Метод определения модельно-конструкторских предпочтений в изделиях производственной одежды различных групп работающих
Выпуск:
ART 970658
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Гаджибекова
И.
А.,
Тагирова
Ф.
В. Метод определения модельно-конструкторских предпочтений в изделиях производственной одежды различных групп работающих // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 39. – С.
1656–1660. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/970658.htm.
Аннотация. В статье изложены результаты исследований, проведенные с целью определения модельно-конструкторских предпочтений в изделиях производственной одежды различных групп работающих. Предметом анкетного опроса явились изделия производственной одежды, которые в настоящее время используются работающими, использовались ранее, или те, о которых работающие имеют представление. Структура эстетико-психологических свойств изделий ПО разработана по схеме: форма; цвет; наполненность контура деталями; фактура материала; длина изделия; покрой изделия; конструкция и расположение дополнительных деталей (карманов, застежек и пр.); сочетание изделий в комплекте; масса изделия. Для экспериментального подтверждения гипотезы о возможности учета предпочтений основных групп работающих выбран метод анкетного опроса.
Ключевые слова:
цвет, ассортимент, форма, анкетирование, предпочтения, производственная одежда, конструктивные признаки, эстетико-психологические свойства, модельно-конструкторские решения
Текст статьи
Гаджибекова Ирада Аслановна, кандидат технических наук, доцнгт кафедры товароведения и экспертизы ФГБОУ ВО «дагестанский государственный университет», г. Махачкалаnaina.92@mail.ru
Тагирова Фариза Вагифовна,магистр 1го года обучения ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет», г. Махачкалаnaina.08@mail.ru
Метод определения модельноконструкторских предпочтенийв изделиях производственной одежды различных групп работающих
Аннотация. В статье изложены результаты исследований, проведенныес целью определениямодельноконструкторских предпочтений в изделиях производственной одежды различных групп работающих. Предметом анкетного опроса явились изделия производственной одежды, которые в настоящее время используются работающими, использовались ранее, или те, о которых работающие имеют представление. Структура эстетикопсихологических свойств изделий ПО разработана по схеме: форма; цвет; наполненность контура деталями; фактура материала; длина изделия; покрой изделия; конструкция и расположение дополнительных деталей (карманов, застежек и пр.); сочетание изделий в комплекте; масса изделия.Для экспериментального подтверждения гипотезы овозможностиучета предпочтенийосновныхгруппработающихвыбран метод анкетного опроса.Ключевые слова: производственная одежда, ассортимент, конструктивные признаки, анкетирование,эстетикопсихологические свойства, форма,цвет, предпочтения, модельно конструкторские решения.
Анализ состояния рынка производственной одежды показал, что в настоящее время, характеризующееся насыщением рынка производственной одежды сертифицированными изделиями, выбор из предложенного модельного ряда изделий производственной одежды содинаковыми функциональными характеристиками осуществляется потребителями на основе оценки комплекса субъективных характеристик одежды, выраженных в ее эстетикопсихологических свойствах. По данным зарубежных исследований, психологические свойства составляют до 33 % в сложной системе предпочтений в одежде [1]. Формированиеже психологических свойств производственной одежды наименее изученная область ее проектирования.До настоящего времени психологические свойства спецодежды не рассматривались, а рассматривалась обширная номенклатура эргономических свойств изделий [2]. Однако, тот факт, что производственная одежда это не просто защитная оболочка для тела человека, выполняющая ряд утилитарных, физиологогигиенических и информационных функций, но сложная невербальная система, в этой структуре не учитывался. Вместе с тем, именно прогнозирование впечатлений от комбинаций эстетикопсихологических свойств в изделиях производственной одежды предприятияпроизводителя является одним из ключевых звеньев схемы управления спросом. Врамкахколлектива промышленных предприятий, когдапроизводственная одеждарегламентирована «Типовымиотраслевыминормами», «Коллективным договором», фирменным стилем предприятия и пр., нельзя говорить о полной гармонизации производственной одежды и личности. Однако,в этих условияхнеобходимоговоритьовозможностиучета предпочтенийосновныхгруппработающих.Несмотрянаочевидностьделения коллективалюбогопредприятиянагруппы, определеннымобразом позиционирующие себя в этом коллективе, предпочтения, отдаваемые этими группами в ПО, до настоящего времени практически не рассматривались. Такое доминирование одной группы мы наблюдаем на предприятии ОАО «Спецстроймонтаж», расположенном в городе Махачкала.
