Концептуальный анализ молодежного правосознания

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Шхагапсоева М. Х. Концептуальный анализ молодежного правосознания // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – С. 1551–1555. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970325.htm.
Аннотация. Особый интерес к данной теме можно объяснить тем, что правосознание любой группы населения государства тесно связано с общественно-политической ситуацией в стране, а также политической и общественной активностью социальных групп.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
ШхагапсоеваМариана Хасановна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры государственных и гражданскоправовых дисциплин, СевероКавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, г. Нальчикmarianash@yandex.ru

Концептуальный анализ молодежного правосознания

Аннотация. Особый интерес к данной теме можно объяснить тем, что правосознание любой группы населения государства тесно связано с общественнополитической ситуацией в стране, а также политической и общественной активностью социальных групп.Ключевые слова: правосознание, концепт, социальные процессы, ценности.

Вопросы правового сознания с давних пор волновали умы человечества. При сложившихся обстоятельствах обновления всех сторон жизни общества обостряется научнотеоретическая и практическая необходимость в исследовании его правовой сферы.Правосознание выражает прямое воздействие на результативность социальноэкономических задач, исполнение ивоплощение в жизнь правовых реформ, развитие правового государства.Познание ценностных и правовых направленностей общества, многообразных социальных слоев и групп населения, учет степени и уровня правовой культуры и правосознания граждан при разработке, ратификации и исполнения, государственных решений являются бесспорным условием научного управления общественными, социальными процессами.В осознании смысла правосознания как сложного и многогранного феномена, находящегося в тесном взаимодействии с социальными, психологическими и нравственными категориями, существенное теоретическое значение имеют правовые теории, сформировавшиеся в России на рубеже XIXXX столетий.Еще в середине XIX века известный русский педагог Ушинский К.Д., юрист по образованию и воспитатель по призванию в одной из своих ранних работ указал на необходимость изучения народных юридических понятий в связи со всеми вообще условиями местной жизни.1В ©Программе педагогики для специальных классов женских учебных заведенийª, К.Д. Ушинский выделил отдельным пунктом ©воспитание в ребенке чувства права и справедливостиª, причем воспитание это должно проходить путем его психических основ в чувстве равенства личностей перед законом.

