Культура и язык как проводники внешнеполитического курса ФРГ
Выпуск:
ART 970326
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Легостаева
О.
В. Культура и язык как проводники внешнеполитического курса ФРГ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 31. – С.
1556–1560. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/970326.htm.
Аннотация. Данная статья освещает особенности внешнеполитического курса Германии в сфере языка и культуры как эффективных инструментов концепции «мягкой силы». В статье также рассматривается вопрос о деятельности институтов и организаций, целью которых является продвижение немецкого языка и культуры в глобальном пространстве.
Ключевые слова:
ценностные ориентиры, диалог культур, немецкий язык, грант, образовательные услуги., институты «мягкой силы», академический обмен, экономическая экспансия
Текст статьи
Легостаева Оксана Вячеславовна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Иностранные языки в сфере профессиональной коммуникации»,магистр 2 курса зарубежного регионоведенияФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева», г.Орёлfremdsprachenluxx@mail.ru
Культура и язык как проводники внешнеполитического курса ФРГ
Аннотация.Данная статья освещаетособенностивнешнеполитического курсаГермании в сфере языка и культуры как эффективных инструментовконцепции «мягкой силы». В статье также рассматривается вопрос о деятельности институтов и организаций, целью которых является продвижение немецкого языка и культуры в глобальном пространстве.
Ключевые слова:немецкий язык, институты «мягкой силы», академический обмен, диалог культур, экономическаяэкспансия, ценностные ориентиры, грант, образовательные услуги.
В последнее время язык,как транслятор определённых мировоззренческих и культурных ценностей,стал наиболее эффективным инструментомконцепции «мягкой силы» во внешней политике многих государств. Культура играет ключевую роль в процессе формирования привлекательности государства, азатем и убеждения следовать примеру или принимать ту или иную политику, поскольку она составляет нетолько национальное богатство страны, но и транслирует универсальные ценности, принципы и нормы. В формировании повестки дня задействованы многочисленные институты «мягкой силы» ФРГ в области культуры: Институт имени Гёте, стипендиальные программы обмена, СМИ, которые оказывают культурное воздействие в глобальном масштабе. В продвижении немецкого языка и культуры правительство ФРГ также уделяет большое внимание возможностям современных медиа и интернет технологий. Самая крупная немецкая международная мультимедийная компания, занимающаяся продвижением немецкой культуры и языка –«Немецкая волна» (Deutsche Welle) была основана еще в 1953 году, для того чтобы рассказывать за рубежом о новой, избавившейся от фашистской прошлой Германии. Сейчас компания объединяет радио, теле, интернетпроекты на 30 языках на более 60 стран мира с аудиторией более 65 миллионов слушателей и 28 миллионов зрителей [1]. Она адаптирована возможностям и интересам каждой отдельной страны, где есть ее вещание. В зависимости от языка вещания, культурные темы разнятся, но в большинстве своем они затрагивают дискуссионные вопросы развития того или иного общества. Кроме того, интересен этот проект еще и тем, что там можно найти информацию и по своей стране. Акцент делается и на пересечении немецкой культуры с иностранной, поскольку культурное воздействие не может быть «улицей с односторонним движением», необходим диалог двух культур, иначе невозможно добиться интереса к своим культурным проектам. Основная задача распространения немецкого языка за рубежом состоит в возвращении «представления о немецком языке не как о языке чернобелой хроники времен Второй мировой войны, а как о языке высокой литературы, поэзии, театра и современного кино»[2]. Ключевая организация, занимающаяся продвижением немецкого языка и культуры за рубежом–Институт имениГёте, имеет филиалы во многих крупных городах по всему миру. Его работа активно поддерживается правительством ФРГ, которое ежегодно увеличивает финансирование института. В 2009 году Ангела Меркель впервые посетила главный офис Института им. Гёте в Мюнхене, отметила его вклад в развитие межкультурной коммуникации народов и сделала ряд заявлений, свидетельствовавших о том, что в зарубежную культурнообразовательную политику вкладывается значительно больший смысл, нежели просто стремление к расширению межкультурного диалога. По ее словам, «посредством культуры Германия может продвигать в мире свои ценностные представления о демократии, гражданском обществе и правах человека»[3]. В 2015 году Бундестаг принял решение усилить государственную поддержку Института имени Гёте, дополнительно выделив на его работу 16,6 миллионов евро[4]. Деятельность ГётеИнститута, в том числе его языковая работа, нацелена на развитие межкультурного диалога и обеспечение самых разнообразных возможностей его изучения. В частности, в России ГётеИнституты содействуют изучению немецкого языка путем проведения языковых курсов и экзаменов для всех уровней владения языком. Также они интенсивно сотрудничают со школами и университетами, где преподается немецкий язык, и другими образовательными учреждениями. В рамках образовательных конференций, мероприятий, имеющих отношение к иностранным языкам, и рекламных акций акцентируется внимание общественности и ответственных лиц на огромном потенциале немецкого языка как одного из двух важнейших иностранных языков в России.