса самостоятельно создаватьнеобходимые условия дляформирования нравственной основы жизненного и профессионального самоопределения учащихсяпри гуманистической направленностиразвития правоохранительной и образовательной систем. Это, с одной стороны, необходимостьсмещения в новых условиях акцента в профориентационной работе МВД России с профпросвещенияи профагитации на раннюю профориентацию, а с другой, недостаточнаяразработанность теоретических и организационных основ, обеспечивающих приобщение школьной молодежи к нравственным ценностям, нормам и традициям профессиональной правоохранительной среды.[1,2]В деле профессиональной ориентации существует в настоящее времянемало проблем, имеющих также социальнопсихологический аспект. Перечислимтолько некоторые из них:1.Профессиональная пропаганда не всегда эффективна в силу преобладания так называемой «черной информации» в СМИ (при этом контрпропаганда практически отсутствует), а также «серой» (обывательской) информации, основанной на выдергивании и передергивании конкретных фактов.2.Зачастую информация носит поверхностный характер; полицейскаяработа показывается в розовом свете, представляется доступной для любогожелающего, а стало быть, теряет свою привлекательность.3.Профессиональная агитация носит абстрактный характер, содержитнедостаточно конкретики (хотя периодически кадровые подразделения вынуждены работать с конкретными слоями населения в зависимости отстоящих кадровых задач: с демобилизованными военнослужащими срочной службы и офицерами вооруженных сил; выпускниками средних школ общеобразовательного профиля; педагогами; юристами; состоящими на учете в центрах занятости населения; спортсменами и т.д.).4.Отсутствует специальная справочная литература, в которой содержалась бы как пропагандистская информация, так и освещались бы многие служебные вопросы.5.Практически отсутствуют центры (кабинеты) профориентационной работы, где можно было бы получить необходимую консультацию по любому вопросу.6.В силу ряда причин не всегда удается выяснить истинные мотивы поступления на службу в органы внутренних дел.7.В настоящее время профориентационная работа среди молодежи начинается с 910х классов (это обусловлено во многом необходимостью создания классов полицейской профориентации с целью отбора кандидатовна учебу в образовательные организации системы МВДРоссии), что несколько запаздывает по времени.Представляется более целесообразным начинать данную работу с 56х классови проводить ее целенаправленно с усилением профессиональнопропагандистской направленности к 911му классу.Совершенствование работы по профессиональной ориентации молодежина службу в органы внутренних дел предполагает систематическое (постоянное) проведение мероприятий по выявлению кандидатов на службу средиразличных слоев населения, используя все направления этой работы.Для повышения эффективности профориентационнойработы необходимо улучшать качество взаимодействия органов внутренних дел со средствами массовой информации и общественными формированиями. Нужно активно внедрять современные информационные и коммуникационные технологии (интернет, мультимедийные и электронные средства связи), в том числе и для информирования населения об условиях службы в органах внутренних дел, имеющимися в системе органов внутренних дел профессиях.В качестве основных задач, обеспечивающих достижение цели, являются:
развитие взаимодействия органов внутренних дел со СМИ;
развитие взаимодействия органов внутренних дел с общественными объединениями.Совершенствование подготовки материалов пропагандистского характера, направленных на формирование положительного имиджа сотрудников органов внутренних дел, значительно повысит качество работы по профессиональной ориентациимолодежи на службу в органах внутренних дел. Освещение в средствах массовой информации деятельности органов внутренних дел следует проводить с учетом современных реалий, в том числе путем оказания содействия СМИ в подготовке постоянных рубрик, блоков информации, тематических передач на телевидении и радио.Активное использование возможностей общественно значимой (социальной) рекламы для информирования молодежи об основных направлениях деятельности подразделений МВД России также приведет к повышению уровня проводимых профориентационных мероприятий.Таким образом, в целях совершенствования профориентационной работы необходимы: скорейшее рассмотрение и разрешение существующих проблем, опора на научно обоснованные методы критериев оценки кадров, использование передового опыта деятельности органов внутренних дел в этом направлении, поиск новых форм и методов работы. Встречи сотрудников органов внутренних дел с молодежью должны быть систематическими. Профессиональное самоопределение складывается не на основе единичного впечатления. Устойчивым оно становится в результате близкого знакомства с профессией.При изучении самого процесса труда формируется познавательный интерес,который придает большую устойчивость профессиональному самоопределению. Следовательно,профориентационная работа в органах внутренних дел должнаосновываться в первую очередь на постоянных контактах с молодежью.Повышение качества профориентационной работы связано с необходимостью построения системы, обеспечивающей не только отбор потенциальных кандидатов на службу (учебу) в органы внутренних дел, но и непрерывное формирование у молодежигуманистических, гражданскопатриотических и социальноправовых ценностных ориентаций на основе и посредством нравственного потенциала профессионального правоохранительного сообщества.
