Использование информационных технологий для повышения эффективности управления бизнес-процессами организации

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Агафонова М. С., Лихобабина Л. А. Использование информационных технологий для повышения эффективности управления бизнес-процессами организации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 336–340. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970394.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам увеличения эффективности управления в экономических системах. Рассмотрены наиболее выгодные информационные технологии, которые помогают экономическим субъектам наиболее результативно решать различные проблемы управления.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Агафонова Маргарита Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры управление строительством, ФГБОУ ВО «Воронежский государственный технический университет», г.Воронежagafecon@yandex.ru

ЛихобабинаЛилия Андреевна,студент института экономики, менеджмента и информационных технологий ФГБОУ ВО «Воронежский государственный технический университет», г.Воронежlla010395@gmail.com

Использование информационных технологий для повышения эффективности управления бизнеспроцессами организации

Аннотация.Статья посвящена вопросам увеличения эффективности управления в экономических системах. Рассмотрены наиболее выгодные информационные технологии, которые помогают экономическим субъектам наиболеерезультативно решать различные проблемы управления. Ключевые слова:экономика; бизнес; MPR; MRP II, ERP; организация; предприятие; эффективность; управление.

Актуальность темы исследования определяется тем, что переход общества к информационнымтехнологиям и наукоемким технологиям вводит в оборот информационныересурсы и повышает требования к профессионализму сотрудников. Ни одна область деятельности не обходится без производственных и сервисныхтехнологий, предназначенных для выпуска товаров и услуг, без информационных технологий, обеспечивающих потребность в информации управленческих, производственных, снабженческих, торговых, сбытовых и других функциональных подразделенийфирмы, ставших незаменимыми инструментарием менеджмента.Современные условия рыночных отношений предполагают соответствующие этим процессам системы управления в совершенно всех элементах, областях и сферах экономики.Увеличить эффективность управления, это и есть особо важное требование к достижению желаемого итога. Обеспечение высокой эффективности организации управления в многом зависит от ее честной и справедливой оценки.В базисе всех принципов повышения производительности управления лежит совокупный подход, который предполагает мониторинг всех мероприятий, явлений и действий в их взаимосвязи. Естественно это не представляется возможным без пониманиятого, что все они являются элементами одной структуры. Вся сущность этих методов в том, чтобы после введения их в работу компании, производительность организации увеличилась и были достигнуты какиелибо положительные результаты[5].Исполнение результативной работы предполагает конкретное определение цели, прозрачное изображение объектов и субъектовпроцесса увеличения эффективности. То есть, можно сказать, что если организация не определит себе конкретную задачу и цель, где ей необходимы преобразования,то ее работа окажется бесполезной.Поэтому любой начальник, независимо от объемов своих полномочий, обязан в первую очередь думать о своих подчиненных. Что касается определения цели, то она также не должна игнорироваться руководителем, так как определяет всю детальнейшую работу компании[4].Применение компьютерных программ, сети интернет, информационных технологий видоизменяет технику и организацию управленческой деятельности. Они предоставляют возможность эффективно извлекать информацию и получать решения, а так же влекут за собой массу основных структурных изменений уменьшают бюрократический аппарат, принуждают пересмотреть традиционные мнения на роль и устройство взаимоотношений компаний, открывают возможности для фигурированиякомпании в государственных и мировых экономических рынках и инвестиционныхпроектах. Так же в фирмах следует прибегать к такому элементу воздействия как, мотивация работников, хотя это не является новой методикой, но она очень результативна.Не все сотрудники информационных подразделений понимают, что директорам организации необходимо вовсе не увеличение объема данных, развитие информационныхтехнологий или повышение быстродействия компьютеров. Начальству предприятиянеобходима информация, влияющая на конкурентоспособность компании, в том числе более совершенные методы организации управления. В последние годы для топменеджмента в различных компаниях требуется информация о товарах на всемирном рынке, обладающих твердым спросом. Сегодня топменеджмент чаще требует, чтобы были открыты новые методы управления, результативные для сделок на всемирном рынке в условиях клиентоориентированной экономики. При этом достаточнопринципиально, чтобы сохранялась коммерческая тайна компании[1].