Вопросы создания и продвижения инноваций
Выпуск:
ART 970443
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бондаренко
В.
А.,
Кундрюков
С.
С. Вопросы создания и продвижения инноваций // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 39. – С.
581–585. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/970443.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам создания и продвижения инноваций в современной экономике. Авторы делают акцент на значимости доведения инноваций до совершенства за счет роли потребительских сообществ, участвующих в доработке и улучшении новинок для их успешного внедрения на рынок.
Текст статьи
Бондаренко Виктория Андреевна,доктор экономических наук, доцент, зав. кафедрой маркетинга и рекламы ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)», г.РостовнаДонуb14v@yandex.ru
КундрюковСтанислав Сергеевич,
аспирант кафедры маркетинга и рекламы ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)», г. РостовнаДонуstas_ipatovo@mail.ru
Вопросы создания и продвижения инноваций
Аннотация.Статья посвящена вопросам создания и продвижения инноваций в современной экономике. Авторы делают акцент на значимости доведения инноваций до совершенства за счет роли потребительских сообществ, участвующих в доработке и улучшении новинок для их успешного внедрения на рынок.Ключевые слова:инновации, продвижение, новинки, потребители.
Инновационные технологии, товары и услуги способствуют повышению качества обслуживания бизнеса и граждан, опосредуютповышениеконкурентоспособности предприятий, регионов и государств.Приоритетным направлением развития национальной экономики является продуцирование и внедрение инноваций в различные сферы деловой активности.Доступ предприятий и организаций к инновациями возможности их трансфера повышаются за счет открытости хозяйственных процессов и интеграционных инициатив. Взаимовыгодный обмен инновациями повышает адаптационные возможности и устойчивость компаний к рыночным изменениям. В этой связи межстрановые объединения принято рассматривать в качестве структур, где облегчен процесс передачи инноваций. Инновационный обмен может рассматриваться в этом случае в качестве «цементирующего» элемента в таких объединениях. Это характерно и для стран ЕС и, например, для государств ЕАЭС. Схожие тенденции в плане облегчения процедур обмена и продвижения инноваций, в данном случае между государствами и локализованными в них компаниями, наблюдается и в рамках БРИКС. В современной клиент ориентированной экономике важным выступает также процесс полноценного удовлетворения потребителей, вовлечения их в цикл создания инноваций, их доведения до «совершенства», устраивающего в итоге целевые аудитории. За счет полноценного доступа к инновациям растет уровень жизни общества, в целом, что значимо для России.Тем не менее, согласно существующей сегодня статистике на такое объединение, как ЕАЭС, в которое входит РФ, приходится порядка 2,5% рынка инновационных технологий, что, естественным образом, требует коррекции в плане увеличения присутствия. Доля, к примеру, европейских государств на указанном рынке существенно больше[9, 16]. Естественным образом, представляется приоритетным укрепление взаимоотношений России с Индией и Китаем, а также другими государствами БРИКС в плане обмена ивзаимного продвижения инноваций. Вместе с тем, углубление сотрудничества со странами ЕАЭС является не меньшим приоритетом, поскольку в данном объединении изначально заложены интеграционные посылы, предопределенные близостью границ и этнической схожестью культур. Следует рассматривать интеграционные инициативына постсоветском пространстве именно в контексте возможностей использования положительного опыта совместной работы, создания инновацией и их продвижения для повышения конкурентоспособности всего объединения государств в мировой экономике. По сути, это возможность реализации потенциала совместного эффективного развития, за счет взаимного укрепления друг друга[5, 8, 9]. Можно констатировать, что общая конкурентоспособность РФ в мире во многом детерминируется осуществляемыми инициативами и проектами в рамках объединения государств ЕАЭС и, конечно, неформального объединения БРИКС. Такие совместные усилия способствуют переориентации экономики и активизации внедрения инноваций[6, 7, 8].Такие интеграционные инициативы предполагают тесное взаимодействие на уровне управляющих элит, руководства и коллективов предприятий, а также выстраивание взаимодействия в научной и образовательной сферах. Не менее значимым представляется построения полноценногодиалога между производителями и потребителями инноваций, в уже отменном аспекте, связанном с тем, что именно потребители позволяют определить необходимость доработки новинок втом или ином направлении и, поэтому, именно они должны быть вовлечены в процессдоведения инноваций до уровня практического применения.В этом аспекте рассматриваются инновационные кластеры, вовлекающиеся в себя целые городские агломерации, в которых располагаются научные объединения, промышленные центры, образовательные учреждения. В рамках подобных структур осуществляется подготовка и профилизация необходимых специалистов, выдвижение идей, обмен информацией и передовыми разработками, конкурентное взаимодействие между предприятиями, доведение идей до практических разработок, пробное выведение на рынок, тестирование, оценка и далее внедрение разработок в практическую сферу на полноценной основе. Важным представляется кадровый обмен как научных, та и инженерных кадров, позволяющий полноценно использовать позитивный опыт и информационный обмен. Такое взаимодействие способствует созданию, продвижению и дальнейшей коммерциализации инноваций[10, 11, 12]. Наличествующие передовые практики в этом плане, например в государствах ЕС, демонстрируют значимость такого сотрудничества в плане тестирования и дальнейшего выпуска инновационных продуктов и услуг, которые впоследствии успешно коммерциализируются, повышая конкурентоспособность компаний, их объединений и государств, в целом.
