Коррупция в таможенных органах: причины и возможные методы предупреждения

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Жабаева Э. Ж., Филиппова Е. О. Коррупция в таможенных органах: причины и возможные методы предупреждения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 1721–1725. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970671.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам коррупции в таможенном деле и таможенных органах. Автором рассмотрены причины и примеры появления коррупции в таможенных органах. Также автор данной статьи предлагает свои пути решения проблемы, связанной с коррупцией в таможенных органах.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Жабаева Эльвира Жараскановна, студент,ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет», г. Оренбургelvira10.08@mai.ru

Филиппова Елена Олеговна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры уголовного права,ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет», г. Оренбург

Коррупцияв таможенных органах: причины и возможные методы предупреждения

Аннотация.Статья посвящена вопросам коррупции в таможенном деле и таможенных органах. Автором рассмотрены причины и примеры появления коррупции в таможенных органах. Так же автор данной статьи предлагает свои пути решения проблемы, связанной с коррупцией в таможенных органах. Ключевые слова:Коррупция, таможенные органы, коррупционные преступления, противодействие коррупции.

Коррупция одна из трудноразрешимых проблем современного правового государства. Неоспоримым фактом является то, что коррупция всегда была и остается серьезной угрозой для экономической и национальной безопасности государства. Коррупция явление, не имеющееоднозначной трактовки. Согласно федеральному закону от 25.12.2008 № 273ФЗ «О противодействии коррупции», коррупция это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Коррупцией следует считать осуществленное любыми способами и при любых условиях извлечение выгоды из своего положения в системе государственной власти или из связанного с ним своего общественного статуса в корыстных целях. Коррупцией в этом смысле следует признать не только незаконные, но и неэтичные действия, а также признаваемые в обществе действиями[2]. Учитывая, что таможенные органы играют важную роль в пополнении государственного бюджета, а также в обеспечении национальной безопасности, контролируя перемещаемые через границу товары и транспортные средства, проявление коррупции в таможенных органах может нанести серьезный ущерб экономической безопасности страны.

Совершая коррупционное правонарушение, корруптер (дающий взятку) и коррупционер (лицо, берущее взятку) не просто нарушают закон, но и подрывают авторитет органов государственной власти в глазах рядовых граждан. Видя, что наиболее эффективно «решает» вопросы тот, у кого больше денег и связей, люди теряют веру в действенность и эффективность государственных органов. Коррупционная направленность распространена в таможенных органа среди чиновников низшего и среднего звена. Ведь именно этим чиновникамприходиться по долгу службы работать непосредственно с гражданами. Низовая коррупция наиболее распространена на среднем и низшем уровнях органов власти и управления и связана с постоянным взаимодействием государственных служащих и граждан (регистрации, штрафы, лицензирование, различные разрешения, выдача справок и т.п.). Привлекательность низовой коррупции состоит в том, что при минимальном риске для обеих сторон, она обладает ценностью не только для получателя (или вымогателя) взятки, но и для взяткодателя. В этом случае взятка помогает решать постоянно возникающие бытовые проблемы, она же служит небольшой платой за постоянную возможность совершения мелких нарушений законов и инструкций[3]. В таможенных органах попытки дачи взяток, вымогательства взяток наиболее часто встречаются именно на низовом уровне. Чтобы снизить уплачиваемые в бюджет таможенные платежи путем искажения сведений о номенклатуре, таможенной стоимости, количестве и весе товаров, участники внешнеэкономической деятельностиидут на подкуп должностных лиц. Вопрос возможности подкупа высших должностных лиц требует тщательной проработки, поскольку последствия такого подкупа могут оказаться довольно плачевными. Существует множество причин, подталкивающих должностное лицо к коррупционному правонарушению. Неэффективное материальное обеспечение государственных служащих формируют чувство неуверенности в завтрашнем дне и подталкивают к массовой низовой коррупции. Служащие, не имея никаких гарантий самосохранения, легче поддаются соблазну коррупции. Таким образом, можно выделить следующие причины совершения коррупционных преступлений:

ощущение нестабильности;

низкая зарплата, не соответствующая квалификации и ответственности работы;

несправедливость при продвижении по службе;

недостатки в подборе, изучении и расстановке кадров;

отсутствие четкой регламентации действий таможенника и должного контроля за его работой, способствующее недобросовестному отношению к служебнымобязанностям и нарушениям дисциплины, недостаточная личная примерность руководителей таможенных органов;

низкий уровень воспитательнопрофилактической работы руководителей всех уровней;

недоработки в таможенном законодательстве, позволяющие находить "лазейки" для преступных элементов и безнаказанно допускать нарушения таможенных технологий;

кадровый протекционизм, позволяющий коррумпированным таможенникам продвигать на должности своих людей и с их помощью выстраивать коррупционные схемы, извлекая незаконные прибыли.

