Исследование профессионального потенциала обучающегося в построении индивидуального маршрута освоения техники сварки

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Иванова С. В., Александров О. В., Гребнёв С. А. Исследование профессионального потенциала обучающегося в построении индивидуального маршрута освоения техники сварки // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 1071–1075. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970541.htm.
Аннотация. В статье показано, как на основании исследования показателей освоения техники сварки был проведён рефлексивный анализ успешности освоения сварочной техники. Проводилась выборочная экспертная оценка достижений и затруднений обучающихся. Полученные данные сопоставлены с особенностями природных каналов восприятия каждого обучающегося. На основании этого были сделаны выводы и даны практические рекомендации по индивидуальным образовательным маршрутам освоения техники сварки.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Александров Олег Владимирович, мастер производственного обученияГБ ОУ СПО ЛО «Тосненский политехнический техникум»,выпускник СПб ГБ ПОУ ИПЛ2011 годаalexandrovolegg@yandex.ru

Гребнёв Сергей Александрович, обучающийся по профессииСварщик, группа 241, СПб ГБ ПОУ «Ижорский политехнический лицей», gameonlyNya@yandex.ru

Иванова Светлана Васильевна,

к.п.н., с.н.с. лаборатории инноватики в педагогическом образовании СПб ИУО РАО, преподаватель СПб ГБ ПОУ ИПЛs.ivanova@iporao.ru

Исследование профессионального потенциала обучающегося в построениииндивидуального маршрута освоения техники сварки

АннотацияВ статье показано, как на основании исследования показателей освоения техники сварки был проведён рефлексивный анализ успешности освоения сварочной техники. Проводилась выборочная экспертная оценка достижений и затруднений обучающихся. Полученные данные сопоставлены с особенностями природных каналов восприятия каждого обучающегося. На основании этого были сделаны выводы иданы практические рекомендации по индивидуальным образовательным маршрутам освоения техники сварки.Ключевые слова: обучение профессии Сварщик, природные каналы восприятия, индикаторы качества освоения техники сварки.

В связи с введением новых профессиональных стандартов потребность в повышении качества обучения возрастает. Кроме того, показатели конкурентоспособности учреждения профессионального образования проявляются на конкурсах WolrdSkills(Молодые профессионалы) в ходе участияобучающихсяв практических испытаниях. Для молодого мастера производственного обучения важно включиться в работу по обеспечению качества образования не только на уровне современных требований, но и с учётом перспектив профессии в рейтинге ТОП 50 (перспективных профессий будущего). Для обучающегося в соответствии с новыми принципами обучения на основе компетентностного подхода важно самостоятельное участие в построении собственного образовательного маршрута.Для продуктивного обучения навыкам сварки разработано немало тренажёров[1]однако, повсеместный широкий доступ к такому оборудованию проблематичен, обновляемость парка тренажеров затруднена и эксплуатация имеющегося оборудования нуждается в проверке и корректировке предъявляемых показателей. Поэтому обучающемуся важно вне зависимости от показателей обучающей техники своевременно выявить для себя оптимальные пути освоения профессии и получить в их самостоятельном выборе всемерную помощь и поддержку педагогов.Для выбора индивидуального образовательного маршрута обучающемуся важно понять, как может в дальнейшем развиваться его собственный профессиональный потенциал.Как отмечает Е.М. Дроздова, профессиональный потенциал –потенциалработника—

определяется какего профессиональныезнания, умения и навыки,жизненный и производственный опыт, социально–психологический типличности, уровень общей культуры, состояние здоровья иработоспособности.Трудовой потенциал это «мера наличных ресурсов и возможностей, непрерывно формируемых в процессе всей жизни личности, реализуемых в трудовом поведении и определяющих его реальную плодотворность. На основе своего трудового потенциала взрослый человек становится членом общества»[2].Поэтому так важно как можно раньше понять, что наилучшим образом поможет освоить профессию будущему сварщику.Работа по исследованию этого вопроса была проведена на втором курсе в период освоения техники ручной дуговой сварки и частично

полуавтоматической сваркив СанктПетербургском государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Ижорский политехнический лицей». Принимая свободу выбора профессии как осознанную необходимостьсамосовершенствования в профессиональной сфере, важно в процессе освоения трудовых приёмов понимать, что достигнуто, а над чем ещё надо поработать.Причём путь освоения техники у каждого человека свой и зависит от его индивидуальных особенностей. Поэтому в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов, предполагающими включение рефлексивных практик в образовательный процесс,и инновационными направлениями развития профессий и образования по ТОП50, была выбрана цель исследования:

Проведение рефлексивного анализа успешности освоения техники сварки обучающимися по профессии Сварщик (на 2 курсе).

