Возрастные особенности темперамента младших школьников

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Здор А. В. Возрастные особенности темперамента младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 1496–1500. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970626.htm.
Аннотация. В данной статье рассматриваются актуальные проблемы возрастных особенностей темперамента младших школьников. Определяются основные возрастные проявления у детей младшего школьного возраста различных типов темперамента, рассматриваются особенности поведения детей того или иного темперамента в процессе обучения и воспитания.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Здор Анастасия Владимировна,студент, филиал ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» в г.Тихорецке, г. Тихорецкvernitskaya1997@mail.ru

Научный руководитель: Сердюк Ирина Ивановна,кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры экономики и менеджмента, филиал ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» в г.Тихорецке, г. Тихорецкserdyuk.irina@rambler.ru

Возрастные особенноститемперамента младших школьников

Аннотация.В данной статье рассматриваютсяактуальные проблемывозрастных особенностей темперамента младших школьников. Определяютсяосновные возрастные проявленияу детей младшего школьного возраста различных типов темперамента, рассматриваться особенности поведения детей того или иного темперамента в процессе обучения и воспитания.Ключевые слова:темперамент, нервная система, психические различия,возраст, младший школьный возраст.

Темперамент предполагает разные психические различия между людьми –различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и другие динамические, индивидуальноустойчивые особенности психической жизни, поведения и деятельности. Вопрос о темпераментеи сегодня остается во многом спорной и нерешенной проблемой. Но при всем многообразии подходов к проблеме, ученые и практики признают, что темперамент –биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо.Темпераментотражает динамические характеристики, особенности поведения, являющиеся врожденными, поэтому свойства темперамента более устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Наиболее специфическая особенность темперамента заключается в том, что различные свойства темперамента данного человека не случайно сочетаются друг с другом, а закономерно связаны между собой.Как и все свойства нашего организма,темпераментподвержен возрастным изменениям, прежде всего связанным с процессом созревания или с изменениями поведения, вытекающими главным образом из анатомического и физиологического развития нервной системы и других систем организма.Поступление ребенка вшколуменяет социальную ситуацию, круг общения ребенка, возрастают требования к нему, расширяется круг обязанностей и это отражается на психической активности ребенка[1].В годы детства далеко не просто отличить, что в наблюдаемых у ребенка динамических чертах идет от своеобразия его нервной системы и что от возрастного этапа созревания. Нужно иметь в виду, что в динамических свойствах детской психики одновременно проявляются как признаки уже того или иного типа темперамента, так и возрастные особенности темперамента.Процесс формирования личности не происходит в изолированной узкой среде, он осуществляется в контексте более или менее развитого общества. Социальная обусловленность личности носит конкретноисторический характер[2].Вмладшем школьном возрасте характерные черты психической активности —это легкость пробуждения интереса и недостаточная длительность состояния сосредоточенности, связанные с той же слабостью нервной системы. И эмоциональность в эту пору жизни, и моторика, конечно же, иные, чем впоследующих школьных возрастах. С годами происходит как увеличение возможностей нервной системы, так и ограничение, утрата ее ценных детских свойств.Ребеноксангвиникочень живой, непоседливый. Ни одной минуты не сидит на месте, обязательно вертит чтонибудь в руках. Очень часто тянет руку, разговаривает с соседом по парте. Очень впечатлителен, легко увлекается. Эмоционально рассказывает о полученных впечатлениях. На занятиях живо реагирует на все новое, интересное. Но его увлечения не всегда постоянны и устойчивы –увлекшись новым делом, легко охладевает к нему. Все эмоции выражаются на его подвижном лице, в его живых глазах. Поэтому очень легко угадать его настроение, отношение к человеку или какомулибо предмету. На интересных для него занятиях проявляет большую активность, работоспособность. Но если занятие для него не интересно, тут же начинает мешать учителю —разговаривает с соседями, зевает. Призвать его к порядку в этом случае бывает очень трудно. Единственный способ —заинтересовать его. Не любит кропотливых занятий, любит такую деятельность, которая позволяет быстро добиться результата. Настроение его часто меняется. Получив замечание, он может очень расстроиться, даже расплакаться. Однако очень быстро совершенно забывает об этом, начиная бегать, играть с друзьями. Быстро привыкает к новой обстановке, новым требованиям. Легко входит в контакт со сверстниками, является активным членом детского коллектива, всегда находится в окружении ребят.Обычно ученики сангвинистического темперамента быстро решают практические и теоретические задачи, если для этого у них имеется соответствующий запас знаний. Они быстро говорят: речь их эмоционально окрашенная, оживленная.Ребенок холерического темперамента выделяется среди сверстников своей порывистостью. Движения его быстрые и живые. Во время занятия вечно меняет позу. Непрерывно разговаривает с другими ребятами. Очень активен. На любой вопрос учителя готов ответить не подумав, и поэтому чаще всего отвечает невпопад. Говорит громко, быстро. Почти никогда не сидит на месте, готов все время бегать, затевать драки с ребятами. В досаде и раздражении очень вспыльчив, легко вступает в драку. Для него характерно веселое, жизнерадостное, быстро меняющееся настроение.Отличается очень выразительными и сильными эмоциональными реакциями, выразительной мимикой, энергичной жестикуляцией. Не сдержани непоседлив (его рисунки обычно крупные). Но в выполнении поручений проявляет уверенность, упорство. Его интересы постоянны, устойчивы. Не теряется при возникающих трудностях, с большой энергией преодолевает их.Ребенка флегматического характераотличает неторопливость и спокойствие. Отвечает на вопросы не сразу и без какойлибо живости. Если не знает точного ответа на вопрос, предпочитает промолчать. Он не избегает дополнительной умственной нагрузки, даже если много занимается, вряд ли его можно увидеть уставшим. Он говорит долго и рассудительно. В классе к нему относятся хорошо, подшучивая над его медлительностью. Окружающие всегда стараются его развеселить. Его привязанности чаще всего постоянны. Он добродушен, очень редко выходит из себя, его трудно рассердить, но трудно и развеселить.Для флегматиков характерно медленное, спокойное протекание мыслительных и речевых процессов.Речь детей этого типа неторопливая, интонационно можно сказать совсем не выразительная. Обычно учителю трудно добиться у них выразительности при чтении стихотворения. Внимание у флегматиков характеризуется устойчивостью и слабой переключаемостью.Флегматики удивляют медлительностью и слабостью своих действий. На уроках они обычно сидят спокойно, не вертятся за партой, не толкают соседей, редко поднимают руку. Такой ученик не любит лишних движений, а совершает самые необходимые. Пишет ученикфлегматик, обычно, тоже медленно, во время диктантов отстает от класса. Школьникфлегматик, хорошо владеющий навыками чтения, все же читает гораздо медленнее, чем ученик живого типа. Движения егоспокойные и медленные.Ребенок меланхолического темпераментана занятиях спокоен, не вскакивает, не кричит. Сидит всегда в одной и той же позе. Постоянно чтонибудь держит и вертит в руках. Настроение меняется от очень незначительных причин. Болезненно чувствителен, мнителен. Когда учитель делает ему замечание, долгосидит расстроенный и подавленный. Тяжело переносит обиды, огорчения, но внешне эти переживания выражаются слабо. Когда его вызывают, медленно подходит к учителю. Отвечает медленно, неуверенно. Стоит учителю прервать его ответ даже самым мягким замечанием,он сразу смущается, голос его становится глухим, тихим. Настроение колеблется между подавленным и спокойновеселым. Сдержан в выражении своих чувств. Избегает общения с малознакомыми, новыми людьми, в новой обстановке проявляет неловкость. Но в благоприятных для него условиях его впечатлительность, тонкая эмоциональная чувствительность позволяют ему добиться больших успехов в музыке, рисовании. Любит ухаживать за цветами, животными. Отличается отзывчивостью, всегда готов прийтина помощь.Существуют и выделяются особенности проявления темпераментных особенностей младших школьников в протекании речевых и мыслительных процессов, а также во внимании.Различия в этом отношении вполне определенно выступают, например, когда дети уже овладели устной речью. Если у ребенка громкая, быстрая, отчетливая речь, с правильными интонациями, сопровождаемыми живыми жестами, выразительной мимикой, это может означать признаки сангвинического темперамента. Когда речь медленнее, чем у других, спокойная, равномерная, иногда с остановками, без резко выраженных эмоций, жестикуляции и мимики, это может свидетельствовать о проявлении особенностей флегматического темперамента. На признаки холерического темперамента указывает речь торопливонапряженная, порывистая, как бы захлебывающаяся. Кпризнакам меланхолического темперамента может быть отнесена речь приторможенная, тихая, иногда снижающаяся до шепота. Разумеется, более уверенно о типе темперамента можно судить, если будут также достаточно учитываться особенности двигательной и общей активности ребенка.Каждый ребенок младшего школьного возраста, независимо от особенностей его темперамента, может успешно овладевать знаниями, быть хорошо воспитанным.

