Внутренние картины здоровья и болезни студента с ограниченными возможностями здоровья как факторы его социальной интеграции в образовательном пространстве вуза

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Жидкова Ю. М., Малорошвило Л. Н. Внутренние картины здоровья и болезни студента с ограниченными возможностями здоровья как факторы его социальной интеграции в образовательном пространстве вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 711–715. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970469.htm.
Аннотация. Социальная интеграция студентов с ограниченными возможностями здоровья в социальную среду высшего учебного заведения является приоритетной задачей современной политики. В данной статье рассматривается взаимосвязь внутренних картин здоровья и болезни студента с ограниченными возможностями здоровья с его социальной интеграцией.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Жидкова Юлия Михайловна,магистрант кафедры специальной психологии, ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. ОренбургJulia_23_03_94@mail.ru

Малорошвило Лилия Наилевна,заведующий кафедрой физической культуры, кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбургl.maloroshvilo@mail.ru

Внутренние картины здоровья и болезни студента

с ограниченными возможностями здоровьякак факторы его социальной интеграции в образовательном пространстве вуза

Аннотация.Социальная интеграция студентов с ограниченными возможностями здоровья в социальную среду высшего учебного заведения является приоритетной задачей современной политики. В данной статье рассматривается взаимосвязь внутренних картин здоровья и болезнистудента сограниченными возможностями здоровьяс его социальной интеграцией.Ключевые слова:студент с ограниченными возможностями здоровья, внутренняя картина болезни, внутренняя картина здоровья,социальная интеграция.

С каждым годом в нашей стране отмечается рост интереса исследователейк проблемам лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).В современном мире тенденциям социальной адаптации и интеграции личности с ОВЗ в профессиональном образовании присущ динамический характер. На сегодняшний день для российских законодательных актов требуется разработка и реализация развернутых многоступенчатых механизмов декларирования прав инвалида на образование, развитие и социальную интеграцию. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» профессиональное обучение и профессиональное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных лиц [1]. Главными целями государственной программы Российской Федерации «Доступная среда»(распоряжение Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 года № 181р) являются формирование условий для беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам; совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медикосоциальной экспертизы с целью интеграции инвалидов в общество. Мероприятия по реализации данной программы на базе Оренбургского государственного педагогического университета (ОГПУ) запланированы в период с 2017 по 2030 годы. Создание равных условий и максимального спектра возможностей участия в жизни общества для всех его членов –одна из приоритетных задач современного государства, показатель его зрелости и состоятельности. Проблема, однако,в том, что учебное заведение общего назначения в случае обучения в нем студентов с ОВЗ должно расширять свои социальные функции, решая не только профессиональнообразовательные, но одновременно и реабилитационные задачи, и выступая тем самым в качестве двойственной реабилитационнообразовательной педагогической системы. Проблема повышение степени доступности образования для представителей различных социальных групп отражается в трудах Э. Наберушкиной, Е. Авраамовой, М. Красильниковой, Л. Константиновского, П. Михеева, Э. Чекановой, Е. Омельченко, Д. Романенковой, Я. Рощиной, Т. Малевой, С. Шишкина, Е. ЯрскойСмирновой [2]. В ряде работ раскрыта и обозначена потребность развития непрерывного высшего образования как средства, способствующего повышению социальной интеграции. Однако барьеры в получении высшего профессионального образования продолжают детерминироватьуязвимость и социальную несостоятельность лиц с ОВЗ. И если на настоящее времяв России официально зарегистрировано более 13 млн. чел. с ОВЗ, то только 26 тыс.из нихполучают высшее профессиональное образование.Это, в свою очередь,всего лишь около 4 % от общего числа обучающихся в вузе) [3].

Всемирная организация здравоохранения характеризует лиц с ОВЗ как определенную категорию людей со стойкими функциональными нарушениями здоровья, полученными в результате травм и дефектов. Студент с ОВЗ –это лицо, имеющее психологический или физический недостаток, не препятствующий его участию в образовательном процессе.Государственные образовательные стандарты высшего образования равно обязательны как для студентовс ОВЗ, таки условно здоровыхстудентови служат основанием для получения профессионального образования.Именно этоусловиеобучениястудентов с ОВЗ позволяетс высокой уверенностью предполагать, что после окончания ВУЗа они смогут стать конкурентоспособными на рынке трудаи реализовать профессиональные навыки. Помимо этогообразовательная среда должнавыступатьмощным фактором социального развития, социальнойадаптации и одним из главных условий социальной интеграции студента с ОВЗ.Хронические соматические заболевания, физические и/или психологические дефектыи дефицитыприводят кфункциональномуограничениювозможностей взаимодействия человекапрежде всегос социальныммиром, что детерминирует изменения, в том числе негативные,самоотношения и самоактуализацииличности и возводит личностныебарьерына пути самореализации человекаввысшем профессиональном образовании. Интеграция студентас ОВЗ в образовательное пространство высшей школы требует от ее специалистовопоры в работе с таким студентом на знанияо психологических особенностях формирования его личности.Е.С. Фоминых [4],исследуя личностные характеристикистудентов с ОВЗ,пришла к выводу, что онивиктимны исклонны к зависимому и беспомощному поведению, которое проявляется в агрессивных реакциях, некритичности, конфликтности, склонны к фиксации негативного опыта, страхам перед неприятностями. У нихобострена забота о безопасности, они конформны, несамостоятельны в решении проблем, их активность и инициатива ослаблены.