Следует понимать, что единство усилий научных школ, образовательных центров, готовящих специализированные кадры и, непосредственно, промышленных предприятий, позволяют достичь искомого результата. Коммерциализация созданных инноваций при таком отлаженном взаимодействии осуществляется успешнее и в более сжатые сроки. Как отмечают специалисты, не менее значимым представляется вариант выбора правильной модели трансфера технологий, способствующего ускорению их внедрения в хозяйственную деятельность различных предприятий. Применительно, к вопросу, например,создания и продвижения инноваций в рамках государств ЕАЭС, оправданным представляется мониторинг существующих возможностей в научном, кадровом и промышленном обеспечении, оценка приоритетов совместного развития и перспектив дальнейшей успешности проектов на мировом рынке, после чего целесообразно, с опорой на имеющийся потенциал, осуществлять планируемые совместные проекты[14, 16, 17, 18, 19]. Естественным образом, это предопределяетмониторинг и составление прогнозов по приоритетным технологиям, которые будут далее востребованы на различных рынках в разных регионах мира, и оценке собственных перспектив с точки зрения предстоящих затрат и потенциальных возможностей для развертывания производства данных технологий. В российских реалиях, с учетом ее обширных территорий и большого спектра промышленных предприятий и научных организаций в различных регионах, по сути, внимание концентрируется на передовых и наиболее конкурентоспособных для определенных регионов технологиях. В отношении создаваемых новинок не обязательно изначально ориентироваться только на внешние рынки, учитывая свой собственный национальный рынок. Целесообразным может быть вариант выведения новинок на национальный рынок и рынки стран ЕАЭС, апробирование их, а затем коммерциализация на других внешних рынках, возможно в рамках государств –членов БРИКС или за их пределами[18, 19]. Естественным образом, секторальные санкции, которые введены со стороны ЕС и США и не отменены в настоящеевремя представляют собой определенные значимые угрозы для развития экономики России [4] и осуществления собственных интересов, что справедливо и в плане технологического обмена и трансфера технологий[14, 16]. Тем не менее, можно констатировать, что по таким важнейшим направлениям, как например, авиационнокосмическая отрасль, сотрудничество продолжается и, несмотря на объективные сложности и проявляющиеся риски, можно предположить, что по приоритетным аспектам научнотехнического взаимодействия сотрудничество в той или иной степени будет осуществляться. По этой причине, следует искать разумный возможный компромисс и осуществлять совместные проекты в тех сферах сотрудничества, в которых на данный момент это возможно, если это способствует упрочнению достижения национальных интересов. На сегодняшний день, тем не менее, как уже отмечалось, следует активно внедрять инновации в рамкахроссийского рынка и, например,государств ЕАЭС, вовлекая в этот процесс,в том числе потребительские аудитории. Повторимся, потребители, а в особенности, профессиональные потребители и их сообщества способствуют нахождению кратчайшего пути по доведению новинок до необходимого уровня качества, востребованного целевыми аудиториями. Об этом свидетельствует опыт ряда передовых в экономическом плане государств, опыт которых может быть использован в России. Согласно открытой статистике покупатели, например, в Великобритании тратят на доведение новинок до совершенства порядка 5.2 млрд.