Актуальные перспективы развития и пути повышения эффективности публичной дипломатии России

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Шевченко А. В. Актуальные перспективы развития и пути повышения эффективности публичной дипломатии России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 1416–1420. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970610.htm.
Аннотация. На сегодняшний день ни одна внешнеполитическая инициатива не будет иметь должного успеха, если она не заручилась общественной поддержкой. Взаимодействие стран, культур и обществ посредством таких мировых тенденций, как глобализация, внедрение и постоянное развитие информационных технологий, не может не повлечь за собой возрастания роли публичной дипломатии и усовершенствования ее механизмов, в связи с этим и наблюдается непрерывный рост степени информационного обеспечения практически каждого внешнеполитического события. Россия не стала исключением в отношении активизации публичной дипломатии, и в течение последних нескольких лет можно было наблюдать последовательное развитие отечественной системы взаимодействия с обществами других стран.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Шевченко Анна Владимировна,студент, ЮгоЗападный государственный университет, г. Курскcoctailgirl86@mail.ru

Актуальные перспективы развития и пути повышения эффективности публичной дипломатии России

Аннотация.На сегодняшний день ни одна внешнеполитическая инициатива не будет иметь должного успеха, если она не заручилась общественной поддержкой. Взаимодействие стран, культур и обществ посредством таких мировых тенденций, как глобализация, внедрение и постоянное развитие информационных технологий, не может не повлечь за собой возрастания роли публичной дипломатии и усовершенствования ее механизмов, в связи с этим и наблюдается непрерывный рост степени информационного обеспечения практически каждого внешнеполитического события. Россия не стала исключением в отношении активизации публичной дипломатии, и в течение последних нескольких лет можно было наблюдать последовательное развитие отечественной системы взаимодействия с обществами других стран.Ключевые слова:сотрудничество, международные отношения, публичная дипломатия, проекты публичной дипломатии.