Наэтомпредприятиипреобладает мужской коллектив с тремя выраженными возрастными группами: до 30 лет, от30 до 44 лет и от 45 и старше. Количественный состав групп 200 250 человек. Статусная составляющая равноценна для каждой группы. В такой ситуации необходимоопределить, какие изпсихологических факторовполовозрастныхгруппбудутминимизироватьассортимент, акакие расширять его.
Структура эстетикопсихологических свойств изделий ПО разработана по схеме: форма; цвет; наполненность контура деталями; фактура материала; длина изделия; покрой изделия; конструкция и расположение дополнительных деталей (карманов, застежек и пр.); сочетание изделий в комплекте; масса изделия.
Предположение о схожести восприятия ПО определенными группами работающих нам предстоит подтвердить или опровергнуть. Как уже было сказановыше, группы потребителей ПО формируются по возрасту, телосложениюи категории персонала, к которой они относятся.
Для экспериментального подтверждения гипотезы, а также для установления зависимости предпочтений в ПО от принадлежности работающих на промышленных предприятиях к определенным группам предлагается выбрать методанкетного опроса. С этой целью разработанасоответствующая программа.В программе отмечено, что целью проведения анкетного опроса является определение модельноконструкторских предпочтений в изделиях производственной одежды различных групп работающих. Предметом анкетного опроса явились изделия ПО, которые в настоящее время используются работающими, использовались ранее, или те, о которых работающие имеют представление. Вовступительнойсоциальнодемографическойчастианкеты собираетсяинформацияобобъективномположенииистатусе опрашиваемого, что дает возможность отнести его к той или иной группе работающихсблизкимипредпочтениямиввыборе производственнойодежды.
Объектомисследования явилисьследующиегруппы работающих: 1 мужчинымладшей, среднейистаршейвозрастной групп. Влияниетелосложенияработающихнаформированиепредпочтенийв выборе спецодежды учитывалось через размер спецодежды, выдаваемой на предприятии опрашиваемому.Было выделено четыре основныхразмера одежды: 88,92; 96,100; 104,108; 112,116. Влияние категории работающих на формирование предпочтений в выборе спецодежды учитывалось через 4 предлагаемые категории: рабочие, служащие, руководители среднего звена и руководителивысшего звена.Основная (содержательная) часть анкеты состоит из контактных вопросов, способных заинтересовать респондента, они отличаются простотой в своих формулировках основных вопросов (содержание их полностью определяется целями и задачами исследования). Большинство вопросов закрытого типа (multiplechoice), предполагающего выбор из имеющегося конечного числа ответов. Возможные варианты ответов сформулированы после тщательного анализа производственной одежды, предлагаемой различными фирмамипроизводителями. Заключительные вопросы анкетыснимают напряжение от проделанной работы. Вопросы в анкетах формулируются таким образом, чтобы выявить те аспекты предпочтений изделий ПО, которые не отражаются ни в каких документах и не доступны прямому наблюдателю. Такой анкетный опрос позволяетвкороткийсрокполучитьуникальнуюинформацию опредпочтениях в изделиях ПО, а возможность ее статистического анализа позволит распространить полученные данные на половозрастные группы в другихотрасляхпромышленностисидентичнымиусловиями труда. Необходимо так же отметить, что вербальная информация, полученнаяметодом анкетного опроса, дешевле илегче поддается количественнойобработке, чемневербальная[3].В результате анкетного опроса работающих на предприятии быладана оценка необходимости различий в одежде подразделений предприятия и профессий, определены предпочтительные цветовые сочетания и предпочтения в покрое и комплектации одежды, расположение и конструкция декоративноконструктивных элементов. Из анализа анкет следует, что на крупных промышленных предприятиях с уже разработанным фирменным стилем весьма сильны тенденции идентификации работающих друг с другом, они, безусловно, перевешивают тенденции индивидуализма в одежде. Сходные условия труда в большей степени, чем чтолибо другое определяют предпочтения в ПО. Однако, несмотря на преобладание тенденций идентификации можно проследить некоторые различия в предпочтениях различных групп работающих.Так комплектацию всесезонного костюма в виде куртки с полукомбинезоном предпочитает младшая и средняя возрастная группы, т.е., если на предприятии преобладает старшая возрастная группа предпочтение будет отдано куртке и брюкам, что необходимо учесть предприятиюпроизводителю ПО при выборе образцов для демонстрации на таком предприятии.У рабочих палитра предпочтительных цветов отделки ПО намного шире (см. рисунок 2), чем у руководителей производства (см. рисунок 1).
