Состояние и перспективы развития рынка мяса в РФ

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Сабадырь Е. А., Баранова И. В. Состояние и перспективы развития рынка мяса в РФ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 656–660. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970458.htm.
Аннотация. В данной статье рассматриваются основные показатели рынка мяса за текущий год, прогнозы для рассматриваемого рынка на будущий год, рассматривается структура рынка мясной продукции, основные производители.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Сабадырь Екатерина Андреевна,студентка4 курса ДонГАУ, пос. Персиановскийkatyas2013@yandex.ru

Научный руководитель: Баранова Ирина Владимировна,к.э.н. доцент ФГБОУ ВО ДонГАУ, пос. Персианоский

Состояние и перспективы развития рынка мяса в РФ

Аннотация.В данной статье рассматриваются основные показатели рынка мяса за текущий год, прогнозы для рассматриваемого рынка на будущий год, рассматривается структура рынка мясной продукции, основные производители.Ключевые слова:рынок мяса, анализ, РФ, структура рынка, потребление, производители, тенденции.

Российский рынок мясасчитается одним из самых крупных секторов продовольственного рынка. Именно поэтому с цельювыявления главных тенденций развития рынкаи определения основных лидеров и изучения потребителей мясной продукции в РФбыло проведено маркетинговое исследование мясного рынка России[1].Рынок мясной продукции характеризируется высокой емкостью и стабильным спросом, является привлекательным для инвесторов и отличается жестким уровнем конкуренции среди производителей.Основными видами производимого в России мяса являются:мясо птицы (курица, индейка);свинина;мясо крупного рогатого скота (телятина, говядина);баранина;мясо кроликов и прочие виды убойных животных(рис.1).

Рис.1.Производство в РФ мяса в 2016 году

Более половины объема произведенного мяса в России за 2016составила птица (58%), на втором месте свинина (32%), на третьем мясо крупного рогатого скота (почти 10%). Менее 1% составляют баранина, крольчатина, конина и другие виды мяса.Следует отметить, что в целом производство на мясном рынке сократилось. Тем не менее, по сравнению с тенденцией 2015года, когда объемы упали на целых 2,4%,наблюдается замедление отрицательной тенденции. Уже в конце 2016года емкость российского рынка мясасократилась всего на 1,85%(10,6 млн. т.) по сравнению с 2015 годом (10,8 млн. т.) (рис.2).58,03%9,39%32,30%0,28%Производство мяса в РФ в 2016 годуПтица Крупный рогатый скотСвиньиДругие виды скота

Рис.2.Производство мяса птицы в федеральных округах РФ в 2016г

В 2016году нарынке мяса птицыпроизошли значительные улучшения производство выросло на 9,4%. При этом в четырех федеральных округах (Приволжский, Центральный, СевероЗападный и Уральский) былопроизведено почти 80% мясаптицы.К концу 2015 года уже 91,8% мяса птицы выпускается на промышленных предприятиях и лишь 8,2% на частных. Основную долю (96%) в структуре производства мяса птицы занимает куриное мясо, а на втором месте –индейка (рис.3).

Рис. 3.Динамика поголовья скота в 2015

2016 гг.

В октябре 2016 года былдостигнуто максимумпроизводства говядиныв России за последние три года, что на 13% больше, чем в октябре 2015года. Около 67% скота выращивают частные хозяйства, а остальное –крупные предприятия, что связано со спецификой производства.Такая же положительная тенденция наблюдается и впроизводстве свинины, где к октябрю 2016года было произведено на 18,5% больше свинины, чем за тот же период в 2015году. Товарный сектор при этом производит около 70% свинины, чему способствуют техническая модернизация, создание замкнутых циклов производства. В это время частные хозяйства производят оставшиеся 30%.20%10%10%8%7%39%6%Производство мяса птицы в федеральных округах РФ в 2016 годуПриволжскийСевероЗападныйУральскийЮжныйСибирскийЦентральный1583785974615177218417455602000400060008000100001200014000160001800020000СвиньиКрупный рогатый скотОвцы и козы20152016Динамика поголовья скота в 20162017гг.Всего в России около 2,5 тысяч предприятий по промышленному производству свинины. Из 3,41 млн. тонн общей произведенной массы свинины на убой в живом весеболее 1,84 млн. тонн произведено на 20 крупнейших предприятиях. Тройкой лидеров являются:«ГК «Мираторг» (13,7%);«ГК «Черкизово» (6,1%);ООО «ГК АгроБелогорье» (5,7%).В Ростовской области лидером производства мясных продуктов является ООО «РКЗ –Тавр».Лидерство средикомпанийпроизводителей куриного мясапринадлежит:ЗАО «Приосколье» (Белгород); ЗАО «Петелинская птицефабрика» (Московская область) и ОАО «Птицефабрика «Северная» (Ленинградская область).

