Анализ профессионального обучения персонала гостиниц в России на примере предприятий индустрии гостеприимства города Москвы

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Есаян А. В. Анализ профессионального обучения персонала гостиниц в России на примере предприятий индустрии гостеприимства города Москвы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 1466–1470. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970620.htm.
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы развития гостиничной отрасли города Москвы на среднесрочную перспективу, освещены вопросы занятости в гостиничном комплексе Москвы, проведена оценка гостиничного сектора по критерию комфортности и уровню предоставляемых услуг.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Есаян Алина Витальевна,магистрант ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет», г. Пятигорскalinaesayan1@gmail.com

Анализ профессионального обучения персонала гостиниц в России

на примере предприятий индустрии гостеприимства города Москвы

Аннотация.В статье рассмотрены вопросы развития гостиничной отрасли города Москвы на среднесрочную перспективу, освещены вопросы занятости в гостиничном комплексе Москвы, проведена оценка гостиничного сектора по критерию комфортности и уровню предоставляемых услуг.Ключевые слова: гостиничный сервис,профессиональная подготовка,персонал гостиницы.

Индустрия гостеприимства города Москвы относится к числу наиболее быстро и динамично развивающихся отраслей городского хозяйства и всей экономики столичного мегаполиса. Это во многом объясняется целенаправленными мерами, предпринимаемыми Правительством Москвы по реализации стратегической задачи превращения столицы в крупнейший деловой и туристский центр мирового значения. В настоящее время отечественная индустрия гостеприимства, в лице московского гостиничного комплекса, переживает период количественного и качественного роста. По данным Комитета по туризму и гостиничному хозяйству города Москвы, а также в результате анализа государственной программы города Москвы «Развитие индустрии отдыха и туризма» на 2015 –2020 годы, до 2020 года в Москве будет введено в эксплуатацию до 177 новых гостиниц (См.: Рис. 1), в результате чего номерной фонд московских гостиниц увеличится в 1,5 раза.

Рис. 1. Прогноз показателей развития гостиничной отрасли города Москвы на среднесрочную перспективу (2015 2020 гг.)

Планируемое увеличение в столичном мегаполисе числа гостиниц и емкости имеющегося номерного имеет прямую и самую непосредственную связь со значительным возрастанием потребности в специалистах гостиничных предприятий.На данный момент в Москве в гостиничном деле занято около 50 тысяч работников, то есть, приблизительно 1, 9 % трудоспособного населения[1].

Проведенный мониторинг предприятий московского гостиничного комплекса показал, что к административному и управленческому персоналу относится 18% занятых, работники предприятий питания составляют 22% служащих, в службах приема и размещения и обслуживания номерного фонда гостиниц занято 21% персонала. В целом в гостиничном комплексе столицы работают специалисты более 70 профессий. Образовательный уровень персонала московских гостиниц не достаточно высок: 43 % имеют высшее и среднеспециальное образование, среди них 19% высшее. Среднее образование имеют 50% работников. Согласно экспертным расчетам, при строительстве еще 177 гостиниц, общее число занятых в гостиничном комплексе Москвы увеличится на 40 тыс. человек. В том числе: 10 тыс. будет составлять персонал служб номерного фонда, включая горничных; 8 тыс. работники служб приема и размещения; 9 тыс. специалисты гостиничных служб; 9 тыс. инженернотехнические работники; 4 тыс. работники экономических служб и бухгалтерии [2](См.: Рис. 2.).Рис. 2. Число занятых в гостиничном комплексе Москвы (по профессиям) при строительстве еще 177 гостиниц (на 2020 год)

Гостиничный комплекс Москвы по критерию комфортности и уровню предоставляемых услуг выглядит следующим образом: 14% отели 5* , 21% 4*, 46 % 3 *, менее 3 * 19 % , а более 55 % гостиничных предприятий принадлежит международным гостиничным цепям (MarriotInternational, Intercontinental Hotels Group , HyattInternationalCorporation, KempinskiHotels, LotteHotels& Resortи др.)

[2] (См.: Рис. 3). Следовательно, и к уровню подготовки специалистов предъявляются требования международного стандарта.

