Должностные лица уголовно-исполнительной системы как субъекты коррупционных преступлений

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Скородумова П. С., Клетушкина А. А. Должностные лица уголовно-исполнительной системы как субъекты коррупционных преступлений // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 3256–3260. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970978.htm.
Аннотация. В статье предложены классификации коррупционных преступлений, совершаемых в системе исполнения уголовных наказаний, по различным основаниям, а также проведен анализ уголовных дел, возбужденных по факту совершения коррупционных преступлений должностными лицами уголовно-исполнительной системы.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Клетушкина Анна Анатольевна,студентка юридического факультета ФГБОУ ОГУ «Оренбургский государственный университет», г. Оренбургanyutka.9713@mail.ru

Скородумова Полина Сергеевна,студентка юридического факультета ФГБОУ ОГУ «Оренбургский государственный университет», г. Оренбургlina.orsk@mail.ru

Научный руководитель:Журкина Ольга Вячеславовна,кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права юридического факультета, доцент, "Оренбургский государственный университет", г.Оренбург

Должностные лица уголовноисполнительной системыкак субъекты коррупционных преступлений

Аннотация.В статье предложены классификации коррупционных преступлений, совершаемых в системе исполнения уголовных наказаний, по различным основаниям, а такжепроведен анализ уголовных дел, возбужденных по факту совершения коррупционных преступлений должностными лицами уголовноисполнительной системы.Ключевыеслова:уголовноисполнительная система, сотрудники ФСИН, коррупция, коррупционные преступления, противодействие коррупции.