Рис.1.Версия руководства
Рис.2.Предпочтительноесочетания цветов с темносиним фирменным цветом
(версия рабочих)Как следует из анализа распределения покроя курток по половозрастным группам, наибольшее разнообразие в покрое заказываемых изделий ПО на фирмепроизводителе следует ожидать, если на предприятии преобладает средняя возрастная группа работающих.При разработке ассортимента предприятияпроизводителя ПО следует учитывать тот факт, что большая часть опрошенных всех групп предпочитает втачной рукав с опущенной линией плеча, и только часть руководителей высшего и среднего звена отдают предпочтение реглану. Комбинированным рукавам в нашем опросе не отдал предпочтение ни один респондент.По используемым дополнительным деталям следует отметить, что их количество и разнообразие максимально у мужчин младшей возрастной группы. Часть из них вписывало сложные конструктивные элементы вместо предложенных. Количество карманов внесезонных курток достигало, в некоторых случаях 15.Все, без исключения группы работающих отдают предпочтение моделям производственной одежды (при одинаковых функциональных характеристиках) из мягких на ощупь материалов, на которых нет большого количества изломов и изгибов, не издающих шуршащих звуков при движениях и контактах с оборудованием, и не аккумулирующим на себе заряды статического электричества[4].Большое значение имеет масса и объем утепленной одежды, причем большие масса и объем так же нежелательны, как слишком маленькие масса и объем.
Отдавая должное результатам анкетного опроса, тем не менее, следует отметить, что фирме разработчику необходимо предлагать собственное профессиональное обоснование вариантов модельно конструкторских решений функционального ряда, базирующееся на закономерностях композиционного построения одежды специального и производственного назначения.
Ссылки на источники1.Чубарова З.С. Методы оценки качества специальной одежды. М.: Легпромбытиздат, 1988. 160с.2.Бардин К.Б. Проблема порога чувствительности и психо физические методы М., 1976. 312с.3.Ратанова Т.А. Субъективное шкалирование и объективные физиологические реакции человека. М., 1999. 446с.4.Гаджибекова И.А. Разработка технологии решения разноуровневых задач формирования ассортимента производственной одежды. Автореф. дис. … канд. техн. наук. СПб. : СПГУТД, 2007. 16 с.
Тагирова Фариза Вагифовна,магистр 1го года обучения ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет», г. Махачкалаnaina.08@mail.ru
Метод определения модельноконструкторских предпочтенийв изделиях производственной одежды различных групп работающих
Аннотация. В статье изложены результаты исследований, проведенныес целью определениямодельноконструкторских предпочтений в изделиях производственной одежды различных групп работающих. Предметом анкетного опроса явились изделия производственной одежды, которые в настоящее время используются работающими, использовались ранее, или те, о которых работающие имеют представление. Структура эстетикопсихологических свойств изделий ПО разработана по схеме: форма; цвет; наполненность контура деталями; фактура материала; длина изделия; покрой изделия; конструкция и расположение дополнительных деталей (карманов, застежек и пр.); сочетание изделий в комплекте; масса изделия.Для экспериментального подтверждения гипотезы овозможностиучета предпочтенийосновныхгруппработающихвыбран метод анкетного опроса.Ключевые слова: производственная одежда, ассортимент, конструктивные признаки, анкетирование,эстетикопсихологические свойства, форма,цвет, предпочтения, модельно конструкторские решения.
