Вопросы коммуникационной политики и использования малобюджетных маркетинговых коммуникаций в качестве инструмента продвижения в малом бизнесе: теоретический аспект

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бондаренко В. А., Прадед Ю. И., Малушко В. А. Вопросы коммуникационной политики и использования малобюджетных маркетинговых коммуникаций в качестве инструмента продвижения в малом бизнесе: теоретический аспект // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 751–755. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970477.htm.
Аннотация. В статье рассматривается значимость выстраивания грамотной коммуникационной политики для нужд ведения деловой активности. Акцент сделан на использовании малобюджетных маркетинговых коммуникаций представителями малого бизнеса.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Бондаренко Виктория Андреевна,доктор экономических наук, зав. кафедрой Маркетинга и рекламы Ростовского государственного экономического университета (РИНХ), г. РостовнаДонуb14v@yandex.ru

Прадед Юлия Игоревна,магистр программы «Маркетинг и коммуникации в бизнесе», Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), г. РостовнаДонуu.praded@mail.ru

Малушко Виктория Андреевна,магистр программы «Маркетинг и коммуникации в бизнесе», Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), г. РостовнаДонуv.malushko@yandex.ru

Вопросы коммуникационной политики и использования малобюджетныхмаркетинговыхкоммуникаций

в качестве инструментапродвижения в маломбизнесе: теоретический аспект

Аннотация. В статье рассматривается значимость выстраивания грамотной коммуникационной политики для нужд ведения деловой активности. Акцент сделан на использовании малобюджетных маркетинговых коммуникаций представителями малого бизнеса. Ключевые слова: коммуникационная политика, маркетинговые коммуникации, малобюджетные коммуникации.

В условиях жизни современного социума потребители активно черпают информацию из различных источников, сетевых и не сетевых. Каждый современный потребитель, в первую очередь,заинтересован в том, чтобы получить максимум выгод от приобретения продукта или услуги. Совершая процесс выбора, потребитель акцентирует свое внимание, на благе, которое удовлетворяет его интересы и желания. Известно и не подлежит сомнению то, чтопривлечения и удержания клиентов производитель и продавец должны эффективно презентовать свой товар или услугудля привлечения к ним должного внимания со стороны потребителей.Данную задачу, как известно, призвана решать коммуникационная политикаорганизации, в широком смысле этого слова.Как известно, и отражается в ряде теоретических и практико ориентированных источников, коммуникационная политика это перспективный курс действий, направленный на формирование и стимулирование спроса на товар или услугу с целью прямого увеличения продаж, повышения их узнаваемости и общей прибыльности коммерческой деятельности [3, 11, 12, 13]. Данный курс действий подразумевает решением комплексной задачи, включающей побуждение, информирование, мотивирование целевой аудитории и привлечение интереса социума, в целом, к определенной фирме, ее товарам и сервисам. Важным представляется то, чтоприсовременном подходе к коммуникационной политике следует учитывать все средствавзаимодействия с потребителем, так как изза информационной насыщенности применение одного или двух средств не даст надлежащегоэффекта. Необходимы комплексные меры, учитывающие возможности организации и предпочтения целевой аудитории. Именно в этом случае можно рассчитывать на успех от предпринимаемых действий.Повторимся, изза переизбытка информации о различных товарах и услугах, вопросы его информационного сопровождения при выведении на рынок и пребывании на нем, выходят на первостепенный уровень значения. В условиях нынешней информационной насыщенности недостаточно только выведения товарана рынок и сообщения потребителям того, что он есть на полочном пространстве магазинов.Необходимо также обеспечивать доступность товаров в местах продаж, где бывают потребители, реализовывать там эти товарам коммуникационную поддержку, воспринимаемую представителямицелевой аудитории. Соответственно, необходимо организовывать эффективные коммуникации не только с потребителями, уже имеющими опыт приобретения продукции компании, но и с потенциальными клиентами. При этом в основе коммуникации случайные явления должны отсутствовать, в противном случае, у предприятия уменьшится прибыль изза больших расходов, связанных с осуществлением коммуникационных мероприятий, и в следствие, будет нанесен урон имиджу предприятия. Именно поэтому для организации чрезвычайно важно оптимально сформировать и осуществить коммуникационную политику, которая должна быть основойуспешного рыночно ориентированного управления предприятием.Маркетинговые коммуникации призваны способствовать выстраиванию отношений с потребителями. От их набора и рационального использования, как известно, зависит успешность функционирования организации на рынке.Это в современной ситуации действенный инструмент по продвижению продукции на рынки, поддержанию к ней интереса и формированию ощущения «правильного выбора» и пост покупательской удовлетворенности. Многие исследователи внесли существенный вклад в развитие теоретических и практических аспектов маркетинговых коммуникаций. В кризисных реалиях и условиях пост кризисного развития общества и бизнеса возрастает интерес к малобюджетным коммуникациям и активизации малого бизнеса, способствующего созданию рабочих мест и нормализации экономической ситуации в регионах. В частности, в развитие малобюджетного маркетинга внесли существенный вклад работы таких зарубежныхспециалистов, какДж. К. Левинсона, П. Хенли,Э. Лаутенслагера, П. Форсита, К. Эй. В. Галлахера, А. Левитаса, Дж. Росаи отечественныхспециалистов:И. Манна, А. Попова, А. Иванова, а также других [7, 8].Не смотря на весомый вклад различных исследователей в проблематику маркетинговых коммуникаций, единого мнения в отношении их полного состава, в особенности, применительно к малобюджетным коммуникациям, нет. В наиболее распространенных формулировках, например, согласно Дж. Бернету, маркетинговые коммуникации представляют собой процесс передачи информации о товаре целевой аудитории, причем целевая аудитория представляет собой группу людей, которые получают маркетинговые обращения и имеют возможность реагировать на них [1, с. 25]. И.Синяева, под «маркетинговыми коммуникациями» понимает комплексную систему рыночного взаимодействия с общественными кругами, связанную с движением товара, обменом информацией, технологией, знаниями, опытом [6, с.19].Как уже отмечалось, в текущей экономической ситуации возрастает интерес к малобюджетным маркетинговым коммуникациям. Актуальность малобюджетных маркетинговых коммуникаций определяется тем, что малый бизнесощущает нехватку бюджета и это отражается на коммуникационной активности.Вместе с тем, необходимо продолжать осуществлять эффективную коммуникационную деятельность, несмотря на секвестр бюджета бизнеса. Получается, чтоврамках вынужденнойэкономии, приходится искать такие варианты продвижения, которые положительно скажутся на осуществляемой деятельности и осуществлениипродаж. Рассматривается данная проблематика в работах различных отечественных и зарубежных исследователей [1, 2, 7, 10]Традиционно, под малобюджетными маркетинговыми коммуникациями понимается весь комплекс действий по взаимодействию с рынком согласностратегии минимизации инвестиций в маркетинговые мероприятия либо в условиях недостаточного количества персонала, ограниченного маркетингового бюджета, либо меньшего по отношению к аналогичным компаниям[7, 8, 10]. Малобюджетные маркетинговые коммуникации не могут в реализации и организации быть сложнее, чем обычные, по той причине, что они не должны уступать по действенности на целевую аудиторию, но, при этом, экономить бюджет.

