Организация бухгалтерского учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Гонежук З. А., Шулепина С. А. Организация бухгалтерского учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 491–495. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970425.htm.
Аннотация. В статье рассмотрены сущность и понятие налогов, учет расчетов по налогам и сборам и выявлены частые ошибки в практике учета.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Гонежук Зарема Аюбовна, студентка учетнофинансового факультета, Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трублина, г. Краснодар

Научный руководитель: Шулепина Светлана Александровна,доцент, к.э.н., Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трублина, г. Краснодар

Организация бухгалтерского учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам

Аннотация.В статье рассмотрены сущность и понятие налогов, учет расчетов по налогам и сборам и выявлены частые ошибки в практике учета Ключевые слова:бухгалтерский учет, налоги и сборы, налогообложение.

Одним из основных источников финансирования всех направлений деятельности государства и экономическим инструментом реализации государственных приоритетов являются налоги. Они выполняют две основные функции: фискальную и регулирующую, –которые взаимосвязаны и взаимозависимы, причем ни одна из них не должна развиваться в ущерб другой. Налог как экономическая категория представляет собой обязательный платеж, взимаемый государством с физических и юридических лиц. Бюджетная система Российской Федерации это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.Основным источником доходной части бюджета являются налоговые поступления, доля которых составляет до 90% всех статей дохода бюджета. Поэтому обеспечение полноты и достоверности начисления налогов и учета расчетов с бюджетом имеет важнейшее значение для формирования бюджетов всех уровней.Под организацией бухгалтерского учета понимают систему условий и элементов построения учетного процесса с целью получения достоверной и своевременной информации о хозяйственной деятельности организации и осуществления контроля за рациональным использованием ресурсов и предприятия.Актуальность рассмотрения данной темы выражается в том, что налогообложение юридических лиц представляет собой часть отношений экономического субъекта с государственными и контролирующими органами и неграмотность бухгалтерского учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам, а также нарушения в данной области могут повлечь за собой существенные последствия для экономического субъекта. Также актуальность темы подтверждается и тем фактом, что налоги являются самой доходной статьей бюджета любой страны, что предъявляет повышенные требования к бухгалтерскому учету расчетов с бюджетом по налогам и сборам.Несомненно, проблема грамотного ведения учета расчетов предприятия с бюджетом по налогам и сборам наиболее актуальна для российских предприятий. Несвоевременная уплата налогов в бюджет не только сопряжена со штрафными санкциями. Она превращает погашение долговых обязательств в неуправляемую ситуацию: растет сама сумма налогового обязательства, растут и суммы пеней и штрафов, что может существенно ухудшить финансовое положение предприятия. Следить за правильностью исчисления и уплаты налогов обязан бухгалтер предприятия, а для этого и необходима грамотнаяправовая и экономическая организация учета расчетов предприятия с бюджетом по налогам и сборам.В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждыйобязан платить законно установленные налоги и сборы [1]. Такое же положение закреплено и в ст. 8 НК РФ: налог –это форма безвозмездного изъятия части собственности хозяйствующего субъекта [2]. Согласно ст. 45 Конституции РФ каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом [1]. Российское законодательство признает право плательщика налогов на реализацию мер защиты права собственности, в том числе и на действия, направленные на уменьшение налоговых обязательств, но толькона законные. Если в результате мер, предпринятых налогоплательщиком, будет допущено нарушение законодательства, такие действия в зависимости от характера квалифицируются как налоговое правонарушение или преступление в сфере экономической деятельности.Сущность налогов состоит в отчуждении государством в свою пользу определенной части денежных средств в виде обязательного платежа. Рассмотрим основные признаки налогов:1)обязательность платежа, взимаемого с организаций и физических лиц в соответствии с законодательством;2)индивидуальная безвозмездность платежа;3)принудительность взимания;4)изъятие части денежных средств налогоплательщика в пользу публичной власти.Перечислим основные функции налогов: фискальная функция состоит в формировании финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной сфере и внебюджетных фондах; контрольная функция состоит в том, чтобы налогоплательщики своевременно и в полном объеме уплачивали законно установленные налоги; распределительная функция состоит в том, чтобы направить налоговые доходы на содержание армии, государственного аппарата управления и социальной сферы; стимулирующая функция состоит в системе льгот и исключений по объектам налогообложения.Рассмотрим основные принципы налогообложения. Отметим, что А.Смит считал основными принципами налогообложения всеобщность, справедливость, определенность и удобность[3]. Со временем этот перечень был дополнен принципами обеспечения достаточности и подвижности налогов, выбора надлежащего источника и объекта налогообложения, однократности обложения.Бухгалтерский учет расчетов организации с бюджетом по налогам и сборам ведется на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам».Общие правила налогообложения по всем налогам, а также санкций за их неправильное применение или неприменение установлены Налоговым кодексом Российской Федерации.В соответствии с налоговым законодательством (ст.ст.1, 2 НК РФ) налоговая система состоит из совокупности следующих налогов и сборов[4]:федеральных налогов и сборов;региональных налогов и сборов;местных налогов и сборов.Для целей отражения информации о величине начисленных и уплаченных налогов предназначен аналитический счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» ведется по видам налогов.Практика российского учета показывает, что не все экономические субъекты способны грамотно формировать учетноаналитическую информацию о налогах. Рассмотрим для этих целей учет в Обществес ограниченной ответственностью «Синдика Агро». Сфера деятельностиэкономического субъекта: производство зерновых и технических сельскохозяйственных культур, животноводство. ООО «Синдика Агро» применяетспециальнуюсистему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог). Основные налоги, уплачиваемые предприятием:ЕСХН;земельный налог;транспортный налог;торговый сбор;прочие налоги и сборы.Учет расчетов по налогам и сборам в ООО «Синдика Агро» ведется на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам». Этот счет предназначен для обобщения информациио расчетах с бюджетами по налогам и сборам, уплачиваемым организацией, в том числе от имени работников этой организации.Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» кредитуется на суммы, причитающиеся по налоговым декларациям (расчетам) ко взносу в бюджеты (в корреспонденции со счетом 99 «Прибыли и убытки» на сумму ЕСХН, со счетом 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» на сумму подоходного налога и т.д.).По дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» отражаются суммы, фактически перечисленные в бюджет.

К счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» в ООО «Синдика Агро» открыты субсчета:68.01 «Налог на доходы физических лиц»;68.07 «Транспортный налог»; 68.10 «Прочие налоги и сборы»;68.12 «Единый сельскохозяйственный налог»;68.14 «Земельный налог»;68.15 «Торговый сбор».На рисунке 1 представлен анализ счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» ООО «Синдика Агро» за 2015 г.

Общество с ограниченной ответственностью «Синдика Агро»

Анализ счета 68

Период: 2015 г.







Кор.счетС кред. счетовВ дебет счетов





Нач.сальдо178731,88

515 407 361,00

70

3484016,79

Оборот5 407 361,003484016,79

Кон.сальдо2102076,09





Рис.1.Анализ счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» ООО «Синдика Агро» за 2015 г., руб.

По данным рисунка1 видно, что начальное сальдо по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» в организации оставляет 178731,88 руб., кредитовый оборот по счету за год 5407361 руб., дебетовый оборот 3484016,79 руб. Соответственно, конечное кредитовое сальдо по счету 68 на конец 2015 г. составляет 2102076,09 руб.

В таблице 1 представлены итоговые учетные записи ООО « Синдика Агро» по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам», 2015г.Таблица 1 Итоговые учетные записи ООО «Синдика Агро» по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам», 2015 г.

Дебет

КредитС кредита счетовСодержание операцииСумма, тыс. руб.Содержание операцииСумма, тыс. руб.В дебет счетов123456

Остатокна 01.01.2015 г.178,73

51Перечислен НДФЛ5173,23Начислен НДФЛ3484,027051Перечислен транспортный налог35,63

51Перечислены прочие налоги и сборы36,71

51Перечислен земельный налог50,53

51Перечислен торговый сбор и пени по акту проверки111,26



Оборот 5407,36Оборот 3484,02

Остатокна 01.01.2016 г.2102,08



Данные таблицы 1 показывают, что в течение 2015 г. не было произведено начисление части налогов, а именно транспортного и земельного налогов, торговых сборов и пени, а также прочих налогов и сборов.Между тем это противоречит налоговым декларациям организации, и в частности налоговой декларации по единому сельскохозяйственному налогу (таблица 2).Таблица 2 Декларация по единому сельскохозяйственному налогу ООО «Синдика Агро»за 2015 г.

ПоказательЗначение, руб.Раздел 1. Сумма единого сельскохозяйственного налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогоплательщикаСумма налога, подлежащая доплате за налоговый период (календарный год) по сроку не позднее года, следующего за истекшим налоговым периодом8965539Раздел 2. Расчет единого сельскохозяйственного налогаСумма доходов за налоговый период, учитываемых при определенииналоговой базы по налогу329074057Сумма расходов за налоговый период, учитываемых приопределении налоговой базы по налогу179648408Налоговая база по налогу за налоговый период149425649Сумма налога, исчисленного за налоговый период8965539

По итогам исследования можно сделать вывод о том, что бухгалтерский учет расчетов по налогам исборам ведется некорректно, главным бухгалтером организации по в 2015 г. не были начислены к уплате транспортный налог, прочие налоги и сборы, земельный налог, торговый сбор и пени по акту проверки. В итоге сальдо по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам»на 01.01.2016 г. не отражает реальную задолженность организации по налогам и сборам. Кроме того, суммы налогов не были учтены при расчете финансового результата. Таким образом, финансовый результат организации отличается от отраженного в отчетности.

Ссылки на источники1.Калинская М. В. Взаимодействие систем бухгалтерского и налогового учета / М. В. Калинская: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Кубанский государственный аграрный университет. Краснодар, 20092.Дегальцева Ж.В. Моделирование системы налогового учета в управляющих организациях жилищнокоммунального хозяйства / Дегальцева Ж.В., Шулепина С.А. Краснодар, 2013. 3.Бухгалтерский учет: Учебник / Под ред. П.С. Безруких. –5е изд., перераб.и доп. –М.: Бухгалтерский учет. 2013. –736 с.4.Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая: федер. закон: принят Гос. Думой 19 июл. 2000 г.: по сост. на 3 июля 2016 г. –М.: Приор, 2016. –205 с.5.О бухгалтерском учете: федер. закон Российской Федерации от 6 декабря 2011 г., № 402ФЗ: принят Гос. Думой 22 нояб. 2011 г.: одобр. Советом Федерации 29 нояб. 2011 г. –М.: Ось89, 2016. –36 с.