Проблемы медиаобразования и достоверность информации в сети Интернет

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Агафонова М. С., Кунова Е. С. Проблемы медиаобразования и достоверность информации в сети Интернет // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 341–345. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970395.htm.
Аннотация. Статья посвящена проблеме достоверности информации в Интернете, способам её проверки на достоверность, а также перечню необходимых навыков для отделения достоверной информации от недостоверной. Статья также выявляет необходимость обучения в образовательных учреждениях медиаобразовательным навыкам, приводя перечень проверенных на достоверность сайтов, информацией которых смело можно пользоваться.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Агафонова Маргарита Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры управление строительством, ФГБОУ ВО «Воронежский государственный технический университет», г.Воронежagafecon@yandex.ru

Кунова Елена Сергеевна,студент института экономики, менеджмента и информационных технологий ФГБОУ ВО «Воронежский государственный технический университет», г.Воронежelen_kunova@mail.ru

Проблемы медиаобразования. Достоверность информации в Интернете

Аннотация.Статья посвящена проблеме достоверности информации в Интернете, способам её проверки на достоверность, а также перечнюнеобходимых навыков для отделения достоверной информации от недостоверной.Статья также выявляет необходимость обучения в образовательных учреждениях медиаобразовательным навыкам, приводя перечень проверенных на достоверность сайтов, информацией которых смело можно пользоваться.Ключевые слова:информация, недостоверная информация, достоверная информация, источники информации, проверенные информационные ресурсы, фактические ошибки, аргументация информации.

Актуальность темы исследования определяется тем,что в данный момент сеть Интернет пользуется огромной популярностью у большинства людей. В настоящее время мало кто представляет свою жизнь без электронной глобальной сети. С помощью Интернета потребитель информации значительно сокращает время и усилия напоиск необходимых данных, не сталкиваясь с проблемами доступа к ним. Проблема заключается в том, что за легкий доступ в сеть, потребитель не всегда получает достоверную, пройденную через сито профессиональной экспертизы информацию, так как, в большей степени, в сеть попадают ложные, не соответствующие действительности данные.В современном обществе Интернет является одним из самых востребованных источников информации. В нем очень удобно и просто отыскать нужные данные, затрачивая на это сравнительно меньшевремени, нежели при использовании газет, книг, энциклопедий, радиои телевещание.Интернет