Информационные системы в области управления финансовоэкономическойи производственнохозяйственной деятельностью в наше время являются действующим средством повышения производственной эффективности, регулируемости.Рассмотрим методики, с применением которых могут быть созданы эффективные структуры управления фирмой. Название данных способов ‬MRP, MRP II и ERP. Методы или подходы MRP, MRP II и ERP это формализованный комплекс терминов и действий, позволяющий сформировать понимание того, как компания должна функционировать. Они имеют исключительно конструктивный характер, то есть их следует понимать, как перечень инструкций (алгоритм). Они инстинктивно понятны каждому начальнику либо управляющему. Их главная важность состоит в следующем:В них нет высказывания «в принципе это легко осуществить…»Они возникли в результате анализа деятельности реально функционирующих организаций;Они доказали собственную результативность;Представленные способы охватывают всю деятельность организации.Способ MRP (Material Requirement Planning ‬планирование материальных потребностей) был создан для более эффективного управления производством, разумной эксплуатации складских помещений, устранения задержек с поставками материалов или поставок сверх нормы. MRP помогает планировать и продуктивно управлять производственным циклом: от доставки материалов и комплектующих до удовлетворения запросов конечных потребителей.Способ MRP показывает, какиепроцессы учета и управления должны быть осуществлены в организации, в какой хронологии они должны выполняться, включает предложения о том, как они должны совершаться (алгоритмы). Операция проектированиясодержит функции создания проектов заказов на закупку и/или внутреннее производство требующихся материаловкомплектующих. Другими словами, использованиеспособа MRP для контроля компанией дает большую вероятность повысить план поставок комплектующих, минимизируя расходы на производство и повышая его эффективность. Становление метода MRP шло по пути расширения потенциала компании в сторону как можно более полного удовлетворения запросов потребителейи минимизации производственных затрат. Это привело к тому, что в конце 1970х годов способ был улучшен принципами о создании производственных проектов в пределах всей компании и наблюдением за ее осуществлением на уровне подразделения. Далее появился метод MRP II вся суть которого состоял в том, что моделирование, планирование и контролирование производства выполняется применительно всему циклу, начиная от закупки сырья, затем реализация и завершая доставкойтовара покупателю[2].MRPII является концепцией, ориентированной на эффективное управление несомненновсеми ресурсами компании. Она обеспечивает решение задач планированияв которые входят все ресурсы и запасы организации в естественных единицах, финансовое формирование намерения в денежном выражении, прогнозирование прав компании, предоставляя ответы на поставленные вопросы таких, как «Собственностанет, в случае если…?». Этот способ предполагает подборку проверенных на исполнение осмысленных элементов, изменений и упражнений управления и контролирования, осуществление которых должно содействовать улучшению признаковфинансовой деятельности фирмы.С появлением навыка моделирования производственных и непроизводственных операций положения уточняются, поэтапно охватывая все больше функций. (Функциональныйсостав относится только к управлению производственными ресурсами организации). Стандарт MRP II делит сферы отдельных функций (процедур) на две степени: необходимый и опциональный. Для того, чтобы программное обеспечение было отнесено к классу MRP II, оно должно выполнять необходимые (основные) функции (процедуры). Некоторые поставщики ПО приняли различный диапазонреализаций опциональной части процедур этого стандарта. Состав функциональных модулей и их взаимосвязи имеют надежное подтверждение с позиции теории управления. Они обеспечивают интеграцию функций планирования, в том числесогласование различных процессов управления во времени и пространстве. Представленный набор модулей не является избыточным, и поэтому он в основномсохраняется в системах следующих поколений. Более того, многие принципы, способы и алгоритмы, заложенные в функциональные модули MRP II, остаются неизменными и входят в качестве компонентов в структуру следующих поколений. Для каждого уровня планирования MRP II характерны такие параметры, как степень детализации плана, горизонт планирования, вид условий и ограничений. Эти характеристики для одного и того же уровня MRP II могут изменяться в зависимости от свойств производственногопроцесса на предприятии. Более того, в зависимости от параметров производственного процесса возможно применение на каждом отдельном предприятиичастного набора функциональных модулей MRP II[3].В общем виде структура управления компанией, построенная в соответствии со стандартом MRP II, представлена на рис. 1.

