Физические задачи как один из способов формирования валеологической культуры школьников

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ермакова Е. В., Власкина А. И. Физические задачи как один из способов формирования валеологической культуры школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 646–650. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970456.htm.
Аннотация. В статье рассматривается вопрос использования физических задач в формировании валеологической культуры школьников.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Ермакова Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физикоматематических дисциплин и профессиональнотехнологического образования,ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет»ErmakowaEl@mail.ru

Власкина Анна Ивановна.студентка факультета математики, информатики и естественных наук,ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет»

Физические задачи как один из способов формирования валеологической культуры школьников

Аннотация.В статье рассматривается вопрос использования физических задач в формировании валеологической культуры школьников.Ключевые слова:валеологическая культура, физические задачи, задачи валеологического содержания.

\«Здоровье до того перевешивает все блага, что здоровый нищий счастливее больного короля»А.Шопенгауэр

Проблема воспитания валеологической культуры у школьников–одна из актуальных на сегодняшний день. Валеологическая культура или культура здоровья –это часть общейкультуры человека, представляющаясобой сознательную систему действий и отношений к своему здоровью и здоровью других людей, т.е. умение жить, не вредя своему организму, а принося ему пользу.Отметим, что культура здоровья предполагает не простое «собирательство» полезных рекомендаций и знаний, а активное их использование каждый день в жизни, напрактике. По данным социальнодемографических, психологических, медицинских и валеологических исследований, проведенных в последние 810 лет, состояние здоровья населения России заметно ухудшается. Одной из основных причин этого является, то, что у людей, в частности, у школьников, не сформирована устойчивая установка на здоровый образ жизни и нет ясного понимания как следует заботиться о своем здоровье.

В школьные годы идет становление важнейших качеств человеческой личности, в частности, закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни. Необходимо в это время научитьдетей осознанно относиться к здоровью и жизни; усвоить знанияо здоровье и приобрести умения оберегать, поддерживать и сохранять его; самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные со здоровым образом жизни, безопасным поведением, оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Отсюдавытекает один из основных принципов валеологии –принцип формирования здоровьячеловека.Важно научить ребенка понимать, сколь ценно здоровье для человека и как важно стремиться к здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни –это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях.Опыт показывает, что обучение в форме традиционного просвещения, а именно, информирования о негативных тенденциях в здоровье, беседы о здоровом образе жизни, о вреде курения др.–не приводит к радикальному изменениюобраза жизни людей. Следовательно, необходимо искать новые способы педагогического воздействия на людей, формированиянаучного понимания сущности здорового образа жизни и в конечном итоге –улучшение здоровья.Одним из методических средств, способствующих формированию понимания сущности здорового человека на уроках физики, являются задачи валеологического содержания.