технологии динамично формируются и пополняются различными информационными ресурсами и технологиями, а также сервисами, увеличивается аудитория, стирая какиелибо границы. Школьник запросто может изучать и углубляться в познании ядерной физики на уровне взрослого человека, в то время как взрослый может играть в игры по сети с подростками, далеко не уходя от младшего поколения в игровых навыках.В настоящее время в обществе установилось одобрительное мнение о целесообразности Интернета.В Интернете каждый имеет возможность выражать мнения, высказываться и опубликовывать информацию по какомулибо вопросу. Это интересует людей, которые желают распространить свою собственную информацию. Публикации особых материальных и временных затрат, умений и знаний не требуют. Каждый человек преследует свою цель –один пытается поделиться своим личным мнением, опытом, другой сопротивляется конкуренции, продавая какойлибо продукт, либо занимая политическую позицию. По своей сущности, Интернет является зоной эмансипированного доступа, где люди наполняют информационное пространство доступными им данными.Несмотря на признанные преимущества, информация в Интернете отличается хаотичностью и малодостоверностью, утверждения, подкрепленные различными доводами, могут быть неверными, наблюдается интерпретация фактов. В большинстве своих случаев она является творением индустрии сознания, указывающей на манипулирование получателями информации сразличными экономическими и политическими целями. Нельзя бездумно доверять сетевой информации, поэтому в первую очередь, требуется научиться контролировать её достоверность.[1]Можно привести множество примеров информации, которая является недостоверной, особенно в сфере новостей. С недавних пор многие упрекают телевидение, радио и официальные СМИ за «односторонность» представленной информации, после чего отдают предпочтение социальным сетям, развивая тем самым «сарафанное радио», в котором участвуют изначально ложные данные. Как только нечто неординарное, сенсационное притягивает внимание людей, возникают фальшивые новости, приносящие выгоду некоторым группам лиц, таким как оппозиционным активистам, желающим приковать внимание к какойлибо проблеме некорректным способом. Такие новости способны невероятно быстро распространяться с всё новыми подробностями, уточнениями, «цепляя» обычного пользователя Интернета. К примеру, сейчас можно обнаружить новость с комментариями к ней, опубликованной Виталием Милоновым, депутатом СанктПетербурга, о воинской повинности бездетных женщин.Скандальные новостные заголовки служат одним из бестактных путей подачи информации. Примером может послужить «Наташа Королева при смерти!» данные о попадании в ДТП тезки певицы из далекой деревни. Человек же реагирует на заголовок, исключая из вида информацию в самой статье, публикуя в разнообразных социальных сетях. Если этот человек известный, то ложная новость распространяется мгновенно. Многие припоминают недавний скандал, в котором одна знаменитость разместила запись пользователя с информацией о спущенной воде Химкинского водохранилище, вследствие чего Москва была затоплена и потонули тысячи людей. Новость об известном мультфильме «Ну, погоди!», который могут уподобить категории «18+» в соответствии с принятым Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию",вызвалабольшую шумиху.По правде говоря, под категорию «18+»попал одноименный эротический мультфильм шведского производства 2008 года. Данный факт можно с легкостью проверить на сайте государственного реестра.Подстрекательские новости циркулируют преднамеренно для черного пиара. Несмотря на их быстрое опровержение, долгие разговоры о них в обществе несут всеобщий интерес к главному герою новости. К примеру, слухи об увольнении Якунина, главы РЖД. Также просочилась в Интернет фейковая информация о рождении мертвого ребенка у принца Уильяма и К. Миддлтон. Данный факт моментально опровергли, но к СМИ было приковано большое внимание общественности. Действительно недостоверная информация распространена как в развлекательной области, так и в образовательной. Большое количество ошибок можно увидеть на сайтах в банках рефератов, пользующихся огромной популярностью у студентов и школьников. Учебники, размещенные в сети, должны соответствовать ряду требований:

1) содержать образовательные программы, имеющие государственную аккредитацию;2) иметь лицензию;3) входить в Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных к использованиюв образовательных учреждениях;4) соответствовать ФГОС.Ни один не застрахован от получения ложной информации из электронных учебников, так как любой желающий вправе выпустить их.Доверять лучше всего только официальным словарям и энциклопедиям. Многие люди изо дня в день используют Википедию для поиска необходимого для учебы, работы, личностного развития, совершенно не подозревая, что пользуются свободной неофициальной энциклопедией, которую может редактировать любой желающий, поэтому все может быть, что они оперируют неточными данными и фактами.На вопрос «как удостовериться в правильности информации в Интернете», прежде всего, необходимо иметь представления о понятиях достоверной и недостоверной информации, а также уметь отличать их друг от друга.Информация это сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые воспринимают информационные системы (живые организмы, управляющие машины и др.) в процессе жизнедеятельности и работы.Недостоверной считается информация, не соответствующая действительности. Она содержит сведения о событиях и явлениях, которые не существовали вообще или существовали, но сведения о них не соответствуют действительности, неполные или искаженные. Достоверная информация –информация, невызывающая сомнений, подлинная, реальная. Сведения, соответствующие действительности, факты, наличие которых при необходимости можно подтвердить юридически корректными процедурами с использованием документов, свидетелей, экспертных заключений и т.д.[1]Сведения со ссылкой на источник считаю также достоверными, если не возникает вопросов о достоверности самого источника.К источникам информации следует отнести следующее:

документы;

издания в печатном виде;

интернетсайты (порталы, страницы, СМИ и т.д.);

физические лица, имеющие интересные для СМИ сведения;

настоящаясредаобитания человека;

