Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Батуро А. Ю. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 281–285. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970383.htm.
Аннотация. Основная проблема, с которой сталкиваются многие российские предприниматели, связана с недостатком финансирования, что особенно ощущается в большинстве регионов России. В свою очередь, реализация потенциала малого бизнеса в решении экономических и социальных проблем невозможна без рационально разработанной государственной поддержки.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Батуро Анна Юрьевна,студент 2 курса ФЭФ БГУ им. акад. И.Г. Петровского,г. Брянск

Научный руководитель:Беспалова О.В.,к. э. н., ст. преподаватель

Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России

Аннотация.Основная проблема, с которой сталкиваются многие российские предприниматели, связана с недостатком финансирования, что особенно ощущается в большинстве регионов России. В свою очередь, реализация потенциала малого бизнеса в решении экономических и социальных проблем невозможна без рационально разработанной государственнойподдержки.Ключевые слова:малый бизнес, выручка, прибыль, налоговые каникулы, государственная поддержка.

На сегодняшний день проблемы в развитии малого бизнеса являются наиболее актуальными вопросами для современной российской экономики. Это объясняется многими факторами: малый бизнес обеспечивает высокую динамику экономического роста, помогает решать проблемы реструктуризации экономики, не требует крупных вложений, обеспечивает занятость существенной доли экономически активного населения и высокую производительность труда; способствует формированию конкурентной среды и установлению рыночного равновесия. Кроме того, за счет меньшего масштаба малые предприятия способны более гибко реагировать как на изменяющиеся экономическиеусловия, так и на колебания потребительского спроса, на изменение конъюнктуры рынка, тем самым придавая экономике дополнительную стабильность. В РФ на долю малого предпринимательства приходится чуть более 22% валового внутреннего продукта (рис. 1). Поэтому основная роль в поддержке малого бизнеса в данный момент отводится государству. Так, для сравнения: в странах Европейского Союза, США, Японии такой показатель составляет около 60% ВВП[2].

Рис.1.Доля малого бизнеса России в составе в ВВП, %

Основная проблема, с которой сталкиваются многие российские предприниматели, связана с недостатком финансирования, что особенно ощущается в большинстве регионов России. В свою очередь, реализация потенциала малого бизнеса в решении экономических и социальных проблем невозможна без рационально разработанной финансовокредитной поддержки. И на сегодня в России проблема финансового обеспечения развития малого бизнеса ощущается особенно остро. Прежде всего,ситуация усугубляется недоступностью займов и субсидий из средств государственных и муниципальных фондов поддержки, а также незначительной величиной активов субъектов малого предпринимательства. В дополнение к этому наблюдается сокращение объемов реализации продукции, удлинение срока оборачиваемости капитала, снижение рентабельности производства. Несмотря на кризисные тенденции, наблюдается значительное усиление роли и значимости малого предпринимательства в экономике и социальной сфере регионов России, что во многом обусловлено процессами реформирования экономикоправовой системы государства и отнесения развития малого предпринимательства к приоритетным задачам государства. С 1 июля 2014 г. вступил в силу Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»[3]. В данном законечетко прописываются основные субъекты предпринимательской деятельности, цели и принципы государственной политики в данной области, основное нормативноправовое регулирование, а также полномочия органов государственной власти, субъектов РФ и органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего бизнеса. В данном законе также определены критерии, по которым предприятия делятся на малые и средние, в свою очередь, малые предприятия делятся на малые и микропредприятия. Государственные органы власти также должны оказывать финансовую, информационную и имущественную поддержку органов власти. В данном нормативноправовом документе выделены отдельными статьями основные виды предпринимательской деятельности, для которых будут применяться меры государственной поддержки; среди них можно отметить ремесленную деятельность, инновации и промышленное производство, сферу образования, виды предпринимательства, связанные с внешнеэкономической деятельностью, и поддержку сельского хозяйства. Особая роль при поддержке малого бизнеса отводится сельскому хозяйству. Так, крестьянским и фермерским хозяйствам возмещается немалая часть стоимостивсех произведенных затрат, в отдельных случаях предоставляются субсидии, предлагается также кредитование на льготных условиях, помощь в приватизации земельных угодий и т. д. Также на сегодняшний день поддерживается развитие молодежного предпринимательства. Существует ряд программ, которые позволяют молодым специалистам реализовать свои возможности в разных сферах экономики. Теперь обратимся к основным терминам, которые помогут нам отличать малый бизнес от среднего и крупного. Итак, малый бизнес, или малое предпринимательство, –это особый вид предпринимательской деятельности, осуществляемый субъектами рыночной экономики на основе соответствия следующим критериям:для юридических лиц –суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;средняя численность работников для малых предприятий не должна превышать ста человек за предшествующий календарный год, а для микропредприятий такой показатель не должен превышать 15 человек;выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого предпринимательства: микропредприятия –60 млн рублей; малые предприятия –400 млн рублей [2].На сегодняшний день перед государством остро стоит вопрос о развитии малого бизнеса. В Послании Президента России четко были определены приоритеты развития экономики на долгосрочную перспективу, которые заключаются в следующем:предоставление налоговых каникул для начинающих бизнесменов; так, например, для налогоплательщиков, впервые зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, перешедших на упрощённую систему налогообложения или патентную систему налогообложения, налоговые ставки по налогам, уплачиваемым при применении указанных специальных налоговых режимов, в размере 0% в течение двух налоговых периодов. Субъекты Российской Федерации вправе установить ограничения на применение льготных налоговых ставок, в том числе в виде предельного размера доходов индивидуальных предпринимателей и средней численности работников;

