Нововведение как предмет инновационного маркетинга

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кольган М. В., Топоровский К. С. Нововведение как предмет инновационного маркетинга // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 836–840. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970494.htm.
Аннотация. В статье затрагиваются вопросы нововведений в инновационном маркетинге. Рассмотрен термин «инновация». Показаны действия маркетологов, использующие методы инновационного маркетинга.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Кольган Мария Владимировна,кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинг и инженерная экономика ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет», г. РостовнаДонуkolgan.m@yandex.ru

Топоровский Константин Сергеевич,студент кафедры маркетинг и инженерная экономикаФГБОУ ВПО «Донской Государственный Технический университет», г.РостовнаДонуkostya141195@yandex.ru

Нововведение как предмет инновационного маркетинга

Аннотация. В статье затрагиваются вопросы нововведений в инновационном маркетинге.Рассмотрены термин «инновация». Показаны действия маркетологов, использующие методы инновационного маркетинга.Ключевые слова: маркетинг, инновации, новшества, нововведение, новатор.

В настоящее время считается, что термин «нововведение» является русским вариантом английского слова «innovation». Дословный перевод –«введение инноваций» или, в России,«введение новшеств». Новшество–появление чегото определенно нового (предмета, порядка, метода, обычая и тд.). Русский вариант слова «нововведение» означает процесс использования новшества.

Таким образом, после распространениячего то новогосреди пользователей, новшество приобретает новое свойство –становится нововведением (инновацией).Рассмотрим термин инновация. В русском языке этот термин означает использование новшеств в виде новых технологий, продуктов или услуг, методов, организационноэкономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера с целью получения максимальной прибыли.В мировой экономической литературе «инновация» трактуется как перевоплощение потенциального научнотехнического прогресса (НТП) в реальный, который будет использоваться в новых продуктах/услугах и технологиях (рис.1).

Рис.1.Порядок перехода «новшества» в «инновацию»[1]Под инновацией понимается объект, внедренный в производство после проведения научнотехнического исследования или открытия, качественно отличающийся от своего предшествующего аналога.Россия сталкивается с различного рода проблемами в процессе введения новшеств. Главная из них –внедрение определения «инновация» в процесс экономических исследований НаучноТехнического Прогресса (НТП). Термин стал использоваться в переходной экономике России совсем недавно. В соответствии с Руководством Осло «Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям» [2]: «Инновация есть введение в употребление какоголибо нового или значительно улучшенного продукта (товара или услуги) или процесса, нового метода маркетинга или нового организационного метода в деловой практике, организации рабочих мест или внешних связях. Минимальным признаком инновации является требование того, чтобы продукт, процесс, метод маркетинга или организации был новым (или значительно улучшенным) для практики данного предприятия. Это включает в категорию инноваций продукты, процессы и методы, которые предприятия создали первыми, и/или продукты, процессы и методы, заимствованные от других предприятий или организаций» [2, c. 48].Люди, которые занимаются созданием инноваций (они же новаторы), руководствуются двумя критериями: экономическая эффективность и жизненный цикл товара. Стратегия их деятельности направлена на то, чтобы создатьтакое новшество, которое превзойдет конкурентов, став самым уникальным в своей отрасли.