Мы предполагаем, что описанные негативные личностные характеристики выступают барьерами в социальной интеграции студента с ОВЗ, а значимыми факторами формирования этих характеристик выступают его индивидуальные внутренние картины здоровья,болезни, дефекта(далее ВКЗ, ВКБ, ВКД).Ихпсихологическийанализ открывает возможность проникновения в компенсаторный потенциал личности как мощный ресурс ее социализации. Под ВКЗ понимается индивидуальное представление субъекта о собственном здоровье и установка по отношению к нему. ВКБ представляется как частный случай ВКЗ [5]. Изучение ВКБ и ВКЗ позволяет: 1.рассмотреть сложный процесс самопознания субъекта с ОВЗ и выявить индивидуальные средства осуществления этого познавательного процесса;

2.выявить особыекомпенсаторныеспособы и приемы преодоления ОВЗ и овладения собственным поведением, применяемые студентом с ОВЗ в процессе социальной интеграции в образовательном пространстве вуза.

Проблемы ВКЗ и ВКБ изучались в психологии и смежных наукахкак самостоятельно,так и в гендерном, образовательноми социальномконтекстахР. А. Лурией, В. А. Ананьевым, А. Б. Орловым, О. С. Васильевой, И. В. Цветковой, В. В. Блюм(В. В. Сладкова), Г. С. Корытовой, В. Б Челпановым, О. Е. Ельниковой и др.ВКЗ, с одной стороны, представляет собой совокупность субъективных представлений человека (интеллектуальных описаний) о своем здоровье в виде комплекса эмоциональных переживаний, ощущений и поведенческих реакций, с другой –соотносится с четырьмя составляющими структуры личности (когнитивной, эмоциональной, поведенческой, ценностномотивационной), отражая целостность самовосприятия. Понятие внутренней картины здоровья (ВКЗ) А.Б. Орлов считает альтернативой патоцентрической медицинской модели, базирующейся на определении болезни [6]. ВКЗ (как и ВКБ) не является врожденной, но формируется как личностное развивающееся образование в ходе социализации человека с ранних этапов онтогенеза. Наформирование субъективной концепции здоровья влияютопытокружающих (бытового представления) и информация, почерпнутаяиз СМИ и литературных источников.Она состоитиз причин и механизмовразвития, признаковсамочувствия, симптомовотклонения, в том числеиздоминирующего представленияо будущем, прогнозапродвижения к здоровью. Основная функция ВКЗ –регуляция поведения индивида, направленного на поддержание и сохранение здоровья и противостояние болезни. Именно ВКЗ формирует модель поведения человека в отношении собственного тела и здоровья, что и определяет значимость ее изучения истепени влияния на нее различных факторов. По мнению И.В. Цветковой[7], степень осознанности в отношении к собственному здоровью прямо пропорциональнасоциокультурномуконтексту: так в античности идеалом былигармонияи равнозначимостьдуховногои физическогоздоровья.Современное общество формирует свой взгляд на отношение к здоровью, его нормыи приемлемые способы его поддержания.

И.И. Мамайчук [8] так же отмечает, что на формирование ВКЗ влияет система отношений,сформированная в определенныхэкономических, социальноисторических и бытовых условиях. Внутренний мир, взгляды и жизненные позициичеловека –все это отражаетего отношенияс обществом,выстраиваемыепосредством общества. Таким образом, важное значение в формировании ВКЗсубъектас ОВЗ имеет и социальная ситуация его развития. Основным компонентом ВКЗ является отношение к здоровью, которое включает 4 уровня отражения здоровья [9]: 1.когнитивный уровеньпроявляется встепениосведомленности или компетентности человека в сфере здоровья, знанияхосновных факторов риска и антириска, пониманиироли здоровья в обеспечении активной и продолжительной жизни;2.поведенческий уровень выражает

