К вопросу формирования коммуникативной компетентности в общении подростков во внеурочной деятельности
Выпуск:
ART 970573
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Борода
А.
М. К вопросу формирования коммуникативной компетентности в общении подростков во внеурочной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 39. – С.
1231–1235. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/970573.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросу формирования у подростков коммуникативной компетентности в общении во внеурочной деятельности. Автор излагает теоретические подходы к исследованию коммуникативной компетентности подростков и дает обоснование эмпирического исследования коммуникативной компетентности подростков.
Ключевые слова:
внеурочная деятельность, коммуникативная компетентность
Текст статьи
Борода Алена Михайловна,магистр, ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С.Тургенева», г. Орелlevken@mail.ru
К вопросу формирования коммуникативной компетентности
в общении подростков вовнеурочной деятельности
Аннотация.Статья посвящена вопросу формирования у подростков коммуникативной компетентности в общении во внеурочной деятельности. Автор излагает теоретические подходы к исследованию коммуникативной компетентности подростков и дает обоснование эмпирического исследования коммуникативной компетентности подростков.Ключевые слова:коммуникативная компетентность, внеурочная деятельность.
Способность и готовность к общению предполагает формирование коммуникативной компетентности.Е.Н. Елагина [1]отмечает, что «в современном образовательном пространстве особую значимость приобретают социальнопсихологические проблемы, касающиеся процесса общения, в особенности его коммуникативной стороны. Важнейшей качественной характеристикой, позволяющей развивающейся личности реализовать свои потребности в социальном принятии, признании, уважении и определяющей успешность процесса социализации, выступает коммуникативная компетентность»[1].ФГОС ООО (2010г.) [2] «ориентирован на становление личностныххарактеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»), в частности, регламентирует обязательность формирования коммуникативной компетентности выпускника: «уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов» [2, с.34].В Стандарте такжеуказано, что «личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать «7) формирование коммуникативной компетентности в общениии сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми» [там же, с.5] в различных видах деятельности.Соглашаемсяс Е.Н. Елагиной [4], что«необходимость формирования коммуникативной компетентности личности на ступени основного общего образования обусловлена переходом обучающихся в подростковый возраст, на который приходятся сложные процессы развития самосознания, формирования системы ценностей, определяющей новый тип отношений со взрослыми и сверстниками, а также способность к самооценке» [4].О.В. Карунная [5] отмечает, что большинство исследователей выделяет подростковый возраст как наиболее сензитивный для формирования коммуникативной компетентности [5, с.4].Л.Н. Булыгина [6] в диссертационном исследовании «Формирование коммуникативной компетентности подростков в школьном обучении» отмечает, что «массовая педагогическая практика свидетельствует об отсутствии системы достижения учащимися коммуникативной компетентности на ступени основного общего образования.Несмотря на широкое освещение проблемы формирования коммуникативной компетентности как социокультурного феномена, проявляющегося в способности индивида к эффективному социальному взаимодействию, проведенные философские, социальнопедагогические и психологические исследования не дают конкретного ответа на вопрос, как в системе школьного обучения, на ступени основного общего образования, подготовить коммуникативно компетентную личность, способную продуктивно взаимодействовать с партнерами в постоянно меняющемся многофакторном информационном и коммуникативном пространстве.Осложняет поиск путей формирования коммуникативной компетентности подростков и недостаточная проработка сущности понятия «коммуникативная компетентность подростков» [6, с.3].Соглашаемся с И.Ю. Фоменко [7], что «под коммуникативной компетентностью обычно понимается способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. В состав компетентности включают некоторую совокупность знаний, навыков и умений, обеспечивающих эффективное протекание коммуникативного процесса» [7, с.73].О.В. Карунная [8] определяет коммуникативную компетентность как «определенный уровень развития коммуникативных знаний, умений и навыков, опосредованных совокупностью личностных качеств, черт, свойств и форм поведения, реализуемых в процессе общения» [8, с.10].Л.Д. Столяренко [9] определяет понятие коммуникативной компетентности как «способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; как систему внутренних ресурсов, необходимых для построенияэффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия» [9, с.413]Е.