Региональный аспект государственной поддержки развития малого и среднего бизнеса (на примере Республики Адыгея)

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Тхакушинова С. А. Региональный аспект государственной поддержки развития малого и среднего бизнеса (на примере Республики Адыгея) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 731–735. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970473.htm.
Аннотация. В данной статье раскрывается комплекс мероприятий, направленных на государственную поддержку малого и среднего бизнеса в Республике Адыгея. Рассматриваются государственные программы по его развитию, реализуемые в республике, и инфраструктура, созданная в Адыгее для поддержки предпринимательства. Также дана оценка некоторых результатов анкетирования среди предпринимателей республики.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Тхакушинова Суанда Асланчериевна,студент, Адыгейский государственный университет, г. Майкопsuanda_suanda@mail.ru

Научный руководитель: Мокрушин Александр Александрович,д.э.н.,профессор,Адыгейскийгосударственныйуниверситет,г.Майкоп mokrushin_alex@inbox.ru

Региональный аспект государственной поддержкиразвития малого и среднего бизнеса (на примере РеспубликиАдыгея)

Аннотация.В данной статье раскрывается комплекс мероприятий направленных на государственнуюподдержкумалого и среднего бизнеса в Республике Адыгея. Рассматриваются государственные программы по его развитию, реализуемые в республике, и инфраструктура, созданная в Адыгее для поддержки предпринимательства. Также дана оценка некоторых результатов анкетирования среди предпринимателей республики. Ключевые слова:малый и средний бизнес, микрокредитование, гарантийный фонд, субсидирование, «налоговые каникулы», ВВП, самозанятость.

