Целесообразность использования информационных систем на предприятии

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Агафонова М. С., Кулешова И. П., Зелепукина В. А. Целесообразность использования информационных систем на предприятии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 371–375. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970401.htm.
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению роли информатизации в деятельности предприятия, отображению значимых преобразований в организации за счет использования информационных систем.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Агафонова Маргарита Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры управление строительством, ФГБОУ ВО «Воронежский государственный технический университет», г.Воронежagafecon@yandex.ru

Кулешова Ирина Павловна,студент института экономики, менеджмента и информационных технологий ФГБОУ ВО «Воронежский государственный технический университет», г.Воронежirysechkak@mail.ru

ЗелепукинаВиктория Александровна,студент института экономики, менеджмента и информационных технологий ФГБОУ ВО «Воронежский государственный технический университет», г.Воронежzelepukina.vika.@yandex.ru

Целесообразность использованияинформационных систем на предприятии

Аннотация.Статья посвящена рассмотрению роли информатизации для деятельности предприятия, отобразив при этом значимые преобразования в организации за счет использования информационных систем.Ключевые слова:информатизация, информационные технологии, информационные ресурсы, предприятие, информация.

Актуальность темы исследования объясняется тем, что в 20 веке произошло изменение, которое в дальнейшем сыграла большую роль в истории Земли: индустриальный этап сменился этапом, который многие ученые называют информационной революцией. И вместе с этим профессиональное управление, умение координировать эффективную работу персонала, правильность при проектировании, реализации и совершенствовании бизнеспроцессов, эффективное проведение организационноадминистративной и хозяйственной деятельности становятся основными критериями при достижении успеха в бизнесе. В этих условиях современные информационные технологии и формирующиеся на их основе интегрированные информационные системы приобретают значимость, превращаясь в незаменимые инструменты,которые становятся нужными при устойчивом развитии компаний, а также организаций и при обеспечении достижения стратегических целей.Отсутствие на предприятиях опыта анализа оценки эффективности информационных технологий и широкого применения их, ведет к негативным последствиям таким, как снижение конкурентного преимущества, а в дальнейшем и полная потеря своей позиции на рынке.Процесс перехода от индустриального общества к информационному путем насыщения современными информационными технологиями экономической, социальное и политической деятельности получил название информатизация.Информатизация представляет собой организационный, социальноэкономический и научнотехнический процесс по созданию оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов[1]. Очевидно насколько сильно информационных технологии оказывают влияние на культуру управления, менеджмент и общество. К концу двадцатого века появилось новое понятие такое, как глобальное информационное общество. Он возникло благодаря стремительному развитию вычислительной и телекоммуникационной техники, накоплению колоссальных объемов информации и чрезвычайно высокой скорости информационного обмена. Это привело к тому что произошла коренная ломка прежнихсоциальных понятий: ориентир деятельности компаний переместился с технологий на потребителя. Информационные технологии способствовали изменению не только способа работы, но они также изменили способ делового стратегического мышления. Раньше предпринимателя использовали первые быстродействующие компьютеры в основном для автоматизации процессов, при этом они выполнялись вручную большим количеством сотрудников, имеющих невысокую квалификацию; примером может служить обработка данных. Сегодня новая техника и технологии применяются для реализации новых идей, новых способов получения конкурентного преимущества, а не только как раньше для автоматизации сбора и обработки данных. Мир сузился до размеров экрана монитора и рабочего стола, благодаря распределенным информационным системам и сетевым технологиям. Это положительно сказалось организации, так как сразу за счет быстрого и простого доступа к огромным объемам информации и инструментам работы с ней увеличились деловые возможности. В связи с этим компании, чтобы выжить в современных условиях, должны постоянно приспосабливаться и изменяющимся внешним условиям, и окружению[1]. Сегодня фирма должна успевать изменяться она не может никаким образом оставаться стабильной. В связи с этим у нее поваляется потребность в развитие процессов информатизации[1].

