Формирование этической политики высших органов финансового контроля непризнанных государств: проблемы и перспективы
Выпуск:
ART 970400
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кладько
А.
С. Формирование этической политики высших органов финансового контроля непризнанных государств: проблемы и перспективы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 39. – С.
366–370. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/970400.htm.
Аннотация. В работе рассмотрены особенности формирования этических кодексов высших органов финансового контроля непризнанных государств в целом и в частности на примере Донецкой Народной Республики. Раскрываются проблемы, существующие при разработке профессиональных этических кодексов, а также представляются рекомендации по созданию Единого кодекса государственных служащих Республики на основании изучения опыта зарубежных стран.
Похожие статьи
Текст статьи
Кладько Александра Сергеевна,студентка института учета и финансов ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаил ТуганБарановского», г.Донецкkladko_smaile@mail.ru
Научный руководитель: Пальцун Ирина Николаевна,к.э.н., доцент кафедры контроля и АХД, ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаил ТуганБарановского», г.Донецкirene714@yandex.ru
Формирование этической политики высших органов финансового контроля непризнанных государств: проблемы и перспективы
Аннотация. В работе рассмотреныособенности формирования этических кодексов высших органов финансового контроля непризнанных государствв целом, и в частности,на примере Донецкой Народной Республики. Раскрываются проблемы, существующие приразработке профессиональных этических кодексов, а также представляются рекомендации по созданию Единого кодекса государственных служащих Республики на основании изучения опыта зарубежных стран.Ключевые слова: этика, принципы, правила, кодекс, государственные служащие.
Качество государства зависит от качества людей, поэтому задача политики —обучение и изучение их нужд.
Платон
На данный момент на политической карте мира существует около 120 непризнанных государств, которые провозглашены на территории почти 60 стран, и их число с каждым днем растет. К таким государствам относятся: Республика Абхазия, Республика Южная Осетия, Приднестровская Молдавская Республика, НагорноКарабахская Республика, Республика Косово, Китайская Республика на Тайване, Турецкая Республика Северного Кипра и другие. С 2014 года к этому списку присоединились Донецкая Народная Республика (ДНР) и Луганская Народная Республика (ЛНР).Само понятие «непризнанное государство» является достаточно условным и может использоваться в научном обороте лишь с определенными допущениями. Во всяком случае, любое возникшее на карте государство (не важно, является оно признанным мировым сообществом или нет) должно отвечать определенным признакам государственности: наличие территории, государственной символики, народонаселения; издание нормативноправовых актов и т.д. Ключевым же признаком возникновения нового государства является наличие публичнополитической (государственной) власти и способность ее органов осуществлять фактическую власть на данной территории [1, С.54].В условиях непризнанности, политической, финансовоэкономической блокады, недостатка инвестирования, значимымдля эффективного социальноэкономического развития молодых Республик является наполнение собственного бюджета и контроль за его использованием, что выступает основной из функций Высших органов финансового контроля. Важно отметить, что эффективность работы органов финансового контроля зависит не только от профессионализма и компетентности государственных служащих, а также связана с моральноэтическими качествами, что подтверждает актуальность данного научного исследования.Изучением этики государственных служащих занималисьтакие ученые как Оболонский А.В., Зенков М.Ю., Барабашев А.Г., Литвинцева Е.А, Ганс Е.С., Гришковец А.А., Краснов М.Л и другие. Вместе с этим, в научной литературе недостаточно освещенным остается вопрос формирования этических кодексов государственных служащих в непризнанных государствах.Цель работы
рассмотреть особенности формирования этической политики Высших органов финансового контроля непризнанных государств на примере Донецкой Народной Республики, выделить проблемы и разработать рекомендации по созданию единого кодекса государственных служащих Республики на основании изучения опыта зарубежных стран.Объектом исследованиявыступают этические принципы поведения государственных служащих при исполнении должностных обязанностей.В основу научного исследования положена гипотеза: Формирование Кодексаэтики государственных служащих в Донецкой Народной Республике должно осуществляться, ориентируясь на положительный опыт построения этических кодексов ведущих мировых государств, а также на основании «Этического кодекса ИНТОСАИ», с учетом менталитета населения, культурных и социальных особенностей развития.Задачи исследования:
рассмотреть особенности формирования этической политики Высших органов финансового контроля непризнанных государств на примере Донецкой Народной Республики;
изучить положительный опыт зарубежных стран по формированию и утверждению единых этических кодексов;
выделить проблемы и разработать рекомендации по созданию единого кодекса государственных служащих Республики на основании изучения опыта зарубежных стран.Методы исследования: анализ и синтез, систематизация и обобщение, научное абстрагирование, аналогия, объединение исторического и логического, метод построения аналитических таблиц.