Однако при организации обучения и воспитания следует учитывать, что в зависимости от особенностей темперамента поведение детей может быть разным. Одних учащихся нужно сдерживать, других активизировать, у третьих формировать большую уверенность в себе и смелость и т.п.Учителю не следует ставить задачу изменить темперамент своих учеников.Вопервых, это практически не выполнимая задача, так как процесс преобразования типологических свойств нервной системы протекает очень медленно, а вовторых, в этом нет смысла. Ведь, как уже говорилось, нет плохих или хороших темпераментов. Каждый темперамент имеет свои и положительные, и отрицательные стороны.

Задача воспитания заключается в том, чтобы постепенно развить у детей положительные черты их темперамента и приучить сдерживать его отрицательные проявления: излишнюю подвижность, если она не оправдана обстоятельствами, слишком большую возбудимость, чрезмерную вялость и т.п. Задача эта не простая, для ее решения необходимо выбирать формы и методы воспитания положительных черт личности применительно к особенностям темперамента ученика.Таким образом, практический опыт показывает большую изменчивость свойств темперамента под влиянием грамотно организованного процесса воспитания, учитывающего не только возрастные, но и индивидуальные особенности физического ипсихического развития ребенка. Младший школьный возраст наиболее благоприятендля изменения в процессе воспитания нежелательных черт темперамента, так как типологические особенности нервных процессов еще не приобрели устойчивости, а организм ребенка находится в стадии усиленного роста и развития.

Ссылки на источники1.Мальцева Е.Ю., Чернухина Н.В., Молчанова Е.В. Формирование толерантных отношений в образовательном пространстве школы // Материалы XIIМежвузовской научнопрактической конференции «Социальноэкономическое развитие общества в контексте общезначимых проблем современности». –2014. –С.103106.2.Сердюк И.И. Условия формированияи развития личности. // Научнометодический электронный журнал Концепт. –2016. –Т. 15. –С. 17411745.