М. Алифанова [10] приравнивает коммуникативную компетентность к коммуникативным навыкам: «Коммуникативная компетентность это коммуникативные навыки, позволяющие человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе» [10, с.7].Таким образом, в рамках психологопедагогической теории и практики коммуникативная компетентность рассматривается как сложное образование, в которое входят знания, социальные установки, умения и опыт в области межличностного общения (Л.А. Петровская); как система внутренних средств регуляции коммуникативных действий (Ю.М. Жуков); как ориентированность в общении, основанная на знаниях и чувственном опыте индивида, а также свободном владении средствами общения (Ю.Н. Емельянов). Коммуникативная компетентность связана со способностью передачи принятия информации; с овладением различными средствами: вербальными, невербальными; личностным воздействием (персонализация, представленностьсебя в Другом); достижением одинакового восприятия коммуникативной ситуации [11, с.105106].Формирование коммуникативной компетентности предполагает обладание набором компетенций: компетенции перцептивной коммуникации, компетенции интерактивной коммуникации, коммуникативноречевые компетенции[12, с.24].Широкие возможности для формирования коммуникативной компетентности подростков в общении предоставляет внеурочная деятельность. ФГОС ОООотводит внеурочной деятельности важную роль. Она наряду с уроком выступает средством реализации основной образовательной программы.Внеурочной деятельностью можно назвать любую организуемую педагогами деятельность школьников вне уроков[13, с.46].Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классноурочной, и направленную на достижение школьниками личностных и метапредметных результатов основного общего образования. Это определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. [14, с.9].Внеурочная деятельность ориентирует на формирование условий для неформального общения и взаимодействия обучающихсяодного класса или же учебной параллели. Она имеет явно выраженную социальнопедагогическую и воспитательную направленность. Внеурочная деятельность может рассматриваться как хорошая возможность для организации межличностного общения и взаимодействия в учебном коллективе, между учащимися и учителем [15, с.37].Процесс формирования коммуникативной компетентности подростков во внеурочной деятельности представляет собой целенаправленное взаимодействие субъектов образовательного процесса, обеспечивающее овладение обучающимися умениями анализировать коммуникативные ситуации, осуществлять целеполагание и планирование коммуникативной деятельности, применять навыки межличностного и межколлективного взаимодействия, выполнять объективную оценкусобственной коммуникативной деятельности и ситуаций коммуникативного взаимодействия через интеллектуальную и личностную рефлексию [16, с.7].Целью нашего исследования является определение основных педагогических условий формирования и развития коммуникативной компетентности подростков средствами внеурочной деятельности.При разработке эмпирического исследования мы исходили из следующих теоретических положений:1.Потребность в общении включает в себя: 1) желание вступать в контакт с окружающими; 2) умение организовать общение (умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, проявлять эмпатию, умение решать конфликтные ситуации); 3) знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими (М.И. Лисина, Н.В. Клюева, Ю.В.Касаткина).2.Коммуникативная компетентность это развивающийся и в значительной мере осознаваемый опыт общения между людьми, который формируется и актуализируется в условиях коллективного непосредственного человеческого взаимодействия (И.Ю. Фоменко).3.Критерии сформированности коммуникативной компетентности у подростков: желание вступать в контакт с окружающими, способность организовывать сам ход коммуникативного акта, умение оценивать ситуацию общения, способность проявления рефлексивного поведения, эмпатии (М.В.Сорокина).В процессе исследования была выдвинута рабочая гипотеза: уровень коммуникативной компетентности подростков, проявляющийся в основных коммуникативных умениях, взаимосвязан, с одной стороны, с уровнем потребности подростка в общениисо сверстниками, с другой, с уровнем удовлетворенности психологическим климатом в учебной группе, который складывается в различных ситуациях учебного и межличностного общения подростков. Если развивать коммуникативную компетентность подростков в общении, в частности, посредством внеурочной деятельности, то произойдут качественные положительные изменения в психологическом климате группы.Для проверки гипотезы поставлены следующие задачи экспериментального исследования:определить уровень потребности подростков в общении;определить уровень коммуникативной компетентности и качества сформированности основных коммуникативных умений у подростков;выявить оценку подростками психологического климата в группе.Для решения поставленных задач предполагается использование анкетирования (опросник «Картаанкета») и диагностических методик: методика изучения потребности в общении(методика О.П. Елисеева, модификация для подростков выполнена А.