Рис. 3. Гостиничный комплекс Москвы по критерию комфортности и уровню предоставляемых услуг по состоянию на 2017 г. (в %)

На сегодняшний день кадры разного уровня для сферы гостеприимства готовят более 100 учебных заведений города Москвы (включая региональные филиалы и представительства), которые за 2016 год в общей сложности подготовили свыше 5 тыс. специалистов. Это позволяет говорить о сложившейся системе массового профильного гостиничного образования в городе, представленного учебными заведениями высшего, среднего и дополнительного образования[2] (См.: таблицу 1). Таблица 1Перечень направлений подготовки и специальностей ВПО, СПО, профессий НПО, по которым осуществляется подготовка для индустрии гостеприимства

№ппНаименование направления подготовки и специальности ВПО, СПО, профессии НПОКвалификация (степень) выпускника

В системе высшего профессионального образования1.Социальнокультурный сервисСпециалист по сервису и туризму2.Гостиничное делоБакалавр, магистр

В системе среднего профессионально образования3.Гостиничный сервисМенеджер4.Организация обслуживания в общественном питанииМенеджер5.Технология продукции общественного питанияТехник технолог

В системе начального профессионального образования6.100114.01 Официант. барменОфициант, бармен, буфетчик7.260807.01 Повар, кондитерПовар, кондитер8.101101.01 Портье, администраторПортье, администратор9.101101.51 ГорничнаяГорничная

В тоже время, если провести параллель между потребностью в кадрах и количеством выпускников, можно утверждать, к 2020 году при вводе в эксплуатацию еще 177 гостиничных комплексов, дефицит специалистов составит около 20 000 чел[1. (См.: Рис. 4).

Рис. 4. Потребность в специалистах до 2020 года по данным Комитета по туризму и сервису