Всемирная таможенная организация считает, что наибольшая вероятность возникновения коррупции существует там, где таможенные органы:

обладают монополией власти над клиентами;

имеют дискреционные полномочия в отношении поставок товаров или услуг;

пользуются тем, что имеет место низкий уровень контроля или подотчетности. В качестве примера можно привести случай, произошедший на таможенном пункте «Илецкий» Оренбургской области. Была пресечена противоправная деятельность группылиц из числа действующих сотрудников пункта пропуска. Сотрудники отдела собственной безопасности Оренбургской таможни совместно с оперативнорозыскной частью ЛОВД на ст. «Оренбург» задержали с поличным трех должностных лиц т/п «Илекский» при получениивзятки в размере 50 000 рублей от участника внешнеэкономической деятельности, осуществлявшего транзит через границу четырех автомобилей марки «КАМАЗ». Сотрудники таможенного поста, находясь на своих рабочих местах на территории многостороннего автомобильногопункта пропуска Оренбургской таможни, с целью незаконного получения денежных средств жителя Узбекистана, искусственно создали условия препятствующие проезду данных автомобилей через таможенную границу. В итоге последний был вынужден дать взятку сотрудникам таможенного поста за беспрепятственный проезд через таможенную границу РФ. По данному факту в отношении должностных лиц т/п «Илецкий» Оренбургской таможни было возбуждено уголовное делопо пунктам «а», «в» ч. 4 ст. 290 УК РФ за получение взятки[1].Прианализе причин и условий, способствующих возникновению и росту коррупции невозможно обойтись без статистики по данному вопросу. Одним из авторитетных источников является рейтинг Transparency International. Согласно исследованиям этой организации, страной с самым низким уровнем коррупции является Дания. Также в число лидеров входит Новая Зеландия, Финляндия. В число стран с самым высоким уровнем коррупции входят такие страны как Сомали, КНДР, Судан. Республика Беларусь, Казахстан, Российская Федерацияи Украина занимают 119, 126, 136 и 142 места соответственно. Таким образом, можно наблюдать, что уровень коррупции пропорционален экономическому благосостоянию станы. Изучив мировую статистику коррупционных преступлений в таможенных органах, можно сделать вывод, что коррупция является не «причиной», а «симптомом». Иными словами, коррупция служит своеобразным индикатором накопившихся экономических проблем. Мировой опыт показывает, что принятия программ по борьбе с коррупцией, подписания различных соглашений в этой сфере недостаточно для эффективного противодействия этому социальному злу. Исходя из многочисленных исследований, можно утверждать, что уровень коррупции зависит от многих факторов, наиболее важными из которых являются уровень демократии в стране, структура экономики, благосостояние населения и степень социального неравенства, а также культурные характеристики. Несмотря на достигнутые Российской таможней определенные результаты в борьбе с коррупцией, следует отметить, что работа по ее противодействию должна проводиться постоянно и системно, а также должны применяться новые методы воздействия в рамках поощрения антикоррупционного поведения должностных лиц и наказания в случаях нарушений. Основные пути противодействия коррупции в таможенных органах:

подбор кадров с полным использованием полиграфа, а также имеющихся психологических методов изучения моральных и деловых качеств кандидатов;

проведение специальных проверочных мероприятий в отношении кандидатов;

ротация не только руководящего состава, но и должностных лиц таможенных органов;

широкое внедрение электронного декларирования;

неотвратимость наказания по правонарушениям коррупционной направленности, дифференцированная с учетом тяжести проступка;

повышение профессионализма должностных лиц таможенных органов;

использование в борьбе с коррупцией правовых средств, строгое следование закону;

увеличение материального обеспечения должностных лиц, повышение уровня социальной защищенности таможенников. Проблемы, возникающие в работе по противодействию коррупции: 1. Отсутствие моральнонравственных качеств у ряда должностных лиц таможенных органов. Пути решения:

искоренение бытовой коррупции;

внедрение, начиная со средней школы, в программы обучения предмета, направленного на формирование высоконравственных личностей;

отбор кандидатов на замещение должностей государственной службы с обязательным использованием полиграфа, психологических обследований, нормативное закрепление возможности отказа взамещении должности в случае установления рисков коррупционного поведения;

применение долгосрочной дисквалификации должностных лиц, допустивших правонарушение коррупционной направленности. 2. Отсутствие ряда нормативных актов, механизмов реализации отдельных положений нормативных правовых актов, регламентирующих работу по противодействию коррупции в таможенных органах.Необходимо:

принятие необходимых правовых актов;

законодательное закрепление ряда всех необходимых понятий;

разработка механизмов проведения проверочных мероприятий в рамках реализации положений федерального закона № 273ФЗ «О противодействии коррупции»;

ротация должностных лиц. 3. Наличие разнообразных рабочих групп, как ведомственных, так имежведомственных, принимающих похожие мероприятия в рамках работы по противодействию коррупции, как следствие увеличивается количество различных планов, часто между собой похожих. Увеличить число таких мероприятий по искоренению коррупций ведомственными и межведомственными органами, что включало бы в себя: проведение внеплановых лекций по борьбе с коррупцией, проведение различного рода тестирования и анкетирования, а так проведение психоанализа каждого работника в таможенных органах. В конечном итоге все сводится только кбумажным отпискам.

Таким образом, работа по борьбе с коррупцией в таможенной сфере должна проводиться комплексно и системно, должны быть задействованы меры организационного, экономического, правового, информационного и кадрового характера, осуществлен охват всехуровнейгосударственной власти.

Ссылки на источники1.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63ФЗ (ред. от 05.10.2016)

М.: Юристъ, 2016 г. 192 с.

ISBN 9785917580897.2.Федеральный закон "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 N 273ФЗ//принят Государственной Думой19 декабря 2008 года3.Государственный контроль таможенными органами впунктах пропуска: учебное пособие для вузов / П.Н.Афонин, СанктПетербург.—М: Троицкий мост, 2014.