Решение задач по физике имеет многогранные функции:Овладение теоретическими знаниями.Овладение понятиями офизических явлениях и величинах.Развитиетворческого мышления и специальных способностей учащихся.Ознакомлениеучащихся с достижениями науки и техники.Воспитание трудолюбия, настойчивости, воли, характера, целеустремленности.Является средством контроля за знаниями, умениями и навыками учащихся.Практика показывает, что физический смысл различных определений, правил, законов становится действительно понятным учащимся лишь после неоднократного применения их к конкретным частным примерамзадачам.Под задачейвалеологического содержаниябудем понимать задачу, сформулированную в области валеологии, решение которой требует использования физического иматематического(или биологического)аппаратазнаний.Образовательная функция задачи вообще, и физической в частности, заключается в сообщении учащимся определённых знаний, выработке у учащихся практических умений и навыков, ознакомление их со специфическими физическими и общенаучными методами и принципами научного познания.Известные отечественные психологи П.И. Зинченко и А.А. Смирнов установили следующую закономерность (закономерность СмирноваЗинченко): “Учащийся может запомнить материал непроизвольно, если выполняет над ним активную мыслительную деятельность, и она направлена на понимание этого материала”.Таким образом, используя различные виды задач, мы добиваемся выполнения нескольких целей обучения.Задачи валеологического содержания можно условно разбить на несколько видов:Задачи, направленные на изучение приборов и материалов, используемых в медицине.Пример: Радоновые ванны, применяемые для лечения, содержат 1,8×106атомов радона в 1 дм3воды. На сколько молекул воды приходится один атом радона в лечебной ванне?Решение задач может быть сопровождено дополнительной информацией к задаче.Так, может быть предложена следующая информация: Основным действующим фактором радоновых ванн является растворенный инертный газ радон Rn, распад которого сопровождается излучением. При оседании радона на кожу («активный налет») излучение его молекул вызывает ионизацию молекул белков и воды в дерме с образованием токсических метаболитов кислорода и гидропероксидов, концентрация которых в коже может достигать (20200)106пар/мм3. Кроме того, в течение процедуры в организм через кожу проникает от 0,15 до 0,27 % радона, что обусловливает высокую концентрацию продуктов ионизации в тканях внутренних органов (4008000 пар/мм3)[5].Показания к применению этого метода оздоровления широки по той причине, что он позволяет в целом укрепить иммунитет, снять различные воспаления, привести скорость свертываемости крови в норму. Также радоновые ванны способствуют более быстрому заживлению тканей, нормализуют давление, улучшают деятельность нервной системы, стимулируют обменные процессы.Задачи, направленные на изучение культурымедицинского обслуживанияПример: Прежде чем сделать укол, часть лекарства выталкивают из шприца. Зачем это делают? (Ответ: Вместе с лекарством из шприца выходит воздух. Если этого не сделать, то воздух, расширяясь, может закупорить сосуд)Пример: Для чего зубоврачебное зеркальце делается вогнутым?Пример: Врачи для исследования горла или зубов иногда вводят в рот пациента зеркальце. При этом зеркальце предварительно нагревают несколько выше 370С. Зачем?Задачи, направленные на усвоение научных фактово здоровом образе жизни.Пример: Почему сильная жара труднее переносится в болотистых местах, чем в сухих?Пример: Почему считают, что шум –такой же медленный убийца, как и смог? [2]