Главная цель публичной дипломатии налаживать отношения между людьми, их сообществами и государствами. Результат публичной дипломатии можно считать завершенным, если достигаются договоренности, вырабатывается консолидированная точка зрения общества и государства на решение значимых внутрии внешнеполитических проблем, продвигаются и защищаются общественные и государственные интересы, предупреждаются и урегулируются конфликтные ситуации как внутри страны, так и за рубежом [1, c.137]. Она реализуется главным образом через средства массовой информации и коммуникации, а также путем проведения различных культурных, просветительских, спортивных и иных мероприятий, образовательных обменов, осуществляемых при полной или частичной государственной поддержке в стране и за рубежом. Это, прежде всего, информационные программы, комментарии и их разъяснения, касающиеся важнейших решений в области внутренней и внешней политики государства и имеющие целью формирование благоприятного общественного мнения и положительного образа страны за рубежом.Разработанные на сегодняшний день государственные проекты, которые также касаются сферы публичной дипломатии России можно разделитьна семь основных направлений:1.Экономические проекты:преимущественно экономические форумы (наиболее известный среди них «Петербургский экономический форум», «Гайдаровский форум»). Цели проектов: формирование благоприятного инвестиционного климата, интенсификация экономического сотрудничества, формирование представления о России как о надежном и стабильном партнере.2.Культурные, научные и образовательные проекты:в рамках ЮНЕСКО, международного культурного сотрудничества, конференции, круглые столы («Россия и ЕС: к толерантности через культуру», «Территория смыслов», «Тверская ХХI», «Таврида» и др.).3.Социальные проекты:широкое участие в различных социальных международных проектах, начиная с программ по борьбе со СПИДом и наркоманией и заканчивая гуманитарной помощью населению стран, пострадавших от стихийных бедствий.4.Спортивные проекты:Олимпиада Сочи2014, юношеская универсиада Казань2013.5.Проект «Церковная дипломатия»:международные визиты патриарха Кирилла не только как религиозного деятеля и главы РПЦ, но и как парламентера общественного дипломата с миссией подготовки политического диалога России и других стран. Большое значение имеют всемирные религиозные саммиты, стартовавшие в Москве в 2006 г. На этих представительных межрелигиозных встречах обсуждаются не религиозные вопросы, а наиболее серьезные проблемы и вызовы современного мира: терроризм и экстремизм, распространение оружия массового уничтожения, эпидемии, наркомания, бедность, экология и воспитание молодежи.6.Проект «Празднества»:придание торжествам, приуроченным к празднованию особо важных исторических дат, официального статуса общественнополитического мероприятия высокого уровня и организация в рамках торжественных мероприятий неформальных встреч с лидерами мировой политики.7.Медийные проекты: наиболее крупные «Валдайский клуб», «Russia Profile», «Russia Today», совместный проект МИДа и РИА «Новости», «Открытая Россия».К сожалению, перечисленные выше направления до сих пор представлены у нас фрагментарно, мероприятия проводятся нерегулярно, нет развернутых программ и постоянного финансирования. Важно создать общественные и частные фонды, которые бы финансировали определенные направления публичной дипломатии на постоянной основе.Реализуя проекты публичной дипломатии, Россия получает возможность пропагандировать свою политику, экономические проекты и культуру на международной арене, отстаивать свои интересы и противодействовать появлению искаженных представлений о целях тех или иных своих политических шагов внутри страны и за рубежом. Это позволяет также перейти к результативному стратегическому диалогу с основными государствами Запада и Востока. Климат взаимной симпатии и доверия помогает взаимовыгодному сотрудничеству и в целом влияет на имидж России в соседних странах он формируется за счет взаимовыгодного приграничного экономического сотрудничества, создания взаимных преференций деловым структурам, научных и образовательных обменов, привлечения локальных СМИ, культурного сотрудничество и совместных экологических проектов, а также обменаопытом организации работы муниципальных властей, местных законодательных собраний, правоохранительных и судебных органов[2, c.87].Вместе с тем, сегодня Россия обладает солидными ресурсами публичной дипломатии, за счет которых она может и должна совершенствовать свой внешнеполитический инструментарий. Следует выделить как минимум пять основных факторов и дальнейших перспектив публичной дипломатии:важнейшим элементом публичной дипломатии России является ее культурноисторическое наследие. Помимо привычныхтрадиционных элементов культурного влияния (русский балет, театр, литература, живопись и т.