Применение противоугонных устройств как средства профилактики краж автотранспорта

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Рудаков Б. В., Баянова К. А. Применение противоугонных устройств как средства профилактики краж автотранспорта // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 801–805. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970487.htm.
Аннотация. Статья посвящена проблемам противодействия и профилактики краж автотранспортных средств. Рассматриваются различные аспекты применения противоугонных систем как средств профилактики краж автотранспортных средств. Анализируется состояние и тенденции краж и угонов автотранспорта в настоящее время, выявляются основные факторы, способствующие совершению краж и угонов автотранспорта. Оценивается целесообразность применения противоугонных устройств для профилактики совершения краж автотранспорта.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Баянова Кристина Андреевна,курсант факультета подготовки сотрудников полиции. ВГКОУ ВО «Уральский Юридический институт МВД России», г. Екатеринбург.

Рудаков Борис Викторович,к.х.н, доцент кафедры оперативноразыскной деятельности органов внутренних дел. ВГКОУ ВО «Уральский Юридический институт МВД России», г. Екатеринбургrudakov64@rambler.ru

Применение противоугонных устройств

как средства профилактики краж автотранспорта

Аннотация. Статья посвящена проблемам противодействия и профилактики краж автотранспортных средств. Рассматриваются различные аспекты применения противоугонных систем как средств профилактики краж автотранспортных средств. Анализируется состояние и тенденции краж и угонов автотранспорта в настоящее время, выявляются основные факторы, способствующие совершению краж и угонов автотранспорта. Оценивается целесообразность применения противоугонных устройствдля профилактики совершения краж автотранспорта. Ключевые слова: кражи автотранспортных средств, противоугонные устройства, профилактика краж автотранспортных средств

СовременныйпериодразвитияРоссиихарактеризуетсямногообразиемпроблем,требующихповышенноговниманияиоперативногорешения.Измененияэкономического,политическогоисоциальногообустройстваобщества,кореннаяломкаобщественныхотношений,которыепроизошливконцепрошлоговека,привеликрезкомуснижениюжизненногоуровнябольшинстванаселениястраны,имущественномурасслоениюобщества,другимнегативнымпоследствиям,повлиявшимнаобострениекриминальнойситуациивстране.Наиболееостроэтопроявилосьвсущественномростекорыстнойсоставляющейпреступности.Всвязисэтимвозрастаетпроблемаборьбыизащитыоткражавтомобилей,чтоопределяетактуальностьисследованияданнойпроблемы.Угонтранспортныхсредстввошелвсписокпреступлений,которыесовершаетгруппалицпопредварительномусговору.Всвязисэтойорганизованностьюсотрудникамправоохранительныхоргановстановитсятруднеевыявитьипресечьданныйтиппреступлений.Длявыбораспециальноймеры,котораябудетдейственнавпредотвращениихищенийтранспортныхсредств,необходимовыявитьсхемыпреступленийугонщиков.

Посколькунашаработаявляетсяаналитической,следуетостановиться насамыхпопулярныхспособахсовершенияпреступлений. Главныеизних

этокража,мошенничество,присвоениечужогоимущества,разбойиграбеж.Такиепреступленияносяттяжкийхарактер,т.к.онинаправленыпротивсобственности.Ктомужезачастуюзлоумышленникинеограничиваютсяоднимлишьхищениемтранспортногосредства,асовершаютболееопасныепреступления,угнававтомобиль. Поэтойпричинепредотвратитьихираскрытьужесовершенные—важнаязадачадляОВДМВДРФ[1].Преступники,занимающиесяугономавтомобилей,зачастуюостаютсянепойманнымии,соответственно,безнаказанными. Россиязанимает3местоврейтингеугоновтранспортныхсредства,хотятранспортныесредстваимеютсядалеконеувсех:46местопоколичествуавтомобилейнадушунаселения.От35до55тысячавтомобилейвгодостаютсяненайденнымисотрудникамиправоохранительныхорганов.МВДРФотмечаеттакжетенденциюсниженияколичестваугонов,котораяотмечаетсяужевтечение10лет(2003

2014г.г.).Средипрочихпричинтакойкартины,отмечаетсятакжеразвитиеохранныхустройствразличногоуровня.НаРисунке1графическиотображеноколичествоугоновзапоследниегоды.

