Особенности современных налоговых систем

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Мяло О. И. Особенности современных налоговых систем // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 426–430. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970412.htm.
Аннотация. Идеальной налоговой системы нет, и можно вести речь лишь о том, как та или иная из них приближается к удовлетворению стоящих перед ней требований. В силу различного рода проблем действующие в разных странах подходы к организации фискальной политики не только весьма разнятся между собой, но и достаточно условно реализуют заложенные в них принципы.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Мяло Ольга Ивановна,студент 2 курса,ФЭФ БГУ им.акад.И.Г. Петровского,г. Брянск

Научный руководитель:Беспалов Р.А.,к.э.н., доцент

Особенности современных налоговых систем

Аннотация.Идеальной налоговой системы нет, и можно вести речь лишь о том,как та или иная из них приближается к удовлетворению стоящих перед ней требований. В силу различного рода проблем, действующие в разных странах подходы к организации фискальной политики не только весьма разнятся между собой, но и достаточно условно реализуют заложенные в них принципы.Ключевые слова:финансовая система, налоги, налоговая система, налоговая политика.

Налоги связаны с существованием государства. Системы налогообложения в разных странах мира отличаются друг от друга по структуре, набором налогов, сборов и обязательных платежей, методами их взимания, налоговыми ставками (нормативами), фискальными полномочиями органов разных уровней власти, налоговой базой и налоговыми льготами. Это закономерно, поскольку налоговые системы формировались и формируются сегодня под влиянием различных экономических, политических и социальных факторов.В зависимости от того, каков удельный вес тех или иных налогов и сборов в общем объеме налоговых поступлений, выделяют четыре базовые модели мировых налоговых систем: англосаксонскую, евроконтинентальную, латиноамериканскую и смешанную (табл. 1).Таблица 1Классификационные признаки моделей мировых налоговых систем

МодельКлючевые характеристикиСтрана примененияАнглосаксонскаяВ её основе лежит прибыльное налогообложение, то есть она ориентирована на прямые налоги с физических лиц, доля косвенных налогов незначительна.Австралия, Канада, Новая Зеландия, частично США и ГерманияЕвроконтинентальнаяОтличается высокой долей отчислений на социальное страхование, а также значительным весом косвенных налогов.Германия, Франция, Бельгия, НидерландыЛатиноамериканскаяХарактеризуется обладанием в системе налогообложения косвенных налогов. Рассчитана на сбор налогов в условиях инфляционной экономики. Косвенные налоги зависят от уровня цен и балансируют доходы бюджета в условиях инфляции.Чили, Боливия, ПеруСмешаннаяСостоит из отдельных черт других моделей. Страны выбирают её для того, чтобы дифференцировать структуру доходов, избежать зависимости бюджета от отдельного вида или группы налогов.Япония(отдельные исследователи к таким странам относя Украину и страны СНГ).

Следует отметить, что немалую роль в выборе модели налоговой системы сыграл тот фактор, что косвенные налоги проще в администрировании и контроле. По механизму взимания и контроля они являются более простыми, чем прямые, не требуют развитого аппарата налоговых служб и сложных расчетов. Поэтому, как правило, в странах со смешанной экономикой доля косвенных налогов выше, чем в экономически развитых государствах, что, в свою очередь, определяет незначительный уровень прямых налогов. Эволюция структуры налоговых систем развитых стран и современная практика налогообложения свидетельствуют о закономерной зависимость соотношения прямых и косвенных налогов от следующих факторов: жизненного уровня большей части населения, совершенства механизма взимания налогов, его способности свести к минимуму уклонения от налогообложения; уровня налоговой культуры, общей ориентации западных обществ на социальный компромисс, решение острых социальных проблем; традиций налогообложения. Особенности прямого и косвенного налогообложениясгруппированы на рис. 1.Важной характеристикой современных налоговых систем развитых стран является их структура, то есть соотношение прямых и косвенных налогов. Это соотношение имеет определенные особенности в разных странах. Преобладание в начале и в середине XX в. косвенных налогов было обусловлено низким уровнем доходов большинства населения, что объективно ограничивало масштабы прямых налоговых поступлений, а также относительной простотой сбора косвенных налогов, ведь форма прямого налогообложения требует сложного механизма учета плательщиков, объектов налогообложения, механизма взимания налогов. Прогресс в организации налогообложения, связанный,прежде всего,с компьютеризацией, внедрением автоматизированной системы обработки фискальной информации, повысил эффективность прямого налогообложения и создал благоприятные условия для его развития.На сегодняшний день развитые страны определяют соотношение прямого и косвенного налогообложения, учитывая национальные особенности построения налоговых систем.Таблица 2Ключевые особенности прямого и косвенного налогообложения

