Программа развития публичной дипломатии с целью улучшения взаимодействия с зарубежными обществами

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Шевченко А. В. Программа развития публичной дипломатии с целью улучшения взаимодействия с зарубежными обществами // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 1421–1425. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970611.htm.
Аннотация. Пётр Столыпин в начале XX века сказал: «Нам не нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия!» Русская цивилизация – это цивилизация многих народов со своими вероисповеданиями и традициями, но объединенных общими идеалами. Россия – наш дом, который нельзя потерять: его надо обустроить, защищать, укреплять. Миссия России, ее национальная идея – во внутреннем упорядочении страны.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Шевченко Анна Владимировна,студент, ЮгоЗападный государственный университет, г. Курскcoctailgirl86@mail.ru

Программа развития публичной дипломатии с целью улучшения взаимодействия с зарубежными обществами

Аннотация. Пётр Столыпин в начале XX века сказал: «Нам не нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия!». Русская цивилизация это цивилизация многих народов со своими вероисповеданиями и тради¬циями, но объединенных едиными идеалами. Россия наш дом, который нельзя потерять: его надо обустроить, защищать, укреплять. Миссия России, ее национальная идея во внутреннем упорядочении страны.Ключевые слова: развитие, сотрудничество, международные отношения, проекты, перспективы, русский мир, публичная дипломатия, фонд горчакова, россотрудничество.

Современная Россия это активный участник процесса фундаментальных и динамичных перемен, прямо или косвенно влияющих на всех его участников, в том числе и на Россию. Являясь постоянным членом Совета Безопасности ООН, имея в своем распоряжении значительный потенциал и внушительную ресурсную базу во всех областях, поддерживая интенсивные отношения практически со всеми участниками международных отношений, Российская Федерация не может не оказывать соответствующего влияния на формирование нового мироустройства[1]. Россия сегодня располагает огромным потенциалом для развития публичной дипломатии. Это и немалый международный авторитет отечественной науки и культуры, и накопленный с советских времен опыт, наличие кадров и инфраструктуры культурных центров по всему миру, и Русский мир миллионы людей в ближнем и дальнем зарубежье, для которых привлекательны и притягательныРоссия, русский язык и культура, которые испытывают личностную потребность в поддержании связей с Россией и россиянами.Важность практической работы в данной сфере вполне очевидна. Она необходима для того, чтобы мир узнал больше объективной информации о России и чтобы эта информационная работа способствовала укреплению политических позиций России на международной арене.Следует отметить, что публичная дипломатия является крайне сложным и многоуровневым процессом. До недавнего времени начинания в сфере российской публичной дипломатии были связаны с межправительственными отношениями или же проектами с творческой и научной интеллигенцией, не охватывая работу с гражданским обществом: неправительственными организациями, лидерами мнений, людьми, участвующими в процессе принятия решений, ученымимеждународниками. Но за несколько лет в России были предприняты значительные усилия в данном направлении: создан Фонд поддержки публичной дипломатии им. А.М.Горчакова, осуществляющий грантовые и собственные программы в данной области; Российский совет по международным делам; Фонд поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом; существенные полномочия переданы Россотрудничеству; запущены успешные медиапродукты, такие как «Россия сегодня», новостное агентство «Спутник», приложение «Российской газеты» «Russia Beyond the Headlines»; основан Международный дискуссионный клуб «Валдай»; расширена деятельность Совета по внешней и оборонной политике; созданы региональные экономические форумы, направленные на работу сбизнессообществом, ключевыми инвесторами. Однако, несмотря на все эти позитивные инициативы, события на Украине наглядно продемонстрировали, что России предстоит еще существенно работать над донесением собственной позиции до зарубежных лидеров, особенно в регионах, приоритетных для ее внешнеполитических интересов. В то же время пример постконфликтных российскогрузинских отношений показывает, что даже в ситуации, когда между странами разорваны дипломатические отношения, важно сохранять каналы для «горизонтального» сотрудничества.Сегодня очевиден круг задач, в решении которых важная роль отводится российской публичной дипломатии. В основном эти задачи касаются участия российских неправительственных организаций в деятельности ООН и других крупных международных организаций, актуализации национальных интересов в культуре, экономике и экологии, защиты прав соотечественников за рубежом, продвижения русского языка в мире, укрепления добрососедских отношений с приграничными странами, налаживания культурных и образовательных обменов, нераспространения оружия, наркотиков, эпидемий и других социально опасных явлений, профилактики экстремизма и ксенофобии. Данные задачи сводятся кформированию программы развития сферы публичной дипломатии России, что представлено на рисунке 1.