Российский ученыйюрист, социолог,философ Л.И. Петражицкий, более подробно исследовал влияние правосознания на жизнь человека, в своем труде ©Теория права и государства в связи с теорией нравственностиª. В частности он подчеркивает, что ©оказывая более сильное и решительное давление…право…более успешно укрепляет социально желательные привычки и склонности…вообще оно оказывает соответственно более неуклонное и сильное воспитательное действие на индивидуальную и массовую психику, чем нравственностьª2. Л.И. Петражицкий обращал внимание и на такое явление как классовый характер правосознания. Правосознание зажиточных слоев населения отличается 1Шхагапсоев З.Л., Канунникова Н.Г. Роль правового воспитания в правопримененительной деятельности сотрудников милиции.Нальчик: Полиграфсервис и Т, 2007. С.67.2Петражицкий Л.И. Теория государства и права в связи с теорией нравственности. (http://www.juristlib.ru/getfile.php?id=1251)от пролетарского и крестьянского, крестьянское же правосознание иное, чем мещанское, аристократическое и т.д. Более того, ©каждая семья это особый правовой мир, и каждый из участников домашней жизни имеет свое особое положение в господствующей в данной семье правовой психикеª3.Другой крупнейший представитель русского позитивизма Н.М. Коркунов отмечал неминуемость раздвоения права, т.е. разделение его на юридические нормы, определенные в законодательстве и свободно развивающееся субъективное правосознание. Такое разделение неизбежно, так как обусловлено развитием общества, в результате которого субъективные условия человеческой деятельности взаимодействуют с личными качествами и опытом человека, а также культурным наследием прошлого. Данное положение Коркунов сформулировал в своей работе ©Лекции по общей теории праваª. ©Положительное (объективное) право —один из элементов общественной культуры, представляясь продуктом прошлого, продуктом уже пережитого, никогда не может заменить собою и уничтожить субъективного правосознания, вызываемого и направляемого непосредственными потребностями текущей жизни, и, поэтому, обуславливающего значение и развитие самого положительного праваª4.Н. М.Коркунов, и другие сторонники идеи ©возрождения естественного праваª, демократический характер правосознания лицезрели во взаимосвязи права с этическими нормами, с взглядами о свободе, равенстве и справедливости. Существенно, чтобы закон обращался к человеку как к свободной личности, ибо только на свободном исполнении закона основано нравственное достоинство человека. ©Напрасно, выступая во имя равенства, социалисты думают прикрыться знаменем справедливости. Равенство состоит не в том, чтобы всех подвести под одну мерку, вытягивая одних и, укорачивая других, как на прокрустовом ложе: такой способ действия в греческом мире признавался разбоем и наказывался муками Тартара. Истинная правда (справедливость) состоит в признании за всеми равного человеческого достоинства и свободы, в каких бы условиях человек ни находился, и какое бы положение он ни занимал. Это и выражается в равенстве прав как юридической возможности действоватьª5.Другой русский правовед, философ, историк и публицист XIX века Б.И. Чичерин твердо и неуступчиво защищая права личности очень сознательно выступал за твердую власть, при этом категорически осуждал различного рода революционные проявления в русском обществе. Чичерин высказывался о важности личных прав и свобод и о необходимости разграничения сфер права и нравственности в обществе –именно анализу круга вопросов и посвящена большая часть работ написанных Чичериным в более поздний период его ©позднегоª Чичерина. Для Чичерина свобода представляет собой ©метафизическоеª начало, поскольку душа человека есть субстанция человека, существа, ©укорененногоª в трансцендентном6. Идею свободы Б.И. Чичерин рассматривал в нескольких функциях: во внешней, внутренней и общественной свободе. Внешняя свобода это право. Субъект, пользуясь внешними благами, должен всеже оставаться свободным от них, ©подчинять их себеª, а не подчиняться им. Это и есть закон внешней свободы: осуществляя свою свободу во внешнем мире подчинением себе внешних объектов, 3Там же.4Коркунов Н.М.Лекции по теории права. СПб.: Издательство:Юрид.Центр Пресс. 2003. С.147.5Там же.С.148.6Пархоменко Р.Н. Б. Чичерино религии и свободе// Психолог, № 2. 2013г. (http://enotabene.ru/psp/article_147.html)субъект приходит в столкновение с другими субъектами, которые делают тоже самое7.В совсем другом аспекте анализировали право и правосознание представители психологической школы. В основание их теории права было заложено поведение человека, которое обусловлено внутренним душевным (психическим) сознанием, чувствомдолга.Исследование таких явлений как право и правосознание обращает внимание ученых на социальную сторону этого феномена. Так например формируя и развивая социологическую теорию права, другой представительрусской интеллегенции XIXXXвв. философ, социолог, правоведБ.А. Кистяковский приходит к заключению, что притупленность правосознания русской интеллигенции и отсутствие заинтересованности к правовым идеям являются итогом закоренелого зла отсутствия какого бы то ни было правового порядка в обыденной, повседневной жизни общества. По поводу этого Герцен еще в начале пятидесятых годов прошлого века писал: ©правовая необеспеченность, искони тяготевшая над народом, была для него своего рода школою. Вопиющая несправедливость одной половины его законов научила его ненавидеть и другую; он подчиняется им как силе. Полное неравенство перед судом убило в нем всякое уважение к законности. Русский, какого бы он звания ни был, обходит или нарушает закон всюду, где это можно сделать безнаказанно; и совершенно так же поступает правительствоª. Дав такую безотрадную характеристику нашей правовой неорганизованности, сам Герцен, однако, как настоящий русский интеллигент прибавляет: ©Это тяжело и печально сейчас, но для будущего это огромное преимущество. Ибо это показывает, что в России позади видимого государства не стоит его идеал, государство невидимое, апофеоз существующего порядка вещейª8.

