Самооценка и самоотношение подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Шакирова Р. А. Самооценка и самоотношение подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 716–720. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970470.htm.
Аннотация. В статье поднимается проблема формирования самооценки и самоотношения личности в структуре личности и самосознания подростка с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Представлен краткий обзор дефиниций и факторов нарушения этих феноменов при детском церебральном параличе. Недостаточная изученность и дефицит исследований самосознания подростка с нарушениями опорно-двигательного аппарата определяет актуальность научного поиска в этой области.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Шакирова РегинаАльфритовна,магистрант кафедры специальной психологии,  ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет»,г. Оренбург

reginash94@list.ru

Самооценка и самоотношение подростковс нарушениями опорнодвигательного аппарата

Аннотация. В статьеподнимается проблемаформированиясамооценки и самоотношения личности в структуре личности и самосознания подростка с нарушениями опорнодвигательного аппарата. Представлен краткий обзор дефиниций и факторов нарушения этих феноменовпри детском церебральном параличе.Недостаточная изученностьи дефицит исследований самосознания подростка с нарушениями опорнодвигательного аппарата определяетактуальность научного поиска в этой области.Ключевые слова:самооценка, самоотношение, самосознание, личность, нарушение опорнодвигательного аппарата.

На современном этапе развития обществавусловиях разрушения и неопределенности многих социальных норм и идеаловактуализируетсявопрос о действенностиобразующихчеловекасубъектных и личностных характеристик в его способности воспроизводства на основе развитияфеноменов самости.

Понимание человека как особой системы с присущими ей нарядусо свойствами саморазвития любой системы специфическими, принадлежащими только человеку свойствами,связано с феноменамисамосознания,самоопределения, самопознания, самоактуализация, самовыражения, самооценки, самореализации, самоотношения.Все этотребует специального анализа ипонимания,каконтогенетическом аспекте,так и всоотнесении сдизонтогенезом.

Проблема нарушений опорнодвигательного аппарата удетей иподростков становится в последние годы все более актуальной:уменьшение двигательной активности, ухудшение питания, дефицит массы тела привелик тому, что число детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата достигает 70%. В то же время как вариант дефицитарного дизонтогенеза [1] категория «нарушения опорнодвигательного аппарата» (далее—ОДА) относится к лицам с двигательными расстройствами, имеющими органическое центральное илипериферическое происхождение. Врожденные и приобретенные заболевания и повреждения ОДА наблюдаются у 57% детей. Дети с легкими нарушениями ОДА передвигаются самостоятельно, владеют навыкамисамообслуживания и имеют психическое развитие, близкое кнормальному. Эта группа выделена в настоящее время для обучения в специализированных классах по адаптированной массовой программе.

Более сложным нарушением ОДА является детский церебральный паралич (далее—ДЦП)—заболевание центральной нервной системы, которое возникает в результате поражения одного или более отделов головного мозга. Примерно у 30 50% людей с этим заболеванием отмечаются нарушенияинтеллектаиречи вследствие дефектаеемоторного компонента.Типичны для ДЦП специфические нарушения деятельности и общения.

При ДЦП страдает формирование личности ребенка. Нормальное интеллектуальное развитие при этом заболевание часто сочетается с отсутствием уверенности: в себе, самостоятельности повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни, У подростков легко формируются иждивенческие установки, неспособность и нежелание самостоятельной практической деятельности[2].

Личность, в общем понимании –носитель сознания и самосознания. Индивид являетсяличностью, субъектом межчеловеческих и общественных отношений.Считается, что познавательный, эмоциональный и волевой компоненты, которые характеризуют индивидуальность человека, не сводятся к процессу развития личности, но обращают внимание на развитие и проявление его самосознания[3].Психический инфантилизм тип нарушения личности при ДЦП, который носит частый характер.Причина изменения личности характеризуется поражением незрелого головного мозга и неравномерным и замедленным формированием лобных долей[4].Самосознание подростка – сознание   самого себя в отличие от других субъектов и мира вообще; сознание своего взаимодействия с объективным миром и миром субъективным (внутренним), своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний. Осознание своих психических качеств и их самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом возрасте. В системе личности они взаимосвязаны, и обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.

По мнению В.С. Мерлина[5]сознание своей тождественности, сознание своего собственного «Я» как активного, сознание своих психическихсвойств и качеств, деятельного начала,

определенная система социальнонравственных самооценок входят в структурусамосознания. Все перечисленноесвязанодруг с другом функционально и генетически, ноформируется не одновременно.На их формирование у подросткавлияют оценки окружающих и статус в группе сверстников, оценка результатов своей деятельности.

Самосознание выполняет важные функциисамопознания (получения информации о себе), эмоциональноценностного отношения к себе исаморегуляцииповедения. Результатом или продуктом самосознания является достижение внутренней согласованности личности, тождественность самому себе в прошлом, настоящем и будущем. В то же время от самосознания зависят характер и особенности интерпретации приобретённого опыта, оножеслужит источником ожиданий относительно себя и своего поведения.

Если самосознание —отношение к себе (к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам), тосамооценка —представление человека о важности своей личности, деятельности среди других людей и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков.По мнению С.Л. Рубинштейна [6], самооценка выражает фундаментальные свойства личности и наряду с другими факторами отражает ее направленность и активность.По данным многочисленных исследований, было выявлено, что одним из факторов воздействияна поведение и деятельность человека, на его взаимоотношения с другими людьми и на развитие личности в целом влияетсамооценка[7].Р. Азимова [8] рассматривает самооценку с позиций системного подхода как действующую динамичную систему, определяющуюположительную и отрицательную структуру намерений и поступков личности.