Свиноводство и птицеводство стремительно развиваются, поскольку обеспечивают более быстрые сроки возврата вложений и имеют низкую стоимость производства, по сравнению с говядиной. Доказательством этому служит факт увеличения производства мяса птицы в 4 раза за последние 10 лет. Производство баранины считается низкорентабельным, за последние несколько лет объемы уменьшились почти на 15%.Не стоит недооценивать производство говядины и баранины, хоть они и проигрывают по цене свинине и особенно курице. Содержание этих животных требует меньших расходов электроэнергии, что обуславливает более низкий уровень энергоемкости этих видов мяса. В современных условиях роста цен на энергоносители это является одним из решающих факторов любого производства.Рекомендованная нормапотребления мяса составляет 81 кг на душу населения в год. Тем не менее, этот показатель достигнут только в Московской и Сахалинской областях, Калмыкии и Якутии. В 9 регионах, среди которых Тюменская, Архангельская и Костромская области, потребление мяса не превышает 50 кг и составляет всего 43,3 кг/человека в год. Это на 46% меньше нормы. В 33 регионах РФ (Рязанская, Самарская, Курская, Ростовская области, Чувашия и Удмуртия) этот показатель находится на уровне 55,3 кг/чел. за год. В 21 регионе (Мурманская, Астраханская, Омская области) составляет 64,3 кг в год (рис.4).

Рис. 4. Потребление мяса на 1 жителя РФ в кг.

11 регионов (Красноярский, Хабаровский край, Белгородская область) находятся в наиболее «здоровой зоне», где показатели на уровне 73,2 кг. Несмотря на близость к хорошим показателям,нормы потребления мяса не выдержаны почти в 95% регионов.Наблюдается значительный структурный сдвиг в употреблении мяса в ущерб говядине и свинине, с увеличениемупотребления мяса птицы сверх нормы.152636424,720,516,31,30510152025303540Мясо птицыСвининаГовядинаБаранинаНормаФактическое потреблениеПотребление мяса на 1 жителя РФв кг:Сложившая структурная картина потребления скрывает дефицит мяса, ведьмясо птицы не равносильно говядинеи при уменьшении потребления мяса крупного рогатого скота на 1%, необходимо увеличивать потребление птицы уже на 1,2%.Российский рынок мяса сейчас сконцентрирован на производстве птицы и свинины за счет их высокой рентабельности. В связи со значительным подорожанием кормов, выращивание крупного рогатого скота является менее выгодным. Себестоимость говядины повышается, что отрицательно влияет на спрос продукции, несмотря на врачебные рекомендации к употреблению данного вида мяса.Перспективными считаются те фабрики, которые наладили самостоятельную реализацию продукции. Поэтому необходимо создавать максимальноинтегрированные формирования, позволяющие проводить полную переработку мясного сырьяс использованием передовых технологий. Уже сегодня многие современные птицефабрики и свинофермы выращивают и совершают первичную обработку сырья в едином производственнотехнологическом цикле для того, чтобы сократить расходы в производственной цепочке.Основными критериями выбора продукции являются качество, бренд и цена. Ориентированность на определенный критерий зависит в первую очередь от возраста и дохода покупателей:люди в возрасте до 25 лет смотрят сначала набренд, а потом уже на качество;для людей среднего возраста важнее всегокачество;более старшая возрастная группа думает о цене, а потом уже о качестве. Факторценыявляется решающим и для потребителей с низким уровнемдохода[2].Составитьчеткий портрет потребителя мяса довольно сложно, поскольку это массовыйтовари нелегко выделить черты, которые отличали бы именно потребителей мяса.Например, неженатые мужчины предпочитают покупать полуфабрикаты, которые можно быстро приготовить, тогда как домохозяйки покупают мясо в больших упаковках, на приготовление которого уходит значительно больше времени.Студенты, пенсионеры и люди с низкой платежеспособностью покупают данный продукт редко или не покупают вовсе. Среди данной группы потребителей большей популярностью пользуются субпродукты, фарши, замороженная продукция и полуфабрикаты.Люди со средним и высоким достатком все чаще задумываются о покупке «экопродуктов», то есть птиц и скота, выращенных при определенном режиме питания, поэтому такие товары дороже обычных.Куриное мясо покупают люди разных категорий, которые заботятся о своем здоровье и выбирают его из соображений низкой калорийности курицы по сравнению со свининой. Данная группа людей покупает также куриные субпродукты (печень, желудки) в силу их полезности.В структуре рынка мяса России сейчас сформировалсяперевес в сторону продукции, которая быстро окупается –курица и свинина. Также отмечается смещение спроса в сторону продуктов быстрого приготовления, полуфабрикатов. Возрастет спрос на охлажденное, а не замороженное мясо.По последним оценкам в течениеследующих четырех лет ожидаетсяежегодный прирост спроса на 45%,в основном за счет более дешевого мяса курицы. В это же время цены на остальные виды мяса будут снижаться.В 2017году интерес к говядине будет продолжать падать, главной проблемой производства которой является длительный срок окупаемости. Телятина не станет популярной ни среди покупателей в силу своей растущей стоимости, ни среди производителей в силу нерентабельности продукта. Постепенныйрост интереса к говядине предполагается лишь к началу 2018года.Для решения задачи о создании крупноспециализированной отрасли мясного скотоводства в России необходимо наладить механизмы государственной поддержки, увеличить экономическую мотивацию производителей, а также увеличить долю сельхозпроизводителя в конечной цене говядины.

Ссылки на источники1.Баранова И.В. Особенности государственной поддержки агропредприятий России// Инновационное предпринимательство: проблемы и перспективы. 2016. С. 3033.2.Баранова И.В., Браженская Е.О., Шевкунова Е.С. анализ проблем развития АПК Российской Федерации // Современные технологии сельскохозяйственного производства и приоритетные направления развития аграрной науки. 2014. С. 35.3.Баранова И.В. институциональные условия развития современных форм агропромышленной интеграции в России // автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Южный федеральный университет. РостовнаДону, 2007