Основными причинами такого явления являются:1. при принятии решений и формировании внутренних документов предприятия стало иметь большую свободу;2. роль информации значительно повысилась, что привело к появлению новых методов её обработки;3. происходит интегрирование страны в мировую экономику, это привело к заимствованию положительного опыта в сфере информационных и технологиях менеджмента;4. предприятие должно использовать модернизированные подходы, технологии и методы;5. потребители имеют постоянно изменяющиеся требования в связи с этим появляется потребность в удовлетворении их; 6. в условиях жестокой конкуренции нужно обладать конкурентным преимуществом перед соперниками;7. необходимость в совершенствование внутренних процессов, расширение диапазона товаров и услуг.Благодаря развитию информатизации бизнеса обнаружилась взаимосвязь между информационными технологиями и бизнесом и выявилось, что они влияют друг на друга. С одной стороны, деятельность предприятиядолжна быть интегрирована с информационными технологиями. С другой информационные технологии должны оказывать поддержку бизнесу, чтобы не только открывать для себя новые возможности, но и развивать их, для извлечения максимальной выгоды от новшеств[2].Вразвитии информационных технологий можно выделить пять основных тенденций, представленных на рисунке 1.

Рис. 1. Основные тенденции информационных технологий

1. Глобализация. С помощью информационных технологий компании, находясь где угодно, могут вести дела на мировом рынке, при этом немедленно получать исчерпывающую информацию. Происходит интернационализация программных средств и рынка информационного продукта. Появление возможности, получения преимуществ за счет распределение информационных расходов в более широком географическом диапазоне, становится необходимым элементом стратегии[2].2. Конвергенция. Междуинформационным продуктом и средствами его получения, их профессиональным и бытовым использованием, а также между промышленными изделиями и услугами, стираются различия. Одно устройство и система может объединить в себе передачу и прием цифровых, звуковых и видеосигналов[2].3. Усложнение информационных продуктов и услуг. Информационный продукт, представляющий собой программноаппаратные средства, базы и хранилища данных, службы эксплуатации и экспертного обеспечения имеет тенденцию к постоянному усложнению и развитию. В тоже время интерфейсная часть информационных технологий постоянно упрощается, несмотря на сложности решаемых задач, делая при этом интерактивное взаимодействие пользователя и системы все более комфортным[2]. 4. Способность к взаимодействию. Проблемы, связанные с оптимальным обменом данными между компьютерными информационными системами, между системой и пользователями, а такжепроблемы формирования требуемой информации, обработки и передачи данных приобрели статус ведущих технологических проблем.Их позволяют решать решат во все более полном объёме современные программноаппаратные средства и протоколы обмена данными[2].

5. Ликвидация промежуточных звеньев. Происходит упрощение доставки информационного продукта к потребителю, за счет развития способности к взаимодействию. Благодаря возможности размещать заказы и получать требуемое непосредственно с помощью информационных технологий, цепочка посредников становится ненужной[2].Информационные технологии взаимосвязаны с информационными системами, являющиеся для нее основной средой. Они же в свою очередь стали необходимым инструментом практически во всех сферах деятельности. Наблюдается возникновение множества разнотипных систем, отличающихся принципами построения и заложенными в них правилами обработки информации. Такое явление объясняется разнообразием задача решаемые с помощью информационных систем[1].В общем случае информационная система представляет собой взаимосвязанную совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной.Информационная система определяется следующими свойствами:Основные тенденции информационных технологийГлобализацияКовергенцияУсложнение информациооных продуктов и услугСпособность к взаимодействиюЛиквидация промежуточных звеньевлюбая информационная система построена и управляема на основе общих принципов построения сложных систем, при этом она может быть подвергнута анализу;

необходимо использовать системный подходпри построении информационной системы;

информационная система представляет собой динамичную и развивающуюся систему;

информационную систему следует воспринимать как систему обработки информации, реализованную на базе современных технологий, при этомсостоящую из телекоммуникационных и компьютерных устройств;

информация, на основе которой производится автоматическое выполнение рутинных операций и принимаются решения, является выходной продукцией информационной системы;