Важно сказать, что эффективность работы государственных служащих зависит не только от их профессиональности и компетентности, а также связана с их моральными качествами. Любое государство должно заботиться о том, чтобы действия и поведение государственных служащих были безупречны в любое время и при любых обстоятельствах. Именно поэтому возникла необходимость создания особых профессиональных этических кодексов, которые устанавливают, принятые в обществе моральные требования и вырабатывают собственные нормы поведения [2, С.81].На основании результатов исследования практики формирования этических кодексов непризнанных государств, можно выделить такие проблемы:
отсутствие определенной этикоправовой базы для совершенствования государственной службы;
отсутствие регулирования профессиональных этических принципов на законодательном уровне; отсутствие специальных комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих; отсутствие единого кодекса этики государственных служащих, объединяющих все профессии, финансируемые из государственного бюджета[3, C.15].Рассмотрим на конкретном примере особенности формирования этической политики Высших органов государственного финансового контроля на примере Донецкой Народной Республики (ДНР).На данный момент в ДНР принято большое количество нормативноправовых документов, направленных на дальнейшее становление и развитие Республики. Однако недостаточно внимания уделяется вопросу создания профессиональных кодексов этического поведения. Так, на сегодняшний день законодательством Республики утверждено лишь два профессиональных этических кодекса: «Кодекс профессиональной этики и служебного поведения сотрудников Министерства юстиции Донецкой Народной Республики» и «Кодекс этики и служебного поведения сотрудников судов Донецкой Народной Республики». Однако, на наш взгляд, уместным для нового государства будет разработка, в первую очередь, единого кодекса этики государственных служащих, объединяющих все профессии, финансируемые из государственного бюджета.Отсутствие единого документа, утвержденного на законодательном уровне и систематизирующего основные этические правила и принципы, делает актуальным изучение мирового опыта развитых государств в этой сфере.Термин «этика» происходит от древнегреческогослова «ethos» («этос»). Впервые слово «этика» применил древнегреческий философ Аристотель, трактуя его как особую, практическую науку о добродетели (нравственности), цель которой научить человека, как стать счастливым. Другими словами, этика –это наука,которая говорит о том, как должен поступать человек и формирует его нравственные нормы и принципы. Этика государственного служащего –это кодекс поведения, включающий в себя этические принципы и нормы, которые выражают моральные требования общества к должности государственного служащего [4, С. 33]. Потребность в профессиональных кодексах возниклав связи с тем, что универсальных норм было недостаточно для регулирования человеческого поведения в специфических ситуациях. Частная этика конкретизировала общие моральные принципы относительно той или другой деятельности [4, C.36].Этические принципы могут быть представлены в виде этических кодексов чести, присяги, правил поведения, которых должны придерживаться госслужащие.Система этических кодексов для государственных служащих существует в большинстве современных государств. Наиболее эффективно она действует там, где связана с традициями и обычаями национальной культуры, нацелена на инновации и имеет социальную направленность. Рассмотрим этические кодексы и принципы, применяемые государственными служащими в своей деятельности в ведущих мировых странах [5, С.9].Первый этический кодекс поведения для государственных служащих был разработан в 1924 году Международной ассоциацией администраторов в Соединенных Штатах Америки. А в 1958 году в форме резолюции Конгресса США был принят Кодекс поведения государственных служащих (Кодекс этики правительственной службы). Положения данного кодекса позднее неоднократно уточнялись и дополнялись иными актами и законодательными документами. В частности, в 1965 г. были установлены Стандарты поведения должностных лиц, которые впоследствии и легли в основу Закона 1978 г. «Об этике госслужащих органов». Изучив представленные нормативноправовые акты, можно выделить следующие основныеэтические принципы госслужащих США (табл. 1)[6, С.121].Таблица 1Принципы этики государственных служащих США
ПринципХарактеристика12Принцип служения государству и обществуГосударственные служащие должны соблюдать преданность государству и высшим моральным принципам, а также бескорыстно и безупречно служить на благо государства и гражданского обществаПринцип законностиОбязует всех государственных служащих неукоснительно соблюдать и поддерживать законы, постановления и Конституцию СШАПринцип ответственности Предусматривает, что госслужащий США несет не только юридическую, но и нравственную ответственность за принимаемые решения.Принцип честности и неподкупностиТребуетне предоставлять комулибо специальных благ или привилегий, никогда не принимать для себя, либо для своей семьи подарков.Принцип конфиденциальностиГосударственные служащие не должны использовать конфиденциально полученную при исполнении должностных обязанностей информацию, с целью извлечения личной выгоды
Необходимо отметить, что некоторые требования к государственным служащим Соединенных Штатов не завершаются и с уходом их в отставку, а распространяются и на следующий период. Кроме того, все претенденты на ответственные посты проходят тщательную ревизию их финансового состояния, анкетных данных и частной жизни по линии спецслужб, включая ФБР и Федеральную налоговую службу [7, С.8].Рассмотрим опыт Великобритании. В этом «традиционноправовом» государстве существенное место занимают традиции и этические нормы. В 1997 г. От лица Т. Блэра был выпущен Кодекс министра –этическийкодекс государственной службы.Кодекс содержит десять разделов, в которых правовые нормы переплетаются с этическими. Выделяются семь этических принципов:1)бескорыстие;2)принципиальность;3)беспристрастность;4)подотчетность;5)открытость;6)честность;7)лидерство[8, С.110].Данные принципы, по мнению большинства экспертов, на первый взгляд кажутся абстрактными, но на самом деле изложены достаточно лаконично и налагают на должностные лица вполне реальные ограничения и позволяют контролировать их соблюдение [9, C.48].Этическиепринципы Китая,в первую очередь,основываются на вековых традициях. Соблюдение обычаев и этикета в этой стране является жизненной философией и, по сути, нормой жизни.
