Формирование этической политики высших органов финансового контроля непризнанных государств: проблемы и перспективы

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кладько А. С. Формирование этической политики высших органов финансового контроля непризнанных государств: проблемы и перспективы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 366–370. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970400.htm.
Аннотация. В работе рассмотрены особенности формирования этических кодексов высших органов финансового контроля непризнанных государств в целом и в частности на примере Донецкой Народной Республики. Раскрываются проблемы, существующие при разработке профессиональных этических кодексов, а также представляются рекомендации по созданию Единого кодекса государственных служащих Республики на основании изучения опыта зарубежных стран.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Кладько Александра Сергеевна,студентка института учета и финансов ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаил ТуганБарановского», г.Донецкkladko_smaile@mail.ru

Научный руководитель: Пальцун Ирина Николаевна,к.э.н., доцент кафедры контроля и АХД, ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаил ТуганБарановского», г.Донецкirene714@yandex.ru

Формирование этической политики высших органов финансового контроля непризнанных государств: проблемы и перспективы

Аннотация. В работе рассмотреныособенности формирования этических кодексов высших органов финансового контроля непризнанных государствв целом, и в частности,на примере Донецкой Народной Республики. Раскрываются проблемы, существующие приразработке профессиональных этических кодексов, а также представляются рекомендации по созданию Единого кодекса государственных служащих Республики на основании изучения опыта зарубежных стран.Ключевые слова: этика, принципы, правила, кодекс, государственные служащие.

Качество государства зависит от качества людей, поэтому задача политики —обучение и изучение их нужд.

Платон

На данный момент на политической карте мира существует около 120 непризнанных государств, которые провозглашены на территории почти 60 стран, и их число с каждым днем растет. К таким государствам относятся: Республика Абхазия, Республика Южная Осетия, Приднестровская Молдавская Республика, НагорноКарабахская Республика, Республика Косово, Китайская Республика на Тайване, Турецкая Республика Северного Кипра и другие. С 2014 года к этому списку присоединились Донецкая Народная Республика (ДНР) и Луганская Народная Республика (ЛНР).Само понятие «непризнанное государство» является достаточно условным и может использоваться в научном обороте лишь с определенными допущениями. Во всяком случае, любое возникшее на карте государство (не важно, является оно признанным мировым сообществом или нет) должно отвечать определенным признакам государственности: наличие территории, государственной символики, народонаселения; издание нормативноправовых актов и т.д. Ключевым же признаком возникновения нового государства является наличие публичнополитической (государственной) власти и способность ее органов осуществлять фактическую власть на данной территории [1, С.54].В условиях непризнанности, политической, финансовоэкономической блокады, недостатка инвестирования, значимымдля эффективного социальноэкономического развития молодых Республик является наполнение собственного бюджета и контроль за его использованием, что выступает основной из функций Высших органов финансового контроля. Важно отметить, что эффективность работы органов финансового контроля зависит не только от профессионализма и компетентности государственных служащих, а также связана с моральноэтическими качествами, что подтверждает актуальность данного научного исследования.Изучением этики государственных служащих занималисьтакие ученые как Оболонский А.В., Зенков М.Ю., Барабашев А.Г., Литвинцева Е.А, Ганс Е.С., Гришковец А.А., Краснов М.Л и другие. Вместе с этим, в научной литературе недостаточно освещенным остается вопрос формирования этических кодексов государственных служащих в непризнанных государствах.Цель работы

рассмотреть особенности формирования этической политики Высших органов финансового контроля непризнанных государств на примере Донецкой Народной Республики, выделить проблемы и разработать рекомендации по созданию единого кодекса государственных служащих Республики на основании изучения опыта зарубежных стран.Объектом исследованиявыступают этические принципы поведения государственных служащих при исполнении должностных обязанностей.В основу научного исследования положена гипотеза: Формирование Кодексаэтики государственных служащих в Донецкой Народной Республике должно осуществляться, ориентируясь на положительный опыт построения этических кодексов ведущих мировых государств, а также на основании «Этического кодекса ИНТОСАИ», с учетом менталитета населения, культурных и социальных особенностей развития.Задачи исследования:

рассмотреть особенности формирования этической политики Высших органов финансового контроля непризнанных государств на примере Донецкой Народной Республики;

изучить положительный опыт зарубежных стран по формированию и утверждению единых этических кодексов;

выделить проблемы и разработать рекомендации по созданию единого кодекса государственных служащих Республики на основании изучения опыта зарубежных стран.Методы исследования: анализ и синтез, систематизация и обобщение, научное абстрагирование, аналогия, объединение исторического и логического, метод построения аналитических таблиц.

