Об обучении водителей бронетранспортера БТР-82А

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Чудинов М. Ю., Анашкин Р. А., Пархоменко А. В. Об обучении водителей бронетранспортера БТР-82А // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 1281–1285. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970583.htm.
Аннотация. В представленной статье кратко обобщен опыт проведения занятий по вождению с водителями бронетранспортера БТР-82А в первую очередь в горных условиях.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Чудинов Максим Юрьевич,курсант факультета СПО ФГКВОУ ВПО «Рязанского высшего воздушнодесантного командного училища имени генерала армии В. Ф. Маргелова», г. Рязань maks.chudinov.96@mail.ru

Анашкин РоманАлександрович,адъюнкт кафедры эксплуатации вооружения и военной техники ФГКВОУ ВПО «Рязанского высшего воздушнодесантного командного училища имени генерала армии В. Ф. Маргелова», г. Рязань rem1005@mail.ru

Пархоменко Александр Викторович,доцент, начальник кафедры эксплуатации вооружения и военной техники ФГКВОУ ВПО «Рязанского высшего воздушнодесантного командного училища имени генерала армии В. Ф. Маргелова», г. Рязаньgumelevvu@mail.ru

Обобучении водителей бронетранспортера БТР82А

Аннотация.В представленной статье кратко обобщенопытпроведения занятий по вождению сводителями бронетранспортера БТР 82А, в первую очередь, в горных условиях. Ключевые слова:танкодром, оборудование, обучение, водитель,бронетранспортер,обслуживание, занятия.

В настоящее время в ходереформыВооружённых сил Российской Федерации (ВС РФ)в число ееосновных задач входят:

перевооружение на современные образцы вооруженияи военной техники;

существенное повышение качества подготовки войск с учетомхарактера современных войн и вооруженных конфликтов.Поэтому вРоссии сейчас идет полномасштабный процесс созданияпринципиально новых, оснащённыхсамым современным оружиемВооружённыхсил, высокая мобильность которых позволит оперативно реагировать на угрозы военной безопасности страны, исходящих с любых направлений.На основе реформыпо перевооружению ВС РФ на современные образцы вооружения, военнойи специальнойтехникина укомплектование войск стали поступать новые бронетранспортеры БТР82А, которые представляют собой достаточно глубоко модернизированную машинуБТР80. Отличительными признакаминовой боевой машины стали:–система управления вооружением (СУВ), состоящаяиз автоматической 30ммпушки2А72 и спаренного с ней пулемета ПКТМ, а также двухплоскостного стабилизатора вооружения сэлектроприводами вооружения. –установлен новый более мощный многотопливный дизель КамАЗ740.14300. Поэтому сложность ее применения,а также короткие сроки обучения, непрерывное развитие форм и способов боевых действий предъявляют еще более высокие требования к уровню подготовки экипажей боевых машин и в частности водителей.Техника вождения боевых машин при различной скорости движениянеодинакова. В тяжелых дорожных условиях, когда скорости движения ограничиваются запасом мощности двигателя или системой подрессоривания, важнейшее значение имеют такие приемы вождения, как выбор оптимальной передачи, своевременность и быстрота переключения, гашение колебаний корпуса, умение безошибочно преодолевать различные препятствия и загражденияПри вождении боевых машин со скоростями, близкими к максимальным, важнейшее значение приобретает качество и точность (по месту и времени) управляющих действий и безопасность движения. Здесь уже решающее значение оказывают ограничения по заносу и юзу, умения и навыки водителей управлять машиной на скоростях 3550 км/ч, правильно выбирать дистанции в колонне, проходить повороты различной крутизны без существенного снижения скорости и заноса, быстро тормозить и останавливать машину при внезапном возникновении опасности (критической дорожной ситуации) без юза и наезда на препятствия или впереди идущую машину.Начальное обучение водителей машин организуется и проводится в учебных организациях ДОСААФ.Решение проблемы качественной подготовки водителей –очень важная задача, которая стоит перед всеми учреждениями и организациями, готовящими водителей машин. Основными путями решения этой проблемы, с нашей точки зрения, следует считать: –всестороннее и качественное психофизиологическое обследование кандидатов в водители;–правильный профессиональный подбор на соответствующие должности имарки машин;–обучение и воспитаниеНесмотря на значительные различия анатомофизиологических характеристик обучаемых, проходящих первоначальную подготовку, и водителей, повышающих свою квалификацию, правильно поставленное обучение и воспитание всегда даёт положительный результат (эффект). Величина этого эффекта, естественно, зависит как от содержания, методик и организации подготовки, так и от учёта оснащённости техническими средствами обучения водителей боевых машин.Обучение военных водителей это целенаправленный процесс воздействия на них определенных факторов, обеспечивающих приобретение необходимого мастерства владения техникой. Процесс обучения, его содержание и организационные принципы и методы подготовки водителей базируются на общепринятых принципах военного обучения и воспитания.На кафедре эксплуатации и вооружения военной техники (ЭВ и ВТ) РВВДКУ в последниечетыре года уделяется большое внимание дистанционному обеспечению процесса обучения курсантов и слушателей методическими материалами. Работа профессорскопреподавательского состава кафедры в этом направлении, в первую очередь, подчинена задаче обеспеченияобучающихся информацией для самостоятельной работы, необходимой для качественного усвоения учебной программы.Так, например, по вопросам, связанным с техническим обслуживанием бронетранспортера БТР80, на различных сайтах и порталах Интернета были размещены два учебных пособия [1, 2] и целый ряд статей [3, 4, 5, 6, 7, 8, 9]. Кроме того, опубликованы статьи, посвященные некоторым вопросам устройства бронетранспортера, в первую очередь его электрооборудования [10, 11, 12], взаимозаменяемости аккумуляторных батарей [13, 14, 15], особенностям электростартерного пуска в аварийных условиях [16, 17, 18, 19, 20, 21]. Большинство этих публикаций размещены на различных сайтах и порталах Интернета, а библиографические сведения о них –в Научной электронной библиотекеeLIBRARY.RU. Поэтому, при необходимости их легко найти обучающимся и использовать в ходе самостоятельной работы. Также, в 2017 году на кафедре было разработано и издано в типографии учебное пособие по вождению БТР80 [22]. В настоящее время оно в электронном виде размещено в локальной сети РВВДКУ. Причем, данные публикации необходимы не только курсантам и слушателям, но и также востребованы выпускниками училища.Известно, что последовательность развития водительского мастерства проходит четыре этапа, в которых водитель должен усвоить следующие навыки:

пользование органами управления машины иуправление ею в свободных условиях дорожного движения, когда практически отсутствуют помехи движения;

управление машиной в статически стесненных условиях, когда существуют помехи движению, но сами они не изменяют его положения и состояния в данный момент времени;

управление в динамически стесненных условиях движения, когда существующие помехи движению сами обладают возможностью изменения своего положения или состояния.Из анализа распределения продолжительности управления боевой машиной по этапам подготовки водителей следует, что в настоящее время основное внимание при подготовке водителей уделяется стесненным условиям движения машиной.Наиболее приемлемым и широко используемым элементом при обучении считается танкодром.Общий признаком оборудования танкодрома является: по параметру –кольцевой маршрут, внутри участки для отработки упражнений курса вождения.Трассы танкодрома включают элементы, опасные с точки зрения кривизны: участки с кривыми радиусом от 50 до 600 метров, Sобразные повороты.Необходимо отметить, что танкодромы имеют равнинную местность, однако эксплуатация боевых машин происходит и в горных условиях. При этом, эксплуатация данных машин в горных условиях усложняется по ряду факторов. К ним относится низкое количество асфальтированных дорог, их извилистость, резкость подъемов и спусков, колебания окружающей температуры в течение дня в больших пределах, а также изменение давления воздуха по мере изменения высоты при движении машины.Поэтому работа водителя, да и всего экипажа БТР82А в горных районах является более напряженной, нежели на равнинной местности.

По нашему мнению, с водителями следует проводить занятия по изучению:

влияния погодной и дорожной обстановки в горах на работу БТР82А, его агрегатов и механизмов;

содержания и объема работ по подготовке машины к использованию по назначению в горах, а также их выполнению в установленном порядке;

порядка обслуживания машины;

особенностей одиночного вождения БТР82А и движения на маршах(рейдах)в составе колонн(рисунок 1);

Рис.1.Водители в ходе занятий по вождению тренируются

в выполнении совместных действиях на марше

способов и механизмов для улучшения проходимости;

мероприятий по снижению расхода горючего;

порядка оказания помощи военнослужащим с признаками горной болезни, укусах, обморожении и перегреванию.Основное внимание необходимо уделять практическим занятиям.Придвижении машины водитель должен быть обучен и иметь твердые практические навыкив следующих приемах вождения:

во время движения, особенно в горной местности, пристально следить за местностью и самостоятельно выбирать скорость в зависимости от плотности движения в колонне, наличий различных препятствий в пути, избегая те, которые могут привести к повреждению БТР82А;

вусловиях слабой видимости скоростьмашиныне должна превышать пяти километров в час. С такой же скоростью рекомендуется двигаться на крутых и закрытых поворотах. При подъемах в 68 градусов скорость движения должна равняться 78 км/час, а на спусках –не превышать 1520 км/час;