На сегодняшний день Китай является политически и экономически сильным государством,темпы прогресса которой растут с каждым днем. В качестве немаловажного фактора успешного становления этой страны выступает институт государственной службы, имеющий давнюю историю и традиции, которые,в свою очередь,затрагивают нравственные основы деятельности китайских госслужащих.Интересно отметить, что в Китае этические нормы государственных служащих представлены в виде правил «чести и доблести», которые сформулировал в 2006 г. председатель КНР Ху Цзиньтао (табл.2) [10].Таблица 2Правила «чести и доблести» Ху Цзиньтао
Считать делом чести и доблестиСчитать позором и постыдным делом12Горячую любовь к ОтечествуНанесение вреда ОтечествуСлужение народуПоступки, идущие вразрез с интересами народаСтремление к наукеНевежество и отсутствие знанийУсердный трудЛень, стремление к безделью и неприязнь к трудуСплочение и взаимную помощьНанесение ущерба другим людям ради личной выгоды, стремление поживиться за чужой счетПорядочность и верность словуУтрату чувства долга ради собственной выгодыСоблюдение дисциплины и законовНарушение законов и дисциплиныУпорную борьбуНадменное поведение, стремление к роскоши, разгулу и праздности
Можно сказать, что данные правила носят нравственный характер и опираются на китайские традиции. Примечательно,что если государственный служащий в Китае совершил запретные поступки, которые не влекут за собой уголовную ответственность, то с ним должна быть проведена воспитательная работа, направленная на его моральное исправление [11, С.107].В Российской Федерации в целях обеспечения единства соблюдения норм этики на государственной службе был разработан «Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих». Его положения разработаны на основе Конституции РФ, Международного кодекса поведения государственных должностных лиц и отдельного ряда законов России. Этот кодекс является сводом принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми независимо от замещаемой ими должности должны руководствоваться государственные служащие [12].Также в России решением Совета контрольносчетных органов при Счетной палате Российской Федерации был утвержден «Кодекс этики и служебного поведения работников контрольносчетных органов субъектов Российской Федерации». Данный кодекс основан на нормах поведения, изложенных в Лимской декларации и Этическом кодексе ИНТОСАИ [13].Основные этические принципы и правила, которыми в своей деятельности должны руководствоваться государственные служащие, согласно двум ранее представленным кодексам представлены в табл.3:Таблица 3 Основные этические принципы государственного служащего Российской Федерации
ПринципОсновная характеристика12Законность
Требует от государственных служащих осуществлять свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и иными нормативноправовыми актами, положениями и инструкциями. Безупречное поведениеКаждый госслужащий обязан соблюдать нормы профессиональной и служебной этики, а также правил делового поведения.Честность и При выполнении своих служебных обязанностей госслужащие должны объективностьпридерживаться безупречных норм личного и профессионального поведения, а также не должны даватьповодов для подозрений и упреков в отношениях с проверяемыми субъектами.Терпимость и уважениеГосударственные служащие обязаны проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и других государств, учитывать культурные и другие особенности различных этнических, социальных групп и конфессий.Профессиональная компетентностьДанный принцип предполагает наличие у государственных служащих необходимого объема знаний и навыков позволяющим качественно оказывать профессиональные услуги. Также данный принцип предусматривает постоянное повышение работниками квалификации и качества работы.Корректность и внимательностьОт государственного служащего требуется проявления корректности и внимательности в обращении с гражданами. Конфиденциальность информацииДанный принцип предполагает неразглашенияслужебной информации третьим лицам, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами РФ.НезависимостьГосслужащий не должен оказывать предпочтения какимлибо социальным и профессиональным организациям и группам, быть независимыми от влияния отдельных граждан.