д.) в ресурсы публичной дипломатии России можно и нужно включать и ее драматическую историю с великими победами над главными врагами человечества, и грандиозные прорывы в науке и технике, и уникальный сплав культур, и беспрецедентный опыт мирного взаимодействия различных этносов и народов, и многовековой межконфессиональный диалог, и огромные размеры территории с потрясающей по красоте природой. Не секрет, что нынешний образ России за рубежом не в полной мере отражает всю глубину и разнообразие этой палитры. В мире многие даже не подозревают, какой гигантский вклад в мировую цивилизацию, науку и культуру внесла наша страна, а некоторые маргинальные политики (особенно из стран Восточной Европы) и вовсе пытаются извратить роль России в мировой истории. Следует активно и последовательно доводить до мировой общественности позитивные достижения нашей страны, не скрывая одновременно ее недостатки и болевые точки; колоссальным ресурсом публичной дипломатии России является сформировавшаяся в результате нескольких волн эмиграции многомилионная русскоязычная диаспора за рубежом, а также сам русский язык, на котором в мире говорят около 300 миллионов человек. Необходимо развиватьмеханизмы помощи русскоязычной диаспоре, российским соотечественникам за рубежом, которые бы заключались в объективном информировании об основных направлениях внутренней и внешней политики России, защите их законных прав, активной популяризации русского языка и культуры. Нужно сделать упор на расширении культурных центров, финансовом обеспечении русских школ, кафедр русского языка и литературы в высших учебных заведениях, содействии русскоязычным СМИ. Важной перспективой развития публичной дипломатии является создание и совершенствование общего информационного пространства, в первую очередь, в странах СНГ, ведь сегодня русскоязычный Интернет и русскоязычные социальные сети, будучи колоссальным ресурсом «мягкой силы», практически не используются;потенциально очень мощным ресурсом публичной дипломатии является российское высшее образование. Российская система образования одно из реальных исторических достижений страны, которое традиционно вызывало чувство гордости. В советское время высшее образование было едва ли не ключевым элементом распространения отечественного культурного влияния в мире. И сегодня одним из основных приоритетов распространения публичной дипломатии, прежде всего в республиках бывшего СССР, является развитие общего образовательного пространства. В государствах СНГ образование на русском языке является престижным; многие представители постсоветских государств и в настоящее время проходят обучение в российских ВУЗах. России необходимо предпринимать соответствующие меры по недопущению ослабления и наращиванию этого элемента «мягкой силы». Такая форма работы дает выход на целевую аудиторию и позволяет оказывать непосредственное влияние на будущую политическую, экономическую, военную и интеллектуальную элиту суверенных государств[3]; существенную роль в реализации публичной дипломатии России за рубежом играет ее религиозная сила, особенно когда речь идет о Русской православной церкви. Сотрудничество РПЦ с поместными церквами в окормлении миллионов верующих людей за рубежом, контакты с иерархамидругих конфессий служат укреплению геополитических позиций России. Особое значение в этом плане имеют пасторские визиты патриарха, его проповедническая миссия по защите моральных ценностей. Нельзя забывать и о религиозной силе других традиционных для нашей страны конфессий: ислама, буддизма, иудаизма; немаловажным ресурсом России является собственно геополитический вес страны в системе международных отношений, ее позиция на мировой арене по основным международным проблемам, статус глобальной ядерной, энергетической и космической державы, место постоянного члена Совета Безопасности ООН, активное участие в динамичного развивающихся международных структурах, таких как Евразийский союз, ШОС и БРИКС. Стоит акцентировать внимание международной общественности на борьбе России за соблюдение международного права, разрешение конфликтных ситуаций мирными средствами, достижения справедливых условий для всех стран в мировой политике и экономике и т.д. Представляется, что существует значительный потенциал для оптимизации «мягкой силы» России. Даже в нынешних непростых условиях можно предпринять ряд практических шагов для усиления этого компонента внешнеполитической деятельности. Необходимо выработать собственный уникальный российский концепт публичной дипломатии и позиционирования страны за рубежом. Сегодня российским экспертным и аналитическим сообществом, а во многом и представителями государственной власти, понятие публичной дипломатии понимается и принимается в его западном варианте. Очень важно популяризировать основные парадигмы российской цивилизации. Исторически обоснованные составляющие возможных стратегически привлекательных образов современной России это духовность, добролюбие, патернализм, толерантность, сила духа (умение мобилизоваться в критические моментыистории и преодолевать любые трудности). На внешнеполитической арене необходимо четко позиционировать Россию как стержневое государство самостоятельной цивилизации. Наша страна может продвигать идеи реального суверенитета, права наций и народов на самоопределение и выбор собственной модели политического развития; акцентировать внимание на приверженности верховенству международного права, решению международных споров мирными средствами, реформированию системы глобального управления мировой экономики; выступать защитником нравственных ценностей. Россия должна идти в авангарде стран, стремящихся к созданию равных условий доступа к источникам глобального роста и выступающих против абсурдной идеи «исключительности» одной единственной страны на планете.

Ссылки на источники1.Коломенский, М.А. Формирование внешнеполитического имиджа современной России [Текст]: учебное пособие для вузов / М.А.Коломенский; Мво общ. и проф. образования РФ, Моск. гос. акад. предприним. М.: ИНФО, 2008. 130142 с.2.Ратиани, Н. За честь России спросят с каждого [Текст] / Н.Ратиани // Известия. 2011. №4. С. 8599.3.Зонова, Т.В. Новые проблемы дипломатии [Текст]: учебник / Т.В.Зонова // Современные международные отношения и мировая политика. М.: Просвещение, 2009.