Анализ состояния рынка производственной одежды показал, что в настоящее время, характеризующееся насыщением рынка производственной одежды сертифицированными изделиями, выбор из предложенного модельного ряда изделий производственной одежды содинаковыми функциональными характеристиками осуществляется потребителями на основе оценки комплекса субъективных характеристик одежды, выраженных в ее эстетикопсихологических свойствах. По данным зарубежных исследований, психологические свойства составляют до 33 % в сложной системе предпочтений в одежде [1]. Формированиеже психологических свойств производственной одежды наименее изученная область ее проектирования.До настоящего времени психологические свойства спецодежды не рассматривались, а рассматривалась обширная номенклатура эргономических свойств изделий [2]. Однако, тот факт, что производственная одежда это не просто защитная оболочка для тела человека, выполняющая ряд утилитарных, физиологогигиенических и информационных функций, но сложная невербальная система, в этой структуре не учитывался. Вместе с тем, именно прогнозирование впечатлений от комбинаций эстетикопсихологических свойств в изделиях производственной одежды предприятияпроизводителя является одним из ключевых звеньев схемы управления спросом. Врамкахколлектива промышленных предприятий, когдапроизводственная одеждарегламентирована «Типовымиотраслевыминормами», «Коллективным договором», фирменным стилем предприятия и пр., нельзя говорить о полной гармонизации производственной одежды и личности. Однако,в этих условияхнеобходимоговоритьовозможностиучета предпочтенийосновныхгруппработающих.Несмотрянаочевидностьделения коллективалюбогопредприятиянагруппы, определеннымобразом позиционирующие себя в этом коллективе, предпочтения, отдаваемые этими группами в ПО, до настоящего времени практически не рассматривались. Такое доминирование одной группы мы наблюдаем на предприятии ОАО «Спецстроймонтаж», расположенном в городе Махачкала.
Наэтомпредприятиипреобладает мужской коллектив с тремя выраженными возрастными группами: до 30 лет, от30 до 44 лет и от 45 и старше. Количественный состав групп 200 250 человек. Статусная составляющая равноценна для каждой группы. В такой ситуации необходимоопределить, какие изпсихологических факторовполовозрастныхгруппбудутминимизироватьассортимент, акакие расширять его.
Структура эстетикопсихологических свойств изделий ПО разработана по схеме: форма; цвет; наполненность контура деталями; фактура материала; длина изделия; покрой изделия; конструкция и расположение дополнительных деталей (карманов, застежек и пр.); сочетание изделий в комплекте; масса изделия.
Предположение о схожести восприятия ПО определенными группами работающих нам предстоит подтвердить или опровергнуть. Как уже было сказановыше, группы потребителей ПО формируются по возрасту, телосложениюи категории персонала, к которой они относятся.
Для экспериментального подтверждения гипотезы, а также для установления зависимости предпочтений в ПО от принадлежности работающих на промышленных предприятиях к определенным группам предлагается выбрать методанкетного опроса. С этой целью разработанасоответствующая программа.В программе отмечено, что целью проведения анкетного опроса является определение модельноконструкторских предпочтений в изделиях производственной одежды различных групп работающих. Предметом анкетного опроса явились изделия ПО, которые в настоящее время используются работающими, использовались ранее, или те, о которых работающие имеют представление. Вовступительнойсоциальнодемографическойчастианкеты собираетсяинформацияобобъективномположенииистатусе опрашиваемого, что дает возможность отнести его к той или иной группе работающихсблизкимипредпочтениямиввыборе производственнойодежды.