Рассмотрев разнообразие этических принципов, которыми руководствуются государственные служащие в США, Великобритании, Китае и России, можно сказать, что между ними существует тесная взаимосвязь, так как они объединены общей целью обеспечить профессиональную деятельность служащих в интересах граждан и общества, а также предотвратить возможные злоупотребления властью и нарушением законов [14, C.23].На основании изученного материала можно сделать вывод, что Кодекс этики государственных служащих Донецкой Народной Республики должен быть разработан с учетом положительного опыта формирования этических кодексов ведущих мировых государств, а также на основании Этического кодекса ИНТОСАИ.Предлагаем следующую структуру Единого этического кодекса государственных служащих Донецкой Народной Республики:I.Общие положения. Этот раздел может включать в себя информацию о том, каким органом, когда и на основании каких положений был разработан данный этический кодекс. Также может отражать основную концепцию, предмет и цель его создания.II.Основные принципы служебного поведения государственных служащих. Основные принципы служебного поведения государственных служащих должны являться основой поведения граждан Донецкой Народной Республики, в связи с их нахождением на государственной службе. Данный раздел может включать такие этические принципы:
законность;
ответственность;
независимость;
открытость;
профессиональная компетентность;
конфиденциальность;
честность и объективность;
беспристрастностьIII.Правила этики государственных служащих. В этом разделе могут быть приведены основные этические правила, которых следует придерживаться сотрудникам государственных органов в служебном поведении. Например, может учитываться вежливое, внимательное и доброжелательное общение госслужащих с коллегами и гражданами Республики, их внешний вид при исполнении должностных обязанностей и т.д.IV.Ответственность за нарушение положений кодекса. Данный раздел может содержать информацию об ответственности (установленной в пределах законодательства Республики), которую несут государственные служащие за нарушение положений этического кодекса.При формировании Единого этического кодекса государственных служащих Донецкой Народной Республики важно учитывать, что принятые кодексы этики в некоторых государствах, к сожалению, не всегда достигают должного эффекта, так как:
государства, внедряя зарубежный опыт формированияэтических кодексов, не понимают до конца ихсущности, цели, правил организации и тому подобное;
отсутствуют специальные комиссиипо соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих;
не происходит совершенствование разработанных и утвержденных этических кодексов [15, C.52].Таким образом, можно сделать вывод, что государственная служба неразрывно связана с моралью и этикой. Этика государственного служащего отличается от других видов профессиональной этики,прежде всего,важностью задач, которые решает государственная власть, и той общественной ролью, которую выполняют госслужащие в жизни любого государства. Поэтому при определении уровня профессионализма государственного служащего необходимо оценивать его личные моральные качества, а также соблюдение им профессиональноэтических принципов, норм и стандартов поведения.
Ссылки на источники1.Ванюков Д.А. Непризнанные государства/ Д.А. Ванюков, П.М. Веселовский. –М, 2011. –416 с.2.Литвинцева Е.А. Государственная служба в зарубежных странах. М.: Изд.во РАГС, 2013. 129 с.3.Любимов А.П. Принципы правовой этики государственных служащих и других должностных лиц // Представительная власть. 2007. № 6.4.Соколов В.М., Турчинов А.И. муниципальная служба: нравственные основы, профессиональная этика / В.М. Соколов, А.И. Турчинов. М.: Издво РАГС, 2012.5.Протанская Е.С. Профессиональная этика / Е.С. Протанская. СП., 2010.6.Николайчик В.М. США: Правовое регулирование этики официальных лиц. М.: Институт США и Канады РАН, 2012.7.Этика: краткое руководство для государственных служащих. Штат Аляска(США): пер. с англ. // Лоббист. 2010. №5.8.Моральный кодекс гражданского служащего Великобритании // Вопросы государственного и муниципального управления. 2007. № 1.9.Ганс Е.С., Малаканова О.А. Профессиональная этика государственных служащих: нужен ли этический кодекс? // Современное право. 2007. № 3.10.Галенович Ю. Моральный кодекс от Ху Цзиньтао // Государственная служба. 2013. № 3.11.Опыт внедрения принципов морали в деятельность органов власти Японии, Китая и Южной Кореи [Электронный ресурс]: сайт. –Режим доступа: http://studme.org/1323062729446/etika_i_estetika/opyt_vnedreniya_printsipov_morali_deyatelnost_organov_vlasti_yaponii_kitaya_yuzhnoy_korei12.Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих [Электронный ресурс]: сайт. –Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_113505/13.Кодекс этики и служебного поведения работников контрольносчетных органов субъектов Российской Федерации [Электронный ресурс]: сайт. –Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_174263/14.Ирхин, Ю. В. Этические кодексы в современной государственной службе / Ю. В. Ирхин // Социология власти. 2011. №4. 15.Ахметова, Н. Роль профессиональной этики в профилактике коррупции Н. Ахметова // Власть. 2010. №6.