Рис. 1.Количествокражс2003по2014годы

Длязащитыавтомобилейприменяютдвавидаохранныхустройств:охраннопоисковыекомплексыипоисковыеустройства.Такиемеханизмыотличаютсятем,чтоувторыхнетохраннойфункции,ионислужатдляместоопределенияугнанноготранспортногосредства.Главнаяфункцияодногоидругого

этонезаметностьивозможностьсигнализироватьоточномместонахождениивправоохранительныеорганы.Охраннопоисковыекомплексы,кромепоисковой,такжевыполняютохраннуюфункцию.Ониразработаны,впервуюочередь,дляпредотвращенияотугона.Нарынкетакиеустройстваимеютдовольноширокийфункционалибольшоеотличиедруготдруга.Кэтомурезультатупривелонаучноеитехническоеразвитие,атакжеширокоеприменениеинновацийвданнойобласти.РазвитиеGSMсетейвконцеХХвекавывелонастартновуюэпохуразвитияохранныхкомплексов[2].

Увеличениюэффективностиустройствданногородапослужиларазработкапредприятиямиохранныхслужбсобственныхцентровпообработкесигналовотохраняемыхобъектов.Большоеколичествоавтомобилейвгородахнедаётвозможностьихвладельцампостояннонаходитьсявполевидимостиилислышимостисвоеймашины.Диспетчерскиеи/илимониторинговыецентры,получающиесигналпоGSMканалам,пришлинарешениеэтоговопроса.Ониоперативносвязываютсясправоохранительнымиструктурамии/иливладельцамиавтоисообщаютопроисходящем.

Огромнуюрольвохранеавтотранспортасыгралоразвитиесистемспутниковогогеопозиционирования,такихкакGPSиГЛОНАСС.Онисдетальнойточностьюопределяютместонахождениеавтомобиля.Кромеэтого,широкоеприменениеэлектроникивавтотранспортепомоглопоследующемуразвитиюохраннопоисковыхкомплексов.Новоепоколениеустройствдаётвозможностьпоставитьнаконтрольмногиепараметры,начинаяототкрытиядверейизаканчиваянебольшимколебаниемтранспорта.Данныеобэтомизвещаютмониторинговыецентры,атакжепередаютсянамобильныйтелефонилибрелокпользователя.Однако,вместестем,развивающаясясовременнаянаукапривелактому,чтоавтоугонщикисталииспользоватькачественныетехническиесредства.НаиболеераспространённымиизнихсталиустройстваглушенияGSMсетейигеопозиционныхсистем.Созданиеивнедрениерадиосетей,которыеработаютпараллельноссетями,направленынарешениеэтойпроблемы.Сетиразноготипапозволяютопределитьточныекоординатыместоположенияавтотранспорта[3].Такимобразом,ониспособныоказатьсопротивлениепопыткамвзломаихищениямаксимальнодлительноевремя,передаваясигналтревогиправоохранителям.Существуетопределенныйпереченьтранспортныхсредств,которыезанимаютврейтингеавтомобильныхугоноводниизпервыхместпользующиесянаибольшимспросомуавто угонщиков.Наосновепроведенногоанализабыливыявленыпроблемыипреимуществапримененияпротивоугонныхсредств.

Такиесовременныеустройстваделятсянатривида,которыепредназначеныпередаватьсигналтревогивмониторинговыйцентр,имеющиевозможностьнезависимоработатьдлительноевремяиможноихскрытноустанавливатьвместахтруднойдоступности.Кпервомувидуотносятсяпоисковыеустройства(треккеры).ОнисостоятизGSMмодема,специальногомодулягеопозиционированияGPS/ГЛОНАССинеобходимогопитающегоэлемента[3].Ознакомитьсясвнешнимвидомтакогоустройства,можнопосмотревнаРисунок2.