Объектомисследования явилисьследующиегруппы работающих: 1 мужчинымладшей, среднейистаршейвозрастной групп. Влияниетелосложенияработающихнаформированиепредпочтенийв выборе спецодежды учитывалось через размер спецодежды, выдаваемой на предприятии опрашиваемому.Было выделено четыре основныхразмера одежды: 88,92; 96,100; 104,108; 112,116. Влияние категории работающих на формирование предпочтений в выборе спецодежды учитывалось через 4 предлагаемые категории: рабочие, служащие, руководители среднего звена и руководителивысшего звена.Основная (содержательная) часть анкеты состоит из контактных вопросов, способных заинтересовать респондента, они отличаются простотой в своих формулировках основных вопросов (содержание их полностью определяется целями и задачами исследования). Большинство вопросов закрытого типа (multiplechoice), предполагающего выбор из имеющегося конечного числа ответов. Возможные варианты ответов сформулированы после тщательного анализа производственной одежды, предлагаемой различными фирмамипроизводителями. Заключительные вопросы анкетыснимают напряжение от проделанной работы. Вопросы в анкетах формулируются таким образом, чтобы выявить те аспекты предпочтений изделий ПО, которые не отражаются ни в каких документах и не доступны прямому наблюдателю. Такой анкетный опрос позволяетвкороткийсрокполучитьуникальнуюинформацию опредпочтениях в изделиях ПО, а возможность ее статистического анализа позволит распространить полученные данные на половозрастные группы в другихотрасляхпромышленностисидентичнымиусловиями труда. Необходимо так же отметить, что вербальная информация, полученнаяметодом анкетного опроса, дешевле илегче поддается количественнойобработке, чемневербальная[3].В результате анкетного опроса работающих на предприятии быладана оценка необходимости различий в одежде подразделений предприятия и профессий, определены предпочтительные цветовые сочетания и предпочтения в покрое и комплектации одежды, расположение и конструкция декоративноконструктивных элементов. Из анализа анкет следует, что на крупных промышленных предприятиях с уже разработанным фирменным стилем весьма сильны тенденции идентификации работающих друг с другом, они, безусловно, перевешивают тенденции индивидуализма в одежде. Сходные условия труда в большей степени, чем чтолибо другое определяют предпочтения в ПО. Однако, несмотря на преобладание тенденций идентификации можно проследить некоторые различия в предпочтениях различных групп работающих.Так комплектацию всесезонного костюма в виде куртки с полукомбинезоном предпочитает младшая и средняя возрастная группы, т.е., если на предприятии преобладает старшая возрастная группа предпочтение будет отдано куртке и брюкам, что необходимо учесть предприятиюпроизводителю ПО при выборе образцов для демонстрации на таком предприятии.У рабочих палитра предпочтительных цветов отделки ПО намного шире (см. рисунок 2), чем у руководителей производства (см. рисунок 1).
Рис.1.Версия руководства
Рис.2.Предпочтительноесочетания цветов с темносиним фирменным цветом
(версия рабочих)Как следует из анализа распределения покроя курток по половозрастным группам, наибольшее разнообразие в покрое заказываемых изделий ПО на фирмепроизводителе следует ожидать, если на предприятии преобладает средняя возрастная группа работающих.При разработке ассортимента предприятияпроизводителя ПО следует учитывать тот факт, что большая часть опрошенных всех групп предпочитает втачной рукав с опущенной линией плеча, и только часть руководителей высшего и среднего звена отдают предпочтение реглану. Комбинированным рукавам в нашем опросе не отдал предпочтение ни один респондент.По используемым дополнительным деталям следует отметить, что их количество и разнообразие максимально у мужчин младшей возрастной группы. Часть из них вписывало сложные конструктивные элементы вместо предложенных. Количество карманов внесезонных курток достигало, в некоторых случаях 15.Все, без исключения группы работающих отдают предпочтение моделям производственной одежды (при одинаковых функциональных характеристиках) из мягких на ощупь материалов, на которых нет большого количества изломов и изгибов, не издающих шуршащих звуков при движениях и контактах с оборудованием, и не аккумулирующим на себе заряды статического электричества[4].Большое значение имеет масса и объем утепленной одежды, причем большие масса и объем так же нежелательны, как слишком маленькие масса и объем.
Отдавая должное результатам анкетного опроса, тем не менее, следует отметить, что фирме разработчику необходимо предлагать собственное профессиональное обоснование вариантов модельно конструкторских решений функционального ряда, базирующееся на закономерностях композиционного построения одежды специального и производственного назначения.
Ссылки на источники1.Чубарова З.С. Методы оценки качества специальной одежды. М.: Легпромбытиздат, 1988. 160с.2.Бардин К.Б. Проблема порога чувствительности и психо физические методы М., 1976. 312с.3.Ратанова Т.А. Субъективное шкалирование и объективные физиологические реакции человека. М., 1999. 446с.4.Гаджибекова И.А. Разработка технологии решения разноуровневых задач формирования ассортимента производственной одежды. Автореф. дис. … канд. техн. наук. СПб. : СПГУТД, 2007. 16 с.