Научный руководитель: Пальцун Ирина Николаевна,к.э.н., доцент кафедры контроля и АХД, ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаил ТуганБарановского», г.Донецкirene714@yandex.ru
Формирование этической политики высших органов финансового контроля непризнанных государств: проблемы и перспективы
Аннотация. В работе рассмотреныособенности формирования этических кодексов высших органов финансового контроля непризнанных государствв целом, и в частности,на примере Донецкой Народной Республики. Раскрываются проблемы, существующие приразработке профессиональных этических кодексов, а также представляются рекомендации по созданию Единого кодекса государственных служащих Республики на основании изучения опыта зарубежных стран.Ключевые слова: этика, принципы, правила, кодекс, государственные служащие.
Качество государства зависит от качества людей, поэтому задача политики —обучение и изучение их нужд.
Платон
На данный момент на политической карте мира существует около 120 непризнанных государств, которые провозглашены на территории почти 60 стран, и их число с каждым днем растет. К таким государствам относятся: Республика Абхазия, Республика Южная Осетия, Приднестровская Молдавская Республика, НагорноКарабахская Республика, Республика Косово, Китайская Республика на Тайване, Турецкая Республика Северного Кипра и другие. С 2014 года к этому списку присоединились Донецкая Народная Республика (ДНР) и Луганская Народная Республика (ЛНР).Само понятие «непризнанное государство» является достаточно условным и может использоваться в научном обороте лишь с определенными допущениями. Во всяком случае, любое возникшее на карте государство (не важно, является оно признанным мировым сообществом или нет) должно отвечать определенным признакам государственности: наличие территории, государственной символики, народонаселения; издание нормативноправовых актов и т.д. Ключевым же признаком возникновения нового государства является наличие публичнополитической (государственной) власти и способность ее органов осуществлять фактическую власть на данной территории [1, С.54].В условиях непризнанности, политической, финансовоэкономической блокады, недостатка инвестирования, значимымдля эффективного социальноэкономического развития молодых Республик является наполнение собственного бюджета и контроль за его использованием, что выступает основной из функций Высших органов финансового контроля. Важно отметить, что эффективность работы органов финансового контроля зависит не только от профессионализма и компетентности государственных служащих, а также связана с моральноэтическими качествами, что подтверждает актуальность данного научного исследования.Изучением этики государственных служащих занималисьтакие ученые как Оболонский А.В., Зенков М.Ю., Барабашев А.Г., Литвинцева Е.А, Ганс Е.С., Гришковец А.А., Краснов М.Л и другие. Вместе с этим, в научной литературе недостаточно освещенным остается вопрос формирования этических кодексов государственных служащих в непризнанных государствах.Цель работы
рассмотреть особенности формирования этической политики Высших органов финансового контроля непризнанных государств на примере Донецкой Народной Республики, выделить проблемы и разработать рекомендации по созданию единого кодекса государственных служащих Республики на основании изучения опыта зарубежных стран.Объектом исследованиявыступают этические принципы поведения государственных служащих при исполнении должностных обязанностей.В основу научного исследования положена гипотеза: Формирование Кодексаэтики государственных служащих в Донецкой Народной Республике должно осуществляться, ориентируясь на положительный опыт построения этических кодексов ведущих мировых государств, а также на основании «Этического кодекса ИНТОСАИ», с учетом менталитета населения, культурных и социальных особенностей развития.Задачи исследования:
рассмотреть особенности формирования этической политики Высших органов финансового контроля непризнанных государств на примере Донецкой Народной Республики;
изучить положительный опыт зарубежных стран по формированию и утверждению единых этических кодексов;
выделить проблемы и разработать рекомендации по созданию единого кодекса государственных служащих Республики на основании изучения опыта зарубежных стран.Методы исследования: анализ и синтез, систематизация и обобщение, научное абстрагирование, аналогия, объединение исторического и логического, метод построения аналитических таблиц.