Ссылки на источники1.Организация профориентационной работыв системе МВД России: учебнометодическое пособие / Н.А.Горбач, А.Б. Гребенников,А.Ф.Караваев, Е.В.Коваленко, Ю.Г.Панюкова, А.С.Петрова, Е.А.Погонина; под об.ред.дра пед.наук В.И. Коваленко. –Белгород : БелЮИ МВД России, 2012.С.45.2.ПетроваА.С., ШелеповаМ.А. Совершенствование системы профессиональной ориентации на учебу и службу в органы внутренних дел // Вестник Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России.2014. №2(3).С.104109.
Петрова Алла Станиславовна,кандидат педагогических наук,доцентAllaveta@mail.ru
О некоторых проблемных вопросах профессиональной ориентации
с молодежью на поступление в образовательные организации системы МВДРоссии и службу в органах внутренних дел
Аннотация.В статье говорится о том, что в настоящее время профессиональной ориентации отводится новая роль –необходимость создания условий для психологопедагогической поддержки молодежи в ее профессиональном самоопределении, помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определения реальных возможностей в освоении той или иной профессии, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Однако существуют ряд проблем, имеющих также социальнопсихологический аспект, которые авторы и перечисляют.Ключевые слова:профессиональное самоопределение, молодежь, профессианальная ориентация, проблемы профессионального выбора.
Вопросы, связанные с отбором, расстановкой, обучением и воспитанием личного составав органах внутренних дел, созданием устойчивого и высокопрофессионального кадрового ядра, способного эффективно решать сложные оперативнослужебные задачиявляются наиболее актуальными. Рольпрофессиональной ориентациикак необходимой данности всозданииусловий для психологопедагогической поддержки молодежив ее профессиональном самоопределении, помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определения реальных возможностей в освоении той или иной профессии, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке трудавесьма значима. В объективных реалиях продолжающегося реформирования Министерства внутренних дел Российской Федерации, возникает необходимость в обновлении подходов к организации профориентационной работы, в том числе ее форм и методов.Много сказано о проблемесовершенствования ранней профориентации на службу (учебу) в органы внутренних дел.
Трудности в осуществлении ведомственной профориентации связаны с рядом существующих противоречий в профессиональном самоопределении учащихся. Это и несоответствие доминирующей в российской школе ориентации на продажутрудаприродосообразным стремлениям подростков к личностно и нравственно значимому выбору профессии. Это инеготовностьсубъектов школьного педагогического процесса самостоятельно создаватьнеобходимые условия дляформирования нравственной основы жизненного и профессионального самоопределения учащихсяпри гуманистической направленностиразвития правоохранительной и образовательной систем. Это, с одной стороны, необходимостьсмещения в новых условиях акцента в профориентационной работе МВД России с профпросвещенияи профагитации на раннюю профориентацию, а с другой, недостаточнаяразработанность теоретических и организационных основ, обеспечивающих приобщение школьной молодежи к нравственным ценностям, нормам и традициям профессиональной правоохранительной среды.[1,2]В деле профессиональной ориентации существует в настоящее времянемало проблем, имеющих также социальнопсихологический аспект. Перечислимтолько некоторые из них:1.Профессиональная пропаганда не всегда эффективна в силу преобладания так называемой «черной информации» в СМИ (при этом контрпропаганда практически отсутствует), а также «серой» (обывательской) информации, основанной на выдергивании и передергивании конкретных фактов.2.Зачастую информация носит поверхностный характер; полицейскаяработа показывается в розовом свете, представляется доступной для любогожелающего, а стало быть, теряет свою привлекательность.3.Профессиональная агитация носит абстрактный характер, содержитнедостаточно конкретики (хотя периодически кадровые подразделения вынуждены работать с конкретными слоями населения в зависимости отстоящих кадровых задач: с демобилизованными военнослужащими срочной службы и офицерами вооруженных сил; выпускниками средних школ общеобразовательного профиля; педагогами; юристами; состоящими на учете в центрах занятости населения; спортсменами и т.