Среди широкого спектра маркетинговых коммуникаций традиционновыделяютследующие направления[3, 6, 9]:1.Бюджетная реклама в печатных и интернетизданиях:размещение информации о товаре в газетах бесплатных объявлений;информации на Интернетфорумах;информации в Интернетизданиях; информации в блогах.2.Малобюджетное продвижение: «сарафанное радио»;раздача листовок;расклейка объявлений;реклама на асфальте;наклейки;реклама в транспорте/остановках.3.Связи с общественностью:создание тематических сообществ в социальных сетях;выступление в рамках ТВрубрик.4.Вирусный маркетинг:мультимедиафайлы в сети;видеоблоггинг;вирусное продвижение в социальных сетях; смсрассылка.5.Директмаркетинг:электронная рассылка;QRкоды.6.Стимулирование сбыта:акции;раздача сэмплов;дисконтные карты;подарочные сертификаты/программы лояльности.Данные коммуникации относят к малозатратным, поскольку они позволяют обеспечить широкий охват целевой аудитории. Тем не менее, принято отмечать, что вышеперечисленные виды коммуникаций совмещают в себе как достоинства, так и недостатки. Естественным образом, малый бюджет, обосновывает рост трудоемкостипри осуществлении коммуникационных мероприятий. Возникают также сложности с подбором кадров и наличием у них достаточного уровня профессиональных компетенций для ведения такого рода работ, а также мотивации таких высокого квалифицированных сотрудников к продуктивному труду на благо организации [9].Согласно существующей статистике в области маркетинговых исследований, сектор малого бизнеса, несмотря на пост кризисный этап, является одним из самых перспективных для наращивания возможностей вРоссии. Традиционно отмечаютсятакие качества малого бизнеса, как его высокая оперативность и адаптивность к рыночным изменениям. Тем не менее, его развитие в РФ не достаточное, так как, например, в европейских странах доля малого бизнеса в производстве валового внутреннего продукта составляет 50