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

1.Выявить динамику освоения практических компетентностей обучающимися 2 курса, используя ключевые индикаторы.2.Выявить индивидуальные каналы восприятия учебной информации обучающимися 2 курса3.На основании выявленных данных о достижениях и индивидуальных особенностяхвыработать совместный путь освоения профессиональных компетентностей вовладении техникой сварки.Цель можно представить в 2–ух вариантах: для педагога и обучающегося, как показано в Таблице 1.Таблица 1 Интерпретация целей исследования для педагога и обучающегося

Работа была проведена в период освоения техники ручной дуговой сварки и частично полуавтоматической сварки. Исследовались показатели освоения техники сварки за прошедший период обучения с целью скорректировать освоение навыков на перспективу обучения по профессииСварщик.Был проведён рефлексивный анализ успешности освоения сварочной техники (освоения приёмов сварки на различных типах учебного оборудования) и частично проведена экспертная оценка достижений и затруднений обучающихся. Полученные данные сопоставлены с самообследованием природных каналов восприятия каждого обучающегося. Затем на основании исследований сделаны выводы и даны практические рекомендации по Цель работыдля обучающегосядля педагогаПроанализировать достигнутый уровень владения техникой выполнения сварных швовПровести рефлексивный анализ владения техникой выполнения сварных швов обучающимися 2 курсаВыявить свои индивидуальные особенности, имеющие влияние на освоение техники сваркиВыявить индивидуальные особенности обучающихся, влияющие на освоение профессиональных компетенцийСкорректировать пути совершенствования в профессииПомочь обучающемуся сосредоточиться над освоением техники сварки с учётом его собственных индивидуальных особенностей.корректировке индивидуальных образовательных маршрутов освоения техники сварки.Между тем, понятие Техникав нашем исследовании требует пояснения. Почти четыре века тому назад Рене Декарт сказал: «Давайте договоримсяопонятиях, и мы избавим мир от половины заблуждений».Поэтому,преждевсего,необходимо актуализировать понятие техникав контексте нашего исследования:

как мы понимаем слово техникав освоении профессии сварщика?

в каком смысле мы будем рассматривать технику?Таким образом, требуетсяпроанализировать, как обучающиеся владеют техникой (в смысле приёмов работы) при обращении со сварочной техникой (в смысле оборудования и сварочных тренажёров). В доказательство двоякой трактовки понятия ТЕХНИКА представим его толкованиев различных словарях на уровне ключевых слов.ВИКИсловарь 1.совокупность научных и прикладных дисциплин, 2.совокупность разнородныхсредств, владение компьютерной техникой. бытовой техникой.3.мастерство,совокупность приёмов, используемых в какойлибо специальной деятельности.Значение слова техникав словарях ЯндексаЗначение слова Техника(по Яндекс словарю Ефремовой)1. Совокупность средств человеческой деятельности.2. Совокупностьмашин, механизмов, механических устройств, аппаратов определенной отрасли производства. 3. Совокупностьприемов и навыков в какомл. виде деятельности, Значение слова Техника по словарю Ожегова:1.Техника Совокупностьсредств труда, знаний и деятельности, служащих для создания материальных ценностей2. собир.моторизованныемашиныи механизмы

4.Машины, механические орудия, устройстваВыводпо применяемой терминологии:в контексте нашего исследования технику будем рассматривать преимущественно как способ освоения приёмов сварки. Это подразумевает освоение компетенций работы насварочной технике –совокупности машин, механизмов, устройств для проведения сварочных работ.Методы и ход работы.Участники исследования.К исследованию привлекались обучающиеся на добровольной основе Исследование техники выполнения сварных швов обучающимися 2 курса, частично –1 курса.