Рис. 2 Модем для отслеживания

Всеэтикомплексыимеютминимальныеразмерыиспособныдолгоевремяработатьотэлементовпитания.Онинеподключаютсяксистемепитанияавтомобиля,чтоделаетихсовсемнезаметнымииможноустанавливатьихнавашеусмотрениевлюбомместе.Такбудетсложнееобнаружитьтакоеустройство.Стоимостьегонебольшая.Ковторомуитретьемутипуотносятсяустройства,относящиесякохраннопоисковымкомплексам.Существуютнекоторыеотличиямеждуэтимидвумяохраннопоисковымиприспособлениями.Такодинизпоследнихвидовобладаетвозможностьюпередаватьнужныесообщениячерезрадиосеть.Вовсехостальныххарактеристиках,относящихсяктакимустройствам,междунимипринципиальныхразличийнесуществует.ОниимеютвналичииGSMмодем,модульгеопозитированияGPS/ГЛОНАСС,объемныйдатчик,датчикинаклонаидвиженияприналичииаккумулятора.Подключаютсяониксистемепитанияавтомобиля.Книмподключенывсеимеющиесядвериавтомобиля,капот,багажник,замокзажиганияит.д.Имеющиесявнемдостоинствазаключаютсяввозможностиосуществленияконтролявсегоколичествапараметровавтомобиля,передаватьэтуинформациюиобладаютспособностьюблокировкисуществующихэлектромеханическихцепейвтранспортномсредстве,дляблокировкиегопередвижения.ТретийтипустройствапредназначендляпередачитревожныхсигналовпосетямGSMипосвоейрадиосети.ВторойтакойвидтакиесигналыосуществляеттолькопосетиGSM.Недостатокэтихдвухвидов–этобольшаяихстоимость,особенноэтоотноситсяктретьемутипу.Онитакжеимеютиувеличенныеразмеры,чтовлияетнаскрытостьтакихустройств.Повнешнемувидунетсущественныхразличиймеждуними,ониоченьпохожиемеждусобой.Эффективностьработысовременныхпоисковыхиохранныхсистемтранспортныхсредствбылапроверенавреальныхусловияхнапрактике.Какправило,втакихслучаяхнаилучшуюоценкуработыоборудованияможнодатьприустановкенасамыеболееугоняемыеавтомобили.

Статистикунаиболееугоняемыхавтомобилейпофирмампроизводителямза2014год,приведеннуювтаблице1составилоаналитическоеагентство«Автостат»[4].

Таблица1Анализпопулярностьразличныхмарокугоняемыхавтомобилей

брендугоны,шт.динамика,%20132014LADA14252132946,7TOYOTA532353020,4MAZDA2285162329,0NISSAN159515701,6FORD1240153223,5MITSUBISHI1666132320,6HYUNDAI982129031,4RENAULT950121227,6KIA802117646,6BMW98010406,1

Болееглубокоеизучениестатистическихданныхпоказало,чтообщеечислоугоновпоконкретнымбрендамзачастуюобусловленобольшимавтопаркомданногопроизводителя.Всвязисэтимболееинтереснойоказаласьстатистика,отражающаяколичествоугоновприходящихсяна10000транспортныхсредств.Втаблице2приведеныавтомобильныефирмыснаибольшимколичествомхищенийнакаждые10000автомобилей[5].Таблица2Анализплотностиугоняемыхавтомобилей

Марка автомобиляпарк,шт.угонывсего,шт.на10000авто,шт.INFINITI6594255184LANDROVER14487581656JAGUAR138115540PORSCHE3253612839ACURA74762635LEXUS18532961733

Наосновестатистикимывидим,чтоколичествоугоняемыхавтомобильныхсредствсовсемневелико,азначит,вданныхавтомобиляхиспользуютсясредствапротивоугоннойзащиты.Рассмотримспособызащитыотугонаиликражиавтомобиля:механические;электрические.НаиболеепопулярнымимеханическимипротивоугоннымисредствамиявляютсязамкиКППиблокираторырулевоговала.Привыборезамканакоробкупередачнужночеткопониматьпринципегоработы:еслизамокблокируеттолькоселекторвыборапередач,асаммеханизмпереключенияприэтомостаетсяподвижным,тобольшихпроблемугонщикутакойзамокнедоставит.