Рис.1.Программа развития публичной дипломатии в России

Данная программа улучшит существующий образ страны в глазах иностранных граждан, повысит эффективность ее публичной дипломатии и расширит работу людей, занятых в этой сфере. Для продвижения национального имиджа страны и развития отношений с другими странами, необходимо придерживаться следующих мер:обеспечивать понимание иностранной аудиторией политики в том виде, какая она есть, а не как о ней говорят или думают другие;Программы обмена для будущих лидеровсодействие развитию молодежных НПОпроведение семинаров по инновационным методам в историческом и культурном образованиисоздание матодик и механизмов обучения и профессионально языковой подготовкиМолодежные программы проведение консультаций в рамках международных институтовпрограмма по борьбе с наркотиками и другими социально опасными явленияминалаживание культурных и образовательных обменовПроведение мероприятий с участием диаспорысистема органов по поддержке контактов с диаспорой;участие официальных лиц в молодежных мероприятиях;направление для обучения за рубеж;центры преподавания языкаФинансирования НПОсоздание институтов координации НПО из разных странпартнеров;гранты для НКО в рамках распространения демократических ценностей, поддержка независимых СМИразъяснять политику, показывая ее рациональность и обосновывая ее фундаментальными ценностями;делать обращения к международной общественности последовательными, правдивыми и убедительными;адаптировать обращения к конкретным целевым аудиториям, для чего составляющие ее целевые сегменты подвергаются постоянному изучению;работать не только с узкими целевыми сегментами, но и через печатные и электронные СМИ с широкими массами;взаимодействовать с различными партнерами для охвата новых представителей целевой аудиторий: частным сектором, корпорациями, некоммерческими организациями, общинами;активно участвовать в международном общении и программах обмена.Также можно сказать, что верно выбранный внешнеполитический курс является основой для публичной дипломатии:так, позиция России по Сирии, Ираку, Ливии была с восторгом встречена миллионами людей от Ближнего Востока до Латинской Америки, сформировав отношение к России как к стране, предлагающей альтернативный западному подход, основанный на общечеловеческих ценностях и справедливости.Также помимо верно выбранной внешней политики страны на эффективность публичной дипломатии существенно влияет ориентация на работу с молодежью привлечение сегодняшних магистрантов, аспирантов, молодых профессионалов, которые через пятьдесять лет станут аналитиками, дипломатами, журналистами, преподавателями профильных вузов и руководителями НПО, это является необходимым, поскольку публичная дипломатия приносит результаты лишь в долгосрочной перспективе. Как считает один из ведущих исследователей в данной области Николас Калл, средства, потраченные на публичную дипломатию, являются не затратами, а стратегическими инвестициями, поэтому расчеты ее эффективности в краткосрочной перспективе можно сравнить с измерением садовником ростакуста роз за ночь.Также Россия предпринимает все больше адресных шагов, направленных на содействие международному развитию: в соответствии с заявлением ООН, наша страна вышла на первое место в мире по количеству обращенных к ней просьб об убежище (275 000 человек, 99% из которых составляют граждане Украины) [2, c.76]; кроме того, было подписано соглашение о создании Трастового фонда «Российская Федерация Программа развития ООН в целях развития», представляющего собой механизм реализации российской помощи на проекты ПРООН с первоначальным финансированием в размере 25 млн. долларов (прежде всего в государствах участниках СНГ). Данные факторы, формирующие положительный образ страны за рубежом, создают плодотворную почву для российской публичной дипломатии.К сожалению, в России наблюдается проблема экспертного диалога академических ученыхмеждународников с их зарубежными коллегами, поскольку бюджет исследовательских центров на проведение международных конференций, зарубежные командировки сотрудников во многих случаях оставляет желать лучшего. Представляется необходимым активизировать именно это направление публичной дипломатии. Следует отметить, что в США также идет дискуссия о целесообразности увеличения финансирования публичной дипломатии, особенно в свете необходимости улучшения образа США на Ближнем Востоке и Латинской Америке, отмечается, что после окончания холодной войны количество людей, работающих в области публичной дипломатии, сократилось на 35%, финансирование на 26%.