Важно сказать, что эффективность работы государственных служащих зависит не только от их профессиональности и компетентности, а также связана с их моральными качествами. Любое государство должно заботиться о том, чтобы действия и поведение государственных служащих были безупречны в любое время и при любых обстоятельствах. Именно поэтому возникла необходимость создания особых профессиональных этических кодексов, которые устанавливают, принятые в обществе моральные требования и вырабатывают собственные нормы поведения [2, С.81].На основании результатов исследования практики формирования этических кодексов непризнанных государств, можно выделить такие проблемы:
отсутствие определенной этикоправовой базы для совершенствования государственной службы;
отсутствие регулирования профессиональных этических принципов на законодательном уровне; отсутствие специальных комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих; отсутствие единого кодекса этики государственных служащих, объединяющих все профессии, финансируемые из государственного бюджета[3, C.15].Рассмотрим на конкретном примере особенности формирования этической политики Высших органов государственного финансового контроля на примере Донецкой Народной Республики (ДНР).На данный момент в ДНР принято большое количество нормативноправовых документов, направленных на дальнейшее становление и развитие Республики. Однако недостаточно внимания уделяется вопросу создания профессиональных кодексов этического поведения. Так, на сегодняшний день законодательством Республики утверждено лишь два профессиональных этических кодекса: «Кодекс профессиональной этики и служебного поведения сотрудников Министерства юстиции Донецкой Народной Республики» и «Кодекс этики и служебного поведения сотрудников судов Донецкой Народной Республики». Однако, на наш взгляд, уместным для нового государства будет разработка, в первую очередь, единого кодекса этики государственных служащих, объединяющих все профессии, финансируемые из государственного бюджета.Отсутствие единого документа, утвержденного на законодательном уровне и систематизирующего основные этические правила и принципы, делает актуальным изучение мирового опыта развитых государств в этой сфере.Термин «этика» происходит от древнегреческогослова «ethos» («этос»). Впервые слово «этика» применил древнегреческий философ Аристотель, трактуя его как особую, практическую науку о добродетели (нравственности), цель которой научить человека, как стать счастливым. Другими словами, этика –это наука,которая говорит о том, как должен поступать человек и формирует его нравственные нормы и принципы. Этика государственного служащего –это кодекс поведения, включающий в себя этические принципы и нормы, которые выражают моральные требования общества к должности государственного служащего [4, С. 33]. Потребность в профессиональных кодексах возниклав связи с тем, что универсальных норм было недостаточно для регулирования человеческого поведения в специфических ситуациях. Частная этика конкретизировала общие моральные принципы относительно той или другой деятельности [4, C.36].Этические принципы могут быть представлены в виде этических кодексов чести, присяги, правил поведения, которых должны придерживаться госслужащие.Система этических кодексов для государственных служащих существует в большинстве современных государств. Наиболее эффективно она действует там, где связана с традициями и обычаями национальной культуры, нацелена на инновации и имеет социальную направленность. Рассмотрим этические кодексы и принципы, применяемые государственными служащими в своей деятельности в ведущих мировых странах [5, С.9].Первый этический кодекс поведения для государственных служащих был разработан в 1924 году Международной ассоциацией администраторов в Соединенных Штатах Америки. А в 1958 году в форме резолюции Конгресса США был принят Кодекс поведения государственных служащих (Кодекс этики правительственной службы). Положения данного кодекса позднее неоднократно уточнялись и дополнялись иными актами и законодательными документами. В частности, в 1965 г. были установлены Стандарты поведения должностных лиц, которые впоследствии и легли в основу Закона 1978 г. «Об этике госслужащих органов». Изучив представленные нормативноправовые акты, можно выделить следующие основныеэтические принципы госслужащих США (табл. 1)[6, С.121].Таблица 1Принципы этики государственных служащих США
ПринципХарактеристика12Принцип служения государству и обществуГосударственные служащие должны соблюдать преданность государству и высшим моральным принципам, а также бескорыстно и безупречно служить на благо государства и гражданского обществаПринцип законностиОбязует всех государственных служащих неукоснительно соблюдать и поддерживать законы, постановления и Конституцию СШАПринцип ответственности Предусматривает, что госслужащий США несет не только юридическую, но и нравственную ответственность за принимаемые решения.Принцип честности и неподкупностиТребуетне предоставлять комулибо специальных благ или привилегий, никогда не принимать для себя, либо для своей семьи подарков.Принцип конфиденциальностиГосударственные служащие не должны использовать конфиденциально полученную при исполнении должностных обязанностей информацию, с целью извлечения личной выгоды
Необходимо отметить, что некоторые требования к государственным служащим Соединенных Штатов не завершаются и с уходом их в отставку, а распространяются и на следующий период. Кроме того, все претенденты на ответственные посты проходят тщательную ревизию их финансового состояния, анкетных данных и частной жизни по линии спецслужб, включая ФБР и Федеральную налоговую службу [7, С.8].Рассмотрим опыт Великобритании. В этом «традиционноправовом» государстве существенное место занимают традиции и этические нормы. В 1997 г. От лица Т. Блэра был выпущен Кодекс министра –этическийкодекс государственной службы.Кодекс содержит десять разделов, в которых правовые нормы переплетаются с этическими. Выделяются семь этических принципов:1)бескорыстие;2)принципиальность;3)беспристрастность;4)подотчетность;5)открытость;6)честность;7)лидерство[8, С.110].Данные принципы, по мнению большинства экспертов, на первый взгляд кажутся абстрактными, но на самом деле изложены достаточно лаконично и налагают на должностные лица вполне реальные ограничения и позволяют контролировать их соблюдение [9, C.48].Этическиепринципы Китая,в первую очередь,основываются на вековых традициях. Соблюдение обычаев и этикета в этой стране является жизненной философией и, по сути, нормой жизни.