Задачи, направленные на усвоение законов физики, используемых в медицине.

Пример: Для уничтожения микробов в операционных используют бактерицидные лампы. Вычислите энергию кванта света лампы, если длина волны излучения 0,25×106м. Какое действие света проявляется в этом случае? Почему видимый свет не оказывает бактерицидного действия?Пример: Глаза человека, длительное время находящегося в темноте, способны воспринимать свет с длиной волны 660 нм при мощности излучения 2,1х1017Вт. Сколько фотонов ежесекундно попадают на сетчатку глаза?Пример: Медицинская грелка представляет собой резиновый мешок, который наполняется горячей водой. Почему грелки не наполняют горячим воздухом?Пример: Почему медицинский термометр приходит в негодность, если нагреть его до температуры, превышающей 430?Пример: Пациент при проверке зрения четко видит буквы на расстоянии 0,15м от глаза. Определите недостаток его зрения. Какой оптической силы очки ему требуются?Данный вид задач направлен на проверку характера изменения различных физических величин при тех или иных процессах.Задачи на усвоение расчетных формул физических величин.

Пример: При лечении электростатическим душем к электродам электрической машины прикладывается разность потенциалов 10 кВ. Какой заряд проходит между электродами за время процедуры, если известно, что электрическое поле совершает при этом работу, равную 3,6 кДж?Пример: Для дезинфекции одежды в настоящее время применяются горячие воздушные камеры. Давление в камере при температуре 600С равно 780 мм рт. ст.Затем температуру увеличивают до 1080С. Как изменится давление в этой камере?Пример: Мальчик читал книгу в очках, расположив книгу на расстоянии 25 см, а сняв очки, на расстоянии 12,5 см. Какова оптическая сила его очков? Считать мышечное напряжение глаз в обоих случаях одинаковым. (Ответ: 4 дптр)Задачи, направленные на формирование здорового образа жизни.Пример: Можно ли постоянно носить наручные часы со светящимися стрелками?(Ответ: Нет, так как стрелки покрыты составом, содержащим радиоактивные вещества)Задачи, направленные на изучение законов физики в приложении к физической культуре(см. также [1]).Пример: Какую скорость получил спортсмен перед прыжком с трамплина, чтобы пролететь в воздухе вдоль склона расстояние 100 м? Угол наклона горы с горизонтом составляет 45°.Пример: Внешний диаметр локтевой кости 15 мм, предел прочности 108Па. Какую силу нужно приложить при осевой нагрузке к кости, чтобы произошел разрыв? Толщина стенки кости 3 мм.Решение таких задач активизирует мышление учащихся, так как каждая из физических величин становится для них вполне реальной, учащиеся полнее осмысливают физические явления и закономерности и убеждаются в том, что приобретаемые ими знания можно применять для решения практических задач.Рассматривая выше сказанное, можно выделить требования к постановке и решению учебной физической задачи,обеспечивающие познавательный интерес учащихся. 1. Новизна задачи.2. Связь с практикой.3. Исследовательский и/или познавательный элемент задачи.4. Информативная насыщенность задачи.5. Корректныепостановка и решение задачи6. Анализ полученного результата в познавательном отношенииИз этих требований вытекает, что любая учебная физическая задача (в том числе стандартная) имеет познавательный характер (в большей или меньшей степени). Чтобы полнее его раскрыть и усилить, вызвав тем самым интерес учащихся к процессу решения задачи и полученному результату, нужно выбрать подходящую методику обучения.Задачи должны органически встраиваться в структуру урока, не противоречить его целям. Вносимые содержательные элементы, дополнительная информация должны быть компактными по объему и подчиняться в смысловом отношении основному содержанию урока, темы, раздела, предмета в целом.Задачи могут предлагаться после изучения нового материала по указанной теме, задаваться на дом с последующим обсуждением на уроке вовремя закрепления нового материала, а также включаться в комплект олимпиадных заданий.Характер задач, их количество и сложность зависит от многих факторов: темы урока, подготовки школьников, их интересов и т.д[3, 4].Итак, решение задач межпредметного содержания, в частности задач валеологического содержания,предполагает формирование умения систематизировать знания, выявлять взаимосвязи между знаниями различных предметов, что способствует целостному восприятию объектов материального мира и закономерностей его развития, и создает основу для развития познавательных интересов, формированию культуры человека.Решение задач нелегкий труд, требующий большого напряжения сил, он может нести с собой и творческую радость успехов, любовь к предмету, и горечь разочарований, неверие в свои силы, потерю интереса к физике.Решение задач чуткий барометр, по которому учитель может постоянно следить за успехами и настроением учеников и эффективностью своей учебновоспитательной работы.

Ссылки на источники1.ДанишкинаС. И., Ермакова Е. В. Реализация межпредметных связей физики и физической культуры // Концепт. –2014. –№ 09 (сентябрь). –ART 14232. –0,5 п. л. –URL: http://ekoncept. ru/2014/14232.htm. –Гос. рег. Эл № ФС 7749965. –ISSN 2304120X.2.Ермакова Е. В. Вопросы биоакустики на занятиях по физике // Концепт. –2014. –№ 07 (июль). –ART 14181. –URL: http://ekoncept.ru/2014/14181.htm. –Гос. рег. Эл No ФС 7749965. –ISSN 2304120X.3.Ермакова Е.В. Реализация межпредметных связей физики и биологии в процессе обучения физике /Экологический мониторинг и биоразнообразие № 3(10)2015 С.181184.4.Ермакова Е.В., Патрушев А.А. Экологическая игра "Счастливый случай" при изучении физики /Научнометодический электронный журнал "Концепт". 2014. №6. С. 2630. 5.Радоновые ванны // http://www.grandars.ru/college/medicina/radonovyevanny.html