Успешная публичная дипломатия начинается с понимания процессов, формирующих общественное мнение, большая роль в которых принадлежит средствам массовой информации, поэтому необходимо взаимодействовать с иностранной аудиторией через публичные выступления, публикации, культурные обмены, мониторинг социальных сетей. Специалисты, работающие в области публичной дипломатии, в отличие от представителей внешнеполитических ведомств, не связаны официальными ограничениями, они правомочны работать с различными представителями гражданского общества, аналитических центров для выработки конструктивной точки зрения.Необходимо отметить особенность публичной дипломатии стран Южной Европы, ЕАЭС, БРИКС и МИНТ, которые в своих действиях апеллируют к культурному, гуманитарному, экономическому сотрудничеству. Их общей чертой является демонстративное невмешательство во внутренние дела странпартнеров, имеющих, по их представлению, право на отстаивание собственных национальных интересов; у них имеется осознание, что гражданское общество бывает не только либеральным. Не прибегая к насильственной демократизации или правозащитной повестке, они сознательно отказываются от практики построения государств, направленной на привнесение извне институтов власти в государства, рассматриваемые определенными международными акторами как несостоявшиеся [3]. Невозможно вообразить, чтобы представители вооруженных сил этих стран открыто говорили о содействии в диалоге гражданского общества и правительств отдельных стран посредством дипломатов и военных страныпосредника, в отличие от западных военнослужащих, которые могут позволить себе подобные высказывания. Несмотря на отсутствие подобных отрицательных предпосылок для формирования собственного образа за рубежом, работа вышеуказанных стран в области публичной дипломатии зачастую идет по линии межгосударственного, «вертикального» сотрудничества, поэтому имеется серьезный запрос со стороны их экспертного сообщества, гражданского общества на более активный и открытый диалог, формирование «горизонтальных» связей.Таким образом, для России необходима комплексная государственная программа по продвижению в мире образа современной и успешной России, созданию новой модели публичной дипломатии, опираясь на лучшие гуманистические традиции российской многонациональной культуры. В создании и реализации подобной программы наряду с загранучреждениями все большую роль призваны играть представители публичной дипломатии ученые, деятели науки и культуры, образовательные учреждения, общественные и религиозные организации, в том числе общественные объединения соотечественников за рубежом. Особую роль в развитии гуманитарной составляющей внешней политики играют СМИ. Важно придать сотрудничеству с Россией сетевой характер, вовлекая в него самые широкие слои гражданского общества.Сегодня внешнеполитический курс России направлен на установление справедливого и демократического миропорядка, основанного на коллективных началах в решении международных проблем, верховенстве международного права, равноправных и партнерских отношениях между государствами при сохранении культурного разнообразия в мире. Донесение по каналам публичной дипломатии до широкой зарубежной общественности, особенно молодого поколения, богатейшей духовной культуры России, в основе которой всегда лежали принципы человеколюбия и толерантности, будет, несомненно, служить достижению этих целей.Современная публичная дипломатия России должна рассматривается как инновационная гуманитарная технология общественной самоорганизации граждан, используемая для недопущения и мирного разрешения конфликтныхситуаций в стране и за рубежом, сближения народов и государств, достижения высокого качества жизни людей, сохранения окружающей среды. Поэтому чрезвычайно актуальной является задача научного осмысления и обеспечения, с одной стороны, российской публичной дипломатии, имеющей конструктивный и созидательный смысл, а с другой, активного противодействия западной публичной дипломатии, применяющей против России разрушительную «мягкую силу».

Ссылки на источники1.Медведева, Н.Н. Внешнеполитический имидж России вконтексте развития отношений с Евразийским Союзом [Текст]: учебное пособие для вузов / Н.Н.Медведева; Мво общ. и проф. образования РФ, Межд. акад. биз. и управ. М.: ЮТА, 2008.6189 с.2.Евсеев, В. А.Общественная дипломатия как инструмент формирования позитивного имиджа России за рубежом выгоды и основные составляющие понятия [Текст]: статья / В.А.Евсеев // Ассоциация менеджеров. 2011. № 9. С. 7487.3.Bátora, J. Bilateral Diplomacy in the European Union: towards postmodern patterns? // ECPR/SGIR 6th PanEuropean Conference: Turin 1215 September 2007. Section: PostModern Foreign and Security Policy in the Enlarged European Union / Jozef Bátora // Public Diplomacy Between Home and Abroad: Norway and Canada. The Hague Journal of Diplomacy. 2010 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://archive.sgir.eu/uploads/BatoraBatora%20and%20Hocking.pdf