Использование тематических образовательных web-квестов в обучении школьников математике

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Тарасевич А. К., Соловьева А. Д., Морозова Е. В. Использование тематических образовательных web-квестов в обучении школьников математике // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 1471–1475. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970621.htm.
Аннотация. В статье раскрывается значение современной образовательной технологии web-квест для совершенствования процесса обучения математике школьников; раскрывается структура тематического web-квеста, его содержательное наполнение и особенности использования.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Тарасевич Алёна Константиновна,студентка физикоматематического факультета, ФГБОУ ВО «Смоленскийгосударственныйуниверситет», г. Смоленскtarasevichalena@mail.ru

Соловьева Алина Дмитриевна,студентка физикоматематического факультета, ФГБОУ ВО «Смоленскийгосударственныйуниверситет», г. Смоленскnightingalova@yandex.ru

Морозова Елена Валентиновна,кандидат педагогических наук, доцент, кафедраинформационных и образовательных технологий, ФГБОУ ВО «Смоленскийгосударственный университет», г. Смоленскelena_morozova1972@mail.ru

Использование тематических образовательных webквестов в обучении школьников математике

Аннотация. В статье раскрывается значение современной образовательной технологии webквест для совершенствования процесса обучения математике школьников; раскрывается структура тематического webквеста, его содержательное наполнение и особенности использования.Ключевые слова:тематический webквест, современные технологии обучения математике, математическое образование школьников.

Однойиз приоритетных задач, стоящих в настоящее времяперед педагогом, является задача формированиякультуры мышления, которая предполагает в своейоснове, прежде всего, развитие логического мышленияирефлексии собственной мыслительной деятельности. Осознание структуры мыслительных операций, правил и законов логического мышлениянеобходимы школьникамдля конструированияумозаключений, подведения итогов, аргументациисвоихсуждений, и, в конечном итоге, для сознательного, активного и самостоятельного усвоения учебных знанийи разрешениявозникающихпроблемв процессе познания.Так же в своей работе учителю необходимо учитывать рефлексию логического мышления, которая может рассматриваться в качестве одного из критериев степени развития логического мышления[1].Одним из способов развития и становления логического мышления является включение в учебный процесс заданий, которые будут этому способствовать. Примером такого вида заданий является webквест.Что это такое, в чем смыслданного понятияразобраться сложно, потому что понятие новое и слишком мало информации в сети Интернет. Попробуем разобраться и ответить на все главные вопросы по данной теме.Итак, что же такое webквест?В переводе с английского языка Quest продолжительный целенаправленный поиск, который может быть связан с приключениями или игрой; также служит для обозначения одной из разновидностей компьютерных игр.Разработчиками webквеста как учебного задания является Берни Додж, профессор образовательных технологий Университета СанДиего (США).И сам Додж дает следующее определение понятию webквест: «Как известно, использование Webквестов в обучении изначально предполагало такой способ организации поисковой деятельности учащихся, при котором вся информация, предоставляемая обучающимся, или ее часть поступают из интернетисточников, дополняясь видеоконференцией» [2].В настоящее время в связи с расширением сферы применения информационныхтехнологий данная трактовка уточняется, появляются различные типологии webквестов, рассматриваются их структуры и функциональные возможности.Так, в работах С. Ф. Катержиной под webтехнологией понимается технология навигации по гиперссылкам, которая позволяет создавать различные обучающие системы, а те, в свою очередь, могут являться основой дляорганизации различных форм дистанционного образования [3].Е. И. Багузина webквест трактует как проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета [4].Г. А. Воробьёвым webквест рассматривается как webпроект, при этом часть или вся информация, с которой работает учащийся, может находиться на различных webсайтах [5].В общепринятом виде webквест имеет следующую структуру:введение,задание,выполнение задания,оценивание, заключение, использованные материалы, комментарии для преподавателя.Ноданнуюструктуруиспользуется только как основа, которую можно дополнить своими идеями, в соответствии с уровнем подготовки учеников и условиями проведения webквеста.Введение. В этом разделе формулируетсятема, описываютсяглавныеролиучастников, сценарий webквеста, план работы или обзор всего квеста. Цельданного этапа подготовить и мотивировать учащихсяк работе. Задание. На этом этапе поясняются формы представления конечного результата.проблема, или загадка, которую необходимо решить;позиция, которую нужно сформулировать и защитить;продукт, который нужно создать;реферат, который должен быть создан;доклад или журналистской счет;творческая работа, презентация, постер и т.д;Задание должнопредставлено в виде проблемы, четко сформулировано, иметь познавательную ценность.Выполнение задания. Необходимо точно описатьосновныеэтапыработы; руководство к действиям, полезные советы по сбору информации (контрольный список вопросов для анализа информации, различныерекомендациипо выполнению задания, «заготовки» webстраниц для отчетов, советыпо использованию информационных ресурсов); материал должен отличаться разнообразием и оригинальностью ресурсов; подбором интересныхзаданий, их ориентацией на развитие разного рода навыков; наличием методической поддержки вспомогательных и дополнительных материалов для выполнения заданий; при использовании элементов ролевой игры –четкий и осознанныйвыбор ролей и ресурсов для каждой роли.Оценивание. На этапе оценивания описываются критериии параметрыоценки выполнения webквеста, которое представляется в виде бланка оценки. Критерии оценки зависят от типа учебных задач, которые решаются в webквесте.Методической оценке подлежит адекватность представленных критериев оценки типу задания, четкость описания критериев и параметров оценки, возможность измерения результатов работы.Критерии оценки работы учащихся по выполнению задания webквестаможно представить в виде следующей таблицы[6]:Таблица 1Критерии оценки работы учащихся