Г. Грецовым)и методика «Тест коммуникативных умений Михельсона»(перевод и адаптация Ю.З.Гильбуха).Ссылки на источники1.Елагина, Е.Н. Формирование коммуникативной компетенции подростков в образовательном процессе школы / Е.Н. Елагина // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XVII междунар. студ. науч.практ. конф. № 2(17). URL: http://sibac.info/archive/guman/2(17).pdf (дата обращения: 08.02.2017).2.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерацииот «17» декабря 2010г. № 1897. М.: Издво стандартов, 2010.3.Там же.4.Елагина, Е.Н. Формирование коммуникативной компетенции подростков в образовательном процессе школы / Е.Н. Елагина // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XVII междунар. студ. науч.практ. конф. № 2(17). URL: http://sibac.info/archive/guman/2(17).pdf (дата обращения: 08.02.2017).5.Карунная, О.В. Формирование коммуникативной компетентности подростков в процессе работы со сказкой: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Карунная Ольга Викторовна. Архангельск, 2008. 237с.6.Булыгина, Л.Н. Формирование коммуникативной компетентности подростков в школьном обучении: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Булыгина, Лариса Николаевна. Тюмень, 2013. 24с.7.Фоменко, И.Ю. Сущность и содержание коммуникативной компетентности, обусловленной влиянием социальнопсихологических факторов / И.Ю.Фоменко // Электронный научный журнал «APRIORI». Серия: Гуманитарные науки». 2015. №3. С.6678.8.Карунная, О.В. Формирование коммуникативной компетентности подростков в процессе работы со сказкой: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Карунная,Ольга Викторовна. Архангельск, 2008. 237с.9.Столяренко, Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. Ростовн/Д.: Феникс, 2000. 672с.10.Алифанова, Е.М. Формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами театрализованных игр: дисс. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Алифанова, Елена Михайловна. Волгоград, 2001. 164с.11.Фоменко, Н.В. Педагогическая сущность коммуникативной компетентности в условиях образовательного процесса / Н.В. Фоменко // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2012. №2. С.104107.12.Булыгина, Л.Н. Формирование коммуникативной компетентности подростков / Л.Н. Булыгина // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. №3. С.2327.13.Как разработать план внеурочной деятельности в основной школе. Методические рекомендации. Орел: МБУ «ИМЦ», 2015. 16с.14.Внеурочная деятельность в продуктивно ориентированной открытой школе: сборник / Т.Н. Ивочкина и др. Новокузнецк: Издво МОУ ДПО ИПК, 2004. 51с.15.Дунаева, И.Г. Возможности внеурочной деятельности по формированию нравственноэтической ориентации младших школьников / И.Г. Дунаева // Сборники конференций НИЦ СОЦИОСФЕРА. 2015.№2. С.3639.16.Асадчих, В.Ю. Управление процессом формирования коммуникативной компетентности старшеклассников: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Асадчих, Виктория Юрьевна. Курск, 2009. 21с.
К вопросу формирования коммуникативной компетентности
в общении подростков вовнеурочной деятельности
Аннотация.Статья посвящена вопросу формирования у подростков коммуникативной компетентности в общении во внеурочной деятельности. Автор излагает теоретические подходы к исследованию коммуникативной компетентности подростков и дает обоснование эмпирического исследования коммуникативной компетентности подростков.Ключевые слова:коммуникативная компетентность, внеурочная деятельность.
Способность и готовность к общению предполагает формирование коммуникативной компетентности.Е.Н. Елагина [1]отмечает, что «в современном образовательном пространстве особую значимость приобретают социальнопсихологические проблемы, касающиеся процесса общения, в особенности его коммуникативной стороны. Важнейшей качественной характеристикой, позволяющей развивающейся личности реализовать свои потребности в социальном принятии, признании, уважении и определяющей успешность процесса социализации, выступает коммуникативная компетентность»[1].ФГОС ООО (2010г.) [2] «ориентирован на становление личностныххарактеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»), в частности, регламентирует обязательность формирования коммуникативной компетентности выпускника: «уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов» [2, с.34].В Стандарте такжеуказано, что «личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать «7) формирование коммуникативной компетентности в общениии сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми» [там же, с.5] в различных видах деятельности.Соглашаемсяс Е.Н. Елагиной [4], что«необходимость формирования коммуникативной компетентности личности на ступени основного общего образования обусловлена переходом обучающихся в подростковый возраст, на который приходятся сложные процессы развития самосознания, формирования системы ценностей, определяющей новый тип отношений со взрослыми и сверстниками, а также способность к самооценке» [4].О.