Механическиепротивоугонные средства самый доступный и наименееэффективныйспособавтозащиты.

Следующийспособ–сигнализация.Основнаяипервостепеннаязадачасигнализации—оповеститьвладельцаавтомобиляотревожномсобытии,иеслиотталкиватьсяотданногокритерия,тоохраннаясистемадолжнабыть,какминимум,защищенаотинтеллектуальноговзлома(сканеры,кодграбберы,ретрансляторы),ведь,выключиврежимохраны,угонщикполучаетзначительноепреимущество.Наданныймоментможносмелоутверждать,чтоотинтеллектуальноговзломазащищенысистемы,использующиедиалоговуюавторизациюииндивидуальныеключишифрования.Кчислунаболеебезопасныхможноотнестисистемысдиалоговойавторизациейииндивидуальнымиключамишифрования(Pandora,StarLine,Stalker,MS)исистемыиспользующиесинхронизациюповремени,такназываемыйTimeCode(Excellent).Помимо«угонасместастоянки»бываютслучаиразбойногонападения,когдавладельцазаставляютпокинутьсалонавтомобиляпризапущенномдвигателе.ВтакомслучаебудетполезнафункцияAntiHiJack,котораяподразумеваетповторнуюавторизациюпользователяпосленаступленияопределенногособытия(например,открытиедверипризапущенномдвигателе)[5].Наэтапевыборасигнализациистоитчеткоопределитьдлясебятотфункционал,которыйбудетнуженвпроцессеэксплуатацииавтомобиля.Такженестоитзабывать,чтореализациямногихфункцийнапрямуюзависитотмаркиимоделиавтомобиля.Кустановкепротивоугонногооборудованиястоитотнестисьмаксимальносерьезноипроизводитьмонтажтолькоупрофессионалов.Таккакошибкивподбореиливустановке могутсвестинанетвсеусилияидажесамаябезупречнаясистемабудетработатьнекорректно.Защитаотугона—этовсегдакомплексныйподходсиспользованиемразличногооборудования,какэлектронного,такимеханического.

Впоследнеевремясновавыросспроснаспутниковыепротивоугонныесистемы,связаноэтовпервуюочередьстребованиямистраховыхкомпанийприоформленииполисаКАСКО.Внекоторыхслучаяхустановленнаяспутниковаяпоисковаясистемадаетзначительнуюскидкупристраховании,а,вслучаесопределеннымимаркамиимоделямиавтомобилей,наличиетакойсистемыявляетсяобязательнымпунктомприоформленииполисаКАСКО.Многиеавтовладельцысчитают,чтотребованиястраховойкомпаниисвязанысвысокимипротивоугоннымихарактеристикамиспутниковыхсистем,однако,этодалеконетак...ВбольшинствеслучаевСПСпредставляетизсебяустройство,котороеспособноотследитьместоположениеавтомобиля,атакжеоповеститьоператораотревожныхсобытиях(произошлопроникновениевсалон,сработалдатчикудара,запущендвигательит.д.),нореальнойзащитыотугонатакоеоборудованиенедает,егостоитрассматриватькакустройство,котороепоможетнайтиужеугнанныйавтомобиль.Существуют определенные правила для максимальной защиты своего автомобиля от угонщиков, следует только четко соблюдать их[6].Такие правила подразумевают следующее:1. Защитных средств от угона транспортного средства желательно иметь как можно больше. Это осложнит угонщику быстро проделать эту процедуру, что может его остановить от задуманного действия.2. Следует устанавливать на автомобиле комбинированные средства защиты от угона –электронные и механические. Такой вариант белее надежный.3. Никакой дополнительной и рекламной информации не должно быть на автомобиле о вашей модели сигнализации, чтобы не облегчать угонщику в его работе.4. Многие звуковые сигналы охранной сигнализации одинаковые по звучанию. Следует постараться подобрать отличимую звуковую мелодию от других, и чтобы она заставляла прохожих на нее реагировать.5. Пейджер с двухсторонней связью отличный вариант. Это дает прекрасную возможность контролировать в пределах одного километра, что происходит с вашим автомобилем. Также очень подходящим является способ с применением сигнализации GSM GPS модулем. Такой модуль оповещает о любой попытке проникновения в транспортное средство путем сообщения на мобильный телефон. При помощи его можно дистанционно становить и снимать с сигнализации автомобиль, выключать работающий двигатель, вычислить место пребывания автомобиля. Принцип работы модуля идентичен поисковой спутниковой системе с одной лишь разницей, что сигнал поступает не диспетчеру, а владельцу транспортного средства. Такая защита от угона, считается идеальной.6. Хорошо устраняет доступ под капот установка дополнительного замка, так останется в сохранности аккумулятор и «мозг» автомобиля.7. Постоянно делать проверку состояния дверных замков, багажника и также капота. Следить за исправностью сигнализации.8. При приобретении старого автомобиля, следует сразу же сделать замену старой сигнализации и поставить новые замки.В результате анализацелесообразности использования противоугонных средств можно сделать обобщенный вывод о необходимости применения данных средств как профилактической меры предупреждения преступления.Однако, эффективность видов противоугонных средств резко дифференцирована. Механические средства, устанавливаемые производителямипозволяют только приостановить преступление и могут использоваться как профилактическое средство, но они не являются панацеей лечения такого рода преступлений. Следует использовать дополнительные механические системы блокировки, изготавливаемые с использованием высококачественных прочных сплавов, не позволяющих за разумное время взломать их. Электронные средства также имеют ряд минусов, описанных выше.Насегодняшнийденьминимальнымпротивоугоннымкомплексом,обеспечивающимминимальнуюзащиту,являетсясвязка:—цифровое(беспроводное)релеблокировки,расположенноевподкапотномпространстве;—электромеханическийзамоккапота.Такойтандемпозволяетсоздать«закольцованную»систему