ОтличноХорошоУдовлетворительноПониманиезаданияРаботаученика демонстрируетточное пониманиезаданияВ работе используютсяматериалы, имеющие непосредственное отношение к теме,но такжеи материалы, не имеющие отношения к ней; используется ограниченное количество источников.Включены материалы, не имеющиенепосредственного отношения к теме; используется один источник, собранная информация не анализируется и не оценивается.Выполнение заданияВыводыаргументированы; все материалы имеютнепосредственноеотношение к теме; источники цитируются правильно; используемаяинформация получена из достоверныхисточников.Не вся информация взята из достоверных источников; часть информации неточна или не имеет прямого отношения к теме.Нет ссылок на источники.Случайная подборка материалов; информация неточна или не имеетотношения к теме; неполные ответы на вопросы; не производится оценка и анализ информации.Результат работыЧеткое и логичное представление информации, она структурирована и отредактирована; Демонстрируется критический анализ и оценка материала, четко выражена собственная позиция.Точность и структурированность информации; привлекательное оформление работы. Недостаточно выражена собственная позиция и оценка информации. Работа похожа на другие ученические работы.Материал логически не выстроен и поданвнешненепривлекательно; не дается четкогоответа напоставленныевопросы.Творческий подходВ работе излагаютсяразличные подходы к решению проблемы, делаются выводы.Работаучениковотличается яркойиндивидуальностью и выражает точку зрения микро группы.Демонстрируется одна точка зрения на проблему; проводятся сравнения, но не делаются выводов.Ученикпросто копирует информацию из предложенных источников; неткритического взгляда на проблему; работа мало связана с темой вебквеста.

Заключение краткое и точное описание того, чему смогут научиться учащиеся, выполнив данный webквест.

Здесь должна прослеживаться взаимосвязь с введением.Использованные материалы ссылки на ресурсы, использовавшиеся для создания вебквеста.Комментарии для преподавателя методические рекомендации для преподавателей, которые будут использовать вебквест.происхождение, цели и задачи вебквеста;возрастная категория учащихся (может ли быть использован другими учащимися при наличии дополнений, корректировки);планируемые результаты (личностные, регулятивные,

