Финансовый механизм управления корпорацией, его структура, основные финансовые инструменты, повышение его эффективности

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Моисеенко Д. В. Финансовый механизм управления корпорацией, его структура, основные финансовые инструменты, повышение его эффективности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 421–425. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970411.htm.
Аннотация. Повышение эффективности финансового механизма связано с обеспечением взаимосвязанного, согласованного и комплексного функционирования всех его элементов, выраженного в использовании всех рычагов, инструментов, методов и стимулов, доступных корпорации.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Моисеенко Дмитрий Васильевич,студент 3курса,ФЭФ БГУ им. ак. И.Г.Петровского, г. Брянск

Финансовый механизм управления корпорацией, его структура, основные финансовые инструменты, повышение его эффективности

Аннотация.Повышение эффективности финансового механизма связано с обеспечениемвзаимосвязанного, согласованного и комплексного функционирования всех его элементов, выраженного в использовании всех рычагов, инструментов, методов и стимулов доступных корпорации.Ключевые слова:финансы, финансовый механизм, корпорация, финансовые инструменты.

Финансовый механизм корпорации –это система управления финансами, предназначенная для организации взаимодействия финансовых отношений и фондов денежных средств с целью эффективного их воздействия на конечные результаты производства, устанавливаемые государством в соответствии с требованиями экономических законов[1].Финансовый механизм корпораций, как и любых других хозяйствующих субъектов, включает следующие основные элементы: финансовые методы, финансовые инструменты, финансовые рычаги и стимулы. При этом используется нормативноправовое и информационное обеспечение. Финансовый механизм способствует реализации финансовой стратегии, призванной обеспечивать финансовую устойчивость компании на рынке и ее экономический рост в долгосрочной перспективе.К правовому обеспечению функционирования финансового механизма корпорации относится в первую очередь законодательство, нормативноправовые акты различных уровней, постановления, приказы, разъяснения и другие правовые документы органов управления, определяющие границы и полномочия финансовых служб. Что касается информационного обеспечения, то оно представляет собой обширную информационную базу, необходимую для управления экономическими процессами в корпорации, и включающую в себя такие сведения как показатели финансовой устойчивости, платежеспособности бухгалтерскую отчетность и т.д. Информация играет очень важную роль в современной рыночной экономике, поскольку характер и качество информационного обеспечения непосредственно влияют на процесс принятия управленческих решений, разработку и проведение финансовой политики, организацию управления денежными потоками корпорации, и как следствие, ведут к увеличению прибыли.Финансовые методы управления корпорациями предусматривают, в частности, методы внутрифирменного планирования и бюджетирования, управления финансовыми потоками, оценки финансового состояния.Одним из основных методов управления финансами компаний служит внутрифирменное финансовое планирование и бюджетирование.Система внутрифирменного финансового планирования –замкнутая система, составными частями которой являются: непосредственно планирование, контроль исполнения плана и анализ основных показателей. Поэтому контроль служит важным способом организации обратных связей, благодаря которым финансовая служба получает информацию о ходе выполнения корпоративных решений. Система бюджетирования как инструмент внутрифирменного (внутрикорпоративного) планирования и контроля существенно повышает эффективность управления финансами компаний путем пресечения нерационального использования ресурсов и на стадии планирования, и на стадии контроля. Формы бюджетов отражают цели бюджетирования и интегрируют показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности и показатели бюджетов. Бюджетирование представляет собой метод распределения ресурсов в количественной форме для достижения целей; его можно определить и как процесс принятия решений по оценке целесообразности притока и оттока финансовых средств.Меры бюджетного планирования и контроля помогают сократить обязательства и укрепить платежеспособность, способствуют экономному использованию оборудования, материальных и финансовых ресурсов, а также позволяют контролировать затраты в зависимости от целей и задач, установленных руководством корпорации.В качестве основных направлений развития бюджетирования финансовой деятельности корпорации можно выделить: создание методологических основ механизма внутрифирменного бюджетирования, включая цели, задачи, принципы, этапы классификация бюджетов по следующим критериям: по отношению к уровню интеграции управленческой информации, в зависимости от временного интервала, в зависимости от этапа бюджетного процесса, по функциональному назначению;методика внутрифирменного финансового планирования с использованием системы операционных и финансовых бюджетов.Под финансовым инструментом понимается любой финансовый документ, из которого возникает финансовый актив (например, право на получение денежных средств или обмен на другой финансовый инструмент) для одного предприятия и финансовое обязательство для другого предприятия. Благодаря использованию финансовых инструментов корпорации могут осуществлять любые операции на финансовом рынке, такие как привлечение дополнительного капитала, инвестиционная деятельность и т.п. Финансовые инструменты подразделяются на первичные и вторичные (производные). К первичным финансовым инструментам относятся: дебиторская и кредиторская задолженность по текущим операциям, кредиты, облигации, акции, векселя. К вторичным, или производным, финансовым инструментам относятся финансовые опционы, фьючерсы и форварды, процентные и валютные свопы[2].