долл. в год; в США порядка 20.2 млрд.долл. в год, а в Японии порядка 5.8 млрд.долл.[13].По этой причине компании по всему миру поощряют создание потребительских сообществ и вкладывают средства в такиевиртуальныегруппы, которые вовлечены в процесс обсуждения инновационных идей, их доработки и апробации произведенных продуктов. Компании активно используютпотребительскиеонлайн сообщества, включающие в свой состав профессионалов, отраслевых экспертов, инноваторов, потребителей,на основании которых тестируют выводимые на рынок новинки. Можно подчеркнуть, что в том или ином виде исследование поведения потребителей на различных рынках, их мотивация и потребительские интенциив той или иной мере анализировались в научной литературе по экономике и социологии[1]. Следует отметить, что в работах классиков, исследующих данные вопросы, делалась попытка подвести рациональный мотив подобоснование поведения большинства индивидов по поводу траектории выбора и непосредственной покупки товаров и услуг [2, 3, 15]. Темне менее учет воздействия маркетинговых коммуникаций, преимущественно современного «электронного» формата, не был в достаточной степени изучен. Соответственно, можно предположить, что массовые коммуникации, в том числе и электронные массмедиа, создают рынок, характеризующийся однотипным потреблением большого количества товаров и услуг, потребность в которых не является первоочередной даже вслучае отсутствия полноценного удовлетворения первичных потребностей индивидов. В такой ситуации изменяется поведение потребителя, осуществляющего ряд рациональных поведенческих выборобразующих действий под влиянием внешних факторов воздействия и осмыслениясобственных внутренних ценностных установок и ориентиров. В этом контексте отмечается изменение психотипа среднестатистического члена социума и его ценностных ориентиров, формируемых масс медиа по принципуобщества развитого потребления «я потребляю –значит, я существую» [2, 15]. Соответственно, благодаря современным коммуникациям в сознании среднестатистического потребителя начинают преобладать иррациональные мотивы моделирования варианта поведения.Представители научных и образовательных сообществ, равно как и практики, занимающие активную жененную позицию, вовлекаются в подобные инициативы и способствуют доработкеинновационных продуктов и услуг, а такжеуспешному процессукоммерциализации инновационных товаров. Важным здесь является следование тренду активизации межличностного общения в различных профессиональных и обычных социальных сетях. В этом случае процесс доработки новинок, по сути, превращается в хобби и досуг в рамках неформального общения профессионалов, что повышает степень их вовлеченности и способствует, в итоге, большей продуктивности предпринимаемых усилий за счет неформальных взаимоотношений. Представляется, что в российскихреалиях для создания и продвижения инноваций целесообразным может быть симбиоз создаваемыхтехнологичных кластеров, вовлекающих в себя промышленные предприятия и научноисследовательские организации, в том числе и на территории государств ЕАЭС, а также неформальное привлечение профессиональных потребительских сообществ в процесс апробации и совершенствования новинок за счет профессионального интереса, а не только перспектив финансовой выгоды. Такие действия будут способствовать эффективному выведению на внутренний, а в перспективе на внешние рынки инновационных продуктов, повышающих общую конкурентоспособность национальной экономики.
