Мотивация персонала организации в свете теории поколений

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Агафонова М. С., Кадомская О. Г. Мотивация персонала организации в свете теории поколений // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 461–465. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970419.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются основные аспекты теории Нейла Хоува и Вильяма Штрауса, история развития поколений, явления, которые сопровождали жизнь всех представителей, и предложены рекомендации по мотивации сотрудников компании в соответствии с рассматриваемой теорией.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Агафонова Маргарита Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры управление строительством, ФГБОУ ВО «Воронежский государственный технический университет», г.Воронежagafecon@yandex.ru

Кадомская Ольга Геннадьевна,студент института экономики, менеджмента и информационных технологий ФГБОУ ВО «Воронежский государственный технический университет», г.Воронежolgakadomskaya@yandex.ru

Мотивация персонала организации в свете теории поколений

Аннотация. В статье рассматриваются основные аспекты теории Нейла Хоува и Вильяма Штрауса, история развития поколений, явления, которые сопровождали жизнь всех представителей и предложены рекомендации по мотивации сотрудников для компании в соответствии с рассматриваемой теорией.Ключевые слова:теория поколений, мотивация, сотрудник, персонал.

Актуальность темы исследования определяется тем, что перед работодателями всегда стоит вопрос о том, как лучше замотивировать персонал с минимальными затратами. Теории мотивации персонала начали возникать еще задолго до настоящего момента и сквозь время они преобразовывались.Теория поколений Нейла Хоува и Вильяма Штрауса была разработана в 1991 году. Главная идея теории состоит в том, что все население планеты условно разделено на несколько поколений.Поколение в рассматриваемой теории —это группа людей, объединенных по возрастному признаку.Обладая знаниями в области этой теории можно не только правильно выстроить систему мотивации, но и построить рабочие отношениягармонично, поскольку человек будет знать о психологических, эмоциональных особенностях каждого сотрудника.Всего на данный момент выделяют 6 поколений: [6]Поколение GI (19001923 г.р.)Молчаливое поколение (19231943 г.р.)Поколение БебиБумеров (19431963 г.р.)Поколение Х (19631983 г.р.)Поколение Y (19832000 г.р.)Поколение Z (c 2000 г.р.)Периодичность появления нового поколения, по мнению ученых, составляет 2025 лет [6].В Российской Федерации трудоспособным считается население с 16 до 55 лет –для женщин и с 16 до 60 лет для мужчин, отсюда следует, что на данный момент в трудовых правоотношениях могут состоять следующие поколения: поколение БебиБумеров, поколение Х, поколение Y и в скором будущем начнет трудиться поколение Z.Ценности всех поколений формируются в возрасте до 1012 лет, под влиянием событий: общественных, политических (отношения государства с другими странами), экономических (кризис), социальных, технологических (новые технологии, развитие науки) и воспитания в семье (что хорошо иплохо, что можно делать и что нельзя, в каких условиях растет ребенок).

Рассмотрим подробнее все события, которые происходили во время становления каждого из трудоспособных поколений [1].1.Поколение БебиБумеров.События в 19431963 годы [7]: 1)Окончание мировой войны это время характеризуется надеждой всех на светлоебудущее, поскольку пережита самая страшная война в мире.