степень соответствия действий и поступков человека требованиям здорового образа жизни;3.эмоциональный уровеньхарактеризуется оптимальным уровнемтревожности по отношению к здоровью, умениемнаслаждаться состоянием здоровья и радоваться ему;4.ценностномотивационный уровеньвыражается в высокой значимостиздоровья в индивидуальной иерархии ценностей и степенисформированности мотивации,направленной на сохранениеиукрепление здоровья.Эти уровни взаимосвязаны друг с другом, и нарушение хотя бы одного приводит к изменению, искажению ВКЗ субъекта.Исследования отражения болезни в психике человека, субъективной

стороны заболевания привели к появлению синонимичного ряда терминов[10]:

аутопластическая

картина болезни(А. Гольдшейдер), переживание болезни(Е.А. Шевалев, В.В. Ковалев),

чувство болезни(Е.К. Краснушкин), сознание болезни, отношение к болезни(Л.Л.Рохлин), реакция на болезнь(Д.Д. Федотов), концепция болезни, масштаб переживания

болезни(В.Н. Мясищев,

С.С.Либих) и др. Наиболее распространившийся и устоявшийсятермин «внутренняя картина болезни» был предложен А.Р. Лурией. ВКБ как субъективное самосознание включает: болезненные ощущения, общее самочувствие, интроспекцию, представление больного о своей болезни. В целом это сложный комплекс внутреннего мира больного, состоящий из сочетаний восприятия и ощущения,

эмоций, аффектов, конфликтов, психических переживаний и

травм. В основе оригинальной теоретической модели ВКБ М.М.Кабанова с соавт.[11]–понятие

о «церебральном информационном поле болезни» (ЦИПБ): сохраняемаяв долгосрочной памяти мозга

информацияо проявлениях болезни. Комплексы включаются в информационные системы мозга

и благодаря этому влияют на различные стороны его работы

и на психику. На основе ЦИПБ

формируется «психологическая зона

информационного поля болезни». ВКБ рассматривается как единая действующая система,

все звенья которой тесно взаимосвязаны и постоянно

взаимодействуют между собой. Отличительными чертами ВКБ, с одной стороны, являются множественность и подвижность её элементов, с другойстороны,сосуществование конкурирующих моделей. При анализе структуры

ВКБ важно не только выделять её отдельные звенья, но и

дифференцировать их. Между уровнямиотражения болезни в психике человекавозможны различные соотношения. Ощущения болезни относятся к чувственному уровню, тогда как эмоциональный уровень связан с различными видами реагирования на отдельные симптомы, заболевание в целом и его последствия. Интеллектуальный, или когнитивный, уровень связан с представлением, знанием о своем заболевании, размышлениями о его причинах и возможных последствиях –это собственно концепция болезни, которую человек начинает развивать по отношению к заболеванию. Наконец мотивационный уровень отражает отношение больного к своему заболеванию и связан с изменением поведения и образа жизни в условиях болезни и актуализацией деятельности по возвращению и сохранению ВКЗ[12].

Индивидуальность переживаний и интерпретаций всего перечисленного определяет необходимость дифференциации типов ВКБ, представленной в различных классификациях. В психологической диагностике ВКБ предлагаются два опросника: ЛОБИ (Личностный опросник Бехтеревского института)[13]разработан А.Е. Личко и Н.Я. Ивановым в 1980 году, ТОБОЛ (тип отношения к болезни)[14]сконструирован в 1987 году в НИИ им. Бехтерева коллективом авторов: Л.И. Вассерман, А.Я. Вукс, Б.В. Иовлев, Э.Б. Карпова. Основанием для создания ТОБОЛ послужила «модель мышления клинического психолога и/или психоневролога, потенциально восполняющая недостаток опыта у врачейинтернистов в квалификации психического состояния и личностной диагностики больного при отсутствии клинических психологов и психоневрологов во многих клиниках соматического профиля»,и является дополненной и видоизмененной версией ЛОБИ. Данные опросники диагностируют типы отношения к болезни и связанные с ней паттерныотношений к ее лечению, врачам и медперсоналу, родным и близким, окружающим, работе (учебе), одиночеству и будущему, а также к своим витальным функциям (самочувствие, настроение, сон, аппетит).Обаопросникавключают ряд позицийотношения к болезни:гармоничный (адекватный), тревожный (мнительный), ипохондрический (болезненный), меланхолический (пессимистичный), апатический (безразличный), неврастенический (раздражительный), дисфорический (агрессивный), сенситивный (впечатлительный), эгоцентрический (демонстративный), анозогнозический (отрицающий), эргопатический (переключение внимания на работу), паранойяльный (подозрительный).