Ссылки на источники1.Бондаренко В. А., Кундрюков С. С. Инновации в сфере продаж как фактор привлечения потребителей // Научнометодический электронный журнал «Концепт». –2015. –№ 4 (апрель). –С. 166–170. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15122.htm.2.Бондаренко В. А., Кундрюков С.С. Вопросы трансфера технологий и рои потребительских сообществ в создании и продвижении инноваций на современных рынках в глобализированной мировой экономике // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2016. № 3 (15). С. 4447.3.Бондаренко В.А. Изменение модели поведения и осознания клиентских потребностей // Европейский журнал социальных наук. –2014. –N3. –Т.1.–С. 332–336.4.Бондаренко В.А., Костоглодов Д.Д., Емельяненко И.С. Маркетинговые решения в управлении конкурентоспособностью предприятий. Монография. Саарбрюккен. 2016. 160 с.5.Васильева Н.А., Лагутина М.Л. Формирование Евразийского союза в контексте глобальной регионализации // Евразийская экономическая интеграция. 2012. № 3. С. 1929.6.Вардомский Л.Б. Экономический рост и региональная интеграция на постсоветском пространстве // Журнал новой экономической ассоциации. 2011. № 11. С. 142143.7.Волков С.Д., Кокушкина И.В. Особенности экономической интеграции на постсоветском пространстве // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2012.№ 12. С. 4252.8.Воронина Т.В. Эволюция теоретических подходов к анализу развития международной экономической интеграции // Terra Economicus. 2010. № 3. С. 208215.9.Гаврилюк А.В. Трансфер технологий в условиях международной экономической интеграции стран ЕАЭС // Государственное управление. Электронный вестник. Выпуск № 52. Октябрь 2015 г.10.Глазьев С.Ю. Клоцвог Ф.Н. Перспективы экономического развития СНГ при интеграционном и инерционном сценариях взаимодействия странучастниц // Российский экономический журнал. 2008. № 7. С. 4663.11.Глазьев С.Ю., Ткачук С.П. Перспективы развития евразийской экономической интеграции: от ТС —ЕЭП к ЕЭС (концептуальный аспект) // Российский экономический журнал. 2013. № 1. С. 312.12.Глазьев С.Ю. Снова к альтернативной системе мер государственной политики модернизации и развития отечественной экономики // Российский экономический журнал. 2013. №3. С. 337.13.Гуннар Праузе, Томас Тернер Сообщества потребителей —драйверы открытых инноваций // Форсайт. 2014. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/soobschestvapotrebiteleydrayveryotkrytyhinnovatsiy (дата обращения: 10.06.2016).14.Егоров Н.Е. Концептуальные основы построения модели региональной инновационной системы на основе кластерного подхода // Инновации. 2011. № 8. С. 8991.15.Ильин В. Поведение потребителей. –СПб., 2000.16.Клочков В.В. Эффективность кооперации в сфере исследований и разработок: временные аспекты // Инновации. 2011. № 8. С. 7177.17.Лавров С.В. Евразийский экономический проект —устремленность в будущее // Евразийская интеграция в XXI веке. М.: Ленанд, 2012. С. 2630.18.Клинова М., Сидорова Е. Экономические санкции и их влияние нахозяйственные связи России с Евросоюзом // Вопросы экономики. 2014. №12.19.
Сидорова Е. А. Проблемы повышения конкурентоспособности экономики России // Российский внешнеэкономический вестник. 2007№ 6. С. 3645.
КундрюковСтанислав Сергеевич,
аспирант кафедры маркетинга и рекламы ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)», г. РостовнаДонуstas_ipatovo@mail.ru
Вопросы создания и продвижения инноваций
Аннотация.Статья посвящена вопросам создания и продвижения инноваций в современной экономике. Авторы делают акцент на значимости доведения инноваций до совершенства за счет роли потребительских сообществ, участвующих в доработке и улучшении новинок для их успешного внедрения на рынок.Ключевые слова:инновации, продвижение, новинки, потребители.