Методы исследования.В исследовании применялись методы, показанные в Таблице 2.Таблица 2

Методы исследования техники сварки с учетом производственного потенциала

НазваниеСуть методапрактическиевыполнение сварочных работтеоретические анализ имеющихся достижений и трудностейэмпирическиеанкетирование, самоанализ, самооценка,включённое наблюдениеметод экспертной оценки

Проводится мастером производственного обучения после проведения обучающимися самообследования.комплексныеанализ литературы и полученных данных

Задачи исследованиядля обучающихся :1.Выполнить задание на учебной практике 2.Провести самообследование качества собственной техники сварки по критериям качества.3.Выявить собственные предпочитаемые каналы восприятия информации на основе теста [3].4.Сопоставить возможности корректировки образовательного маршрута с предпочитаемым каналом информации.Ожидаемый результат для педагога: выявить недостатки освоения профессиональных компетенций и помочь составить индивидуальный маршрут дальнейшего освоения сварочной техники с учётом индивидуальных особенностей восприятия информации. Для преподавателяэта работа соответствует следующим трудовым функциям нового профессионального стандарта:3.3.1 Трудовая функция

организация учебной деятельности обучающихся поосвоению учебных курсов,предметов, дисциплин (модулей, программ профессионального обучения).Для обучающегосяэта работа соответствует компетентностям по образовательному стандарту «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки) (утв. приказомМинистерства образования и науки РФ от 29 января 2016 г. N50) Сварщик [3].По этому стандарту в нашей работе присутствует соответствие общекультурным компетентностямОК 1. ОК 6, при этом доминантами позиций компетенрностей являются организациясобственной деятельности, осуществление контроля за рабочей ситуацией, самостоятельный поиск информации, умение работать в команде и во взаимодействии и др.В конечном итоге это работает на качественное освоение профессиональных компетентностей образовательного стандарта:ПК 2.1. и ПК 4.1, обозначающих требования к качеству выполнения ручной дуговой и механизированной сварки[3].В соответствии с вышеуказанным был определён ход исследования1.Обследование освоения обучающимися техники сваркипроводилось по следующим показателям:держать постоянной длину дуги,зажигание дуги,равномерно вести скорость сварки,соблюдать равномерную ширину шва,равномерно заполнять шов металлом, заполнять кратер ( концовку) шва.Для этого преподавателем для обучающихсябыла предложена анкета самообследования. 2.Выявлениепредпочитаемых каналов восприятияобучающимся была предложена адаптированная методика, представленная в работеавтора А.Г. Буза [4].По этой методике мы определяли, к какому типу по ведущему каналу восприятия может каждый себя отнести. Высказывалась собственная экспертная оценка и соотносилась с результатами наблюдения преподавателя и мастера п/о в ходе учебного процесса.

3.

По результатам сопоставления затруднений и потенциала развития в трудовом и учебном процессе совместно составлялась корректировка индивидуального образовательного маршрута.В ходе исследования были выявлены следующие результатыосвоения техники сварки по ключевым индикаторам.

1.Практические результаты В результате самообследования практических навыков выявлено:Лучше всего обучающиеся продвинулись в освоении таких параметров техники сварки, какзажигание дуги,равномерное ведение скорости сварки,соблюдениеширины шва равномерной.равномерное заполнение шваметаллом,Констатировалось наличие проблемыобучения по такому показателю, как поддержание постоянной длины дуги.В целом проведённые исследования показали положительную динамику освоения техники сварки. Фронт самооценки качества сварки колеблется от 40 до 90%.Соответствие данных самообследования и экспертной оценки качества освоения компетентностей по ключевым параметрамсоставляет «коридор» от 5% до «+» 10%.Ниже приводим некоторые результаты исследования:1)распределение обследуемых по типу ведущих каналов восприятия,2)результаты самообследования обучающегося в сопоставлении с экспертной оценкой, как это показано на Рисунках 3и 4 соответственно.3)Выводы о корректировке индивидуальных образовательных маршрутов в соответствии с выявленным производственным потенциалом.