Анализ правосознания как независимой и самостоятельной формы социального сознания российского общества неизбежно предполагает выяснение его специфических черт и особенностей. К таким, по нашему мнению можно причислить следующие признаки:

правосознание является одним из элементов общественного сознания. Общественное же сознание определяется как ©распространенные в обществе политические, правовые, нравственные, художественные, религиозные, научные и философские взгляды людей, их чувства, настроения и переживания, выражающие отношения к протекающему общественно историческому процессуª9;

правосознание охватывает в себе концепции, идеи, чувства, мнения, ценности, ожидания, настроения, формирующиеся у многообразных индивидов и социальнообщественных групп на основании их включения в общественный порядок и систему правоотношений;

правосознание характеризует все единство внутренних идуховных формирований, которые устанавливают способность индивида к жизни в правовой сфере, его желание следовать нормам права, нести ответственность за воплощение в жизнь своих прав и свобод. Что в итоге приводит к прямой зависимости действующих в обществе взглядов на право и сложившегося менталитета от содержания и характера правового процесса;

особенностью правосознания в ряду других правовых феноменов, является реализация им синхронно двух функций наблюдения и самоанализа. В первом случае совершается или происходит осознание юридической материи, а во втором, право, методом наблюдения познает само себя; 7Пархоменко Р.Н. Б. Чичерин о религии и свободе// Психолог, № 2. 2013г. (http://enotabene.ru/psp/article_147.html)8Кистяковский Б. В защиту права. (http://www.vehi.net/vehi/kistyak.html)9Рахматуллин Р.Ю. Философия. Курс лекций. Уфа, 1998. С.193.

правосознание располагает такой особенностью как нормативность;

правосознание способно обходить практику, прогнозировать развитие тех или иных процессов в сфере права, оно, по сути, результат и вместе с тем общее направление отражения и изучения юридической действительности с учетом интересов людей;

правосознание формирует свой категориальный, понятийный аппарат, который, по существу, может охарактеризовать правовые реалии;

правосознание, является одним из компонентов духовной направленности, которая находится в близкой связи с моралью;