Финансовый рычаг представляет собой элемент финансового механизма, способный оказывать влияние на чистую прибыль организации, изменяя соотношение собственных и заемных средств для оптимизации процентных выплат. Данная составляющая финансового механизма является одной из важнейших, поскольку уровень финансового рычага прямо пропорционально влияет на финансовый риск компании и требуемую акционерами норму прибыли, т.е. чем выше сумма процентов к выплате (по долгосрочным кредитам и займам, лизинговым операциям), тем меньше чистая прибыль, ичем больше уровень финансового рычага, тем больше финансовый риск компании.Главным отличительным качеством финансового рычага является мультипликативное приращение входящего объёма финансовых ресурсов в процессе его работы за счет увеличения риска.Сложившийся в компании уровень финансового рычага —это характеристика потенциальной способности влиять на чистую прибыль коммерческой организации посредством управления объемом и структурой долгосрочных источников финансирования, уровнем долгосрочных финансовых расходов. Варьирование уровнем финансового рычага означает большее или меньшее замещение собственных источников финансирования средствами, привлекаемыми на стороне на долгосрочной и платной основе.

Все элементы финансового механизма являются составной частью единого целого и в то же время функционируют относительно самостоятельно. В этой связи возникает необходимость постоянного их согласования. Таким образом, повышение эффективности финансового механизма связано с обеспечением взаимосвязанного, согласованного и комплексного функционирования всех его элементов, выраженного в использовании всех рычагов,инструментов,методов и стимулов доступных корпорации[3].Учитывая все сказанное выше, приходим к выводу, что финансовый механизм корпорации представляет собой систему управления финансами предприятия, предназначенную для организации финансовых отношений как внутри предприятия, так и с внешней средой с использованием финансовых методов и инструментов, осуществляющих формирование и распределение финансовых ресурсов с целью:максимизации ценности/стоимости компании; увеличения прибыли; избежание банкротства и крупных финансовых потерь; роста масштабов производства роста дохода на акциюВажность какойлибо определенной цели может уменьшаться либо увеличиваться в зависимости от типа рынка, на котором осуществляет свою деятельность корпорация, стадии ее жизненного цикла и других особенностей.

Необходимо заметить, что с финансовым механизмом корпорации также тесно связано понятие финансового менеджмента, который представляет собой процесс формирования целей и задач управления финансами, и их последующей исполнения с помощью финансового механизма[4].На практике финансовый менеджмент призван разрешить противоречие, возникающее между целями хозяйственноэкономической деятельности предприятия иимеющимисяфинансовыми возможностями на их реализацию.

Ссылки на источники1.Никитина Н.В., Янов В.В. Корпоративные финансы: учебное пособие. –3е изд., стер. –М.: КНОРУС, 2016. –512 с.2.А.Н. Трошин, Т.Ю. Мазурина, В.И. Фомкина. Финансы и кредит : учебник –2е изд., доп. –М. : ИНФРАМ. –332 с –2015. 3.Беспалова О.В. Инвестиции 2016: доступно и надежно. // Экономика и социум. 2016. № 51 (24). С. 296299.4.Коваленко О.Г. К вопросу о финансовом менеджменте предприятия. // Вектор науки. 2013. №3.