В. Карунная [5] отмечает, что большинство исследователей выделяет подростковый возраст как наиболее сензитивный для формирования коммуникативной компетентности [5, с.4].Л.Н. Булыгина [6] в диссертационном исследовании «Формирование коммуникативной компетентности подростков в школьном обучении» отмечает, что «массовая педагогическая практика свидетельствует об отсутствии системы достижения учащимися коммуникативной компетентности на ступени основного общего образования.Несмотря на широкое освещение проблемы формирования коммуникативной компетентности как социокультурного феномена, проявляющегося в способности индивида к эффективному социальному взаимодействию, проведенные философские, социальнопедагогические и психологические исследования не дают конкретного ответа на вопрос, как в системе школьного обучения, на ступени основного общего образования, подготовить коммуникативно компетентную личность, способную продуктивно взаимодействовать с партнерами в постоянно меняющемся многофакторном информационном и коммуникативном пространстве.Осложняет поиск путей формирования коммуникативной компетентности подростков и недостаточная проработка сущности понятия «коммуникативная компетентность подростков» [6, с.3].Соглашаемся с И.Ю. Фоменко [7], что «под коммуникативной компетентностью обычно понимается способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. В состав компетентности включают некоторую совокупность знаний, навыков и умений, обеспечивающих эффективное протекание коммуникативного процесса» [7, с.73].О.В. Карунная [8] определяет коммуникативную компетентность как «определенный уровень развития коммуникативных знаний, умений и навыков, опосредованных совокупностью личностных качеств, черт, свойств и форм поведения, реализуемых в процессе общения» [8, с.10].Л.Д. Столяренко [9] определяет понятие коммуникативной компетентности как «способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; как систему внутренних ресурсов, необходимых для построенияэффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия» [9, с.413]Е.М. Алифанова [10] приравнивает коммуникативную компетентность к коммуникативным навыкам: «Коммуникативная компетентность это коммуникативные навыки, позволяющие человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе» [10, с.7].Таким образом, в рамках психологопедагогической теории и практики коммуникативная компетентность рассматривается как сложное образование, в которое входят знания, социальные установки, умения и опыт в области межличностного общения (Л.А. Петровская); как система внутренних средств регуляции коммуникативных действий (Ю.М. Жуков); как ориентированность в общении, основанная на знаниях и чувственном опыте индивида, а также свободном владении средствами общения (Ю.Н. Емельянов). Коммуникативная компетентность связана со способностью передачи принятия информации; с овладением различными средствами: вербальными, невербальными; личностным воздействием (персонализация, представленностьсебя в Другом); достижением одинакового восприятия коммуникативной ситуации [11, с.105106].Формирование коммуникативной компетентности предполагает обладание набором компетенций: компетенции перцептивной коммуникации, компетенции интерактивной коммуникации, коммуникативноречевые компетенции[12, с.24].Широкие возможности для формирования коммуникативной компетентности подростков в общении предоставляет внеурочная деятельность. ФГОС ОООотводит внеурочной деятельности важную роль. Она наряду с уроком выступает средством реализации основной образовательной программы.Внеурочной деятельностью можно назвать любую организуемую педагогами деятельность школьников вне уроков[13, с.46].Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классноурочной, и направленную на достижение школьниками личностных и метапредметных результатов основного общего образования. Это определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. [14, с.9].Внеурочная деятельность ориентирует на формирование условий для неформального общения и взаимодействия обучающихсяодного класса или же учебной параллели. Она имеет явно выраженную социальнопедагогическую и воспитательную направленность. Внеурочная деятельность может рассматриваться как хорошая возможность для организации межличностного общения и взаимодействия в учебном коллективе, между учащимися и учителем [15, с.37].Процесс формирования коммуникативной компетентности подростков во внеурочной деятельности представляет собой целенаправленное взаимодействие субъектов образовательного процесса, обеспечивающее овладение обучающимися умениями анализировать коммуникативные ситуации, осуществлять целеполагание и планирование коммуникативной деятельности, применять навыки межличностного и межколлективного взаимодействия, выполнять объективную оценкусобственной коммуникативной деятельности и ситуаций коммуникативного взаимодействия через интеллектуальную и личностную рефлексию [16, с.7].Целью нашего исследования является определение основных педагогических условий формирования и развития коммуникативной компетентности подростков средствами внеурочной деятельности.