ПоказательКосвенные налогиПрямые налогиСправедливость налогообложения(с позиции платежеспособности плательщиков)Социально несправедливыеСоциально справедливыеПсихологический факторПсихологически воспринимаются(уплачиваются для потребителя незаметно)Тяжелое психологическое восприятиеСложность определения налоговой базыОтносительно простые расчетыОтносительно сложные расчетыВозможность уклонения от уплатыНизкая(почти отсутствует)Достаточно высокаяФискальное значениеСущественные и стабильные поступления в бюджетМенее стабильные поступления в бюджетХарактер налогообложенияОтносительно регрессивныеОтносительно прогрессивное

Так, в США, Австралии, Канаде, Японии, Швейцарии преобладают прямые налоги. В Турции, Словакии, Мексике, Польше –косвенные; Франция, Германия, Италия, Нидерланды и Чехия имеют достаточно уравновешенную структуру. Среднее значение по 30 странам мира, входящим в Организацию экономического сотрудничества и развития (OECD), демонстрирует соотношение прямых (57%) и косвенных (43%) налогов в налоговых поступлениях [1, с. 81]. Очевидна связь между соотношением прямых и косвенных налогов и уровнем налоговой культуры. Ведь именно налоговая культура, влияющая на эффективность сбора налогов, масштабы уклонения от уплаты, вместе с другими факторами создает благоприятные условия для повышения роли прямых налогов. Если в западных странах декларирование стало неотъемлемой составляющей гражданского менталитета, а общественная мораль ориентирована на публичное осуждение тех, кто скрывает доходы, то в развивающихся странах культура отношений делового мира и граждан с государством еще не получила должного уровня.Важно отметить, что идеальной налоговой системы нет, и можно вести речь лишь о том, как та или иная из них приближается к удовлетворению стоящих перед ней требований. В силу различного рода проблем, действующие в разных странах подходы к организации фискальной политики не только весьма разнятся между собой, но и достаточно условно реализуют заложенные в них принципы. Это касается не только постулата об обязательности и всеобщности илиэффективности, но и простоты и доступности для исчисления.По результатам проведенного Всемирным банком и Международным валютным фондом обследования, отраженным в отчете Price Waterhouse Coopers (PwC) «Paying Taxes», каждойстране по ряду критериев было присвоено место в рейтинге из 183 государств по уровню удобства при уплате налогов (табл. 2). Следует отметить, что в число важнейших характеристик помимо совокупной налоговой нагрузки и количества фискальных платежей входит также время, требуемое для выполнения необходимых процедур.Таблица 3

Расположение стран в рейтинге простоты организации налоговой системы

Позиция в рейтингеСтранаКоличество платежейОбщая ставка, %Место в рейтинге по:количеству платежейобщей ставкеЗатрачиваемому времени1Мальдивы39,313117Казахстан728,611416818Великобритания837,317822455Франция765,7111643869США1146,74013166102Россия946,929132128109Молдова4831,31584798156Беларусь1862,863157172181Украина13557,1183152175

Самые простые режимы, согласно представленному рейтингу, применяются в ближневосточных и азиатских государствах. Так, 1ое место заняли Мальдивы, где взимаются три налоговых платежа, общая ставка по которым составляет 9,3%. Очевидно, что в ходе исследования не принимался во внимание уровень экономического развития страны и организации международной торговли (рис. 2). В результате рассмотренных факторов рейтинга весьма сложная организация фискальной политики наблюдалась в двух государствах постсоветского пространства Украина и Белоруссия (181я и 156я позиция соответственно).