60%, тогдакак в России данный показатель составляет 10

12%[5, с. 6]. Сложившаяся ситуация обусловлена определенными препятствиями, с которыми сталкивается российский малый бизнес: недостаточное материальнофинансовое обеспечение, недостаточная социальная защита предпринимательской деятельности, административные барьеры, отсутствие необходимой поддержи со стороны государственных структур, несовершенная законодательная база, а также низкая осведомленность предприятий о роли маркетинговых коммуникаций в продвижении[7, 10]. Малый бизнес растет не за счет масштабов и количества площадок для сбыта товара, а за счет эффективности и результативности предпринимательской деятельности, коммуникационные процессы приобретают особую значимость[2, 5, 7]. Маркетинговые коммуникации, как известно,служат основным средством связи с потребителем и повышении эффективности процессов продвижения продукции. В ситуации, когда неценовые факторы приобретают особую значимость в процессе выведения товара на рынок, коммуникационные технологии выступают в качестве эффективного средства повышения конкурентоспособности товара. Отмеченные ранее сложности с финансированием предопределяют интерес к технологиям,экономящим бюджет маркетинговым коммуникациям со стороны малого бизнеса. В профессиональной среде маркетологов и рекламистов растет интерес к коммуникациям, привлекающим внимание целевой аудитории и, одновременно, способствующим экономии бюджета организации.Малобюджетные технологии для бизнеса востребованы в целом, не только применительно к коммуникациям, но и, например, в рамках энергоэффективности. Причем, бизнес, сообщая о малобюджетных технологиях, используемых им и предлагаемых потребителям, также выигрывает в том плане, что привлекает их внимание, как социально ответственная компанияи это, в свою очередь, способствует росту интереса к товарам и услугам данной организации. Сегодня в России также проходит большое количество тренинговых мероприятий, посвященных данному направлению маркетинга подтверждают рост интереса российского бизнеса к малобюджетному маркетингу[9]. Получается, что вопрос поиска и внедрения в практику малобюджетных маркетинговых коммуникаций актуален для российской действительности.

Используя малобюджетные маркетинговые коммуникации, можно рассчитывать выстраивать грамотные отношения с потребителямив рамках собственной коммуникационной политики и выгодно отстраивать свои товары и услуги от конкурентов с акцентом на предпочтения целевой аудитории.

Ссылки на источники1.БернетД. Маркетинговые коммуникации: Интегрированный подход: пер. с англ. / Д. Бернет, С. Мориарти; под ред. С.Г. Божук. –СПб.: Питер, 2001. –864 с.2.КетоваН.П., Третьякова Т.С. Оценка эффективности малобюджетных технологий маркетинговых коммуникаций современных компаний // Маркетинг и маркетинговые исследования. –2012. №1.3.Основные рекламы: Учебник / Ю.С. Бернадская, С.С. Марочкина, Л.Ф. Смотрова. Под ред. Л.М. Дмитревой. –М.: Наука, 2012.4.РомановА.А. Маркетинговые коммуникации: учебник / А.А. Романов, И.М. Синяева, В.А. Поляков. –М.: Вузовский учебник, 2011. –383с.5.СидоринА.А. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса региона в условиях мирового финансового кризиса // Управление общественными и экономическими системами. 2009. № 2. С. 18.6.СиняеваИ.М. Маркетинговые коммуникации: учебник / И.М. Синяева; под ред. Л.П. Дашкова. –2е изд. –М.: «Дашков и Ко», 2007. –303с.7.ТретьяковаТ.С. Разработка комплекса маркетинговых коммуникаций субъектов малого предпринимательства на основе малобюджетных технологий маркетинга / Т.С. Третьякова// Проблемы современной экономики. –2011. №1 (37).8.Третьякова Т.С. Технология buzzмаркетинга в системе малобюджетных технологий маркетинговых коммуникаций // Гуманитарные и социальные науки. 2012. N2. С. 6268. 9.УльяновскийА.В, Маркетинговые коммуникации: 28 инструментов Миллениума. –М.: ЭКСМО, 20008. –432с.10.СимахинЕ. Малобюджетный маркетинг: 15 методов для малого бизнеса [Электронный ресурс] / Е. Симахин // Клуб продажников. Сообщество менеджеров по продажам, 2011. –Режим доступа: http://www.prodaznik.ru/malobyudzhetnyimarketing15metodovdlyamalogobiznesa.

11.11.Цветкова Н.В. Современные подходы к комплексу маркетинговых коммуникаций на предприятиях сферы услуг//Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2010. № 2. С. 3236.12.Электронный ресурс: http://hiedu.ru/ebooks/xbook080/01/part008.htm.13.13. Электронный ресурс: http://www.gendocs.ru.