Сотрудничая с партнерами, языковой отдел реализует ориентированные на будущее проекты: продвижение немецкого языка как второго иностранного, многоязычное воспитание в детскихсадах и подготовительных школах, обучение немецкому языку в контексте профессионального обучения как основы успешной академической и профессиональной карьеры. Чтобы дать возможность россиянам изучать и преподавать немецкий язык во всех уголках страны, ГётеИнститут предлагает дистанционные курсы и программы повышения квалификации преподавателей немецкого языка на базе интернеттехнологий по актуальным методикодидактическим темам. Эти курсы можно проходить, не отрываясь от работы, и сразу же использовать полученные знания на практике. Межкультурный онлайнкурс для студентов“FitfürdasStudiuminDeutschland”готовит молодежь кстуденческой жизни в Германии. Молодые люди получают информацию о немецкой системе образования и приобретают навыки, необходимые для успешной учебы. С помощью конкурсов и культурноязыковых проектов, таких как интерактивные выставки и концерты немецкоязычных музыкантов, ГётеИнститут знакомит молодых людей в России с немецким языком и культурой Германии и мотивирует их изучать немецкий язык. «Учим немецкий играя!», «Международные молодежные дебаты», «Мост культур –Россия и Германия –это креативные языковые конкурсы в России, в которых немецкий язык становится средством общения, благодаря чему поддерживается немецкороссийский молодежный обмен.Как учреждение культуры, имеющее представительства в 93 странах мира, ГётеИнститут является информационным центром для всех, кто хочет узнать больше Германии. Все заинтересованные в получении информации могут воспользоваться не только услугами Немецких культурных центров и их библиотек в своих странах, но и посвящёнными Германии онлайнресурсами, отражающими актуальные события. Услуги данного учреждения, в том числе электронные материалы, открывают новые возможности восприятия немецкой культуры, в первую очередь для молодежи. Этому способствуют многочисленные мероприятия–авторские чтения, выставки, кинопрограммы,семинары, доклады и презентации на книжных ярмарках и конференциях, куда приглашаются как широкая публика, интересующаяся Германией и её культурой, так и специалисты –издатели и переводчики, представителиСМИ, педагоги и библиотекари. Язык и культура как части «мягкой силы» призваны способствовать проведению внешнеполитического и, в чемто, экономического курса страны, поскольку помогают наладить диалог между разными народами и, тем самым, способствуют сглаживанию межнациональных противоречий. В рамках политики популяризации немецкого языка за рубежом ГётеИнститут организовывает курсы по обучению немецкому языку, курсы повышения квалификации преподавателей немецкого языка, конкурсы на лучшие переводческие работы с немецкого языка, выдает гранты на обучение за рубежом. Институт занимается не только организацией курсов по изучению немецкого языка, но и проводит различные мероприятия по популяризации немецкой культуры с учетом национальной специфики той страны, где расквартирован тот или иной филиал. Распространение немецкого языка служит усилению не только культурной, но и экономической экспансии Германии согласно логике: «Кто учит немецкий язык, тот покупает германские товары». Институт имени Гёте, в частности, наращивает свое присутствие в странах АТР, где у Германии есть особый экономический интерес, связанный с тем, что экономики этих стран наименее пострадали от мирового экономического кризиса и в настоящий момент переживают бурное развитие. Наравне с расширением экономических связей, автоматически проходит наращивание культурных мероприятий, организация курсов по изучению немецкого языка. Распространение немецкого языка в регионах расширения экономических связей необходимо для ФРГ, потому что именно экономика –наиболее сильный ресурс влияния страны в мире и государство стремиться обеспечить немецким бизнесменам условия для успешного ведения бизнеса, а им удобно вести его с партнерами, которые знают азы немецкого языка и культуры. Поскольку образование играет важную роль в процессе формирования предпочтений, оно направлено на категорию людей, чьи ценностные ориентиры и взгляды на мир сформировались не полностью, и эффективностьвоздействия «мягкой силой» на них достаточно высокая. Германия предоставляет возможность получить образование на безвозмездной основе в основном молодым людям в возрасте до 2732 лет, поскольку чем меньше возраст, тем большая способность к обучаемости и восприимчивости ко всему новому. В рамках академических обменов студенты, аспиранты и молодые ученые могут выбрать для себя широкий спектр программ: от прохождения летних языковых курсов до написания диссертации под руководством немецкого профессора. Погружаясь в среду новой культуры вместе со своими