д.).4.Отсутствует специальная справочная литература, в которой содержалась бы как пропагандистская информация, так и освещались бы многие служебные вопросы.5.Практически отсутствуют центры (кабинеты) профориентационной работы, где можно было бы получить необходимую консультацию по любому вопросу.6.В силу ряда причин не всегда удается выяснить истинные мотивы поступления на службу в органы внутренних дел.7.В настоящее время профориентационная работа среди молодежи начинается с 910х классов (это обусловлено во многом необходимостью создания классов полицейской профориентации с целью отбора кандидатовна учебу в образовательные организации системы МВДРоссии), что несколько запаздывает по времени.Представляется более целесообразным начинать данную работу с 56х классови проводить ее целенаправленно с усилением профессиональнопропагандистской направленности к 911му классу.Совершенствование работы по профессиональной ориентации молодежина службу в органы внутренних дел предполагает систематическое (постоянное) проведение мероприятий по выявлению кандидатов на службу средиразличных слоев населения, используя все направления этой работы.Для повышения эффективности профориентационнойработы необходимо улучшать качество взаимодействия органов внутренних дел со средствами массовой информации и общественными формированиями. Нужно активно внедрять современные информационные и коммуникационные технологии (интернет, мультимедийные и электронные средства связи), в том числе и для информирования населения об условиях службы в органах внутренних дел, имеющимися в системе органов внутренних дел профессиях.В качестве основных задач, обеспечивающих достижение цели, являются:
развитие взаимодействия органов внутренних дел со СМИ;
развитие взаимодействия органов внутренних дел с общественными объединениями.Совершенствование подготовки материалов пропагандистского характера, направленных на формирование положительного имиджа сотрудников органов внутренних дел, значительно повысит качество работы по профессиональной ориентациимолодежи на службу в органах внутренних дел. Освещение в средствах массовой информации деятельности органов внутренних дел следует проводить с учетом современных реалий, в том числе путем оказания содействия СМИ в подготовке постоянных рубрик, блоков информации, тематических передач на телевидении и радио.Активное использование возможностей общественно значимой (социальной) рекламы для информирования молодежи об основных направлениях деятельности подразделений МВД России также приведет к повышению уровня проводимых профориентационных мероприятий.Таким образом, в целях совершенствования профориентационной работы необходимы: скорейшее рассмотрение и разрешение существующих проблем, опора на научно обоснованные методы критериев оценки кадров, использование передового опыта деятельности органов внутренних дел в этом направлении, поиск новых форм и методов работы. Встречи сотрудников органов внутренних дел с молодежью должны быть систематическими. Профессиональное самоопределение складывается не на основе единичного впечатления. Устойчивым оно становится в результате близкого знакомства с профессией.При изучении самого процесса труда формируется познавательный интерес,который придает большую устойчивость профессиональному самоопределению. Следовательно,профориентационная работа в органах внутренних дел должнаосновываться в первую очередь на постоянных контактах с молодежью.Повышение качества профориентационной работы связано с необходимостью построения системы, обеспечивающей не только отбор потенциальных кандидатов на службу (учебу) в органы внутренних дел, но и непрерывное формирование у молодежигуманистических, гражданскопатриотических и социальноправовых ценностных ориентаций на основе и посредством нравственного потенциала профессионального правоохранительного сообщества.
Ссылки на источники1.Организация профориентационной работыв системе МВД России: учебнометодическое пособие / Н.А.Горбач, А.Б. Гребенников,А.Ф.Караваев, Е.В.Коваленко, Ю.Г.Панюкова, А.С.Петрова, Е.А.Погонина; под об.ред.дра пед.наук В.И. Коваленко. –Белгород : БелЮИ МВД России, 2012.С.45.2.ПетроваА.С., ШелеповаМ.А. Совершенствование системы профессиональной ориентации на учебу и службу в органы внутренних дел // Вестник Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России.2014. №2(3).С.104109.