возможность открытия своего дела за 2–3 дня;амнистия при возврате капитала из офшорных зон;отсутствие проверок надзорных органов в течение3летнего периода с момента открытия своего дела;получениепатента для «самозанятых» граждан;расширениедоступа малых предприятий к закупкам госкомпаний, субъектам естественных монополий, госкорпораций и др.;возможность проводить коммерческую и некоммерческую деятельность в рамках одного юридического лица;сохранениесобственности от кредиторов и рейдеров;отсутствиелицензирования для многих видов деятельности, в том числена проведениебанковских операций и т. д. В рамках программы Министерства экономического развития предусмотрен широкий спектр мероприятий поддержки для различных групп предприятий, в том числе:поддержка лизинга малых компаний (субсидированиелизинговых платежей и уплаты первого взноса –до 10 млн рублей, предоставлениелизинггранта начинающим –до 1 млн рублей на одного получателя поддержки);модернизация производства (субсидированиерасходов по уплатепроцентной ставки, приобретениеоборудования до 10 млн рублей на одного получателя поддержки);грантовая поддержка начинающих (предоставлениебезвозмездной субсидии начинающему предпринимателю в размередо 300 тыс. рублей);созданиеи развитиемикрофинансовых организаций;созданиеи развитиегарантийных фондов;развитиесоциального предпринимательства (субсидированиерасходов насозданиецентров инноваций социальной сферы в размередо 5 млн рублей; созданиечастных дошкольных учреждений в размередо 10 млн рублей; субсидии на организацию групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста и иных подобных им видов деятельности до 1 млн рублей);развитиемолодежного предпринимательства, в том числесозданиецентров молодежного инновационного творчества (предоставлениесубсидий на созданиецентров в размередо 7 млн рублей на одного получателя поддержки): развитиесистемы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы малого предпринимательства (предоставлениесертификатов на обучение, компенсация затрат по подготовке, переподготовкеперсонала и организации обучающих мероприятий по различным вопросам ведения бизнеса);созданиеи развитиеинфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства (бизнесинкубаторы –от 900 кв. м.; промышленныепарки –от 20 тыс. кв. м, технопарки –от 5 тыс. кв. м);поддержка экспортно ориентированных малых компаний (созданиецентров поддержки экспорта)[3].Но, несмотря на развернутую государственную поддержку в области развития малого предпринимательства, предприниматель сталкивается с рядом проблем, на которых необходимо остановиться болееподробно. Преждевсего, это нестабильность в применении налогообложения. Так, в 2013 г. при двукратном увеличении страховых взносов для индивидуальных предпринимателей значительная доля малого бизнеса оказалась на грани банкротства. Поэтому неподъемныеи нестабильныеставки налогов, в том числестраховых взносов, губительно сказываются на развитии малого бизнеса. Такженеобходимо отметить коррупционныебарьеры, с которыми сталкиваются предприниматели на протяжении всего развития своего бизнеса, в том числепри его создании. Если опираться на зарубежный опыт, то в основном коррупционныемоменты здесь были устранены через развитиеИнтернета,т. е. большинство процедур, начиная с открытия, ведения и закрытия бизнеса, осуществляется преимущественно через Интернет.Ещеодной важной проблемой, с которой сталкивается большинство предпринимателей, –отсутствиефинансовой поддержки со стороны банковского сектора. Послеувеличения ставки рефинансирования Центральным банком процентныеставки по кредитам стали неподъемными для большинства предпринимателей. В свою очередь сами банки очень часто отказывают в выдачекредита, объясняя это высокими рисками. В большинствеслучаев у малых предприятий нет залогового обеспечения или в качествезалогового обеспечения выступает товар. А банки отказываются принимать товар в качествеликвидного обеспечения[4]. Финансовая отчетность малых предприятий недает четкого представления о платежеспособности, так как спецификой развития малых предприятий является повышенный риск функционирования, невысокая рентабельность за счет невозможности реализации эффекта масштаба, короткий жизненный цикл и узкая специализация. Для банков это служит объективной предпосылкой отнесения малого предприятия к категории наиболеерискованных заемщиков. Поэтому для банков прощеотказать в кредитовании, чем брать на себя риски, связанныес неуплатой кредитов. Высокий рост инфляции такжеоказал существенноевлияниена малый бизнес. Введениесанкций, скачки цен на нефть, значительноеповышениекурса европейской валюты и доллара, введениетоварного эмбарго –всеэто немогло несказаться на падении курса национальной валюты. Данныепричины повлекли за собой рост цен на разного рода продукцию, в том числеи оборудование, что отразилось на развитии малого бизнеса. Но именно малый бизнес может занять тесектора экономики, которыенаиболеепострадали от наложенных санкций со стороны Евросоюза и США. Подводя итог вышеизложенного, можно сказать, что стратегия развития малого бизнеса на сегодняшний день является приоритетным направлением развития экономики. Особую роль в поддержкемалого бизнеса играет государство, так как развитиемалого бизнеса позволит решить проблемы безработицы, повысить производительность труда, насытить рынок инновационными нововведениями, решить вопросы, связанныес инфляционной неустойчивостью российской экономики.

Ссылки на источники1.Глинова Т. А. Проблемы развития малого бизнеса в России // Концепт. –2015. –№ 08. С.16.2.Беспалова О.В., Беспалов Р.А. Инвестиционная привлекательность Брянского региона в современных условиях // Региональные проблемы преобразования экономики. 2015. № 11. С. 112116.3.Райзберг Б., Лозовский Л., Стародубцева Е. Современный экономический словарь. 6е изд., перераб. и доп. М.: ИнфраМ, 2011.4.Финансы/ Под ред. В.М.Родионовой/, М., Финансы и статистика, 2010.