сверстниками, иностранные студенты приобретают ценный социальный капитал, новый багаж накопленных знаний и становятся проводниками культуры страны пребывания. Основная организация, через которую правительство ФРГ организует различные стипендиальные программы на обучение–Германская служба академических обменов (DAAD). DAAD имеет 15зарубежных представительств и 56информационных центров по всему миру и выдает порядка 100 000 стипендий в год[5]. Основной цельювыдачи стипендий DAAD является поддержка молодой элиты зарубежных стран для получения образования по европейским стандартам в ФРГ, интернационализация немецких вузов с целью повышения интереса иностранных учащихся и ученых к учебе и научной работе в Германии, поддержка германистики и немецкого языка –пробуждение интереса к немецкому языку и культуре Германии в мировом академическом обмене[6]. Однако руководство службы признается, что оказание образовательных услуг на не просто безвозмездной, а оплачиваемой со стороны Германии основе–частично способ сделать отличную рекламу высшим учебным заведениям Германии и немецкой системе образования[7], поскольку образование и наука постепенно становятся важной статьей дохода стран. Помимо того, что экспорт образовательных услуг, обеспечивает работой тысячи работников высшей школы, он одновременно способствует тому, что национальная образовательная система постоянно модернизируется, качество образовательных услуг растет и для немецких граждан. По данным статистки ЮНЕСКО Германия находится в числе странлидеров экспорта образовательных услуг, стабильно занимая третье место после США и Великобритании[8]. Немецкая система образования привлекательна для иностранных студентов тем, что она предлагает высокое качество, признаваемое повсеместно, а также гибкий подход к организации учебного процесса, что выражается, в первую очередь, тем, что большинство программ ведется на английском языке. С другой стороны, введение обучения на английском языке также не способствует распространению немецкого языка. Большинство из тех, что проходил обучение по программам DAAD, остаются довольными и после окончания обучения желают вернуться в Германию, чтобы жить и работать[9]. Однако,как отмечает руководитель института «мягкой силы» в области образования DAAD, гранты не предполагают приезд иностранных стипендиатов в Германию на постоянное место жительство[10]. Задача состоитв том, чтобы,получив новые знания, они вернулись к себе на родину и там достигали высоких результатов в карьере, оставаясь при этом очарованными всем, что связывало их с ФРГ, поэтому государство не выдает им вид на жительство дольше того срока, который необходим, чтобы пройти обучение. В области продвижения науки и образования по немецким стандартам интересна работа политических фондов ФРГ. Основная их деятельность состоит в организации экспорта немецкой политической культуры, однако предоставление различных гранатов на обучение и проведение научных исследований также является одной из важнейших составляющих их работы. Фонды имеют статус неправительственных организаций, однако финансируются помимо пожертвований и других источников из государственного бюджета так же, как DAAD и Институт имени Гете. Фонды работают в тесной кооперации с МИДом, Министерством образования, Министерством экономического сотрудничества и развития. Из шести известных немецких политических фондов–два напрямую связаны с организацией обучения иностранцев в немецких вузах Фонд им. Конрада Аденауэра и Фонд им. Фридриха Эберта. На предоставление стипендий немецким и иностранным студентам каждый фонд выделяет ежегодно до 8 млн. евро[11]. Одним из основных условий заявки на получение стипендии является активная общественная деятельность заявителей, высокая личная мотивированность. Оказывая финансовую поддержку молодым специалистам, уже получившим степень магистра, кандидата наук в возрасте до 40 лет, ФРГ рассчитывает решить проблему недостатка высококвалифицированных кадров в стране. С 90х годов в Германии возникла нехватка трудовых ресурсов в области высоких технологий, а также недостаток квалификации немецких специалистов во многих наукоемких отраслях промышленности, что негативно сказывалось на развитие экономики, конкурентоспособности немецких товаров на мировом рынке. Возникла необходимость привлечения иностранных специалистов в отдельные отрасли экономики, при этом в качестве элемента привлекательности стали использовать предоставление грантов на проведение исследований на территории ФРГ, и, вместе с тем, упрощение процедуры переезда в Германию на длительный срок (до 5 лет). С 20002004 гг. реализовывалась программа «Зеленой карты», по которой на территорию ФРГ въехало значительноеколичество специалистов из Индии, России, Белоруссии, Украины и стран Балтии[12]. В области дальнейшего привлечения специалистов для работы в Германии через программы исследовательских грантов интересна деятельность научных обществ, научноисследовательских центров за рубежом. Такие организации, как Германский дом науки и инноваций, Немецкое научноисследовательское общество, Общество Фраунгофера, Общество Макса Планка, занимаются налаживанием сотрудничества