коммуникативные, познавательные);процесс организации над webквестом;необходимые ресурсы;ценность и достоинство данного webквеста.Берни Додж предлагаетследующие виды заданий для webквестов[5]:•Пересказ–демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа.•Планирование и проектирование–разработка плана или проекта на основе заданных условий.•Самопознание–любые аспекты исследования личности.•Компиляция–трансформация формата информации, полученной из разных источников: создание книги кулинарных рецептов, виртуальной выставки, капсулы времени, капсулы культуры.•Творческое задание–творческая работа в определенном жанре создание пьесы, стихотворения, песни, видеоролика.•Аналитическая задача–поиск и систематизация информации.•Детектив, головоломка, таинственная история–выводы на основе противоречивых фактов.•Достижение консенсуса–выработка решения по острой проблеме.•Оценка –обоснование определенной точки зрения.•Журналистское расследование–объективное изложение информации (разделение мнений и фактов).•Убеждение–склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц.•Научные исследования–изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных онлайн источников.Различают два типа webквестов: для кратковременной(цель: углубление знаний и их интеграция, рассчитаны на однотри занятия) и длительной работы(цель: углубление и преобразование знаний учащихся, рассчитаны на длительный срок может быть, на семестр или учебный год). Особенностью образовательных вебквестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных вебсайтах. Кроме того, результатом работы с webквестом является публикация работ учащихся в интернете.При этом webквест способствует:•поиску Интернет информации, которую поручает учащимся учитель,•развитию мышления учащихся на стадии анализа, обобщения и оценки информации,•развитию компьютерных навыков учащихся и повышению их словарного запаса,•поощрению учеников учится независимо от учителя,•развитию исследовательских и творческих способностей учащихся,•повышение личностной самооценки.Но так как webквест предполагает самостоятельную работу ученика с источниками информации возникают, как правило, проблемы:1. Обучающиеся зачастую не умеют превращать информацию в знание. 2. Осуществлять целенаправленный поиск информации, что не приводит к системности знаний.3. Отсутствие у школьников интереса, мотива к личностному росту, к самостоятельному приобретению новых знаний.4. Ведущий тип деятельности, осваиваемый обучающимися –репродуктивный, воспроизводящий, т.е. знания оторваны от жизни.Но при квалифицированном учителе, который может все четко объяснить и поставить конкретные цели этих проблем можно избежать.Webквесты сегодня находят применение и в сфере математического образования школьников [7]. При достаточно простом способе включения в учебный процесс, не требующем особых технических знаний, они могут способствовать развитию критического и абстрактного мышления, умений сравнивать, анализировать,классифицировать; навыков самостоятельного планирования, целеполагания, активногопознания изучаемого математического материала (учебного курса, учебной темы, учебного вопроса) по самостоятельно построенной образовательной траектории. Они способствуют также выбору образовательной стратегии в зависимости от сферы интересов и имеющихся способностей, в частности возможности планирования результатов в теоретической, прикладной, исследовательской, исторической или коррекционноаналитической деятельности, а также повышению познавательности активности учащихся и мотивации к изучению математики у школьников [8].Работа с тематическими образовательными webквестами по математике вносит разнообразие в учебный процесс, делает его живым и интересным; она может быть организована и на уроке, и во внеурочной деятельности. Применение тематических образовательных webквестов при обучении математике расширяет информационную составляющую процесса обучения школьников, предоставляет возможность ученикам самостоятельно добывать новые знания. Они с равным успехом могут быть использованы учащимися не только на уроках, но и в домашних условиях как дополнительный электронный образовательный ресурс.Краткосрочные webквесты можно предложить ученикам для работы в классе (по подгруппам или индивидуально) или самостоятельной работы дома. Предлагаем ознакомиться с некоторыми подходящими темами webквестов по математике.1.«Теорема Пифагора»Работа над квестом по этой теме может быть групповой. Основная задача его прохождения –не только познакомиться с формулировкой и доказательством теоремы, но и изучить её происхождение, тем самым расширить свой кругозор и глубже изучить практическую составляющую.Основная позиция: «Теорема Пифагора –одна из самых необходимых тем курса геометрии, это следует из применения её как в решении задач, так и пользы в реальнойжизни».Итог работы –реферат, включающий в себя историю возникновения, формулировку, доказательство и примеры заданий по данной теме. 2.«Квадратный корень»Webквест по этой теме можно провести после её изучения в качестве закрепления материала. Задания для webквеста могут быть разного плана: решить примеры, составить математическую модель задачи, в ходе решения которой ученики встретят корень, а также творческое задание. Предложены задания для квеста буду в виде ссылок.Результат работы –заполненный лист с ответами. Кроме того, что учащиеся закрепят знания, они смогут проявить себя в творческом задании, по которому можно будет судить о том, насколько глубоко усвоена тема.3.«Формула бинома Ньютона»Полезным будет осуществить небольшой экскурс в историю. Так же, как и с теоремой Пифагора, ученики могут работать в группах. Первая группа готовит рассказ о истории данного понятия, вторая раскрывает смысл и теоретическое обоснование, третья группа изучит применение формулы (задачи, которые решаются с помощью формулы).В результате каждая из групп готовит презентацию и сообщение по своему разделу, а после выступает перед двумя другими.4.«Первообразная»Данная тема изучается в 11 классе, а такое представление её в виде webквеста позволит разнообразить учебный процесс. Квест может быть групповым, как и в предыдущей теме, так и индивидуальным. К примеру, результатом индивидуальной работы может быть небольшая статья или плакат о первообразной и интеграле. Как вариант, ученик сам в праве выбрать, как представить на всеобщее обозрение результат своих трудов. Задача учителя –грамотно изложить цель работы и подобрать хорошие источники материала (ссылки). Тем самым, ученики не просто подробно изучат тему, но и проявят самостоятельность, находчивостьи свои творческие способности.5.«Площади параллелограмма, треугольника и трапеции»Webквест можно организовать после прохождения темы или во время подготовки учащихся к ОГЭ. В связи с этим, большая часть квеста будет основана на практической части. Как один из вариантов –групповая работа. Три группы, для каждой своя фигура. Результат работы –тест с вопросами разного уровня: вопросы по теории, несложные задачки и более серьезные задачи.Групповая работа может представлять собой разбиение класса на такие группы: историки, теоретики и практики. Для каждой из групп учитель готовит список источников (ссылок), в которых они найдут, выберут и обработают нужный для их специализации материал. Основная цель групповой работы включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала. А с применением технологии webквест ученики разделяют между собой источники, предварительно оценивая вклад, который каждый из них внесет в общий результат работы.Цели применения webквеста на уроке:•развивать умение классифицировать информацию, используя разнообразные информационные источники;•воспитывать познавательный интерес к изучению математики;•развивать логическое мышление;Задачи применения webквеста на уроке:•познакомиться с историческими сведеньями по предложенной теме;•самостоятельно изучить/закрепить теоретический материал;•расширить круг решаемых задач;•отработать умение делать логические выводы из полученного результата;•формировать учебнопознавательные действия по работе с дополнительными источниками;•развивать умение работать в коллективе.Что касается самостоятельной работы, то представленные выше цели и задачи использования webквестов остаются теми же, но к ним добавиться развитие самостоятельности, ответственности, усердия, так как работа ученика связана с освоением большого количества информации. Если речь идет о долгосрочном webквесте, то имеет смысл представить его в виде, проектной, исследовательской деятельности:1.«Изучение приложений производной/первообразной функции».Webквест по данной теме будет иметь большую практическую пользу. Приложения производной и первообразной –это большое количество практических задач и примеров из разных областей науки, что позволяет не ограничиваться лишь математикой, а сделать проект меж предметным. Объем работы над проектом, несомненно очень велик, что и делает его долгосрочным. Темы изучаются в старшей школе, поэтому осуществить этот webквест возможно лишь в 11 классе.2.«Математика в жизни».В отличии от предыдущего webквест по этой теме представить можно и в средней школе. Мы отнесли его в разряд долгосрочных, так как использовали в названии слово «математика» в его полном смысле. Разделив класс на группы можно предложить каждой из них тему более конкретную, к примеру «Дроби в жизни», «Проценты в жизни» и т.д. Сложность работы над этим webквестом, безусловно, предстоит учителю, ведь подобрать такое количество информации не просто. Но результат работы класса –интересные, а главное полезные проекты.3.«Связь математики с другими науками».4.«Математические модели в решении задач».Как и в случае с первым webквестом –проект будет меж предметным. Если класс имеет профиль, отличный от математического, то webквест о связи математики с наукой, на которую делается уклон –это прекрасный способ заинтересовать учеников математикой. Можно предложить им не просто сайты с представленной в явном виде информацией, но и создать страничку с задачами без готового решения, которые будут напрямую связаны с темой. Результатом работы может стать сайт, доклад с красочнойпрезентацией, а, возможно, даже научная статья.Результат такой деятельности будет масштабным. Ученикам потребуется включить логическое мышление для работы с таким количеством материала. Оформление результатов такого объемного webквеста может быть представлено в виде презентации, сайта, статьи и т.п.Оба вида webквестов должны сопровождаться итоговой рефлексией. Здесь тоже можно представить разные её виды, будь то заполнение таблицы с вопросами, часть выступления, а возможно и составление синквейна.Webквест –помощник для учителя, как в организации деятельности, так и в оценке учениками процесса и результата проделанной работы.