От самооценки зависят отношения личности с окружающими людьми,ее требовательность к себе. Она влияет на развитие личности и эффективность деятельности через складывающийся на ее основе уровень притязаний личности –степень трудности целей, к которым человек стремится, и достижение которых ему представляется привлекательным и возможным.

Активнаяприрода самооценки проявляется в единстве двух ее компонентов –когнитивного и эмоционального. М.И. Лисина[9]отмечает, что существуют принципиальные различия в генезисе этих двух психических образований.Когнитивная часть образа возникает в основном в результате опыта индивидуальной деятельности, аффективная –благодаря опыту общения и взаимодействия, где происходит ассимиляция ребенком отношения к нему окружающих людей (хотя в общении рождаются и важные когнитивные элементы образа).Самооценка—как,прежде всего аффективная оценка—может обладать различной интенсивностью ибыть как адекватной, так и неадекватной.

Одной из важнейших функций самосознания, является самоотношение—целостное, относительно постоянное эмоциональное отношение к себе, мера принятия или непринятия индивидом самого себя [10].В аспектах оценки самоотношение раскрывается как самоуважение, саморуководство, самопоследовательность, самопонимание; в неоцениваемых (безоценочных) аспектах—как самопринятие, аутосимпатия, самоинтерес (близость к себе), уверенность в себе, ожидание положительного отношения от других,склонность к самообвинению. При этом под оценкой понимается наличие внешнего эталона для сравнения, а безоценочность характеризуется отсутствием соотнесения с внешними эталонами. 

Л. Уэлс иДж. Марвел выделяют три основных понимания терминов самоотношения или самочувствия[11]:любовь к себе, самоприятие и чувство компетентности, различающиеся в зависимости от того, в какой степени в них выражены элементы

эмоциональной «привязанности» в

противоположность «оценке». Так одним из различий между любовью к себе и самоприятием является глубинность.

С.Р. Пантелеев, проанализировав категории «самооценка» и «самоотношение» в рамках концепции А.Н. Леонтьева, приходит к выводам:

1. Самоотношение есть личностное образование, а поэтому его строение и содержание может быть раскрыто лишь в контексте реальных жизненных отношений субъекта.

2. Самооценка в первую очередь связана с эмоциями, сигнализирующими о том, способствуют ли те или иные особенности субъекта успешности или возможности успешной реализации деятельностей, побуждаемых мотивамистимулами.

Таким образом, самоотношение как выражение смысла «Я» включает в себя две подсистемы: подсистему самооценок и подсистему эмоциональноценностных отношений –переживания отношения к окружающей действительности через систему моральнонравственных критериев, принятых в обществе.

Важное значение в развитии личности при ДЦП придается формированию эмоциональноволевой активности. Негативное влияние органического поражения ЦНС в значительной степениопределяет особенности личностного реагирования ребенка на физический дефект как пассивнооборонительное или агрессивнозащитное. Неадекватность самооценки выявляются уже в раннем возрасте.Отношение к себе (самооценочныйкомпонент личности) подростков с двигательными нарушениями имеет общие черты, наиболее важными из которыхявляется нерасчлененность самооценок по отдельным качествам, низкие самооценки по эмоционально значимым качествам, что создает "почву" для формирования негативногосамоотношенияу подростков. Самооценочный компонент личности подростков с двигательными нарушениями носит конфликтный характер, что отражает разрыв между стремлениями подростка, оценкой перспектив и оценкой себя в настоящем. В условиях эмоционального дискомфорта, формирующегося негативного самоотношения самооценочный компонент личности подростков с двигательными нарушениями является не только центральным звеномсаморегуляцииличности, обеспечивающим регуляцию поведения и деятельности, но и выполняет защитную функцию в условиях существования непреодолимых препятствий[12].Итак, самооценка исамоотношениеявляются важным фактором личностного развития подростка.

Подростковый возраст является важным, переходным этапом между детством и взрослостью, именно на нем возникают различные отклонения в самосознании личности, как у здоровых, так и

особенных детей. Несмотря на значительное число психологопедагогических исследований по проблеме детей и подростков ДЦП в основном они относятся кразработкепрограмм их дифференцированного обучения с учетом степени тяжести двигательного и интеллектуального дефекта, исходяиз этого. В то же времяисследования самооценки и самоотношения подростков с нарушениями ОДА как фактора их личностной интеграции единичны, что позволяет придти квыводуактуальными теоретикоэмпирического продолжения и обогащения.

Ссылки на источники1.Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. —М.: Учебное пособие. –М.:Издательство Московского университета,19852.Шипицына Л.М.,МамайчукИ.И. Детский церебральный паралич. СПб.,Издво "Дидактика Плюс", —2001, 272 с. ISBN 5892390292

3.Мастюкова Е.М.Особенности личности учащихся с церебральным параличом // Особенности психофизического развития учащихся специальных школ для детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата / Под ред. ТА Власовой.ML: Педагогика, 19854.Харламенкова Н.Е. Психология личности: Электронный учебник. –http://www.edu.ru/psychology//, 20045.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М 20136.Смирнова С. И. Особенности самооценки у детей и подростков с отклонениями развития в исследованиях по специально психологии.Издательство:Вятский государственный университет(Киров)

ISSN:19974280, 20097.Емельянова О.Ю. Психология самооценки / О.Ю. Емельянова. –М.: Аорта, 2008.8.Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М., 20069.Поликарпов В.А., Психология личности, 201510.Пятакова Г. В. –«Клиникопсихологическое изучение особенностейличности подростков с двигательными нарушениями различного генеза», 200011.Маслова Е.А. Психологическая природа самооценки, место самооценки в структуре самосознания личности (Немов Р.С. Психология, кн. 3.: психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики/Р.С. Немов. М.: Владос, 200712.К.Шнайдер –«Основные психологические концепции личностных расстройств. Виды и принципы классификаций расстройств личности», 2014