Германии с другими странами в научнотехнической сфере, поддержкой молодых ученых за рубежом. В задачи Немецкого научноисследовательское общества входит научнотехническое сотрудничество, налаживание контактов зарубежных и немецких ученых, поддержка молодых ученых и внешние публикации. Сходные цели преследует Германский дом науки и инноваций, призванный создать единую сеть ученых и экспертов из Германии, а также представителей сферы промышленности и правительства. Несмотря на то, что мероприятия, проводимые в рамках этих организаций, стали площадкой для обсуждения проблем взаимодействия научных кругов, равноправного диалога между немецкими и зарубежными экспертными сообществами, особенно в политических науках, не предполагается. Немецкая система образования и наука, пользующиеся признанием зарубежом, берутся за эталон, которому стороны, заинтересованные в сотрудничестве, должны стремится. Дайджест событий, проводимых институтами «мягкой силы» в сфере науки и образования, показывает, что они используются в основном как маркетинговые компании по рекламному продвижению ведущих немецких научных разработок и технологий, а также инициируют сотрудничество с зарубежными научноисследовательскими учреждениями и предприятиями, имеющими для Германии коммерческий интерес, о чем прямо говорится в освещениимероприятий, проводимых совместно с Федеральным министерством образования и научных исследований Германии. Общество Макса Планка, Общество Фраунгофера, Общество Германа фон Гельмгольца, Общество им. Лейбница –уважаемые, всеми признанные, ведущие научноисследовательские организации Германии в области фундаментальных и прикладных научных исследований. Они объединяют десятки институтов и специальных рабочих групп, занимающихся передовыми научными исследованиями как в Германии, так и за рубежом. В их цели входит поддержка лучших научных «умов» и их проектов через предоставление им финансирования, развитой научной инфраструктуры, погружение в немецкую научную среду. Общество Макса Планка, особенно заинтересованное в новых, инновационных направлениях, не имеющих пока места даже в университетах Германии, предоставляет широкому кругу ученых дорогостоящее оборудование и приборы: от телескопов и мощных машин до специальных библиотек и научной документации. Общество имени Фраунгофера, ориентированное скорее на прикладные исследования, предлагает проведение исследовательских работ при полном финансировании со стороны Германии. Образование и наука в системе приоритетов использования «мягкой силы»занимают важное место, поскольку иностранные студенты вносят вклад в бюджет страны, а зарубежные ученые, участвующие в немецких научных проектах, повышают конкурентоспособность немецкой экономики. Государство всецело поддерживает институты, занимающиеся формированием привлекательности немецкой системы образования и науки, рассчитывая и на то, что в процессе обучения молодые люди станут проводниками немецкого языка и культурыв стране своего происхождения.
Ссылкинаисточники1.1. Zöllner O. German Public Diplomacy: The Dialogue of Cultures, in N. Snow–P.M. Taylor (eds). Routledge Hand book of Public Diplomacy, London & New York: Routledge. 2009, pp. 262–269. 2.Глава Института имени Гёте КлаусДитер Леман: Мы хотим усилить интерес россиян к немецкому языку // DeutscheWelle. [Электронный ресурс]. –Режим доступа: URL: http://www.dw.com/ru/главаинститутаименигётемыхотимусилитьинтересроссиянкнемецкомуязыку/a4095974(дата обращения: 20.10.16) 3.Rede von Bundeskanzlerin Dr. Angela Merkel beim Besuch der Zentrale des Goethe Instituts am 8 September 2008 in München // Auswärtiges Amt, Bulletin №. 88#1 vom10.09.2008. 4.Германия увеличит финансирование Института имени Гете // Deutsche Welle. [Электронный ресурс]. –Режим доступа: URL: http://www.dw.de/германияувеличитфинансированиеинститутаименигёте/a18062730 (дата обращения: 10.10.16) 5.Германская служба академических обменов // DAAD [Электронный ресурс].–Режим доступа: URL: http://www.daad.ru/?m=1.5 (дата обращения: 20.03.17) 6.Там же. 7.Стипендии DAAD –одна из возможностей поучиться в Германии // Deutsche Welle [Электронный ресурс]. –Режим доступа: URL: http://www.dw.com/ru/стипендииdaadоднаизвозможностейпоучитьсявгермании/a4210096 (дата обращения: 13.10.16) 8.Global Education Digest 2011: Comparing Education Statistics Across the World. UNESCOUIS, 2011. 310 p. 9.ДААД: Иностранные студенты очень довольны учебой в Германии // Советские немцы [Электронный ресурс]. –Режим доступа: URL: http://genosse.su/novosti/546daadinostrannyestudentyochendovolnyucheboyvgermanii.html (дата обращения: 18.03.17) 10.Глава Московского представительства ДААД Томас Праль: «Мы готовы поддержатьроссийских немцев, если они хорошо учатся» // Информационный портал российских немцев. –Режим доступа: URL: http://www.rusdeutsch.ru/?news=1018 (дата обращения: 13.10.16) 11.Огнева А.В. Политические фонды ФРГ и их вклад в развитие международного диалога // Вестник Томского государственного университета №4 (16), 2011, 113 c. 12.Большова Н.Н. Политика регулирования интеллектуальной миграции в современной Германии // Вестник МГИМОУниверситета. –2012. –№ 6. –С. 226237.