Важно сказать, что эффективность работы государственных служащих зависит не только от их профессиональности и компетентности, а также связана с их моральными качествами. Любое государство должно заботиться о том, чтобы действия и поведение государственных служащих были безупречны в любое время и при любых обстоятельствах. Именно поэтому возникла необходимость создания особых профессиональных этических кодексов, которые устанавливают, принятые в обществе моральные требования и вырабатывают собственные нормы поведения [2, С.81].На основании результатов исследования практики формирования этических кодексов непризнанных государств, можно выделить такие проблемы:

отсутствие определенной этикоправовой базы для совершенствования государственной службы;

отсутствие регулирования профессиональных этических принципов на законодательном уровне; отсутствие специальных комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих; отсутствие единого кодекса этики государственных служащих, объединяющих все профессии, финансируемые из государственного бюджета[3, C.15].Рассмотрим на конкретном примере особенности формирования этической политики Высших органов государственного финансового контроля на примере Донецкой Народной Республики (ДНР).На данный момент в ДНР принято большое количество нормативноправовых документов, направленных на дальнейшее становление и развитие Республики. Однако недостаточно внимания уделяется вопросу создания профессиональных кодексов этического поведения. Так, на сегодняшний день законодательством Республики утверждено лишь два профессиональных этических кодекса: «Кодекс профессиональной этики и служебного поведения сотрудников Министерства юстиции Донецкой Народной Республики» и «Кодекс этики и служебного поведения сотрудников судов Донецкой Народной Республики». Однако, на наш взгляд, уместным для нового государства будет разработка, в первую очередь, единого кодекса этики государственных служащих, объединяющих все профессии, финансируемые из государственного бюджета.Отсутствие единого документа, утвержденного на законодательном уровне и систематизирующего основные этические правила и принципы, делает актуальным изучение мирового опыта развитых государств в этой сфере.Термин «этика» происходит от древнегреческогослова «ethos» («этос»). Впервые слово «этика» применил древнегреческий философ Аристотель, трактуя его как особую, практическую науку о добродетели (нравственности), цель которой научить человека, как стать счастливым. Другими словами, этика –это наука,которая говорит о том, как должен поступать человек и формирует его нравственные нормы и принципы. Этика государственного служащего –это кодекс поведения, включающий в себя этические принципы и нормы, которые выражают моральные требования общества к должности государственного служащего [4, С. 33]. Потребность в профессиональных кодексах возниклав связи с тем, что универсальных норм было недостаточно для регулирования человеческого поведения в специфических ситуациях. Частная этика конкретизировала общие моральные принципы относительно той или другой деятельности [4, C.36].Этические принципы могут быть представлены в виде этических кодексов чести, присяги, правил поведения, которых должны придерживаться госслужащие.Система этических кодексов для государственных служащих существует в большинстве современных государств. Наиболее эффективно она действует там, где связана с традициями и обычаями национальной культуры, нацелена на инновации и имеет социальную направленность. Рассмотрим этические кодексы и принципы, применяемые государственными служащими в своей деятельности в ведущих мировых странах [5, С.9].Первый этический кодекс поведения для государственных служащих был разработан в 1924 году Международной ассоциацией администраторов в Соединенных Штатах Америки. А в 1958 году в форме резолюции Конгресса США был принят Кодекс поведения государственных служащих (Кодекс этики правительственной службы). Положения данного кодекса позднее неоднократно уточнялись и дополнялись иными актами и законодательными документами. В частности, в 1965 г. были установлены Стандарты поведения должностных лиц, которые впоследствии и легли в основу Закона 1978 г. «Об этике госслужащих органов». Изучив представленные нормативноправовые акты, можно выделить следующие основныеэтические принципы госслужащих США (табл. 1)[6, С.121].Таблица 1Принципы этики государственных служащих США

ПринципХарактеристика12Принцип служения государству и обществуГосударственные служащие должны соблюдать преданность государству и высшим моральным принципам, а также бескорыстно и безупречно служить на благо государства и гражданского обществаПринцип законностиОбязует всех государственных служащих неукоснительно соблюдать и поддерживать законы, постановления и Конституцию СШАПринцип ответственности Предусматривает, что госслужащий США несет не только юридическую, но и нравственную ответственность за принимаемые решения.Принцип честности и неподкупностиТребуетне предоставлять комулибо специальных благ или привилегий, никогда не принимать для себя, либо для своей семьи подарков.Принцип конфиденциальностиГосударственные служащие не должны использовать конфиденциально полученную при исполнении должностных обязанностей информацию, с целью извлечения личной выгоды