На сегодняшний день Китай является политически и экономически сильным государством,темпы прогресса которой растут с каждым днем. В качестве немаловажного фактора успешного становления этой страны выступает институт государственной службы, имеющий давнюю историю и традиции, которые,в свою очередь,затрагивают нравственные основы деятельности китайских госслужащих.Интересно отметить, что в Китае этические нормы государственных служащих представлены в виде правил «чести и доблести», которые сформулировал в 2006 г. председатель КНР Ху Цзиньтао (табл.2) [10].Таблица 2Правила «чести и доблести» Ху Цзиньтао
Считать делом чести и доблестиСчитать позором и постыдным делом12Горячую любовь к ОтечествуНанесение вреда ОтечествуСлужение народуПоступки, идущие вразрез с интересами народаСтремление к наукеНевежество и отсутствие знанийУсердный трудЛень, стремление к безделью и неприязнь к трудуСплочение и взаимную помощьНанесение ущерба другим людям ради личной выгоды, стремление поживиться за чужой счетПорядочность и верность словуУтрату чувства долга ради собственной выгодыСоблюдение дисциплины и законовНарушение законов и дисциплиныУпорную борьбуНадменное поведение, стремление к роскоши, разгулу и праздности
Можно сказать, что данные правила носят нравственный характер и опираются на китайские традиции. Примечательно,что если государственный служащий в Китае совершил запретные поступки, которые не влекут за собой уголовную ответственность, то с ним должна быть проведена воспитательная работа, направленная на его моральное исправление [11, С.107].В Российской Федерации в целях обеспечения единства соблюдения норм этики на государственной службе был разработан «Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих». Его положения разработаны на основе Конституции РФ, Международного кодекса поведения государственных должностных лиц и отдельного ряда законов России. Этот кодекс является сводом принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми независимо от замещаемой ими должности должны руководствоваться государственные служащие [12].Также в России решением Совета контрольносчетных органов при Счетной палате Российской Федерации был утвержден «Кодекс этики и служебного поведения работников контрольносчетных органов субъектов Российской Федерации». Данный кодекс основан на нормах поведения, изложенных в Лимской декларации и Этическом кодексе ИНТОСАИ [13].Основные этические принципы и правила, которыми в своей деятельности должны руководствоваться государственные служащие, согласно двум ранее представленным кодексам представлены в табл.3:Таблица 3 Основные этические принципы государственного служащего Российской Федерации
ПринципОсновная характеристика12Законность
Требует от государственных служащих осуществлять свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и иными нормативноправовыми актами, положениями и инструкциями. Безупречное поведениеКаждый госслужащий обязан соблюдать нормы профессиональной и служебной этики, а также правил делового поведения.Честность и При выполнении своих служебных обязанностей госслужащие должны объективностьпридерживаться безупречных норм личного и профессионального поведения, а также не должны даватьповодов для подозрений и упреков в отношениях с проверяемыми субъектами.Терпимость и уважениеГосударственные служащие обязаны проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и других государств, учитывать культурные и другие особенности различных этнических, социальных групп и конфессий.Профессиональная компетентностьДанный принцип предполагает наличие у государственных служащих необходимого объема знаний и навыков позволяющим качественно оказывать профессиональные услуги. Также данный принцип предусматривает постоянное повышение работниками квалификации и качества работы.Корректность и внимательностьОт государственного служащего требуется проявления корректности и внимательности в обращении с гражданами. Конфиденциальность информацииДанный принцип предполагает неразглашенияслужебной информации третьим лицам, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами РФ.НезависимостьГосслужащий не должен оказывать предпочтения какимлибо социальным и профессиональным организациям и группам, быть независимыми от влияния отдельных граждан.