А если учесть тот факт, что в отрасли остаются более 30% выпускников, вопрос дефицита кадров станет более остро, а через какоето время, если гостиничная отрасль Москвы будет развиваться запланированными темпами, то столкнется с кадровым голодом. Причины того, что около 70% выпускников не идут работать по специальности или уходят в течение первого года работы в отрасли, следующие:–несоответствие уровня подготовки выпускников требованиям, предъявляемым работодателем;–несоответствие уровня оплаты труда предъявляемым требованиям;–смена профессиональной деятельности, связанная с психологическими аспектами (неготовность прислуживать);–завышенные ожидание выпускников профильных учебных заведений, которые приходят устраиваться на работу с полной уверенностью, что они сразу могут претендовать на занятие управленческих позиций в гостинице, слабо представляя, в чем же будут заключаться должностные обязанности этого универсального управленца. При наличии даже высшего образования, карьера в данной отрасли начинается с низовой должности.Руководители учебных заведений единодушны во мнении, что практически работают вслепую, т. е. готовят специалистов, сколько могут по более удобным для них специальностям или согласно плану приема, утвержденного Департаментом образования г. Москвы. В результате усложняется трудоустройство молодых специалистов по полученным специальностям и не обеспечивается удовлетворение конкретных потребностей гостиничных предприятий. При этом имеется резкая диспропорция в подготовке специалистов разных уровней, с явным дефицитом специалистов начального и среднего профессионального образования и соответствующих образовательных учреждений в городе Москве. В настоящее время, в соответствии с государственными образовательными стандартами, подготовка кадров по массовым профессиям и специальностям начального и среднего профессионального образования для туристскогостиничного комплекса г. Москвы представлена следующим образом:–«Гостиничный сервис» квалификация менеджер;–«Организация обслуживания в общественном питании» квалификация –менеджер;–«Технология продукции в общественном питании»;–«Повар»;–«Официант –бармен»–«Горничная».Профильными колледжами ежегодно выпускается примерно 2,3 тысячи человек молодых специалистов с начальным и средним профессиональным образованием для индустрии гостеприимства, в том числе 40% выпускники получают среднее профессиональное образование, 60% начальное профессиональное образование. При сложившихся в настоящее время темпах подготовки указанных специалистов потребность гостиничной г. Москвы в перечисленных выше специалистах будет удовлетворена не ранее, чем через 15 лет[1].Следовательно, найти квалифицированного работника для гостиничной отрасли столицы, особенно на позиции линейного персонала отелей, становится найти все труднее. Проблема дефицита квалифицированных кадров актуальна для различных отраслей, а для динамично развивающейся индустрии гостеприимства, вероятно, важнейшая. Причем проблема гораздо серьезнее чем, просто недостаточное число выпускников. Качество подготовки выпускаемых специалистов, по отзывам топменеджмента гостиничных предприятий, не отвечает требуемым запросам динамично развивающейся сферы гостеприимства и не отражает специфики предпочтений московского рынка труда в гостиничной сфере. Кроме того, быстро меняющиеся как внешние, так и внутренние условия функционирования гостиничных предприятий в условиях рыночной конкурентной среды, предъявляют новые высокие требования к уровню квалификации специалистов и персонала гостиниц, заставляя их повышать свои профессиональные знания и компетенции, а также приобретать новые навыки работы. Как отмечают сегодня практики, профессиональный уровень молодых специалистов крайне низок. Выпускник обладает серьезной, можно даже сказать фундаментальной, базой общетеоретических знаний и дисциплин, однако работодатели констатируют серьезные проблемы в специализации, практическом опыте, знании современных технологий и недостаточной языковой подготовке. Слабая языковая подготовка выпусков профильными учебными заведениями вынуждает гостиничные предприятия отдавать предпочтения выпускникам ведущих экономических и лингвистических вузов. Это особенно характерно для отелей, входящих в международные гостиничные цепи, где свободное владение как минимум одним иностранным языком является обязательным стандартом качественного обслуживания. Имеют место недостаточная компетентность молодых специалистов и отсутствие адаптационных навыков, которыми они должны обладать в динамично развивающейся конкурентной среде (подтверждается результатами анкетирования HRменеджеров таких гостиниц как MetropolMoscow, TheRitzCarltonMoscow, InterontinentalMoscowTverskaya, NationalMoscow). Чтобы правильно определить основные направления развития системы кадрового обеспечения индустрии гостеприимства в столице, необходимо, хотя бы в наиболее общей форме, проанализировать основные проблемы современной подготовки кадров для туристскогостиничного комплекса Москвы. По оценке подавляющего большинства директорского корпуса гостиничных предприятий г. Москвы, в настоящее время пока еще отсутствует система диверсифицированного и сбалансированного профильного профессионального образования в сфере туризма и гостеприимства. Нет тесной интеграции отраслевой науки и практики в сфере туристскогостиничного комплекса г. Москвы, что сказывается на уровне образовательных программ. Существует нехватка новейших учебников и учебных пособий по востребованным отраслью гостиничным специальностям (в томчисле в электронном виде на современных мультимедийных носителях), в первую очередь для подготовки линейного персонала гостиниц. Отсутствует литература по профессиональной ориентации школьников по гостиничным специальностям. Профильный учебный комплекс, влице высших и средних учебных заведений г. Москвы в какойто мере дезориентирован, в виду отсутствия отраслевого заказа, который давал бы контрольные цифры имеющейся потребности в специалистах разного уровня подготовки, исходя из результатов постоянного исистематического мониторинга востребованных на рынке труда специальностей.

Ссылки на источники1.Официальный сайт Комитета потуризму игостиничному хозяйству городаМосквы // Департамент национальной политики и межрегиональных связей г. Москвы [Электронный ресурс] URL.: http://welcome.mos.ru/(дата обращения: 27.01.2017).2.Черникова Л.И., Харитонова Т.В. Исследование проблем и перспектив развития рынка гостиничных услуг города Москвы в современных экономических условиях / Л.И. Черникова, Т.В. Харитонова // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2015.

№27(261). С. 13.3.Кольчугина Т.А. Инновационные технологии практической подготовки специалистов гостиничного бизнеса // В сборнике:Развитие курортнорекреационного комплекса и подготовка кадров для профильных учреждений и предприятийМатериалы I Всероссийской научнопрактической конференции. 2008. С. 6266.4.Гукепшокова М.А., Бурняшева Л.А., Гончарова Е.Н. Система упрвления взаимоотношениями с клиентами как фактор успешного функционирования гостиничного предприятия // В сборнике:Инновационные процессы в научной средеСборник статей Международной научнопрактической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2016. С. 9597.5.Goncharova E.N., Sukhovskaya D.N. Ethnographic tourism as an element of the sociocultural development of the KarachayCherkessia Republic. Наукаитехнологии. 2013. Т. 1. С. 136143.