Необходимо отметить, что некоторые требования к государственным служащим Соединенных Штатов не завершаются и с уходом их в отставку, а распространяются и на следующий период. Кроме того, все претенденты на ответственные посты проходят тщательную ревизию их финансового состояния, анкетных данных и частной жизни по линии спецслужб, включая ФБР и Федеральную налоговую службу [7, С.8].Рассмотрим опыт Великобритании. В этом «традиционноправовом» государстве существенное место занимают традиции и этические нормы. В 1997 г. От лица Т. Блэра был выпущен Кодекс министра –этическийкодекс государственной службы.Кодекс содержит десять разделов, в которых правовые нормы переплетаются с этическими. Выделяются семь этических принципов:1)бескорыстие;2)принципиальность;3)беспристрастность;4)подотчетность;5)открытость;6)честность;7)лидерство[8, С.110].Данные принципы, по мнению большинства экспертов, на первый взгляд кажутся абстрактными, но на самом деле изложены достаточно лаконично и налагают на должностные лица вполне реальные ограничения и позволяют контролировать их соблюдение [9, C.48].Этическиепринципы Китая,в первую очередь,основываются на вековых традициях. Соблюдение обычаев и этикета в этой стране является жизненной философией и, по сути, нормой жизни.

На сегодняшний день Китай является политически и экономически сильным государством,темпы прогресса которой растут с каждым днем. В качестве немаловажного фактора успешного становления этой страны выступает институт государственной службы, имеющий давнюю историю и традиции, которые,в свою очередь,затрагивают нравственные основы деятельности китайских госслужащих.Интересно отметить, что в Китае этические нормы государственных служащих представлены в виде правил «чести и доблести», которые сформулировал в 2006 г. председатель КНР Ху Цзиньтао (табл.2) [10].Таблица 2Правила «чести и доблести» Ху Цзиньтао

Считать делом чести и доблестиСчитать позором и постыдным делом12Горячую любовь к ОтечествуНанесение вреда ОтечествуСлужение народуПоступки, идущие вразрез с интересами народаСтремление к наукеНевежество и отсутствие знанийУсердный трудЛень, стремление к безделью и неприязнь к трудуСплочение и взаимную помощьНанесение ущерба другим людям ради личной выгоды, стремление поживиться за чужой счетПорядочность и верность словуУтрату чувства долга ради собственной выгодыСоблюдение дисциплины и законовНарушение законов и дисциплиныУпорную борьбуНадменное поведение, стремление к роскоши, разгулу и праздности

Можно сказать, что данные правила носят нравственный характер и опираются на китайские традиции. Примечательно,что если государственный служащий в Китае совершил запретные поступки, которые не влекут за собой уголовную ответственность, то с ним должна быть проведена воспитательная работа, направленная на его моральное исправление [11, С.107].В Российской Федерации в целях обеспечения единства соблюдения норм этики на государственной службе был разработан «Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих». Его положения разработаны на основе Конституции РФ, Международного кодекса поведения государственных должностных лиц и отдельного ряда законов России. Этот кодекс является сводом принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми независимо от замещаемой ими должности должны руководствоваться государственные служащие [12].Также в России решением Совета контрольносчетных органов при Счетной палате Российской Федерации был утвержден «Кодекс этики и служебного поведения работников контрольносчетных органов субъектов Российской Федерации». Данный кодекс основан на нормах поведения, изложенных в Лимской декларации и Этическом кодексе ИНТОСАИ [13].Основные этические принципы и правила, которыми в своей деятельности должны руководствоваться государственные служащие, согласно двум ранее представленным кодексам представлены в табл.3:Таблица 3 Основные этические принципы государственного служащего Российской Федерации

ПринципОсновная характеристика12Законность

Требует от государственных служащих осуществлять свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и иными нормативноправовыми актами, положениями и инструкциями. Безупречное поведениеКаждый госслужащий обязан соблюдать нормы профессиональной и служебной этики, а также правил делового поведения.Честность и При выполнении своих служебных обязанностей госслужащие должны объективностьпридерживаться безупречных норм личного и профессионального поведения, а также не должны даватьповодов для подозрений и упреков в отношениях с проверяемыми субъектами.Терпимость и уважениеГосударственные служащие обязаны проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и других государств, учитывать культурные и другие особенности различных этнических, социальных групп и конфессий.Профессиональная компетентностьДанный принцип предполагает наличие у государственных служащих необходимого объема знаний и навыков позволяющим качественно оказывать профессиональные услуги. Также данный принцип предусматривает постоянное повышение работниками квалификации и качества работы.Корректность и внимательностьОт государственного служащего требуется проявления корректности и внимательности в обращении с гражданами. Конфиденциальность информацииДанный принцип предполагает неразглашенияслужебной информации третьим лицам, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами РФ.НезависимостьГосслужащий не должен оказывать предпочтения какимлибо социальным и профессиональным организациям и группам, быть независимыми от влияния отдельных граждан.