Рис. 3.Распределение группы испытуемых обучающихся по типам ведущих каналов восприятия

Рис.4.Выявление уровня освоения компетенции выполнения ручной дуговой сварки обучающимся Nна начальном этапе обучения –

с помощью сварочных тренажёров и на промежуточном этапе

на сварочном оборудовании с последующей экспертной оценкой

Как видно на диаграмме, профиль достигнутых результатов на промежуточном этапе почти полностью совпадает с экспертной оценкой.В результате полученных в исследовании данных была проведенакорректировка индивидуальных образовательных маршрутов. Результаты индивидуального сопоставления полученных данных самообследованиявыполнил Гребнёв Сергей. Ниже приводим некоторые выводы этого автора от первого лица.Чтобы лучше понять, как продуктивнее освоить компетентности в соответствии со стандартом, обучающиеся участвовали в самообследовании собственных индивидуальных ведущих каналов восприятия. Нам предложили попробовать ответить на вопросы анкеты. Она нас заинтересовала и по определённой методике подсчёта в ключе анкеты мы выяснили, кто из нас визуал, кинестетик, аудиал. Исходя из этого,нам можно строить собственный маршрут обучения и договариваться с преподавателем, чтобы он учитывал это в объяснении и закреплении материала [4,5].Однако я решил, что предложенная методика не отражает моих индивидуальных особенностей. Я самостоятельно нашёл в интернете источник, по которой было приведено описание особенностей восприятия информации. По описанию я определил, что мой тип восприятия информации не может быть определён по предложенной преподавателем методике оценивания. Но мною было обнаруженоописание следующего типа, который полностью мне соответствует. Это так называемый дискрет(логик, дигитал). Сопоставив описание с наблюдаемыми у меня особенностями, я определил, что логическое восприятие информации на основе сопоставления всех данных из других каналов полностью соответствует моему типу.Таким образом, исследователями совместно был сделан выводо том, что в конкретном случае для данного обучающегося в объяснении материала необходимо больше доказательной логики.А в освоении практических навыков совершенно обоснованно было предложено больше внимания уделить технике наплавления.Научные результаты констатирующего эксперимента. Итак, совместнопроведённоеисследование подтвердило, что предложенная методика выявления ведущих каналов восприятия работает и многое объясняет как в случае успешного освоения техники сварки, так и в случае возникновения затруднений. Так, обучающийся, который по типу восприятия может быть охарактеризован как преимущественный кинестетик,прекрасно проявил себя на конкурсе WolrdSkillsRussia, и в показательных выступлениях на праздниках, в акробатических номерах, где требуется высокая координация движений. Однако преподаватель должен учесть, что аудирование удаётся ему в меньшей степени, поэтому задания лучше давать практические. Более того, при объяснении техники выполнения потолочного шва для этого обучающегося был задействован второй по значению канал восприятия –визуальный. Видеоинформация с помощью техники на сварочном полигоне помогла освоить технику выполнения швов в сложном пространственном положении.Другой почти 100% кинестетик испытывает затруднения при восприятии наглядности. Для него большую пользу и результативность приносят практические задания с большим наличием кинестетически управляемых визуальных эффектов.Большинство обследованных обучающихся имеют примерноравное соотношение предпочитаемыхканалов восприятия информации кинестетического и визуального. Это как раз хорошо подходит для людей, посвятивших себя профессии сварщика. Мышечная память отвечает за технику выполнения швов, а визуальный канал восприятия позволяет контролировать качество процесса сварки.Выбранные некоторыми обучающимися маршруты обучения соответствуют их природным задаткам: для аудиаланеобходим в гораздо большей степени практикум по выполнению сварных швов. В то же время таким людям можно легче, чем остальным, настраивать режимы сварки «по звуку» (равномерное потрескивание дуги, ровный гул источника питания при сварке плавлением, характерное шипение без хлопков при газовой сварке и резке и др.). Слуховой канал восприятия позволяет таким людям быстрее, чем остальным, заподозрить приближающуюся поломку в источнике питания по изменению звука «гудения» сварочного аппарата.В литературе имеется много сведений об учёте каналов восприятия у обучающихся младших, средних и старших классов общеобразовательной школы. Есть такие исследования для детей с ограниченными возможностями здоровьядля посещающих дошкольные образовательные учреждения[5,6,7]. По рабочим профессиям таких методик в широком доступе обнаружено не было. Мы предприняли попытку исследования ведущих каналов восприятия для повышения профессионального потенциала обучающихся по профессии Сварщик и можем предложить практические выводы использования комплексной методики.Практическое значение проведённого исследования освоения техники сварки можно отразить в следующих рекомендацияхВ помощь преподавателюданная методика позволяет учесть следующее. Показатели освоения профессиональных компетентностей в технике проведения сварочных работ можно определить по конкретным параметрам выполнения сварных швов обучающимися.Можно определить особенности распределения предпочитаемых каналов восприятия у конкретных обучающихся. Это по нашему мнению помогаетв налаживании обратной связи в процессе обучения.В помощь обучающемусяпроведённое исследование предлагает:1.Выявить собственные конкретные затруднения в технике освоения компетентностей, которые необходимо устранить входе учебнойи производственной практике до конца обучения.2.Определить предпочитаемый канал восприятия, что поможет лучше организовать процесс обучения и самостоятельной внеклассной работы.