Культура и язык как проводники внешнеполитического курса ФРГ
Аннотация.Данная статья освещаетособенностивнешнеполитического курсаГермании в сфере языка и культуры как эффективных инструментовконцепции «мягкой силы». В статье также рассматривается вопрос о деятельности институтов и организаций, целью которых является продвижение немецкого языка и культуры в глобальном пространстве.
Ключевые слова:немецкий язык, институты «мягкой силы», академический обмен, диалог культур, экономическаяэкспансия, ценностные ориентиры, грант, образовательные услуги.
В последнее время язык,как транслятор определённых мировоззренческих и культурных ценностей,стал наиболее эффективным инструментомконцепции «мягкой силы» во внешней политике многих государств. Культура играет ключевую роль в процессе формирования привлекательности государства, азатем и убеждения следовать примеру или принимать ту или иную политику, поскольку она составляет нетолько национальное богатство страны, но и транслирует универсальные ценности, принципы и нормы. В формировании повестки дня задействованы многочисленные институты «мягкой силы» ФРГ в области культуры: Институт имени Гёте, стипендиальные программы обмена, СМИ, которые оказывают культурное воздействие в глобальном масштабе. В продвижении немецкого языка и культуры правительство ФРГ также уделяет большое внимание возможностям современных медиа и интернет технологий. Самая крупная немецкая международная мультимедийная компания, занимающаяся продвижением немецкой культуры и языка –«Немецкая волна» (Deutsche Welle) была основана еще в 1953 году, для того чтобы рассказывать за рубежом о новой, избавившейся от фашистской прошлой Германии. Сейчас компания объединяет радио, теле, интернетпроекты на 30 языках на более 60 стран мира с аудиторией более 65 миллионов слушателей и 28 миллионов зрителей [1]. Она адаптирована возможностям и интересам каждой отдельной страны, где есть ее вещание. В зависимости от языка вещания, культурные темы разнятся, но в большинстве своем они затрагивают дискуссионные вопросы развития того или иного общества. Кроме того, интересен этот проект еще и тем, что там можно найти информацию и по своей стране. Акцент делается и на пересечении немецкой культуры с иностранной, поскольку культурное воздействие не может быть «улицей с односторонним движением», необходим диалог двух культур, иначе невозможно добиться интереса к своим культурным проектам. Основная задача распространения немецкого языка за рубежом состоит в возвращении «представления о немецком языке не как о языке чернобелой хроники времен Второй мировой войны, а как о языке высокой литературы, поэзии, театра и современного кино»[2]. Ключевая организация, занимающаяся продвижением немецкого языка и культуры за рубежом–Институт имениГёте, имеет филиалы во многих крупных городах по всему миру. Его работа активно поддерживается правительством ФРГ, которое ежегодно увеличивает финансирование института. В 2009 году Ангела Меркель впервые посетила главный офис Института им. Гёте в Мюнхене, отметила его вклад в развитие межкультурной коммуникации народов и сделала ряд заявлений, свидетельствовавших о том, что в зарубежную культурнообразовательную политику вкладывается значительно больший смысл, нежели просто стремление к расширению межкультурного диалога. По ее словам, «посредством культуры Германия может продвигать в мире свои ценностные представления о демократии, гражданском обществе и правах человека»[3]. В 2015 году Бундестаг принял решение усилить государственную поддержку Института имени Гёте, дополнительно выделив на его работу 16,6 миллионов евро[4]. Деятельность ГётеИнститута, в том числе его языковая работа, нацелена на развитие межкультурного диалога и обеспечение самых разнообразных возможностей его изучения. В частности, в России ГётеИнституты содействуют изучению немецкого языка путем проведения языковых курсов и экзаменов для всех уровней владения языком. Также они интенсивно сотрудничают со школами и университетами, где преподается немецкий язык, и другими образовательными учреждениями. В рамках образовательных конференций, мероприятий, имеющих отношение к иностранным языкам, и рекламных акций акцентируется внимание общественности и ответственных лиц на огромном потенциале немецкого языка как одного из двух важнейших иностранных языков в России.