Ссылки на источники1.Куприянова О. М., Морозова Е. В. Обучение логическим основам математики с использованием интерактивных технологий // Научнометодический электронный журнал «Концепт». –2016. –Т. 11. –С. 996–1000. –URL: http://ekoncept.ru/2016/86216.htm.−[Дата обращения 10.01.2017].2.Dodge B. WebQuest Taskonomy: A Taxonomy of Tasks. 1999. –URL: http://webquest.sdsu.edu/taskonomy.html. [Дата обращения 25.12.2016].3.Катержина С. Ф. Развитие познавательной самостоятельности студентов технического вуза при обучении математике с использованием Webтехнологий: дис. ... канд. пед. наук. Ярославль, 2010. 174 с.4.Багузина Е. И. Вебквест технология как дидактическое средство формирования иноязычной коммуникативной компетентности: на примере студентов неязыкового вуза: дис. ... канд. пед. наук. М., 2011. 238 с.5.Воробьёв Г. А. Вебквесты в развитии социокультурной компетенции: монография. Пятигорск: ПГЛУ, 2007. 168 с.6.Романцова Ю.В. Вебквест как способ активизации учебной деятельности учащихся. –URL: http://festival.1september.ru/articles/513088/−[Дата обращения 20.01.2017].7.Напалков С. В. О гуманитарном значении Webквест технологии в обучении математике // Гуманитарные традиции математического образования в России: сб. ст. участников Всерос. науч. конф. с междунар. участием / под общ. ред. М. И. Зайкина; АГПИ. Арзамас: АГПИ, 2012. С. 416421.8.Зайкин М. И. Виртуальный класс в дополнительном образовании сельских школьников: учеб.метод. пособие / М. И. Зайкин, С. В. Арюткина, С. В. Менькова, Л. Л. Статуев, М. И. Фокеев. Арзамас, 2008.120 с.