2)Такое явление как «холодная» война объясняет стойкие представление об идеологии этого поколения.3)Период Хрущёвской «оттепели», установления дипломатических отношений со многими странами мира характеризуется появлением некоторой свободы слова, свободы в творчестве.4)Научные открытия, первый запуск спутника и полёт первого человека в космос объясняет веру этого поколения в то, что государство является одним из ведущих и имеет большой потенциал на мировой площадке. Все эти события стали привели к тому, что БебиБумеры работают на перспективу, надеясь на стабильное, позитивное будущее, поэтому если говорить о такой установке как «процесс –результат», то можно сделать вывод о том, что это поколение нацелено больше на результат. Они –стратеги. Родители этого поколения, Молчаливое поколение, было воспитано под влиянием жестких ограничений тоталитарного характера, поэтому БебиБумеров заставляют быть стандартными, в том числе это возможно благодаря единым программам и стандартам образования во всех учебных заведениях. Они –командные игроки, но в то же время стремятся к статусу лидера и контролируют работу поколения Х, которое находится у них в подчинении.Рассмотрим рекомендации по мотивации и выстраиванию отношений с представителем данного поколения. Необходимо подчеркивать статус вашего собеседника, например, просить совета, помощи, выслушать экспертное мнение. Нужно всегда быть подготовленным ко встречам, совещаниям, обсуждению вопросов. Неподготовленный сотрудник оставляет после себя негативное впечатление не только как о профессионале, но и как о человеке, и это впечатление очень сложно изменить. Это связано с тем, что такие люди оченьконсервативны, требовательны и, может быть, даже придирчивы. Так как БебиБумеры –это командные игроки, то корпоративная культура компании должна делать акцент на этом и проводить как можно больше мероприятий, где сотрудники смогут почувствовать себя членами настоящей, сплоченной команды. Важно обсуждать с представителями данного поколения планы не только на ближайшие несколько лет, но и долгосрочную перспективу. Уровень заработной платы играет немаловажную роль, поэтому за выполнение какихлибо задач и планов стоит выдавать премии.2.Поколение Х.В 1964 году было проведено исследование британской молодёжи для женского журнала, где исполнитель, Джейн Деверсон, использовала впервые термин «Поколение Х.События в 19631983 годы [7]: 1)начало эпохи «застоя» падение уровня производительности труда, общего уровня жизни, отставаниев науке и развитии технологий.2)Рост числа специалистов с высшим образованием, однако понимание его необходимости, престижности падает.

3)Принятие новой конституции означает для граждан наличие документы, который будет регулировать их права и обязанности, чувство защищённости.

4)Товарный дефицит вызывает опасение, страх.5)Возникает борьба с инакомыслием, контроль над цензурой со стороны власти. Тех, кто какимлибо образом противоречит идеологии государства, по мнению партии, отправляют в ссылки или же люди самостоятельно эмигрируют, поэтому появляются различные кружки, что впоследствии оказывает влияние на это поколение: в сознательном возрасте они формируют профессиональные сообщества для обсуждения важных тем, обмена опытом, нетворкинга [2]. Известно много примеров, когда люди работают на одном месте по нескольку десятков лет, поскольку для них важна уверенность в завтрашнем дне, знание точной даты отпуска, чтобы можно было всё распланировать. Поэтому, предлагая работу такому человеку, необходимо гарантировать полный социальный пакет, предоставление льгот и стабильный уровень заработной платы. Роль достатка важна для поколения Х так же, как и для предыдущего. Они привыкли начинать «с низов»,поднимаясь по карьерной лестнице постепенно, поэтому они целеустремлённые сотрудники, необходимо давать им возможность роста, но при этом давать возможность постепенно выполнять цели и достигать планки. Поколение 13 заинтересовано в повышении уровня профессионализма. Давать возможность уделять время дополнительному обучению или предлагать его за счёт компании –вариант мотивации.Женщины начинают включаться в процесс трудоустройства: оставляют домашний очаг и устраиваются на работу, отсюда увеличение доли женщин среди профессионалов, полностью меняется представление о роли прекрасного пола в обществе.По аналогии с предыдущим поколением –это также командные игроки. Если команду покинет хотя бы один игрок, то сломается система. Роль статуса для них важна, но уже не так сильно. Появляется потребность в пространстве и важно, какое именно оно. Они не так жестко контролируют своих подчиненных, как их родители, это результат, с одной стороны, воспитания, с другой стороны, у них имеется собственное мнение и представление о вещах, у них расширяются границы.В современном мире поколение Х хорошо зарабатывает на маркетинге, бренде. Например, компанияAppleвынуждает своих покупателей менять смартфон каждые 23 года, прекращая поддержку старых моделей. КомпанииCocaColaудалось занять такую позицию на рынке, при котором потребители в малом количестве покупают бюджетные аналоги напитка.Что касается исполнительности представителей данного поколения, то можно говорить о том, что появляется необходимость пояснения цели, то есть более развернутого варианта постановки задач. Для «Х» важны межличностные отношения, налаживание контакты с коллегами, партнёрами.3.ПоколениеY. События в 19832000 годы [7]:1)С одной сторонынаблюдается перестройка, ускорение, социальноэкономическое развитие, падение железного занавеса к концу 1980х годов, появляется возможность выезда заграницу, расширение кругозора, взглядов.