Сотрудничая с партнерами, языковой отдел реализует ориентированные на будущее проекты: продвижение немецкого языка как второго иностранного, многоязычное воспитание в детскихсадах и подготовительных школах, обучение немецкому языку в контексте профессионального обучения как основы успешной академической и профессиональной карьеры. Чтобы дать возможность россиянам изучать и преподавать немецкий язык во всех уголках страны, ГётеИнститут предлагает дистанционные курсы и программы повышения квалификации преподавателей немецкого языка на базе интернеттехнологий по актуальным методикодидактическим темам. Эти курсы можно проходить, не отрываясь от работы, и сразу же использовать полученные знания на практике. Межкультурный онлайнкурс для студентов“FitfürdasStudiuminDeutschland”готовит молодежь кстуденческой жизни в Германии. Молодые люди получают информацию о немецкой системе образования и приобретают навыки, необходимые для успешной учебы. С помощью конкурсов и культурноязыковых проектов, таких как интерактивные выставки и концерты немецкоязычных музыкантов, ГётеИнститут знакомит молодых людей в России с немецким языком и культурой Германии и мотивирует их изучать немецкий язык. «Учим немецкий играя!», «Международные молодежные дебаты», «Мост культур –Россия и Германия –это креативные языковые конкурсы в России, в которых немецкий язык становится средством общения, благодаря чему поддерживается немецкороссийский молодежный обмен.Как учреждение культуры, имеющее представительства в 93 странах мира, ГётеИнститут является информационным центром для всех, кто хочет узнать больше Германии. Все заинтересованные в получении информации могут воспользоваться не только услугами Немецких культурных центров и их библиотек в своих странах, но и посвящёнными Германии онлайнресурсами, отражающими актуальные события. Услуги данного учреждения, в том числе электронные материалы, открывают новые возможности восприятия немецкой культуры, в первую очередь для молодежи. Этому способствуют многочисленные мероприятия–авторские чтения, выставки, кинопрограммы,семинары, доклады и презентации на книжных ярмарках и конференциях, куда приглашаются как широкая публика, интересующаяся Германией и её культурой, так и специалисты –издатели и переводчики, представителиСМИ, педагоги и библиотекари. Язык и культура как части «мягкой силы» призваны способствовать проведению внешнеполитического и, в чемто, экономического курса страны, поскольку помогают наладить диалог между разными народами и, тем самым, способствуют сглаживанию межнациональных противоречий. В рамках политики популяризации немецкого языка за рубежом ГётеИнститут организовывает курсы по обучению немецкому языку, курсы повышения квалификации преподавателей немецкого языка, конкурсы на лучшие переводческие работы с немецкого языка, выдает гранты на обучение за рубежом. Институт занимается не только организацией курсов по изучению немецкого языка, но и проводит различные мероприятия по популяризации немецкой культуры с учетом национальной специфики той страны, где расквартирован тот или иной филиал. Распространение немецкого языка служит усилению не только культурной, но и экономической экспансии Германии согласно логике: «Кто учит немецкий язык, тот покупает германские товары». Институт имени Гёте, в частности, наращивает свое присутствие в странах АТР, где у Германии есть особый экономический интерес, связанный с тем, что экономики этих стран наименее пострадали от мирового экономического кризиса и в настоящий момент переживают бурное развитие. Наравне с расширением экономических связей, автоматически проходит наращивание культурных мероприятий, организация курсов по изучению немецкого языка. Распространение немецкого языка в регионах расширения экономических связей необходимо для ФРГ, потому что именно экономика –наиболее сильный ресурс влияния страны в мире и государство стремиться обеспечить немецким бизнесменам условия для успешного ведения бизнеса, а им удобно вести его с партнерами, которые знают азы немецкого языка и культуры. Поскольку образование играет важную роль в процессе формирования предпочтений, оно направлено на категорию людей, чьи ценностные ориентиры и взгляды на мир сформировались не полностью, и эффективностьвоздействия «мягкой силой» на них достаточно высокая. Германия предоставляет возможность получить образование на безвозмездной основе в основном молодым людям в возрасте до 2732 лет, поскольку чем меньше возраст, тем большая способность к обучаемости и восприимчивости ко всему новому. В рамках академических обменов студенты, аспиранты и молодые ученые могут выбрать для себя широкий спектр программ: от прохождения летних языковых курсов до написания диссертации под руководством немецкого профессора. Погружаясь в среду новой культуры вместе со своими сверстниками, иностранные студенты приобретают ценный социальный капитал, новый багаж накопленных знаний и становятся проводниками культуры страны пребывания. Основная организация, через которую правительство ФРГ организует различные стипендиальные программы на обучение–Германская служба академических обменов (DAAD). DAAD имеет 15зарубежных представительств и 56информационных центров по всему миру и выдает порядка 100 000 стипендий в год[5]. Основной цельювыдачи стипендий DAAD является поддержка молодой элиты зарубежных стран для получения образования по европейским