Инновационные технологии, товары и услуги способствуют повышению качества обслуживания бизнеса и граждан, опосредуютповышениеконкурентоспособности предприятий, регионов и государств.Приоритетным направлением развития национальной экономики является продуцирование и внедрение инноваций в различные сферы деловой активности.Доступ предприятий и организаций к инновациями возможности их трансфера повышаются за счет открытости хозяйственных процессов и интеграционных инициатив. Взаимовыгодный обмен инновациями повышает адаптационные возможности и устойчивость компаний к рыночным изменениям. В этой связи межстрановые объединения принято рассматривать в качестве структур, где облегчен процесс передачи инноваций. Инновационный обмен может рассматриваться в этом случае в качестве «цементирующего» элемента в таких объединениях. Это характерно и для стран ЕС и, например, для государств ЕАЭС. Схожие тенденции в плане облегчения процедур обмена и продвижения инноваций, в данном случае между государствами и локализованными в них компаниями, наблюдается и в рамках БРИКС. В современной клиент ориентированной экономике важным выступает также процесс полноценного удовлетворения потребителей, вовлечения их в цикл создания инноваций, их доведения до «совершенства», устраивающего в итоге целевые аудитории. За счет полноценного доступа к инновациям растет уровень жизни общества, в целом, что значимо для России.Тем не менее, согласно существующей сегодня статистике на такое объединение, как ЕАЭС, в которое входит РФ, приходится порядка 2,5% рынка инновационных технологий, что, естественным образом, требует коррекции в плане увеличения присутствия. Доля, к примеру, европейских государств на указанном рынке существенно больше[9, 16]. Естественным образом, представляется приоритетным укрепление взаимоотношений России с Индией и Китаем, а также другими государствами БРИКС в плане обмена ивзаимного продвижения инноваций. Вместе с тем, углубление сотрудничества со странами ЕАЭС является не меньшим приоритетом, поскольку в данном объединении изначально заложены интеграционные посылы, предопределенные близостью границ и этнической схожестью культур. Следует рассматривать интеграционные инициативына постсоветском пространстве именно в контексте возможностей использования положительного опыта совместной работы, создания инновацией и их продвижения для повышения конкурентоспособности всего объединения государств в мировой экономике. По сути, это возможность реализации потенциала совместного эффективного развития, за счет взаимного укрепления друг друга[5, 8, 9]. Можно констатировать, что общая конкурентоспособность РФ в мире во многом детерминируется осуществляемыми инициативами и проектами в рамках объединения государств ЕАЭС и, конечно, неформального объединения БРИКС. Такие совместные усилия способствуют переориентации экономики и активизации внедрения инноваций[6, 7, 8].Такие интеграционные инициативы предполагают тесное взаимодействие на уровне управляющих элит, руководства и коллективов предприятий, а также выстраивание взаимодействия в научной и образовательной сферах. Не менее значимым представляется построения полноценногодиалога между производителями и потребителями инноваций, в уже отменном аспекте, связанном с тем, что именно потребители позволяют определить необходимость доработки новинок втом или ином направлении и, поэтому, именно они должны быть вовлечены в процессдоведения инноваций до уровня практического применения.В этом аспекте рассматриваются инновационные кластеры, вовлекающиеся в себя целые городские агломерации, в которых располагаются научные объединения, промышленные центры, образовательные учреждения. В рамках подобных структур осуществляется подготовка и профилизация необходимых специалистов, выдвижение идей, обмен информацией и передовыми разработками, конкурентное взаимодействие между предприятиями, доведение идей до практических разработок, пробное выведение на рынок, тестирование, оценка и далее внедрение разработок в практическую сферу на полноценной основе. Важным представляется кадровый обмен как научных, та и инженерных кадров, позволяющий полноценно использовать позитивный опыт и информационный обмен. Такое взаимодействие способствует созданию, продвижению и дальнейшей коммерциализации инноваций[10, 11, 12]. Наличествующие передовые практики в этом плане, например в государствах ЕС, демонстрируют значимость такого сотрудничества в плане тестирования и дальнейшего выпуска инновационных продуктов и услуг, которые впоследствии успешно коммерциализируются, повышая конкурентоспособность компаний, их объединений и государств, в целом.
Следует понимать, что единство усилий научных школ, образовательных центров, готовящих специализированные кадры и, непосредственно, промышленных предприятий, позволяют достичь искомого результата. Коммерциализация созданных инноваций при таком отлаженном взаимодействии осуществляется успешнее и в более сжатые сроки. Как отмечают специалисты, не менее значимым представляется вариант выбора правильной модели трансфера технологий, способствующего ускорению их внедрения в хозяйственную деятельность различных предприятий. Применительно, к вопросу, например,создания и продвижения инноваций в рамках государств ЕАЭС, оправданным представляется мониторинг существующих возможностей в научном, кадровом и промышленном обеспечении, оценка приоритетов совместного развития и перспектив дальнейшей успешности проектов на мировом рынке, после чего целесообразно, с опорой на имеющийся потенциал, осуществлять планируемые совместные проекты[14, 16, 17, 18, 19]. Естественным образом, это предопределяетмониторинг и составление прогнозов по приоритетным технологиям, которые будут далее востребованы на различных рынках в разных регионах мира, и оценке собственных перспектив с