эти явления положительно влияют на формирование личностей. 2)Сдругой стороны мы знаем о таких явлениях, как карточки в 19881991 годы, рост алкоголизма (поэтомуY–за здоровый образ жизни, они пересматривают своё питание), распад СССР –рухнули взгляды и устои а за ним кризис.

3)Еще одной важной особенностью является появление Интернета, который сильно повлиял на организацию работ.Для поколения Y важно, чтобы компания давала свободу. Так, например,FacebookиGoggleдают сотрудникам 2 часа на работу над своими собственными проектами. У этого поколения впервые появляются кумиры. Для них важен наставник, который сможет выполнять эту роль и с которым можно поддерживать не только рабочие отношения, но и личные. Ориентированы эти люди на результат. В отличии от Х и БебиБумеров прежде, чем выполнить задачу или поручение, зададут много вопросов: каким образом это возможно, зачем это нужно, что еще нужно знать, поэтому важно ставить цели по технологииSMART, а после развернутая обратная связь, похвала. Отсюда смена управленческой парадигмы. Они не готовы работать на перспективу, в отличие от БебиБумеров. Им нужен результат и вовлеченность, поэтому мотивация другая. Не так материальны, как предыдущие поколения, хотят получать удовольствие от своей деятельности.4.ПоколениеZили«Альфа». События в 20002016 годы [7]: 1)Мировой экономический кризис;

2)множественные теракты, военные действия во многих странах мира;3)развитие науки, новые технологии.Это первое поколение, которое не росло в эпоху Интернета, а родилось. Смартфоны, планшетные компьютеры, ноутбуки это какчасть тела для них, она неотъемлема, неделима. Причем в Интернете Альфа не только общаются, но и учатся, находят хобби и занимаются им, формируют свой персональный образ, работают. В связи с эти нельзя лишать их возможности пользоваться Интернетом и гаджетами это самая страшная демотивация для них. Для успешной работы важно предоставлять как можно больше разлиных устройств. Реальный и цифровой мир не граничат, а плавно перетекают друг в друга. Поколение Z не может концентрироваться долго на какойлибо задаче, информации. Они предпочитают смотреть, нежели писать или читать, поэтому, чтобы привлечь внимание, нужно придумывать чтото яркое, интересное, бросающееся в глаза. Это важно при презентации организации и обучении. Негативное влияние становления в эпоху Интернета это дефицит внимания у детей. Проблема остро стоит для тех, кто учит это поколение. Безопасность один из важнейших факторов, поскольку Альфа наблюдают нестабильные времена и неприятные события. Что касается будущего этого поколения, то 72%выпускников задумываются о предпринимательстве. Рекомендации по работе с представителями данного поколения:1)Визуализация всех материалов для лучшего восприятия.2)Увеличение скорости работы.3)Работайте с ними через социальные сети.

Подводя итоги, стоит отметить, что каждый сотрудник требует индивидуального подхода. Есть общие тенденции, которые можно проследить и, исходя из них, разработать систему мотивации. Но не стоит забывать о том, что это одна из теорий, и существует множество других факторов, таких как характер, психотип, темперамент [3]. Специалисту отдела кадров, руководителю стоит не забывать о системном, целостном подходе, конкретных условиях и конкретном коллективе для того, чтобы разработать подходящую систему мотивации трудовой деятельности.

Ссылки на источники1.Хоув Нейл, Штраус Уильям. Поколения: История Американского будущего//НьюЙорк: Уильям Морроу &Company.1991.2.Хоув Нейл, Штраус Уильям. Тринадцатое поколение//НьюЙорк: Уильям Морроу &Company. 1993.3.Агафонова М.С., Архипова Е.А. Мотивация деятельности в менеджменте//Современные наукоемкие технологии. 2014. № 72. С. 135.4.Агафонова М.С., Бочарникова Ю.А. Совершенствование мотивации к труду как условие эффективной деятельности предприятия//Научнометодический электронный журнал Концепт. 2016. Т. 2. С. 416420.5.Теория поколений в России | RuGenerations–[Электронный ресурс] URL:https://rugenerations.su/6.Википедия –[Электронный ресурс] URL:

https://ru.wikipedia.org/