виртуальная информационная среда.Достоверным источником являются документы, которые проверяются юридически.Источники информации классифицируют по достоверности (достоверные, недостоверные) и компетентности (компетентные, некомпетентные).Информация в сети –это не гарант полной достоверности, поэтому при извлечении информации необходимо, в первую очередь, обратить внимание на ссылки источника.Компетентными называются те источники, которые уполномочены в той или иной области или вопросе.Если статьей или какойлибо другой работой в сети занимается человек, зарекомендовавший себя, как компетентный специалист, то ссылка не всегда необходима для проверки достоверности.Для того, чтобы узнать компетентный данный автор или нет, целесообразно ознакомиться с его другими работами, комментариями, уточнить наличие определенной занимаемой им должности, статуса, посмотреть отзывы людей о нем и его работах. При наличии данных об авторе из таких источников, как странички в социальных сетях, личного блога, можно узнать дополнительную информацию о наличии научной степени, опыта работы журналистом и т.д. Совершенно другая история в случае, если автор предпочел анонимность.Лучше всего опираться на авторитетные источники. Ими могут выступать научноисследовательские центры, статистические службы.В большинстве случаев по сети распространяется перепечатанная информация с одного сайта на другой. В такой ситуации очень сложно определить достоверность предоставленных данных, так как эти сайты могут опираться на один недостоверный источник.Рейтинг ресурса позволит определить авторитет и популярность данного контента, отзывы пользователей на материал сайта. Поисковые системы, как «Google» и «Яндекс», могут облегчить жизнь, указав индекс цитирования источника, показав похожие или идентичные сведения для сравнения и оценки правильности, а также выдав всю информацию из поисковых запросов.Сетевой ресурс может иметь специальное свидетельство о регистрации СМИ, в силу которого должен нести ответственность, выкладывая какуюлибо информацию, а значит, такой ресурс заслуживает особое внимание и доверительное отношение людей.РИА «Новости»,Интерфакс,ИТАРТАСС являются официальными информационными агентствами. Этим сервисам можно уверенно доверять и пользоваться данными, размещенными на их страницах.СетевоеагентствоNNS(Nationalnewsservice) или, другими словами, НСН (Национальная служба новостей) заслуживает особого внимания. Онодинамично развивает корреспондентскую сеть, ежемесячно представляет сборники статей, соответствующих высшему как публицистическому, так и теоретическому уровню.Издание Gazeta.ruтакже является источником, снабжающим качественной информацией. Ресурсы в сфере образования также проходят проверку на достоверность. Ниже приведен перечень проверенных сайтов.http://window.edu.ru

Единый доступ к учебнометодическим пособиям общего и профессионального образования.

http://schoolcollection.edu.ru

Коллекцияшкольных ресурсов для педагогов и учеников (методички, учебники по разным дисциплинам).http://fcior.edu.ru

Федеральный сервис сматериалами для среднего и профессионального образования.http://school.edu.ru

Методические материалы по предметам начальной и средней школы.[2]Представленные ресурсы прошли научнометодическую экспертизу.Проверка и оценка фактов служит обязательным способом установления факта о достоверности данных.В Интернете можно обнаружить, что в информации вольно используют различные факты как достоверные, так и недостоверные. Научная недостоверность может свидетельствовать онеполноте сообщения. Это происходит тогда, когда сам автор не владеет в полном объеме информацией по данной теме, либо же когда он заведомо скрывает часть сведений, исходя из личных целей. В таком случае сокрытие части материала называют селекцией информации. Интерес привлекает читателей к паре свойствобъекта изучение или событию, явлению. Таким способом можно исказить информацию, повлечь за собой распространение научных ошибок.