в горах при спуске использоватьнакат не рекомендуется, но приходится, так как чем больше скорость машины, тем меньше ее вероятность поражения противником. Так что при ведении боевых действий часто приходится нарушатьвышеуказанный скоростной режимБТР82А. Поэтому очень важно отработать навыки скоростного движения БТР82А в любых условиях, особенно при спуске по горному серпантину;

во избежание внезапного столкновения со встречным транспортным средством на подъеме водителю следует снижать скорость и подавать сигналы.В ходе движения машины водитель должен быть обучен следить за температурным режимом, состоянием масел, охлаждающей и других жидкостей, степенью заряженности батарей БТР82А. Он должен уметь руководствоваться не только показаниями приборов, но и чувствовать устойчивость работы двигателя, легкость управления и посторонние вибрации машины.В ходе управления машиной водитель не должен допускать поджога и коробление дисков сцепления вследствие не полного включения сцепления. Для этого не следует держать ногу на педалисцепления без необходимости.Длительное удержание руля машины в вывернутом до упора положении не допустимо, так как может привести к поломке насоса гидроусилителя.При движении накатом запрещается глушить дизель, так как при этом выключается гидроусилитель рулевого привода и компрессор, это значительно ухудшает управляемость машины (требуется гораздо большее усилие при повороте руля) и снижает до минимума эффективность рабочей тормозной системы.В ходе технической и тактической подготовки необходимо решать вопросы укрепления психологической устойчивости водителей и экипажа в целом. Для этого на занятиях по вождению следует создавать тяжелые тактические условия, приближенные к боевым и требующие повышенного напряжения, связанного с преодолением сложных препятствий(рисунок 2),умело имитировать внешнюю картину современного боя в горах.

Рис.2.Преодоление рва на занятиях по вождению

Кроме того, следует уделить большое внимание отработке вопросов полной взаимозаменяемости всех членов экипажа БТР82А (рисунок 3).

Рис.3.Отработка взаимозаменяемости личного состава экипажа БТР82А. Огонь из автоматической пушки ведет водитель

В условиях реального боя полная взаимозаменяемость всех членов экипажа бронетранспортера крайне важна для успешного выполнения поставленных задач.Вывод.В ходе занятий по вождению следует отрабатывать весь комплексобучающих приемов и мероприятий, максимально задействовать танкодромы для того, чтобы в ходе практических занятий по вождению водителиБТР82А были натренированы использоватьвсе накопленные знания, навыки и опытдляприменения в реальномбою. Также следует проводить совместные тренировкис десантом (перевозимым отделением)в целях отработки и согласования совместных действий при отражении атак и возникновении внештатных ситуаций. При такой подготовке водители смогутнаиболее полно использоватьбоевые и технические возможности БТР82Ав реальном бою.

Ссылкинаисточники1.Гумелёв, В.Ю. Эксплуатация многоцелевых машин. Контроль технического состояния и техническое обслуживание бронетранспортера БТР80: учеб. пособие. Ч. 1. [Текст] / В.Ю. Гумелёв, А.В. Пархоменко, О.В. Пестов, С.Н. Бистерфельд, А.Г. Картуков–Рязань: РВВДКУ, 2014. –189 с. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=23124684 2.Гумелёв, В.Ю. Эксплуатация многоцелевых машин. Контроль технического состояния и техническое обслуживание бронетранспортера БТР80: учеб. пособие. Ч. 2 / [Текст] В.Ю. Гумелёв, А.В. Пархоменко, О.В. Пестов, Ю.И. Волков, Д.В. Разиков, А.А. Постников, В.А. Москаленко, В.Ю. Гужвенко; под общей редакцией А.В. Пархоменко. –Рязань: РВВДКУ, 2016. –202 с. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=24532221