В современных экономических условиях одним из драйверов территориального развития является малый и средний бизнес. При этом важную роль в становлении данного сектора экономики выполняет система государственной поддержки. Именно малый и средний бизнес при соответствующей государственной поддержке может стать той твердой основой, на которой возможно поступательное развитие реального сектора экономики. Кроме того развитие данного сектора предпринимательской деятельности будет способствовать позитивному воздействию на социальноэкономическое положение как отдельно взятых регионов, так и стран в целом. В условиях модернизации региональный уровень организации экономических отношений становится определяющим для решения совокупности задач инновационного преобразования, сложившихся в едином хозяйственном пространстве современной России, поскольку достигнут новый уровень в развитии системного качества взаимодействия воспроизводственных процессов, функционирующих во внутренней среде отдельных территориальных экономических систем [1]. Развитие малого и среднего предпринимательства является приоритетным направлением территориальной экономической политики, осуществляемой государством, которая направлена на создание конкурентных преимуществ территорий. В соответствии с долгосрочной стратегией социальноэкономического развития России до 2020 г. планируется увеличение доли малого и среднего бизнеса в ВВП страны к 2020 г. до 6070% [2]. В Республике Адыгея в настоящее время зарегистрировано 3800 малых и средних предприятий и 16800 индивидуальных предпринимателей, на которых трудятся около 46000 человек. Аналитическим центром ОАО «МСП Банк» в 2015 году был составлен рейтинг «Индекс качества условий для малого и среднего бизнеса в 20132014 гг. Региональные диспропорции». Республика Адыгея в данном рейтинге входит в группу «В» (группа «догоняющих» регионов), характеризующуюся показателями интегрального индекса выше средних по стране. В 20122015гг. в Республике Адыгея доля микропредприятий стабильно составляет свыше 88% от общего числа малых предприятий. Однако в них занято в среднем 42% средней численности работников малых предприятий. Из общего фонда оплаты труда малых предприятий на долю микропредприятий приходится около 32%. Оборот микропредприятий составляет более 39% от общего оборота малых предприятий, инвестиции в среднем составляют около 52% всех инвестиционных вложений малого бизнеса. Сравнительный анализ статистических данных о деятельности малых предприятий (без микропредприятий) позволяет оперативно оценить уровень развития малого бизнеса Республики Адыгея в целом. Малое и среднеепредпринимательство внесло весомый вклад в экономику региона —это третья часть валового регионального продукта республики, всех занятых в экономике, 47 % налоговых поступлений, более 45 % общего оборота организаций по республике. Только за 2015 год поступило более 4 млрд. руб. налогов от субъектов малого и среднего предпринимательства, что превышает уровень 2014 года в 1,3 раза. Также в 2015 году по сравнению с предыдущим возросла доля налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства на 6,2% [3]. Аналитиками агентства деловой информации TopRF.ruв 2015 г. был составлен рейтинг регионов России по предпринимательской активности, который рассчитывается по доле индивидуальных предпринимателей в экономически активном населении региона.По результатам данного рейтинга Республика Адыгея занимает второе место (8,21%) после Краснодарского края (8,78%)[7]. Проводящей средой поддержки малого и среднего бизнеса выступают различные субъекты: государственные структуры, органы власти, частные иобщественные организации, ведомства. Функционирует единый орган власти, который призван контролировать и координировать национальную политику в области малого и среднего бизнеса. Выделим основные направления государственного стимулирования и финансовой поддержки субъектов малого и среднего бизнеса в Республике Адыгея: —использование гарантийного фонда для кредитования субъектов малого и среднего бизнеса Республики Адыгея; —предоставление грантов на уплату первого взноса при заключении договора лизинга; предоставление грантов начинающим предпринимателям Республики Адыгея для открытия собственного дел; —программа микрокредитования; предоставление грантов на реализацию молодежных инновационных идей и проектов; —субсидирование части затрат на уплату процентов по лизинговым договорам;—субсидирование части затрат на уплату первого взноса при заключении договора лизинга; —компенсация части затрат за участие субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Адыгея в выставочных мероприятиях; —субсидирование части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях модернизации производства [4,6]. Вместе с тем, одним из результатов рыночных преобразований на мезоуровне организации национального хозяйства России стало утверждение вертикальноинтегрированных корпораций (ВИК) в качестве доминирующего фактора развития региональных экономических систем. Во многих случаях ВИК вносят определяющий вклад в формирование территориальных бюджетов, привлечение инвестиций, наполнение локальных рынков, развитие социальноэкономической инфраструктуры [5]. В данном контексте роль средних и крупных структур в развитии региональной экономики трудно переоценить. В таблице представлена информация о государственной поддержке малого и среднего предпринимательства за 2016 год в Республике Адыгея. Таблица 1 Субъекты малого и среднего бизнеса в Республике Адыгея, которым оказана государственная помощь на 01.11.2016 г. (единиц)

Наименованиегородов и районовПолучатели поддержкив том числе по программам:микрокредитованиесубсидирование процентных ставоккомпенсация выставокгарантийный фондгрантылизингпервый взносмодернизациятех.присоединениеподдержка в рамках муниципальных программВсего по Республике Адыгея186785064316074в том числе по территориям:







город Майкоп45342

41

4

0город Адыгейск103



1

6Гиагинский район235





18Кошехабльский район1210



11

0Красногвардейский район82

1

3

2Майкопский район19141

11

2

0Тахтамукайский район3731

11

31Теучежский район1321

11

8Шовгеновский район195

11

3

9

Основными задачами реализации Подпрограммы являются: обеспечение прироста количества субъектов малого и среднего предпринимательства; увеличение численности работников, а также объема производства и услуг. В 2016 году на реализацию мероприятий подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Республики Адыгея «Развитие экономики» на 20142018 годы» направлено 138,0 млн. руб., в том числе 16,8 млн. руб. из республиканского бюджета, 15,9 млн. руб. из федерального бюджета, 105,3 млн. руб. возвратных средств объектов инфраструктур поддержки малого и среднего предпринимательства. Государственная поддержка была предоставлена 186 субъектам малого и среднего предпринимательства Республики Адыгея, 173 из них получили финансовую помощь в виде субсидий, грантов, гарантий и микрозаймов в сумме 131,3 млн. рублей. По итогам анализа реализации государственной поддержки в прошлые годы, с учетом воздействия внешних факторов на развитие экономики страны и в связи с кризисными явлениями были пересмотрены и перераспределены приоритетные направления финансовой поддержки, внесены изменения в нормативную правовую базу. С 2015 г. расширен перечень претендентов на получение субсидии в виде компенсации части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях модернизации производства. Привлеченные на реализацию данного мероприятия средства федерального бюджета в размере 30 млн. руб. позволили увеличить максимальную сумму поддержки с 2,4 до 3 млн. руб. Стимулирующей мерой по привлечению кредитов на перевооружение собственного производства является возможность субсидирования процентов по кредитным договорам, полученным на приобретение основных средств, модернизацию производства товаров. Указанной мерой поддержки в 2015 году воспользовались 9 субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП), получив субсидии на сумму 10,2 млн. руб. (в 2014 году лишь 3 СМСП воспользовались данной поддержкой на сумму 3,9 млн. руб.). За последние годы в Республике Адыгея сформирована инфраструктура поддержки предпринимательства, в которую входят следующие организации: –Автономное учреждение Республики Адыгея «Республиканский бизнесинкубатор»; –Некоммерческая организация «Фонд поддержки предпринимательства Республики Адыгея»; –9 муниципальных бизнесцентров поддержки и развития малого и среднего предпринимательства. 26 мая 2015г. состоялось открытие I республиканского форума предпринимателей «Кризис время возможностей», приуроченный к празднованию Дня российского предпринимательства. Целью форума было формирование условий эффективного взаимодействия государства и бизнеса. В его работе приняли участие более 600 представителей бизнессообщества региона, руководители органов исполнительной власти, депутаты ГоссоветаХасэ РА, представители банков, члены общественных организаций предпринимателей, надзорных структур, высших учебных заведений. В Республике Адыгея систематически проводится обучение предпринимателей по образовательным программам «Основы предпринимательской деятельности» и «Успешный предприниматель». Проводились конкурсы молодежных инновационных проектов и предпринимательских проектов школьников «Начни свой бизнес» в целях вовлечения молодежи в предпринимательскую деятельность. Вместе с тем, была усовершенствована законодательной базы по поддержкемалого и среднего предпринимательства, скорректирована нормативноправовая база, регламентирующая порядки предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства. Кроме того теперь, при принятии решения о предоставлении грантов начинающим предпринимателям в обязательном порядке учитывается мнение муниципальных образований по вопросу предоставления поддержки субъектам, которые находятся на их территории. Для создания благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности, а также повышения качества жизни сельского населения путем самозанятости, ведения аграрной предпринимательской деятельности в Республике Адыгея был создан агробизнесинкубатор. Данный объект располагается на территории Гиагинского района республики на площади 57 га,где размещены теплицы, миницеха по выращиванию птицы, крупного рогатого скота, овец, по производству овощей открытого грунта, молочных, мясои овощеперерабатывающих производств.

В послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию в конце 2014г. было сказано о необходимости ограничения количества проверок в отношении бизнеса, а для субъектов малого бизнеса было предложено ввести «надзорные каникулы»[9].В Республике Адыгея было проведено анкетирование 80 респондентов —субъектов предпринимательской деятельности, по Республике Адыгея с целью оценки условий осуществления предпринимательской деятельности. Охвачены были все городские округа и муниципальные районы Республики.В анкетировании приняли участие: индивидуальные предприниматели –66%, представители малого бизнеса —32%, среднего бизнеса —2%. Среди опрошенных было 91% —директоров или владельцев бизнеса и 9 % —заместителей директоров.Полученные результаты анкетирования отражают оценку условий осуществления предпринимательской деятельности в Республике Адыгея и выражаются в следующих показателях.1.На вопрос, каково количество проверок, проведенных в Вашей компании в истекшем году, 66% опрошенных ответили –от 1 до 3 проверок, 25% опрошенных –от 4 до 6 проверок, 9% опрошенных –7 и болеепроверок.2.По мнению 59% респондентов, количество проверок по сравнению с прошлым годом не изменилось, 27% –уменьшилось, 16% –увеличилось. [5]Из полученных результатов видно, что в среднем число проверок осталось прежним, это в среднем 1 –3 проверки в год.Что касается повышения налогов и неналоговых сборов в опросе предприниматели ответили следующее:3.83% респондентов критически оценивают последствия для своей компании при возможном повышении налогов и неналоговых сборов и платежей, 17% респондентов считают такие последствия неприятными.4.70% респондентов, при возможном повышении налогов и неналоговых сборов и платежей, переведут все на потребителей, 23% –ликвидирую бизнес, 7% –компенсирую за счет своей прибыли [10].По результатам опроса можно сделать вывод, что больше половины опрошенных при повышении налогового бременисохранят свой бизнес, но будут вынуждены повысить цены на свою продукцию. Чуть меньше четверти опрошенных в случае повышения ставок, выйдет с рынка.Уже во II квартале 2015 года в Республике Адыгея введен закон о «налоговых каникулах» для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей в производственной, социальной и научных сферах [3]. В современных, непростых экономических условиях, когда малый и средний бизнес так нуждается в поддержке, государство оказывает эту помощь. Хотя вопросы еще остаются, но многое уже сделано. Ведь развитие данного сектора экономики играет важную в экономике государства[8]. Малый и средний бизнес выступают гарантом социальноэкономической стабильности в стране, быстро адаптируются к изменяющимся условиям. Создание развитого сектора малого бизнеса приведет к формированию среднего класса, стабилизации социальноэкономического положения в стране, увеличению числа наукоемких предприятий, укрепит инновационный вектор развития экономики, будет способствовать укреплению экономических позиций страны в целом.

Ссылки на источники1.Мокрушин А.А. Стратегические приоритеты развития региональных экономических систем // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. 2010. № 3. С. 6065. 2.О Концепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662р (ред. от 08.08.2009 № 1121р). // Информационноправовой портал «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=Law;n=906013.Финансовая поддержка малого и среднего бизнеса// Интернетресурс «Малый бизнес в Республике Адыгея» [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа: http://sbra.ru/4.Итоги развития малого предпринимательства за 2016 года// Интернетресурс « Министерство экономического развития и торговли Республики Адыгея » [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа: http://www.minecora.ru/doc/Itog_2014.doc5.Мокрушин А.А. Способ структурной организации взаимодействия вертикально интегрированных корпораций с региональными экономическими системами Южного федерального округа // Известия КабардиноБалкарского научного центра РАН. 2011. № 5. С. 146. 6.Ордынская М.Е., Силина Т.А., Карпенко С.В. Система государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Адыгея / М.Е. Ордынская, Т.А. Силина, С.В. Карпенко // Научные труды SWorld. 2011. Т. 24.№4. ‒ 377.Рейтинг регионов по предпринимательской активности// Интернетресурс «Клуб регионов» [Электронный ресурс].‒ Режим доступа: http://clubrf.ru/theme/3888.Инвестиционная привлекательность региона на примере Республики Адыгея/ С.А. Тхакушинова// Экономика и управление в современных условиях: проблемы и перспективы: сборник научных трудов по материалам 2 Международной научнопрактической конференции. 2015. ‒ 1481559.Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию//Финансы. 2014. №12. ‒ 3610.Распоряжение Главы Республики Адыгея от 13 февраля 2015 г. № 18рг «О Плане первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Республике Адыгея в 2015 году и на период 2016 2017 годов»// Информационноправовой портал «ГАРАНТ»[Электронный ресурс]. —Режим доступа: http://base.garant.ru/32360429/