Рис. 1.Функциональные блоки MRP II

Бизнеспланирование. Процесс разработки плана компании наиболее высокой категории. Планирование долгосрочное, план составляется в стоимостном выражении.Планирование спроса. Процесс прогнозирования (планирования) спроса на будущийпериод.Планирование продаж и производства. Бизнесплан и план спроса изменяется в планы продаж основных видов продукции. При этом производственныемощности могут не учитываться или учитываться укрупнено. План является среднесрочным. План продаж по видам продукциипреобразуется в объемный или объемнокалендарный план производства видов продукции (укрупненноеобъемнокалендарное планирование). Под видом здесь подразумевается однотипная продукция.Планграфик производства (выпуска продукции). План производства преобразуется в график выпуска продукции. Как правило, это среднесрочный объемнокалендарный план, задающий сроки выполнения и количествоизделий.Планирование потребностей в материальных ресурсах. В ходе планирования на этом этапе утверждаются количество партийи сроки потребности в материальных ресурсах, необходимых для обеспечения графика выпуска продукции. Входными данными для планирования потребностей в материалах являются особенности изделий (состав и количественные характеристики комплектующих конкретного изделия) и размер текущих материальных запасов.БизнеспланированиеПланирование спросаПланирование продаж и производстваПланграфик производства (выпуска продукции)Планирование потребностей в материальных ресурсахУправление заказами клиентовУправление на уровне производственного цехаОценка результатовУправление заказами клиентов. Здесь реальные потребности потребителей сопоставляютсяс планами выпуска продукции. Фактически, в зависимости от принятогоалгоритма производства ввод заказов потребителя может осуществляться до или после процедуры планирования. Управление на уровне производственного цеха. Здесь формируются оперативные планыграфики. В качестве плановоучетных единиц могут выступать детали(партии), сборочные единицы,детали операции. Длительность планированияневелика (от нескольких дней до месяца).Оценка результатов. Оценивается реальное исполнение всех вышеперечисленных планов, чтобы внести корректировкиво все последующие циклы планирования.Данные структуры были созданы с целью эффективного распределения ресурсов производственного предприятия, в том числе финансовых и кадровых. Структуры бизнеспланирования ERP(EnterpriseRequirementsPlanning) дают вероятность более результативного планировать всю коммерческую деятельность компании, в том числе экономические затраты на проекты обновления техники и капиталовложения в изготовление новых разновидностей продуктов[3].ERP‬планирование ресурсов фирмы, важных для реализации больших продаж, производства, закупок и учета в процессе исполнения потребительских заказов. Такиесистемы предназначены для управление «виртуальным предприятием» (например, вид предприятий, временно объединённых работой над масштабным бизнеспроектом либо государственной программой). ERPметод, обхватывающий главные бизнеспроцессы фирмы, позволяет:Рассчитыватьи прогнозировать разработку, создание и сбыт товаров и услуг, потребностьв материалах и мощностях;Вестидостоверный учет финансовых, материальных, кадровых ресурсов предприятия;Осуществлятьконтроль над производственным процессом и вносить в него требуемыеизменения;Анализироватьрезультаты деятельности компании;Рассматриватьплан событий по принципу «что, если…?» и рассматривать варианты решений, позволяющие с минимальным риском улучшить те или иные нормативы.Необходимость в повышении качества управления, в соответствии с информационнымипроцессами действующих бизнеспроцессов, в ускорении документооборота и в подготовке принятия управленческих решений является главной для развития современныхинформационных систем.Таким образом, из наиболее выгодной информационной технологии, которые помогаютэкономическим субъектам наиболее результативно решать те или иные проблемы управления для совершенствования оценки компании и повышения эффективностиуправления в экономических структурах можно выделить такие технологии как: MRP, MRPIIи ERP. Они предоставляют возможность целесообразно управлять всеми формами ресурсов компании, работать предпринимателюодиночке. Так как запасы всегда ограничены, основным условием успеха является принятие точного и своевременного управленческого выбора о концентрации ресурсов для получения сильнейшего эффекта.

Ссылки на источники1.

АгафоноваМ. С. Современные международные отношения и инновационные технологииМ.С.// Успехи современного естествознания. 2012.№1. С. 101.2.Баркалов С.А., Агафонова М.С., Скогорева А.С., Анализ и измерение эффективности деятельности организации// Международный студенческий научный вестник. 2015.№42. С. 212212a.3.Баронов В.В., Калянов Г.Н., Попов Ю.Н., Титовский И.Н., Информационные технологии и управление предприятием. М.: Компания АйТи, 2004 г.4.Панченко К.В., Агафонова М.С.,Издержки производства и себестоимость продукции// Международный студенческий научный вестник. 2014.№1. С. 25.5.http://dis.ru/library/557/26292/[Электронный ресурс]