точки зрения предстоящих затрат и потенциальных возможностей для развертывания производства данных технологий. В российских реалиях, с учетом ее обширных территорий и большого спектра промышленных предприятий и научных организаций в различных регионах, по сути, внимание концентрируется на передовых и наиболее конкурентоспособных для определенных регионов технологиях. В отношении создаваемых новинок не обязательно изначально ориентироваться только на внешние рынки, учитывая свой собственный национальный рынок. Целесообразным может быть вариант выведения новинок на национальный рынок и рынки стран ЕАЭС, апробирование их, а затем коммерциализация на других внешних рынках, возможно в рамках государств –членов БРИКС или за их пределами[18, 19]. Естественным образом, секторальные санкции, которые введены со стороны ЕС и США и не отменены в настоящеевремя представляют собой определенные значимые угрозы для развития экономики России [4] и осуществления собственных интересов, что справедливо и в плане технологического обмена и трансфера технологий[14, 16]. Тем не менее, можно констатировать, что по таким важнейшим направлениям, как например, авиационнокосмическая отрасль, сотрудничество продолжается и, несмотря на объективные сложности и проявляющиеся риски, можно предположить, что по приоритетным аспектам научнотехнического взаимодействия сотрудничество в той или иной степени будет осуществляться. По этой причине, следует искать разумный возможный компромисс и осуществлять совместные проекты в тех сферах сотрудничества, в которых на данный момент это возможно, если это способствует упрочнению достижения национальных интересов. На сегодняшний день, тем не менее, как уже отмечалось, следует активно внедрять инновации в рамкахроссийского рынка и, например,государств ЕАЭС, вовлекая в этот процесс,в том числе потребительские аудитории. Повторимся, потребители, а в особенности, профессиональные потребители и их сообщества способствуют нахождению кратчайшего пути по доведению новинок до необходимого уровня качества, востребованного целевыми аудиториями. Об этом свидетельствует опыт ряда передовых в экономическом плане государств, опыт которых может быть использован в России. Согласно открытой статистике покупатели, например, в Великобритании тратят на доведение новинок до совершенства порядка 5.2 млрд.долл. в год; в США порядка 20.2 млрд.долл. в год, а в Японии порядка 5.8 млрд.долл.[13].По этой причине компании по всему миру поощряют создание потребительских сообществ и вкладывают средства в такиевиртуальныегруппы, которые вовлечены в процесс обсуждения инновационных идей, их доработки и апробации произведенных продуктов. Компании активно используютпотребительскиеонлайн сообщества, включающие в свой состав профессионалов, отраслевых экспертов, инноваторов, потребителей,на основании которых тестируют выводимые на рынок новинки. Можно подчеркнуть, что в том или ином виде исследование поведения потребителей на различных рынках, их мотивация и потребительские интенциив той или иной мере анализировались в научной литературе по экономике и социологии[1]. Следует отметить, что в работах классиков, исследующих данные вопросы, делалась попытка подвести рациональный мотив подобоснование поведения большинства индивидов по поводу траектории выбора и непосредственной покупки товаров и услуг [2, 3, 15]. Темне менее учет воздействия маркетинговых коммуникаций, преимущественно современного «электронного» формата, не был в достаточной степени изучен. Соответственно, можно предположить, что массовые коммуникации, в том числе и электронные массмедиа, создают рынок, характеризующийся однотипным потреблением большого количества товаров и услуг, потребность в которых не является первоочередной даже вслучае отсутствия полноценного удовлетворения первичных потребностей индивидов. В такой ситуации изменяется поведение потребителя, осуществляющего ряд рациональных поведенческих выборобразующих действий под влиянием внешних факторов воздействия и осмыслениясобственных внутренних ценностных установок и ориентиров. В этом контексте отмечается изменение психотипа среднестатистического члена социума и его ценностных ориентиров, формируемых масс медиа по принципуобщества развитого потребления «я потребляю –значит, я существую» [2, 15]. Соответственно, благодаря современным коммуникациям в сознании среднестатистического потребителя начинают преобладать иррациональные мотивы моделирования варианта поведения.Представители научных и образовательных сообществ, равно как и практики, занимающие активную жененную позицию, вовлекаются в подобные инициативы и способствуют доработкеинновационных продуктов и услуг, а такжеуспешному процессукоммерциализации инновационных товаров. Важным здесь является следование тренду активизации межличностного общения в различных профессиональных и обычных социальных сетях. В этом случае процесс доработки новинок, по сути, превращается в хобби и досуг в рамках неформального общения профессионалов, что повышает степень их вовлеченности и способствует, в итоге, большей продуктивности предпринимаемых усилий за счет неформальных взаимоотношений. Представляется, что в российскихреалиях для создания и продвижения инноваций целесообразным может быть симбиоз создаваемыхтехнологичных кластеров, вовлекающих в себя промышленные предприятия и научноисследовательские организации, в том числе и на территории государств ЕАЭС, а также неформальное привлечение профессиональных потребительских сообществ в процесс апробации и совершенствования новинок за счет профессионального интереса, а не только перспектив финансовой выгоды. Такие действия будут способствовать эффективному выведению на внутренний, а в перспективе на внешние рынки инновационных продуктов, повышающих общую конкурентоспособность национальной экономики.