Рассмотрев разнообразие этических принципов, которыми руководствуются государственные служащие в США, Великобритании, Китае и России, можно сказать, что между ними существует тесная взаимосвязь, так как они объединены общей целью обеспечить профессиональную деятельность служащих в интересах граждан и общества, а также предотвратить возможные злоупотребления властью и нарушением законов [14, C.23].На основании изученного материала можно сделать вывод, что Кодекс этики государственных служащих Донецкой Народной Республики должен быть разработан с учетом положительного опыта формирования этических кодексов ведущих мировых государств, а также на основании Этического кодекса ИНТОСАИ.Предлагаем следующую структуру Единого этического кодекса государственных служащих Донецкой Народной Республики:I.Общие положения. Этот раздел может включать в себя информацию о том, каким органом, когда и на основании каких положений был разработан данный этический кодекс. Также может отражать основную концепцию, предмет и цель его создания.II.Основные принципы служебного поведения государственных служащих. Основные принципы служебного поведения государственных служащих должны являться основой поведения граждан Донецкой Народной Республики, в связи с их нахождением на государственной службе. Данный раздел может включать такие этические принципы:
законность;
ответственность;
независимость;
открытость;
профессиональная компетентность;
конфиденциальность;
честность и объективность;
беспристрастностьIII.Правила этики государственных служащих. В этом разделе могут быть приведены основные этические правила, которых следует придерживаться сотрудникам государственных органов в служебном поведении. Например, может учитываться вежливое, внимательное и доброжелательное общение госслужащих с коллегами и гражданами Республики, их внешний вид при исполнении должностных обязанностей и т.д.IV.Ответственность за нарушение положений кодекса. Данный раздел может содержать информацию об ответственности (установленной в пределах законодательства Республики), которую несут государственные служащие за нарушение положений этического кодекса.При формировании Единого этического кодекса государственных служащих Донецкой Народной Республики важно учитывать, что принятые кодексы этики в некоторых государствах, к сожалению, не всегда достигают должного эффекта, так как:
государства, внедряя зарубежный опыт формированияэтических кодексов, не понимают до конца ихсущности, цели, правил организации и тому подобное;
отсутствуют специальные комиссиипо соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих;
не происходит совершенствование разработанных и утвержденных этических кодексов [15, C.52].Таким образом, можно сделать вывод, что государственная служба неразрывно связана с моралью и этикой. Этика государственного служащего отличается от других видов профессиональной этики,прежде всего,важностью задач, которые решает государственная власть, и той общественной ролью, которую выполняют госслужащие в жизни любого государства. Поэтому при определении уровня профессионализма государственного служащего необходимо оценивать его личные моральные качества, а также соблюдение им профессиональноэтических принципов, норм и стандартов поведения.
Ссылки на источники1.Ванюков Д.А. Непризнанные государства/ Д.А. Ванюков, П.М. Веселовский. –М, 2011. –416 с.2.Литвинцева Е.А. Государственная служба в зарубежных странах. М.: Изд.во РАГС, 2013. 129 с.3.Любимов А.П. Принципы правовой этики государственных служащих и других должностных лиц // Представительная власть. 2007. № 6.4.Соколов В.М., Турчинов А.И. муниципальная служба: нравственные основы, профессиональная этика / В.М. Соколов, А.И. Турчинов. М.: Издво РАГС, 2012.5.Протанская Е.С. Профессиональная этика / Е.С. Протанская. СП., 2010.6.Николайчик В.М. США: Правовое регулирование этики официальных лиц. М.: Институт США и Канады РАН, 2012.7.Этика: краткое руководство для государственных служащих. Штат Аляска(США): пер. с англ. // Лоббист. 2010. №5.8.Моральный кодекс гражданского служащего Великобритании // Вопросы государственного и муниципального управления. 2007. № 1.9.Ганс Е.С., Малаканова О.А. Профессиональная этика государственных служащих: нужен ли этический кодекс? // Современное право. 2007. № 3.10.Галенович Ю. Моральный кодекс от Ху Цзиньтао // Государственная служба. 2013. № 3.11.Опыт внедрения принципов морали в деятельность органов власти Японии, Китая и Южной Кореи [Электронный ресурс]: сайт. –Режим доступа: http://studme.org/1323062729446/etika_i_estetika/opyt_vnedreniya_printsipov_morali_deyatelnost_organov_vlasti_yaponii_kitaya_yuzhnoy_korei12.Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих [Электронный ресурс]: сайт. –Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_113505/13.Кодекс этики и служебного поведения работников контрольносчетных органов субъектов Российской Федерации [Электронный ресурс]: сайт. –Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_174263/14.Ирхин, Ю. В. Этические кодексы в современной государственной службе / Ю. В. Ирхин // Социология власти. 2011. №4. 15.Ахметова, Н. Роль профессиональной этики в профилактике коррупции Н. Ахметова // Власть. 2010. №6.