Рис.1.Позиции стран в рейтингах простоты налогообложения и вовлеченности в международные операции, ВИД на душу населения

Обладающим одной из наиболее развитых налоговых систем США присвоено 69 место благодаря относительно небольшому количеству платежей (11) при достаточно высокой их общей ставке (46,7%). Для американской налоговой системы характерно преобладание прямых налогов над косвенными (соотношение 7:3).К числу основных в Америке относятся налоги на доходы, уплачиваемые физическими лицами и корпорациями; налог на социальное обеспечение (взнос); налог на имущество юридических лиц и налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения, которые взимаются только на уровне штатов и местных органов власти; акцизы. Если у большинства европейских государств одним из ведущих является налог на добавленную стоимость, то в США он отсутствует[2, с. 35].Самые крупные поступления в федеральный бюджет формируются налогом на доходы физических лиц (подоходный налог), плательщики которого подразделяются на резидентов и нерезидентов США. Его ставка увеличивается пропорционально росту дохода в диапазоне от 10 до почти 40%. Дополнительно, доходы, получаемые на территории конкретных штатов, облагаются по ставкам, варьирующим от 1,4% (минимальная ставка в НьюДжерси) до 12% (максимальная ставка в Северной Дакоте).Население США уплачивает три вида подоходного налога (федеральный, штатный и местный), два вида имущественного налога и универсального акциза (штатный и местный). При этом в цене отдельных видов товаров (табачные и винноводочные изделия, горючее) содержится несколько видов акциза (федеральный, штатный, смежные универсальные и специфические акцизы).В целом налоговая система Соединенных Штатов не ориентирована на формирование бездефицитного бюджета. Американские налоги признаются одними из самых низких среди индустриально развитых стран их доля составляет порядка 28% ВВП, тогда как в среднем в других государствах этот показатель достигает 38%.Главным инструментом поддержки и стимулирования бизнеса является применение для него более мягкой системы налогообложения. С этой целью в американском законодательстве при взимании налога на доходы юридических лицприменяется большое количество льгот. Наиболее распространены налоговые кредиты бизнесу в целях стимулирования инвестиций (регулярный налоговый и инвестиционный кредит)[3].Налоговая система другой экономически развитой страны, Великобритании, представлена не самыми гибкими законодательными нормами. Наряду с этим, в части налогообложения для каждой формы собственности предусмотрены определенные особенности и преимущества. Кроме того, королевство заключило более 100 соглашений с другими странами об избежании двойного налогообложения.Великобританию называют местом рождения подоходного налога, введенного в виде временной меры в период наполеоновских войн (официально подоходный налог утвердился в английской налоговой практике в 1842 году), тогда как в других странах он «работает» с конца XIX начала XX века. Как отмечалось выше, именно он является основным налогом, собираемым государством. При этом на каждого резидента распространяется положение о необлагаемом налоговом минимуме, а ставки подоходного налога прогрессивные (от 20 до 45%).Уровень налоговой нагрузки на трудовые ресурсы в Великобритании ниже, чем в большинстве европейских стран. Он составляет около 11%, тогда как, к примеру, во Франции или Италии этот показатель в 45 раз выше. В совокупности сосравнительно малым количеством времени, затрачиваемым на совершение всей совокупности платежей, их количество позволило Великобритании расположиться на 18 строчке рейтинга.55е место по уровню простоты организации налоговой системы занимает Франция, характерной особенностью которой является жесткая законодательная регламентация фискальных отношений, предусматривающая, в свою очередь, определенную гибкость, выраженную широкойсистемой льгот, а также открытостью для международных соглашений. При этом взимаемые в стране налоги объединены в целостную систему, защищенную от двойного налогообложения.