В экономической науке есть много трактовок определения «инновации». Руководство Осло от 2010 года [2] говорит, что инновации делятся на маркетинговые, организационные, продуктовые и процессные. Как вы заметили, маркетинговые инновации выделены как отдельный элемент инновационной политики организации, что свидетельствует о признании ученой общественности Запада значения маркетинга для увеличения конкурентоспособности идостижения различных преимуществ на инновационной основе. «Маркетинговая инновация есть внедрение нового метода маркетинга, включая значительные изменения в дизайне или упаковке продукта, в размещении продукта, его продвижении на рынок или методах назначения цены» [2, с. 52]. Однако, там же указано, что «маркетинговые инновации не включают, например, «изменения в дизайне продукта или в его упаковке, складировании, продвижении или приемах назначения цены, основанные на методах, ранее уже используемых на данном предприятии» [2, с. 52].Данное определение можно подвергнуть сомнению, вопервых, объединение в одну группу большинства составляющих маркетинговой политики не основано на понятии существенности конкретной позиции. Вовторых, даже старый метод маркетинга всѐ равно должен иметь определѐнную новизну, так как элемент инновации присутствующий в самом продукте или услуге, подразумевает и определѐнную новизну в маркетинговом подходе. Втретьих, даже сезонные, регулярные и прочие рутинные изменения маркетинговых инструментов учитывают в обязательном порядке новые условия конкурентного рынка.Освоение нового рыночного сегмента или же освоение нового рынка в географическом плане всегда влечет за собой изменение заранее применявшихся методов маркетинга. В такой ситуации настоящий маркетологноватор применяет творческий подход, учитывающий менталитет потенциального потребителя, местные нравы и обычаи. Изменений касается даже реклама, подача которой может изменяться в зависимости от местного рынка. В таких ситуацияхизменение даже малейших деталей может повлечь за собой качественный прирост в достижении маркетинговых целей. Но с другой же стороны, инновация в маркетинге, которая принесла противоположный результат, тоже считается инновацией. Она носит отрицательный характер, но в связи со своей новизной ее можно назвать не инновацией, а новым рисковым подходом в решении задач маркетинга.Получается, что утверждение «маркетинговые инновации могут относиться к любому виду маркетинга (дизайн продукции, упаковки; размещение; установка цены; продвижение товара/услуги)»,не всегда имеют соответствие ссамим понятием инновация, особенно если они применяются впервые. На практикеинновационный маркетинг охватывает две проблемные зоны управления инновациями: инновации на этапах ЖЦТ(рис.2) и непосредственно маркетинг новых видов услуг. Инновационный маркетинг, на основе исследования и непосредственного влияния на рыночные условия хозяйствующего субъекта, способствует выполнению таких функций управления, как оптимизация и контроль его за инновационной и производственнохозяйственной деятельностью. Так может быть достигнута реализация концепции традиционного маркетинга, которая гласит о том, что задачами организации являются постоянное совершенствование товаров и услуг, форм и методов маркетинга.

Рис.2.Кривая жизненного цикла товара

Инновационный маркетинг действует на самой первой стадии ЖЦТ, который уже является составной частью инновационного потенциала организации. Оценка инновационного потенциала помогает определить насколько товар готов выполнить задачи, приводящие к полному выполнению инновационной цели. Для эффективного использования потенциала инновационного маркетинга в рамках реализации задач маркетинга, необходимо совмещение изучения инноваций в области современных бизнеспроцессов, и опыт бизцеслидеров для приобретения новых навыков. Это обеспечивает решение одной из важнейших задач маркетинга расширение географии потребителей[1].По моему мнению инновации в маркетинге обеспечивают эффективное использование новых способов и методов, предназначенных для обеспечения лидирующих позиций конкретного бизнеса. Инновационный маркетинг обеспечивает также симбиоз знанийв области производства, услуг и качества их выполнения ,обслуживания, с одной стороны, и прогрессивных методов изучения рынкаи его позиционирования, с другой.

Ссылки на источники1.Инновационный менеджмент: Учебное пособие/ Арутюнова Д.В. РостовнаДону:Издво ЮФУ, 2014. –152 с.2.Кольган М.В.Управление бизнеспроцессами предприятия на основе построения карт эффективности бизнеспроцессов / М.В. Кольган // Современные тенденции развития науки и технологий : сборник научных трудов по материалам VIII Международной научнопрактической конференции 30 ноября 2015 г.: в 10 ч. / Под общ. ред. Е.П. Ткачевой. –Белгород : ИП Ткачева Е.П., 2015. –№ 8, часть VIII. C. 6367.3.Кольган, М.В. Управление изменениями организационных структур на основе учета принципа версионности в информационных системах производственных предприятий / М.В. Кольган, С.М. Крымов // Экономика и предпринимательство. 2015.№62 (592)4.Кольган М.В. Содержание и технологии управления бизнеспроцессами // Институциональные императивы развития экономики России : сборник научных трудов по материалам Международной научнопрактической конференции 0102 февраля 2016г. / под общ. ред. Д.М. Зозуля.РостовнаДону : Издво ДГТУ, 2016. С.4853.5.Руководство Осло. Рекомендации по сбору и анализу данныхпо инновациям. Третье издание. Совместная публикация ОЭСР и Евростата. Перевод на русский язык, издание второе исправленное. –М., 2010 –167 с. –[Электронный ресурс]. Email: post@csrs.ru; http://www.csrs.ru (дата обращения 12.12.2016).