правосознание характеризует индивидуальную, субъективную сторону права.Правосознание как понятие более обширное, более часто употребляется в литературе. В обиходе обыватели употребляют его для обозначения отношения человека к правовой действительности, закону в общем смысле, однако следует отметить, что чаще оно употребляется в негативной форме, как например:©отсутствие правосознания; сознание права на нуле; не осознает, как нужно поступать по законуª.Определение, данное термину ©правосознаниеª в советские годы, остается актуальным и по сей день: ©Правосознание это специфическая форма общественного сознания –совокупность взглядов, выражающих отношение людей к праву, их правовые требования, правовые идеалыª Современные определения не многим отличаются от, данного, приведем например определение термина ©правосознаниеª В.В. Сорокина: ©Правовое сознание –это относительно самостоятельное явление, которое представляет собой духовную основу правовой системы. В нем содержаться многовековые моральные установки общества, которые применительно к Российскому государству изначально представляли собой идеи о справедливости, приоритете общесоциальных интересов, утверждение идей коллективизма и взаимопомощиª10.Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что правосознание является социальным продуктом. Общество является носителем того правового опыта, который ему исторически сопутствует. Правовой опыт предыдущих поколений переосознается, трансформируется в сознании следующих поколений и превращается в субъективное представление человека, группы людей, общества в целом об объективном праве, существующем в настоящем, существовавшем в прошлом и должном существовать в будущем.Сравнивая исследования за последние десять лет, хочется отметить, что большое внимание уделяется повышению правовой культуры и уровня правосознания у молодежи. Молодые люди должны вступать в самостоятельную жизнь со знанием основ права, соблюдая правовые требования не по принуждению, а по внутреннему требованию.Все чаще наша действительность выявляет и показывает нежелательные отклонения и типичные деформации в правовом сознании определенной части молодежи. Конкретизируя изученный материал, можно сформулировать ряд общих положений которые дают возможность выделить задачу решаемую в процессе правового воспитания молодежи. Формирование твердых правовых знаний и установление минимального объема правовых знаний, необходимых каждому человеку для нормальной жизнедеятельности.Знание права, воспитание в духе права должно идти с детства, с воспитания в семье, в школе, так как это есть необходимая составляющая всесторонне развитой личности. Ситуация в современной России иная. В частности установлено, что законопослушные граждане превосходят лиц с отклоняющимся поведением в знании 10Сорокин В.В. Концепция эволюционного развития правовой системы в переходный период: Автороф.дис. …дра юрид. Наук. Екатеринбург,2003.С.17.и понимании исходных правовых положений наиболее общего характера. Вместе с тем правонарушители лучше знают конкретные уголовноправовые институты и нормы, что естественно связано с их собственным негативным опытом, можно полагать, что к моменту совершения правонарушения они не располагали этим преимуществом, но уступали законопослушным гражданам в знании общих правовых положений.Отсюда следует, что овладение общими, исходными правовыми положениями составляет подлинное освоение права. Именно на этой группе знаний и следует в дальнейшем при обучении праву сосредоточить больше внимания.Множество социологических опросов, проведенных в Российской Федерации в последние годы, показывают, что подавляющее большинство молодежи признает социальную значимость права и обязанность каждого исполнять закон во всех случаях жизни. Однако часто встречается еще не вполне сформированное и даже порой негативное отношение к праву. Принципиальное требование всеобщности законов в ряде случаев остается на уровне формального признания, которое допускает так называемое исключение из общих правил11. Молодые люди при этом находят оправдывающие объяснения (облагораживание мотивов, деление норм на ©важныеª и ©менее важныеª, ©если власть зачастую сама нарушает закон, почему нам нельзяª и т.д.).Также следует отметить, что степень общественной опасности различных преступлений оценивается молодыми людьми дифференцированно: одни вызывают резко негативную реакцию, к другим проявляется определенная терпимость. Наиболее негативное отношение молодежь, как и другие группы населения проявляет к преступлениям связанным с угрозой жизни и здоровью, а также преступления посягающие на достоинство личности. Однако следует отметить, что осуждая преступления против личности, значительная часть молодежи допускает в ряде случаев действия которые могут привести к тяжким для человека последствиям.Правовое воспитание молодежи состоит не только в формировании правовых знаний и позитивного отношения к праву, но и в ©привычкеª постоянного правомерного поведения. Здесь нельзя не учитывать и специальную психологопедагогическую работу. В школах изучение права, как правило сводится к ознакомлению учащихся с основными положениями Конституции и к вопросу о введении смертной казни в России. А назрела необходимость с помощью целевых заданий и воспитывающих ситуаций, вырабатывать умение сознательно оценивать социальноправовые факты и явления.

Ссылки на источники1.Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Формирование правового сознания. Молодежь России: социологический портрет. М.: ЦСПиМ, 2010.2.Шхагапсоева, М.Х. Воспитание молодежи как противодействие экстремизму // Теория и практика общественного развития –2014, Вып. 14, с. 121124.3.ГречинА.С. Социология правового сознания. М. ©ЮнитиДанаª, 2011.4.Коркунов Н.М.Лекции по теории права. СПб.: Издательство:Юрид.Центр Пресс. 2003.5.Кистяковский Б. В защиту права. (http://www.vehi.net/vehi/kistyak.html)6.ЛевиковаС.И.Динамическая модель молодежной субкультуры.(http://history.machaon.ш/aN/number_19/anaNti4/levikova/ index.html)7.Петражицкий Л.И. Теория государства и права в связи с теорией нравственности.(http://www.juristlib.ru/getfile.php?id=1251)8.Рахматуллин Р.Ю. Философия. Курс лекций.Уфа, 1998. 11Денисенко К.В. Влияние правовой культуры на преступность и ее предупреждение: Автороф.дис. …кта юрид. наук. Москва, 2008.С.24.