3.Постников А.А., Пархоменко А.В., Гумелёв В.Ю. Об аккумуляторных батареях БТР80 и их техническом обслуживании // Современная техника и технологии. 2015.№ 7 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2015/07/6511 (дата обращения: 09.02.2017).4.Гумелёв В.Ю., Пархоменко А.В., Постников А.А. Краткие сведения об организации и проведении технического обслуживания №1 бронетранспортера БТР80 // Современная техника и технологии. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2015/10/7940 (дата обращения: 05.02.2017).5.Гумелёв В.Ю., Пархоменко А.В., Постников А.А., Андрющенко А.А. Краткие сведения о порядке проведения и операциях контрольного осмотра бронетранспортера БТР80 // Современная техника и технологии. 2016. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2016/05/9953 (дата обращения: 12.02.2017).6.Постников А.А., Гумелёв В.Ю., Пархоменко А.В., Волков Ю.И. Проверка уровня масла в агрегатах трансмиссии бронетранспортера БТР80 // Современная техника и технологии. 2016. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2016/09/10494 (дата обращения: 13.02.2017).7.Постников А.А., Пархоменко А.В., Волков Ю.И., Гумелёв В.Ю. Особенности проверки исправности системы противопожарного оборудования (ППО) бронетранспортера БТР80 // Современная техника и технологии. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2016/10/10670 (дата обращения: 14.02.2017).8.Постников А.А., Пархоменко А.В., Волков Ю.И., Гумелёв В.Ю. Проверка работы и последовательность регулировки приводов подачи топлива и остановки дизеля БТР80 // Современная техника и технологии. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2016/11/10999 (дата обращения: 09.02.2017).9.Постников А.А., Пархоменко А.В., Волков Ю.И., Гумелёв В.Ю. Регулировка схождения колес БТР80 // Современная техника и технологии. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2017/02/12195 (дата обращения: 04.03.2017)10.Рогачёв В.Д., Гумелёв В.Ю., Писарчук А.В., Постников А.А. Совместная работа генераторных установок бронетранспортера БТР80 //Современная техника и технологии. 2015. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2015/02/5543(дата обращения: 09.02.2017).11.Гумелёв В.Ю., Пархоменко А.В., Русецкий В.В. Классификация стартерных аккумуляторных батарей и маркировка батарей, устанавливаемых на боевой машине десанта БМД2. // Современная техника и технологии. –Февраль, 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2013/02/1607(дата обращения: 09.02.2017).12.Гумелёв, В.Ю. Ремонт аккумуляторных батарей с общей крышкой [Текст] / В.Ю. Гумелев, А.Г. Картуков, Т.Н. Лебедев // Автомобильная промышленность –2012. –№12. –С 2223. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=21027315

13.Картуков А. Г., Гумелёв В. Ю. Аккумуляторные батареи для бронетранспортера БТР80 // Научнометодический электронный журнал «Концепт». –2013. –Т. 3. –С. 1086–1090. –URL: http://ekoncept.ru/2013/53220.htm. 14.Гумелёв В.Ю., Картуков А.Г., Пархоменко А.В. Использование трофейных аккумуляторных батарей на бронетранспортере БТР80. // Современная техника и технологии. –Январь, 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2013/01/1480(дата обращения: 11.02.2017).15.Гумелёв В.Ю., Пархоменко А.В. Взаимозаменяемость стартерных батарей бронетранспортера БТР80. // Современная техника и технологии. –Июнь, 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2013/06/2069(дата обращения: 10.02.2017).16.Каpтуков, А. Г. Способ принудительного возбуждения генераторов бронетранспортера БТР80[Текст] / А.Г. Картуков, В.Ю. Гумелев // Грузовик с приложением. –2013. –№10. –С 910. URL:http://elibrary.ru/item.asp?id=21027315

17.Картуков, А.Г. Аварийный пуск дизеля бронетранспортера БТР80 [Текст] / А.Г. Картуков, В.Ю. Гумелев // Автомобильная промышленность. –2013. –№12. –С. 1819. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=23395713

18.Гумелёв В.Ю., Постников А.А. Чрезвычайный способ пуска двигателя бронетранспортера БТР80 // Современная техника и технологии. –Май 2014. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2014/05/3360 (дата обращения: 11.02.2017).19.Гумелёв В.Ю., Пархоменко А.В., Палутов Р.В. Установка дублирующего выключателя для стартера дизеля бронетранспортера БТР80. // Современная техника и технологии. –Февраль, 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2013/02/1632(дата обращения: 09.02.2017).20.Гумелёв В.Ю., Пархоменко А.В., Палутов Р.В. Пуск дизеля БТР80 при неисправностях системы электростартерного пуска. // Современная техника и технологии. –Март, 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2013/03/1683(дата обращения: 09.02.2017).21.Гумелёв В.Ю., Ишкинин Р.Р., Москаленко В.А. Устройство для принудительного возбуждения генераторов бронетранспортера БТР80 // Современная техника и технологии. –Февраль 2014. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2014/02/2774(дата обращения: 12.02.2017).22.Есин А. В.Вождение боевых машин. Ч. 2. Основы вождения. Вождениебронетранспортера БТР80 (БТР82) и машин на его базе : учеб. пособие [Текст] / А. В. Есин, С. Н. Бистерфельд, В. В. Мартысенко. В. Н. Гордивский–Рязань: РВВДКУ, 2017. –380 с.