релеблокируетоднуизжизненноважныхцепейподкапотомавтомобиля,отключаетсятакоерелетолькоприпоступлениикомандыотблокасигнализации,сгенерироватьилисымитироватьсигналневозможноиугонщикуостаетсяудалитьэторелефизически,адляэтогонужнопопастьподкапот,которыйзакрытдополнительнымзамком.Такойметодбезопасностипозволитавтомобилюбытьвминимальной«зонериска».Тем не менее такой комплект не позволяет уменьшить риски угона до уровня, удовлетворяющего требованиям страховых компаний. В настоящее время считается целесообразным установка дополнительного электронного устройстваблока сигнализации.

Ссылки на источники1.Адамян Р. Э. Особенности предупреждения тайного хищения автотранспорта в мегаполисах Российской Федерации // Гуманитарные, социальноэкономические и общественные науки. 2015. №4 [электронныйдокумент] URL: http://cyberleninka.ru /article/n/osobennostipreduprezhdeniyataynogohischeniyaavtotransportavmegapolisahrossiyskoyfederatsii/2.Андрухов В.А. Профилактика, выявление и раскрытие преступлений, связанных с кражами, угонами и легализацией транспортных средств, сотрудниками подразделений ГИБДД в Краснодарском крае // Вестник КРУ МВД России. 2011. №4 (14). [электронныйдокумент] URL: http://cyberleninka.ru/article/n/profilaktikavyyavlenieiraskrytieprestupleniysvyazannyhskrazhamiugonamiilegalizatsieytransportnyhsredstvsotrudnikami.3.Рудаков Б.В., Бражников Д.А., Щукин А.М. Основы специальной техники (общая часть): Учебное пособие.Тюмень: Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, 2013.354 с.4.Статистика краж автомобилей за 2014 год, 2014. URL: https://www.autostat.ru/news/20007/ (дата обращения: 27.10.2016).5.Плодовский Юрий Викторович, Галушкин Александр Александрович Кража автомобилей —традиционное профессиональное преступление // Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. 2013. №3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/krazhaavtomobileytraditsionnoeprofessionalnoeprestuplenie/6.Коваленко.Научные исследования и решение инженерных задач в сфере автомобильного транспорта. –М.: ИнфраМ, Новое знание, 2016. –С. 272.