Рассмотрев разнообразие этических принципов, которыми руководствуются государственные служащие в США, Великобритании, Китае и России, можно сказать, что между ними существует тесная взаимосвязь, так как они объединены общей целью обеспечить профессиональную деятельность служащих в интересах граждан и общества, а также предотвратить возможные злоупотребления властью и нарушением законов [14, C.23].На основании изученного материала можно сделать вывод, что Кодекс этики государственных служащих Донецкой Народной Республики должен быть разработан с учетом положительного опыта формирования этических кодексов ведущих мировых государств, а также на основании Этического кодекса ИНТОСАИ.Предлагаем следующую структуру Единого этического кодекса государственных служащих Донецкой Народной Республики:I.Общие положения. Этот раздел может включать в себя информацию о том, каким органом, когда и на основании каких положений был разработан данный этический кодекс. Также может отражать основную концепцию, предмет и цель его создания.II.Основные принципы служебного поведения государственных служащих. Основные принципы служебного поведения государственных служащих должны являться основой поведения граждан Донецкой Народной Республики, в связи с их нахождением на государственной службе. Данный раздел может включать такие этические принципы:

законность;

ответственность;

независимость;

открытость;

профессиональная компетентность;

конфиденциальность;

честность и объективность;

беспристрастностьIII.Правила этики государственных служащих. В этом разделе могут быть приведены основные этические правила, которых следует придерживаться сотрудникам государственных органов в служебном поведении. Например, может учитываться вежливое, внимательное и доброжелательное общение госслужащих с коллегами и гражданами Республики, их внешний вид при исполнении должностных обязанностей и т.д.IV.Ответственность за нарушение положений кодекса. Данный раздел может содержать информацию об ответственности (установленной в пределах законодательства Республики), которую несут государственные служащие за нарушение положений этического кодекса.При формировании Единого этического кодекса государственных служащих Донецкой Народной Республики важно учитывать, что принятые кодексы этики в некоторых государствах, к сожалению, не всегда достигают должного эффекта, так как:

государства, внедряя зарубежный опыт формированияэтических кодексов, не понимают до конца ихсущности, цели, правил организации и тому подобное;

отсутствуют специальные комиссиипо соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих;

не происходит совершенствование разработанных и утвержденных этических кодексов [15, C.52].Таким образом, можно сделать вывод, что государственная служба неразрывно связана с моралью и этикой. Этика государственного служащего отличается от других видов профессиональной этики,прежде всего,важностью задач, которые решает государственная власть, и той общественной ролью, которую выполняют госслужащие в жизни любого государства. Поэтому при определении уровня профессионализма государственного служащего необходимо оценивать его личные моральные качества, а также соблюдение им профессиональноэтических принципов, норм и стандартов поведения.

Ссылки на источники1.Ванюков Д.А. Непризнанные государства/ Д.А. Ванюков, П.М. Веселовский. –М, 2011. –416 с.2.Литвинцева Е.А. Государственная служба в зарубежных странах. М.: Изд.во РАГС, 2013. 129 с.3.Любимов А.П. Принципы правовой этики государственных служащих и других должностных лиц // Представительная власть. 2007. № 6.4.Соколов В.М., Турчинов А.И. муниципальная служба: нравственные основы, профессиональная этика / В.М. Соколов, А.И. Турчинов. М.: Издво РАГС, 2012.5.Протанская Е.С. Профессиональная этика / Е.С. Протанская. СП., 2010.6.Николайчик В.М. США: Правовое регулирование этики официальных лиц. М.: Институт США и Канады РАН, 2012.7.Этика: краткое руководство для государственных служащих. Штат Аляска(США): пер. с англ. // Лоббист. 2010. №5.8.Моральный кодекс гражданского служащего Великобритании // Вопросы государственного и муниципального управления. 2007. № 1.9.Ганс Е.С., Малаканова О.А. Профессиональная этика государственных служащих: нужен ли этический кодекс? // Современное право. 2007. № 3.10.Галенович Ю. Моральный кодекс от Ху Цзиньтао // Государственная служба. 2013. № 3.11.Опыт внедрения принципов морали в деятельность органов власти Японии, Китая и Южной Кореи [Электронный ресурс]: сайт. –Режим доступа: http://studme.org/1323062729446/etika_i_estetika/opyt_vnedreniya_printsipov_morali_deyatelnost_organov_vlasti_yaponii_kitaya_yuzhnoy_korei12.Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих [Электронный ресурс]: сайт. –Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_113505/13.Кодекс этики и служебного поведения работников контрольносчетных органов субъектов Российской Федерации [Электронный ресурс]: сайт. –Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_174263/14.Ирхин, Ю. В. Этические кодексы в современной государственной службе / Ю. В. Ирхин // Социология власти. 2011. №4. 15.Ахметова, Н. Роль профессиональной этики в профилактике коррупции Н. Ахметова // Власть. 2010. №6.