стандартам в ФРГ, интернационализация немецких вузов с целью повышения интереса иностранных учащихся и ученых к учебе и научной работе в Германии, поддержка германистики и немецкого языка –пробуждение интереса к немецкому языку и культуре Германии в мировом академическом обмене[6]. Однако руководство службы признается, что оказание образовательных услуг на не просто безвозмездной, а оплачиваемой со стороны Германии основе–частично способ сделать отличную рекламу высшим учебным заведениям Германии и немецкой системе образования[7], поскольку образование и наука постепенно становятся важной статьей дохода стран. Помимо того, что экспорт образовательных услуг, обеспечивает работой тысячи работников высшей школы, он одновременно способствует тому, что национальная образовательная система постоянно модернизируется, качество образовательных услуг растет и для немецких граждан. По данным статистки ЮНЕСКО Германия находится в числе странлидеров экспорта образовательных услуг, стабильно занимая третье место после США и Великобритании[8]. Немецкая система образования привлекательна для иностранных студентов тем, что она предлагает высокое качество, признаваемое повсеместно, а также гибкий подход к организации учебного процесса, что выражается, в первую очередь, тем, что большинство программ ведется на английском языке. С другой стороны, введение обучения на английском языке также не способствует распространению немецкого языка. Большинство из тех, что проходил обучение по программам DAAD, остаются довольными и после окончания обучения желают вернуться в Германию, чтобы жить и работать[9]. Однако,как отмечает руководитель института «мягкой силы» в области образования DAAD, гранты не предполагают приезд иностранных стипендиатов в Германию на постоянное место жительство[10]. Задача состоитв том, чтобы,получив новые знания, они вернулись к себе на родину и там достигали высоких результатов в карьере, оставаясь при этом очарованными всем, что связывало их с ФРГ, поэтому государство не выдает им вид на жительство дольше того срока, который необходим, чтобы пройти обучение. В области продвижения науки и образования по немецким стандартам интересна работа политических фондов ФРГ. Основная их деятельность состоит в организации экспорта немецкой политической культуры, однако предоставление различных гранатов на обучение и проведение научных исследований также является одной из важнейших составляющих их работы. Фонды имеют статус неправительственных организаций, однако финансируются помимо пожертвований и других источников из государственного бюджета так же, как DAAD и Институт имени Гете. Фонды работают в тесной кооперации с МИДом, Министерством образования, Министерством экономического сотрудничества и развития. Из шести известных немецких политических фондов–два напрямую связаны с организацией обучения иностранцев в немецких вузах Фонд им. Конрада Аденауэра и Фонд им. Фридриха Эберта. На предоставление стипендий немецким и иностранным студентам каждый фонд выделяет ежегодно до 8 млн. евро[11]. Одним из основных условий заявки на получение стипендии является активная общественная деятельность заявителей, высокая личная мотивированность. Оказывая финансовую поддержку молодым специалистам, уже получившим степень магистра, кандидата наук в возрасте до 40 лет, ФРГ рассчитывает решить проблему недостатка высококвалифицированных кадров в стране. С 90х годов в Германии возникла нехватка трудовых ресурсов в области высоких технологий, а также недостаток квалификации немецких специалистов во многих наукоемких отраслях промышленности, что негативно сказывалось на развитие экономики, конкурентоспособности немецких товаров на мировом рынке. Возникла необходимость привлечения иностранных специалистов в отдельные отрасли экономики, при этом в качестве элемента привлекательности стали использовать предоставление грантов на проведение исследований на территории ФРГ, и, вместе с тем, упрощение процедуры переезда в Германию на длительный срок (до 5 лет). С 20002004 гг. реализовывалась программа «Зеленой карты», по которой на территорию ФРГ въехало значительноеколичество специалистов из Индии, России, Белоруссии, Украины и стран Балтии[12]. В области дальнейшего привлечения специалистов для работы в Германии через программы исследовательских грантов интересна деятельность научных обществ, научноисследовательских центров за рубежом. Такие организации, как Германский дом науки и инноваций, Немецкое научноисследовательское общество, Общество Фраунгофера, Общество Макса Планка, занимаются налаживанием сотрудничества Германии с другими странами в научнотехнической сфере, поддержкой молодых ученых за рубежом. В задачи Немецкого научноисследовательское общества входит научнотехническое сотрудничество, налаживание контактов зарубежных и немецких ученых, поддержка молодых ученых и внешние публикации. Сходные