Дополнительно ТОБОЛ систематизирует типы реагирования на болезнь в зависимостиот их влияния на способность к адаптациив трех блоках: условноадаптивный блок –гармоничный, эргопатический и анозогнозическийтипыотношения к болезни, при которых социальная и психическая адаптация не нарушается;интрапсихическидезадаптивный –тревожный, ипохондрический, неврастенический, меланхолический, апатическийтипы нарушаютсоциальнуюадаптацию в силудисфункцийэмоциональноаффективной сферы отношений,интерпсихическидезадаптивный–сенситивный, эгоцентрический, дисфорическийи паранойяльный типы–характеризуется сенсибилизированным (чувствительным) отношением к болезни, проявляющемся в дезадаптивном поведении.Таким образом, можно сделать вывод, что при выявлении типов, входящих в интрапсихически и интерпсихически дезадаптивные блоки ВКБ искажается и влечет за собой изменения в социальной интеграции. Порезультатамисследования психологических особенностей студентов с ОВЗ О.И. Купреева[15] констатирует у них снижение уровнясамоуважения, самоинтереса, саморуководства, наличие компенсаторно завышенной самооценки и существенных проблем в построении межличностных отношений.При этом типичными механизмами психологических защит выступаютотрицание реальности, рационализация, регрессия, реактивные образования. Что касается ВКБ студентов с ОВЗ, авторприходит к выводу о том, что им присущи дезадаптивные гомогенные типы отношения к своему дефекту или болезни,структуракоторыхотражает доминирование эмоциональной оценки переживания дефекта (болезни), свидетельствующеео преобладании интрапсихических конфликтов и низком уровне интеграции образа «Я».Приведенные данные косвенно подкрепляют нашу гипотезу о детерминации успешностисоциальной интеграции студентов с ОВЗ спецификой их ВКЗ и ВКБ.Выявление механизмов этой связи требует углубленного теоретикоэмпирического исследования как внутренних картин здоровья и болезни (дефекта) и характера их согласования,так и характеристик самой социальной интеграции студента с ОВЗ.Возросшая потребность ВУЗа в научном поиске новых путей и возможностей психологического сопровождения студентов с ОВЗ с целью оптимизации процессов их социальной интеграцииобостряет актуальность нашего исследования. Решение поставленных в нем задач должно способствовать решению проблемысоциальной интеграции студентовс ОВЗв образовательном пространстве ВУЗапутем, прежде всего, целенаправленной работыпо формированию ценностного отношения к личности со стороны как самого студента с ОВЗ, так и социума; реализацииразличных адаптационных стратегий обучения на основепринципов обучения, ориентированных на подготовку конкурентоспособного специалиста, готового к успешному функционированию в среде лиц без нарушений здоровья.

Ссылки на источники1.Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 29.12.2012 № 273ФЗ. URL: http://www.sudact.ru.2.Зайцев Д.В. Социальная интеграция детейинвалидов в современной России. Саратов: Научная книга, 2003. 3.Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. –Режим доступа : http://www.gks.ru.

4.Фоминых Е.С. Психологопедагогическое сопровождение девиктимизации студентов с ограниченными возможностями здоровьявсистемевысшего профессионального образования. –Перспективы науки. –2013. № 10. С. 82885.Каган В.Е. Внутренняя картина здоровья –термин или концепция? // Вопросы психологии. 1993. № 1. С. 86–88. 6.Орлов А.Б. Возникновение новой психодиагностики: некоторые симптомы и тенденции // Вопросы психологии. 1991. № 5. С. 129130.7.Цветкова И.В. Проблемапсихологического изучения внутренней картины здоровья // Психологические исследования. 2012. № 1(21). 8.Мамайчук И.И.Психологические аспекты здоровья ребенка // Психологические и этнические проблемы детства. –СПб., 1993.9.Березовская Р. А., Никифоров Г. С.Отношение к здоровью // Психология здоровья / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб., 2003.10.Личко А.Е., Иванов Н.Я. Методика определения типа

отношения к болезни // Журнал невропатологии и психиатрии.

1980. N 8. С. 15271530.

11.Кабанов М.М., Личко А.Е., Смирнов В.М. Методы

психологической диагностики и коррекции в клинике. Л.,:

Медицина, 1983. 12.Шаповал И. А. Специальная психология. М.: ООО ТЦ «Сфера», 2005. 13.ТухтароваИ.В.,БиктимировТ.З..Соматопсихология:Учебнометодическоепособиепокурсу«Соматопсихология»–Ульяновск:УлГУ..2005.14.ИльинЕ.П..Психологияиндивидуальныхразличий.СПб.: Питер, 2011

15.Купреева О.И. Особенности психологического сопровождения студентов с ОВЗ. г. Киев, Университетразвития человека «Украина»,Институт социальных технологий.2011.