от сложности системы, типов и наборов данных, степени формализации решаемых задач зависит участие человека. По своим функциям, архитектуре и реализации в зависимости от конкретной области применения информационные системы могут очень сильно различаться[2]. Однако для всех информационных систем можно выделить по крайней мере два свойства, которые являются общими:Вопервых, любая информационная система предназначена для сбора, хранения и обработки информации. В связи с этим в основе любой информационной систему лежит среда переработки, хранения и доступа к данным. Она должна обеспечивать области применения информационной системы надежностью хранения и эффективностью доступа. Стоит отметить обычные вычислительные программные системы не обязательно должны обладать такой средой[1]. Вовторых, информационные системы ориентируются на конечного пользователя, например, работника склада, бухгалтера, банковского клерка или чиновника городской администрации. Такие пользователи могут быть очень далеки от мира компьютеров. Персональный компьютер или рабочая станция для них являются всего лишь средством, благодарякоторым они осуществляют свою профессиональную деятельность. Поэтому информационная система обязана обладать интерфейсом, который является простым, удобным и «комфортным» в использование и который в свою очередь должен обеспечивать конечного пользователя всеми необходимыми функциями для его работы, но в то же время не дать ему возможности совершать какиелибо действия, имеющие возможность нанести ущерб информационной системе[1].Также все эти системы объединяет одно основополагающее обстоятельство: руководство компаний в целях поддержке принятия решения имеет потребность в достоверной информации о различных аспектах бизнеса компании и внешней среды. От этого зависит качество управления компанией, возможность эффективного планирования ее деятельности, выживание в условиях жесткой конкурентной борьбы. При этом наглядность форм представления информации, быстрота получения новых видов знания, возможность анализа текущих и исторических данных являются критически важными условиями.Наряду с вышесказанным выделяютдва вида информационных систем: 1. Автоматизированную информационную систему, представляющую собой совокупность информации, экономикоматематических методов и моделей, технических и программных средств, а также специалистов, которая при этом предназначена для компьютерной обработки информации и принятия управленческих решений[2].2. Экономическую информационную систему являющеюся совокупностью внутренних и внешних потоков информации экономического объекта, методов, средств и специалистов, которые учувствуют в процессе компьютерной обработки информации и принятия управленческих решений[2].Весьма сложной задачей является выбор информационной системы для автоматизации управления предприятием, ее испытывают даже небольшие компании. Основная сложность не в самом выборе типа информационной системы, а в том, что от него могут зависеть результаты деятельности предприятия. Таким образом, создание информационной системы для любой организации предполагает выполнение следующих обязательных условий:

Стоящим перед организациям целям обязательно должны соответствовать структура информационной системы, ее функциональное. Например, такие цели, как эффективный бизнес и извлечение максимальной выгоды преследуют коммерческие фирмы; государственные же предприятия в первую очередь ориентируются на решение экономических и социальных задач.

Контроль информационной системы должен осуществляться людьми, которые четко понимают ее главные цели, задачи и назначение, руководствуясь при этом основными социальными и этическими принципами.

Информационная система должна обеспечивать производство достоверной, надежной, систематизированной и своевременной информации.Изза жесткой конкурентной борьбы на рынке любое, на сегодняшний день предприятие не в силах вести успешный бизнес без использования модернизированных информационных систем. Именно это и обуславливает необходимость их внедрения на предприятиях, с целью повышения эффективности деятельности организации. Можно выделить пять основных положительных стороны от внедрения информационных систем в организации, предоставленных на рисунке 2:

Рис. 2. Положительные стороны информационных систем

1. Улучшение товаровили услуг, повышение качества, уменьшение издержек или добавление желательных свойств. Так, в организациях, ориентированных на прием клиентов применяют информационные для ускорения обслуживания; в консалтинговых фирмах информационные системы используют для ускорения процесса поиска эксперта, имеющего опыт и знания, необходимые в конкретном случае, который интересует клиента[1]. 2. Увеличение эффективности и производительности. Например, информационная система, использующаяся на производственной организации, позволяет осуществлять контроль за оборудованием и своевременно извещать оператора при возникновении неисправностей. Благодаря этому уменьшается риск производства продукции с браком и увеличивается ее качество[1]. Положительные стороны информационных системУлучшение товаров или услуг, повышение качества и уменьшение издержек Увеличение эффективности и производительностиПредоставление современной и надежной информацииУлучшение коммуникацииУлучшение использования знаний3. Предоставление своевременной инадежной информации, позволяющая улучшать процесс принятия решений. Собранная оптовым поставщиком информация о продажах может помочь своевременно обнаружить спад спроса отдельных товаров, выяснить причины этого спада и принять срочные меры[1]. 4. Улучшение коммуникации. Так люди, находящиеся в командировках, дома или просто в другом здании, благодаря использованию компьютеров и входя в сеть своей компании, могут на расстоянии отправлять и принимать сообщения, просматривать файлы компаний, исследовать поступившие проблемы и готовить презентации[1].