При неверном понимании текста, при неправильном толкованиирождаются фактические ошибки. Они возникают вследствиенеспособности человеком дать оценку содержанию, усмотреть приведенные в тексте проблемы. Фактическая ошибка появляется при отсутствии умения обнаружить и сформулировать позицию автора.Фантазия автора зачастую может послужить возникновению фактических ошибок при добавлении в текст элементов собственного домысла. Причиной могут являться и неточное цитирование, путаница в терминах и смыслах.Поэтому необходимо уметь грамотно работать с фактами и давать оценку информационному сообщению.Аргументация фактов является одним из значимых моментов определения достоверности. Верно то, что можно обосновать. В этом заключается удовлетворение закона основания. Но хорошо аргументированные высказывания могут быть корректными и не корректными. Спорящим оппонентам важна победа, а не поиск истины. Ради победы стороны используют способы, которые далеки от логики.Чтобы ориентироваться в доступной к пользованию в Интернете информации и знать отличие достоверной от недостоверной, нужно:1) иметь навыки рационального поиска сведений, знать, что необходимо найти, чтобы грамотно сформулировать запрос в поисковой системе;2) подвергнуть осмотру источники информации;3) уметь оценивать и отбирать нужную информацию;4) научиться построению логики, структуры и плана функционирования информации;5) уметь определять фактические ошибки;6) определять скрытый смысл в тексте, систематизируя данные;7) отличать аргументацию научную и корректную от ненаучной и некорректной.В настоящее время обучение учащихся работе с данными является важным моментом, так как они в значительной степени подвержены за счет образовательных, психологических и возрастных особенностей воздействию неодобрительной, недостоверной, ложной информации.[3]Интернет, в свою очередь, открывает подросткам доступ к информации, которую они желают получить. К традиционным СМИ тинэйджеры относятся с меньшим доверием, не реагируя на них. Уровень доверия к Интернету у таких представителей на несколько порядков выше, потому что в сети могут найти сравнительно больше интересующей информации по какомулибо вопросу. Но несмотря на такое воздействие информационных сервисов, степень подготовленности очень низкая.Проблема кроется в самостоятельной трактовкеполученных знаний и фактов за счет возрастных различий, жизненного опыта и уровня культурного развития личности.Исходя из данных тенденций, нужно научить детей и подростков использовать свой потенциал полностью, совмещая сразу несколько видов познавательной деятельности в сети.Процесс осознания полученных сведений играет большую роль при осуществлении личной информационной защиты.Любые технологии, в том числе и интернет, способствуют преодолению фактических проблем человека и разрешению определенных задач. Сосредоточенность учеников, степень овладения ими технологий и знаний напрямую взаимосвязано с умением преподавателя организовывать работу на уроке.

Для безошибочной организации какоголибо вида деятельности, а в данном вопросе при получении и анализе фактов, полученных из Интернета, необходимо: 1. Установить главную мысль и отдать ей предпочтение;2. Поставить перед собой определенные задачи;3. Выявить пути достижения конечной цели;4. Активизировать мышление;5. Определить возможные ошибки;6. Обеспечить контроль над исполнением.Для заострения внимания при восприятии фактов во время поискаинформации в сети, нужно прибегнуть к возможности посвоему ипоновому интерпретироватьее. Такой метод привлечет больше внимания учеников, повысит уровень заинтересованности, создав эмоциональную наполненность занятия, а также обеспечит обратную связь. Обратная связь может быть как со стороны учителя, так и учащегося при самоконтроле. Чтобы информация усваивалась просто, а занятия проходили эффективно, учителю при объяснении необходимо использовать те понятия и определения, которые соответствуют уровню образовательной подготовки учащихся.[3] Подводя итоги, можно сделать вывод, что использование сетевой информации очень полезно, особенно когда это выступает в качестве инструмента для достижения той или иной цели, приобретения интеллектуальных умений. Выявлено, чтоумелое пользованиеинформацией в сети Интернет, необходимодля обладаниямедиаобразовательными навыками, а также способамиработы с фактами для умения отличить достоверную информацию от недостоверной.

Ссылки на источники1.Агафонова М.С., Сухинина Е.А.Методология обеспечения конкурентоспособности менеджмента предпринимательских сетей на основе эффективных коммуникаций// Современные наукоемкие технологии. 2013. № 101. С. 141142.2.ГостищевВ.Р., Агафонова М.С. Современное лидерство в сетевом менеджменте // Международный студенческий научный вестник. 2016. № 20. С. 83.3.Кавешникова Л.А., Агафонова М.С. Мотивация преподавателей как основа качества высшего образования// Научное обозрение. Экономические науки. 2016. № 2. С. 7881.