Выводы и рекомендации:Источником развития трудового потенциала общества, кроме соответствующих социальных институтов, направленных на формирование личности и ее профессионализма, являются также отдельные личности, чьи успехи в трудовой сфере показывают возможности всего общества: Достижение высоких производственных результатов и лучшего качества выступает как эталон для сотрудников предприятия. Поэтому трудовой потенциал работника рассматривается как интегрирующий показатель практической готовности к инновациям в освоении профессии. Чтобы понять собственную перспективу развития в освоении техники сварки, необходимо своевременно понять степень своих затруднений и выявить возможности для их преодоления.В связи с этим перспектива применения результатов исследования в каждом конкретном случае показывает, на какие показатели качественного ведения техники ручной дуговой сварки следует обратить внимание.Кроме того, каждый обучающийся в ходе исследования выявил слабые места своей индивидуальной техники сварки и сможет осознанно работать над её совершенствованием.Этот путь соответствует требованиям образовательного стандарта, в которых говорится о возможности самостоятельного выбора способа обучения и индивидуального образовательного маршрута. Кроме того, правила проведения конкурса WS(Молодые профессионалы) требуют максимального учёта производственного потенциала обучающегося.Поэтому данную методику можно применять как вспомогательную при обучении технике сварки, в том случае, когда необходимо установить более точные каналы обратной связи в обучении и самообразовании.

Авторыучастники исследования выражают благодарность мастеру производственного обучения СПб ГБ ПОУИжорский политехнический лицейВилкову Александру Николаевичу за предоставленные сведения по результатам наблюдений за обучающимися в процессе обученияи подготовки к конкурсу WolrdSkillsRussia(Молодые профессионалы), что подтвердило сделанные выводы по результатам освоения техники сварки.

Ссылки на источники1.Кайтель С., Ахренс. С., МоллХ. Использование компьютерных технологий в обучении сварщиков // Автоматическая сварка. №10. –2014. –С.54582.Дроздова Е. М. Подходы к определению и оценке трудового потенциала // Дискуссия. 2012. N 53.

ФГОС по профессии Сварщик ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71240212/#ixzz4WsJuaw6y4.Буза А.Г. Курсовая работа «Прихофизиологические особенности восприятия учебной информации». –

Красноярск, 2012.5.Ведущий канал восприятия // http://tvkoh.com/testu/veduschiykanalvospriyatiya.html6.

Прасолова М.Д. Исследование ведущего канала восприятия у студентов// https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fconf.sfukras.ru%2Fsites%2Fmn2014%2Fpdf%2Fd01%2Fs03%2Fs03_028.pdf&name=s03_028.pdf&lang=ru&c=58aa9ecc43a47.Кривых С. В., Аристова Т. А. Образовательная система интеллектуального развития младших школьников средствами речемыслительной деятельности // МНКО. 2011. №5. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnayasistemaintellektualnogorazvitiyamladshihshkolnikovsredstvamirechemyslitelnoydeyatelnosti (дата обращения: 20.02.2017).