цели преследует Германский дом науки и инноваций, призванный создать единую сеть ученых и экспертов из Германии, а также представителей сферы промышленности и правительства. Несмотря на то, что мероприятия, проводимые в рамках этих организаций, стали площадкой для обсуждения проблем взаимодействия научных кругов, равноправного диалога между немецкими и зарубежными экспертными сообществами, особенно в политических науках, не предполагается. Немецкая система образования и наука, пользующиеся признанием зарубежом, берутся за эталон, которому стороны, заинтересованные в сотрудничестве, должны стремится. Дайджест событий, проводимых институтами «мягкой силы» в сфере науки и образования, показывает, что они используются в основном как маркетинговые компании по рекламному продвижению ведущих немецких научных разработок и технологий, а также инициируют сотрудничество с зарубежными научноисследовательскими учреждениями и предприятиями, имеющими для Германии коммерческий интерес, о чем прямо говорится в освещениимероприятий, проводимых совместно с Федеральным министерством образования и научных исследований Германии. Общество Макса Планка, Общество Фраунгофера, Общество Германа фон Гельмгольца, Общество им. Лейбница –уважаемые, всеми признанные, ведущие научноисследовательские организации Германии в области фундаментальных и прикладных научных исследований. Они объединяют десятки институтов и специальных рабочих групп, занимающихся передовыми научными исследованиями как в Германии, так и за рубежом. В их цели входит поддержка лучших научных «умов» и их проектов через предоставление им финансирования, развитой научной инфраструктуры, погружение в немецкую научную среду. Общество Макса Планка, особенно заинтересованное в новых, инновационных направлениях, не имеющих пока места даже в университетах Германии, предоставляет широкому кругу ученых дорогостоящее оборудование и приборы: от телескопов и мощных машин до специальных библиотек и научной документации. Общество имени Фраунгофера, ориентированное скорее на прикладные исследования, предлагает проведение исследовательских работ при полном финансировании со стороны Германии. Образование и наука в системе приоритетов использования «мягкой силы»занимают важное место, поскольку иностранные студенты вносят вклад в бюджет страны, а зарубежные ученые, участвующие в немецких научных проектах, повышают конкурентоспособность немецкой экономики. Государство всецело поддерживает институты, занимающиеся формированием привлекательности немецкой системы образования и науки, рассчитывая и на то, что в процессе обучения молодые люди станут проводниками немецкого языка и культурыв стране своего происхождения.
Ссылкинаисточники1.1. Zöllner O. German Public Diplomacy: The Dialogue of Cultures, in N. Snow–P.M. Taylor (eds). Routledge Hand book of Public Diplomacy, London & New York: Routledge. 2009, pp. 262–269. 2.Глава Института имени Гёте КлаусДитер Леман: Мы хотим усилить интерес россиян к немецкому языку // DeutscheWelle. [Электронный ресурс]. –Режим доступа: URL: http://www.dw.com/ru/главаинститутаименигётемыхотимусилитьинтересроссиянкнемецкомуязыку/a4095974(дата обращения: 20.10.16) 3.Rede von Bundeskanzlerin Dr. Angela Merkel beim Besuch der Zentrale des Goethe Instituts am 8 September 2008 in München // Auswärtiges Amt, Bulletin №. 88#1 vom10.09.2008. 4.Германия увеличит финансирование Института имени Гете // Deutsche Welle. [Электронный ресурс]. –Режим доступа: URL: http://www.dw.de/германияувеличитфинансированиеинститутаименигёте/a18062730 (дата обращения: 10.10.16) 5.Германская служба академических обменов // DAAD [Электронный ресурс].–Режим доступа: URL: http://www.daad.ru/?m=1.5 (дата обращения: 20.03.17) 6.Там же. 7.Стипендии DAAD –одна из возможностей поучиться в Германии // Deutsche Welle [Электронный ресурс]. –Режим доступа: URL: http://www.dw.com/ru/стипендииdaadоднаизвозможностейпоучитьсявгермании/a4210096 (дата обращения: 13.10.16) 8.Global Education Digest 2011: Comparing Education Statistics Across the World. UNESCOUIS, 2011. 310 p. 9.ДААД: Иностранные студенты очень довольны учебой в Германии // Советские немцы [Электронный ресурс]. –Режим доступа: URL: http://genosse.su/novosti/546daadinostrannyestudentyochendovolnyucheboyvgermanii.html (дата обращения: 18.03.17) 10.Глава Московского представительства ДААД Томас Праль: «Мы готовы поддержатьроссийских немцев, если они хорошо учатся» // Информационный портал российских немцев. –Режим доступа: URL: http://www.rusdeutsch.ru/?news=1018 (дата обращения: 13.10.16) 11.Огнева А.В. Политические фонды ФРГ и их вклад в развитие международного диалога // Вестник Томского государственного университета №4 (16), 2011, 113 c. 12.Большова Н.Н. Политика регулирования интеллектуальной миграции в современной Германии // Вестник МГИМОУниверситета. –2012. –№ 6. –С. 226237.