5. Улучшение использования знаний. Например, консалтинговые фирмы часто пользуются экспертными системами по налогообложению, в которых сконцентрированы знания лучших экспертов фирмы, чтобы оказать помощь своим клиентам по планированию налогов[1].Для того, чтобы наглядно показать значимость информационных систем, можно провести следующие примеры ее использования[2]: 1. Информационная система по отысканию рыночных ниш. Некоторые фирмы пользуются информационными системами, которые регистрирует данные о покупателе, совершивший покупку товара, что позволяет: определять группы потребителей, их состав и запросы, а затем свою стратегию ориентировать на наиболее многочисленные группы. При это постоянным покупателямпредоставлять товары и услуги в кредит или с отсрочкой платежа, а также скидку; а потенциальным рассылать различные предложения и рекламу.2. Информационные системы, ускоряющие потоки товаров. Возьмем к примеру фирму, специализирующуюся на поставках продуктов в определенное учреждение. Хранить на складах большие запасы продуктов невыгодно, а не иметь их невозможно. Для того чтобы найти оптимальное решение этой проблемы, фирма устанавливает терминалы в обслуживаемом учреждении и подключает их к информационной системе. У заказчика появляется возможность прямо с терминала вводить свои пожелания. В свою очередь эти данные поступают в информационную систему по учету заказов. Менеджеры анализируют поступившие заказы и принимают оперативные управленческие решенияпо доставке необходимого товара заказчику за маленький промежуток времени. Таким образом, происходит экономия огромных денег на хранение товаров, а также ускорение и упрощение потока товаров.3. Информационные системы по снижению издержек производства. Такие информационные системы, благодаря отслеживанию всех фаз производственного процесса, имеют возможность улучшать управление и контроль, при этом осуществляв более рациональное планирование. Результатом использования таких систем является снижение себестоимости производимой продукции и услуг4. Информационные системы автоматизации технологии («менеджмент уступок»). Суть этой технологии состоит в том, что, потребитель имеет возможность получить разные скидки в зависимости от количества и длительности контрактов при условии, что доход фирмы остается рентабельным. В этом случае у потребителя возникает заинтересованность в взаимодействии с фирмой, а фирма тем самым привлекает дополнительное число клиентов. При нежелании потребителя взаимодействовать с даннойфирмой и при переходе его к другой, он имеет возможность потери предоставляемых ему ранее скидок, следствием чего является возрастание его затрат.Подводя итоги можно подчеркнуть, что развитие цивилизованных стран повлекло за собой создание информационного общества, другими словам общества, которые состоит из рабочих, постоянно занятых сбором, производством переработкой, хранением и использованием информации. В связи с этим информация превратилась в один из важнейших ресурсов и стала лучшим и необходимым средством в процессе развития организации. Именно от ее качества и эффективности использования зависит жизнеспособность предприятия. Таким образом, информационные технологии и тесно связанные с ней информационные системы обеспечивают сбор, хранение, обработку, поиск и выдачу информации, необходимой в процессе принятия решений задач из любой области. Они помогают при создании нового продукта и анализе проблемы. При наличии таковых эффективных информационных систем компания обретает конкурентное преимущество перед, а игнорирование их использования ведет к потере позиций на рынке. Однако если не учитывать роль человека, техническое воплощение информационной системы само по себе не будет чтолибо значить. Потому что в первую очередь информация предназначается для человека и без него в сущности невозможно даже ее получение.

Ссылки на источники1.Агафонова М.С., Агафонов П.В. Современные наукоемкие технологии // Успехи современного естествознания. –2013. –№ 101. –С. 130. 2.Агафонова М.С. Инновационные процессы напредприятиях и их инвестиционная активность // Успехи современного естествознания. –2012. –№ 1. –С. 102.