При разработке эмпирического исследования мы исходили из следующих теоретических положений:1.Потребность в общении включает в себя: 1) желание вступать в контакт с окружающими; 2) умение организовать общение (умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, проявлять эмпатию, умение решать конфликтные ситуации); 3) знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими (М.И. Лисина, Н.В. Клюева, Ю.В.Касаткина).2.Коммуникативная компетентность это развивающийся и в значительной мере осознаваемый опыт общения между людьми, который формируется и актуализируется в условиях коллективного непосредственного человеческого взаимодействия (И.Ю. Фоменко).3.Критерии сформированности коммуникативной компетентности у подростков: желание вступать в контакт с окружающими, способность организовывать сам ход коммуникативного акта, умение оценивать ситуацию общения, способность проявления рефлексивного поведения, эмпатии (М.В.Сорокина).В процессе исследования была выдвинута рабочая гипотеза: уровень коммуникативной компетентности подростков, проявляющийся в основных коммуникативных умениях, взаимосвязан, с одной стороны, с уровнем потребности подростка в общениисо сверстниками, с другой, с уровнем удовлетворенности психологическим климатом в учебной группе, который складывается в различных ситуациях учебного и межличностного общения подростков. Если развивать коммуникативную компетентность подростков в общении, в частности, посредством внеурочной деятельности, то произойдут качественные положительные изменения в психологическом климате группы.Для проверки гипотезы поставлены следующие задачи экспериментального исследования:определить уровень потребности подростков в общении;определить уровень коммуникативной компетентности и качества сформированности основных коммуникативных умений у подростков;выявить оценку подростками психологического климата в группе.Для решения поставленных задач предполагается использование анкетирования (опросник «Картаанкета») и диагностических методик: методика изучения потребности в общении(методика О.П. Елисеева, модификация для подростков выполнена А.Г. Грецовым)и методика «Тест коммуникативных умений Михельсона»(перевод и адаптация Ю.З.Гильбуха).Ссылки на источники1.Елагина, Е.Н. Формирование коммуникативной компетенции подростков в образовательном процессе школы / Е.Н. Елагина // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XVII междунар. студ. науч.практ. конф. № 2(17). URL: http://sibac.info/archive/guman/2(17).pdf (дата обращения: 08.02.2017).2.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерацииот «17» декабря 2010г. № 1897. М.: Издво стандартов, 2010.3.Там же.4.Елагина, Е.Н. Формирование коммуникативной компетенции подростков в образовательном процессе школы / Е.Н. Елагина // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XVII междунар. студ. науч.практ. конф. № 2(17). URL: http://sibac.info/archive/guman/2(17).pdf (дата обращения: 08.02.2017).5.Карунная, О.В. Формирование коммуникативной компетентности подростков в процессе работы со сказкой: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Карунная Ольга Викторовна. Архангельск, 2008. 237с.6.Булыгина, Л.Н. Формирование коммуникативной компетентности подростков в школьном обучении: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Булыгина, Лариса Николаевна. Тюмень, 2013. 24с.7.Фоменко, И.Ю. Сущность и содержание коммуникативной компетентности, обусловленной влиянием социальнопсихологических факторов / И.Ю.Фоменко // Электронный научный журнал «APRIORI». Серия: Гуманитарные науки». 2015. №3. С.6678.8.Карунная, О.В. Формирование коммуникативной компетентности подростков в процессе работы со сказкой: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Карунная,Ольга Викторовна. Архангельск, 2008. 237с.9.Столяренко, Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. Ростовн/Д.: Феникс, 2000. 672с.10.Алифанова, Е.М. Формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами театрализованных игр: дисс. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Алифанова, Елена Михайловна. Волгоград, 2001. 164с.11.Фоменко, Н.В. Педагогическая сущность коммуникативной компетентности в условиях образовательного процесса / Н.В. Фоменко // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2012. №2. С.104107.12.Булыгина, Л.Н. Формирование коммуникативной компетентности подростков / Л.Н. Булыгина // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. №3. С.2327.13.Как разработать план внеурочной деятельности в основной школе. Методические рекомендации. Орел: МБУ «ИМЦ», 2015. 16с.14.Внеурочная деятельность в продуктивно ориентированной открытой школе: сборник / Т.Н. Ивочкина и др. Новокузнецк: Издво МОУ ДПО ИПК, 2004. 51с.15.Дунаева, И.Г. Возможности внеурочной деятельности по формированию нравственноэтической ориентации младших школьников / И.Г. Дунаева // Сборники конференций НИЦ СОЦИОСФЕРА. 2015.№2. С.3639.16.Асадчих, В.Ю. Управление процессом формирования коммуникативной компетентности старшеклассников: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Асадчих, Виктория Юрьевна. Курск, 2009. 21с.