Ссылки на источники1.Бондаренко В. А., Кундрюков С. С. Инновации в сфере продаж как фактор привлечения потребителей // Научнометодический электронный журнал «Концепт». –2015. –№ 4 (апрель). –С. 166–170. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15122.htm.2.Бондаренко В. А., Кундрюков С.С. Вопросы трансфера технологий и рои потребительских сообществ в создании и продвижении инноваций на современных рынках в глобализированной мировой экономике // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2016. № 3 (15). С. 4447.3.Бондаренко В.А. Изменение модели поведения и осознания клиентских потребностей // Европейский журнал социальных наук. –2014. –N3. –Т.1.–С. 332–336.4.Бондаренко В.А., Костоглодов Д.Д., Емельяненко И.С. Маркетинговые решения в управлении конкурентоспособностью предприятий. Монография. Саарбрюккен. 2016. 160 с.5.Васильева Н.А., Лагутина М.Л. Формирование Евразийского союза в контексте глобальной регионализации // Евразийская экономическая интеграция. 2012. № 3. С. 1929.6.Вардомский Л.Б. Экономический рост и региональная интеграция на постсоветском пространстве // Журнал новой экономической ассоциации. 2011. № 11. С. 142143.7.Волков С.Д., Кокушкина И.В. Особенности экономической интеграции на постсоветском пространстве // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2012.№ 12. С. 4252.8.Воронина Т.В. Эволюция теоретических подходов к анализу развития международной экономической интеграции // Terra Economicus. 2010. № 3. С. 208215.9.Гаврилюк А.В. Трансфер технологий в условиях международной экономической интеграции стран ЕАЭС // Государственное управление. Электронный вестник. Выпуск № 52. Октябрь 2015 г.10.Глазьев С.Ю. Клоцвог Ф.Н. Перспективы экономического развития СНГ при интеграционном и инерционном сценариях взаимодействия странучастниц // Российский экономический журнал. 2008. № 7. С. 4663.11.Глазьев С.Ю., Ткачук С.П. Перспективы развития евразийской экономической интеграции: от ТС —ЕЭП к ЕЭС (концептуальный аспект) // Российский экономический журнал. 2013. № 1. С. 312.12.Глазьев С.Ю. Снова к альтернативной системе мер государственной политики модернизации и развития отечественной экономики // Российский экономический журнал. 2013. №3. С. 337.13.Гуннар Праузе, Томас Тернер Сообщества потребителей —драйверы открытых инноваций // Форсайт. 2014. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/soobschestvapotrebiteleydrayveryotkrytyhinnovatsiy (дата обращения: 10.06.2016).14.Егоров Н.Е. Концептуальные основы построения модели региональной инновационной системы на основе кластерного подхода // Инновации. 2011. № 8. С. 8991.15.Ильин В. Поведение потребителей. –СПб., 2000.16.Клочков В.В. Эффективность кооперации в сфере исследований и разработок: временные аспекты // Инновации. 2011. № 8. С. 7177.17.Лавров С.В. Евразийский экономический проект —устремленность в будущее // Евразийская интеграция в XXI веке. М.: Ленанд, 2012. С. 2630.18.Клинова М., Сидорова Е. Экономические санкции и их влияние нахозяйственные связи России с Евросоюзом // Вопросы экономики. 2014. №12.19.
Сидорова Е. А. Проблемы повышения конкурентоспособности экономики России // Российский внешнеэкономический вестник. 2007№ 6. С. 3645.