Российскую систему налогообложения не назовешь простой, однако Всемирный банк признал существенные позитивные изменения в сфере налогообложения . Среди основных проблем остаются низкая собираемость и противоречивость многих налогов. Поэтому, несмотря на то, что совокупная фискальная нагрузка практически совпадает с американской (46,9%), по уровню администрирования и технологии сбора налогов Россия находится далеко позади США. В частности, субъекты экономики ежегодно вынуждены тратить на уплату налогов в среднем 290 часов, или более 36 рабочих дней.Российская система налогообложения трехуровневая, представлена федеральными, региональными и местными налогами и сборами. Налоговый кодекс устанавливает также специальные налоговые режимы. В числе основных источников наполнения консолидированного бюджета выступают экспортные таможенные пошлины и налог на добычу полезных ископаемых (в совокупности более 28%). Примерно в равной пропорции происходит наполнение ресурсной базы государства благодаря налогам на прибыль организаций и доходы физических лиц (порядка 10%), в то время как поступления НДС аккумулируют 8% совокупной величины доходов.При одинаковых с российскими стартовых условиях из стран постсоветского пространства наиболее удобную фискальную систему удалось организовать Казахстану (17 место рейтинга) путем упрощения форм налоговой отчетности и порядка их сдачи, а также улучшений в сфере администрирования. По итогам 2015года значительная доля поступлений казахстанского бюджета пришлась на корпоративный подоходный налог и налог на добавленную стоимость (37,5 и 30,3% соответственно). Стоит подчеркнуть практически полную ориентацию в бюджетной политике на фискальную составляющую, выделяющую республику среди рассматриваемых стран[1, с. 36].На одной из последних строк в рейтинге «удобства» уплаты налогов находится Украина. Согласно исследованиям, действующий в стране порядок сбора фискальных платежей назван основным фактором, препятствующим развитию бизнеса. Ведение налогового учета, прохождение проверок и посещение контролирующих органов в Украине представляют тяжелое бремя (в совокупности 657 часов в год).С принятием нового налогового кодекса количество украинских налоговуменьшилось почти в два раза. Значительные изменения коснулись и базовых ставок по основным налоговым платежам, по которым предусмотрено поэтапное, в течение нескольких лет, снижение. Введена дополнительная ставка по налогу на доходы физических лиц, тем самым создано подобие прогрессивной шкалы налогообложения.Наибольшие поступления в доходную часть сводного бюджета Украины зафиксированы по налогу на добавленную стоимость, доля которого в общем объеме составила 31,2%.Таким образом, подводя итог исследованию особенностей современных налоговых систем, можно сделать ряд выводов, что современные системы налогообложения –это результат многолетних преобразований, в основе которых исторические этапы построения действующей модели экономики. Поэтому структура налогообложения, взимаемые налоги, их комбинации существенно варьируются. Общая задача создания более или менее удовлетворительной системы обложения, которая способна, не отягчая особенно налогоплательщиков (не подрывая благосостояния населения и не препятствуя экономическому развитию страны), доставлять государству достаточные средства для покрытия его потребностей, получала реализацию во всевозможных сочетаниях различных сборов, их ставок, категорий плательщиков и др.В целом мировая практика определяет четыре основных модели организации налоговых систем, применение которых базируется на роли отдельных сборов.

Ссылки на источники1.Прокопчук Е.Т. Классификационные характеристики современных налоговых систем // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2015. № 5. С. 7791.2.Вестник Приднестровского республиканского банка. 2015. №6. С. 3238.3.Беспалова О.В. Модели финансового обеспечения страховых систем // Заметки ученого. №2: г. РостовнаДону, 2016.