В настоящее время коррупция в России охватила практически все сферы государственной деятельности. Как справедливо отметил в своем выступлении А.А. Реймер, «уголовноисполнительная система, являясь одним из важнейших социальноправовыхинститутов государства, в огромной степени зависит от процессов и изменений, происходящих в самом государстве в социальной, экономической, политической сферах. Она формируется, развивается и меняется под их влиянием»[1]. Поэтому не случаен тот факт, что иданная система оказалась подвержена такому негативному социальному явлению как коррупция.Концепция развития уголовноисполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.10.2010г. № 1772р предписывает необходимость разработки и принятия мер, основанных на единой системе обязанностей, запретов и ограничений, направленных на предупреждение коррупции. Однако система запретов уже существует в уголовном законодательстве России в виде коррупционных преступлений, субъектами которых могут являться, в том числе и сотрудники учреждений и органов уголовноисполнительной системы. В настоящее время российской пенитенциарной системе свойственны следующие тенденции: с одной стороны, сокращениечисла осужденных, отбывающих наказания в местах лишения свободы, а с другой стороны, ростпреступности среди сотрудников. По итогам 2016 года сотрудники собственной безопасности Федеральной службы исполнения наказаний выявили 352 преступления коррупционной направленности, что на треть превышает показатели 2015 года, которые составляли 211 преступлений.Таким образом, можно утверждать, что и уголовноисполнительная система, как и иные системы органов государственной власти в России, поражена коррупцией.Этапроблема многие годы не теряет своей актуальности. Коррупция подрывает не только доверие граждан к государственным служащим и к власти в целом, она наносит удар по политической системе, по основам эффективного хозяйствования.Судя по статистике управлениясобственной безопасности ФСИН, сотрудники ведомства практически каждый день совершают как минимум одно преступление. Криминалисты классифицируют коррупцию на виды по различным основаниям. Так, по статусу субъектов выделяют коррупцию в органах власти, коррупцию в частном секторе и коррупцию в политике. В сфере исполнения уголовных наказаний коррупция может быть разграничена на виды также по различным основаниям. Вопервых, по субъектам (двумя способами): а) специализированными и неспециализированными органами; б) учреждениями уголовноисполнительной системы, иными государственными учреждениями, исполняющими уголовные наказания, и негосударственными органами (лицами), исполняющими уголовные наказания. Вовторых, исходя из функций учреждений, исполняющих уголовные наказания, можно выделить следующие подвиды: коррупцию в связи с исполнением уголовных наказаний, коррупцию в связи с иной деятельностью, осуществляемой ФСИН России. При этом коррупцию в связис исполнением уголовных наказаний, в свою очередь, можно разделить на следующие подвиды: в сфере исполнения а) уголовных наказаний, связанных с лишением свободы, и б) уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы. В свою очередь и каждый из указанных подвидов коррупции в учреждениях, исполняющих уголовные наказания, можно классифицировать, например, по сфере деятельности. Так, в сфере исполнения уголовных наказаний, связанных с лишением свободы, можно выделить коррупцию: а) в связи с обеспечением прав, свобод и законных интересов лиц, отбывающих лишение свободы; б) в связи с обеспечением правопорядка и законности в исправительных учреждениях (следственных изоляторах); в) в связи с конвоированием осужденных к реальному лишению свободы; г) в связис обеспечением прав, свобод и законных интересов лиц, находящихся на территории исправительных учреждений или следственных изоляторов; д) в связи с организацией деятельности учреждения. Следует отметить, что самый распространенный виддолжностных преступлений коррупционной направленности, совершенных сотрудниками ФСИН РФ[2], это незаконная доставка осужденным запрещённых к использованию осужденными предметов, т.е. наиболее коррупционной является деятельность в связи с обеспечением правопорядка и законности в исправительных учреждениях. При этом осужденным незаконно доставлялись: сотовые телефоны и их запасные части (зарядные устройствам, симкарты, аккумуляторы), наркотические средства, иные сильнодействующие вещества, спиртосодержащие напитки, парфюмерные средства, сигареты, постельные принадлежности, одежда, компактдиск с содержанием порнографического характера, сухие дрожжи, зажигалки, газ в баллончиках, обогреватели, МПЗплееры, флешкарты для прослушивания музыки, флешкарта с видеофильмами, деньги. Кроме того, разово имели место случаи незаконного использования труда осужденных в личных домовладениях, необоснованного содействия в получении осужденными условнодосрочного освобождения, сокрытие фактов совершения преступлений осужденными и сотрудниками исправительных учреждений, предоставление в СИЗО «бесконтрольных» встреч с подследственным посторонним лицам, в результате чего были нарушены законные интересы подследственного. В сфере исполнения уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы, можно выделить коррупцию в связи: а) с контролем за поведением условно осужденных; б) с контролем за лицами, к которым применена отсрочка исполнения приговора; в) с реальным исполнением наказания (в виде лишения права занимать определенные должности илизаниматься определенной деятельностью, исправительных работ, обязательных работ, принудительных работ, ограничения свободы); г) с контролем за лицами, условнодосрочно освобожденными от отбывания наказания. Кроме того, на практике в ФСИН России выявлялись и проявления коррупции в деятельности, не связанной с исполнением уголовных наказаний, которые можно подразделить на следующие виды[3]: а) фальсификация отчетности перед вышестоящими органами; б) содействие в продвижении по службе; в) содействие в улучшении материальнобытовых условий сотрудникам; г) нецелевое расходование бюджетных средств; д) иные служебные злоупотребления. Как показали результаты,проведенного В.Д. Крачуном,опросасредипрактических работников исправительных учреждений, что натерриторию исправительных учреждений доставляют, передают осужденным запрещенные предметы следующие лица:вольнонаемные сотрудники ИУ28,0%; родственники и знакомые осужденных –25,1 %; осужденные, пользующиеся правом передвижения без конвоя –11,6 %; иные граждане, имеющие доступ в исправительные учреждения5,3%;аттестованные сотрудники –38,4%В качестве основной причины коррупции сами сотрудники УИС указывают низкий уровень благосостояния, однако, как показывает статистика: значительная часть коррупционеров –люди с высоким материальным достатком.[4]Стереотипом построения служебных положений для коррупционеров является извлечение выгоды из служебного положения. Их материальное положение, в основном, складывается из средств полученных в результате использования своих служебных полномочий[5].Последним громким скандалом, связанным с сотрудниками ФСИН является задержание Евгения Вербецкого и Романа Клименко[6].18 октября в одно из подразделений управления собственной безопасности ведомства поступила информация: руководитель уголовноисполнительной инспекции города Москвы и его заместитель требуют от подчиненных им сотрудников 300 тыс. рублей за назначение на должности и покровительство по службе.В ходе оперативного эксперимента информация подтвердилась. И УСБ ведомства совместно с сотрудниками московского УФСБ России задержали начальника ФКУ УИИ УФСИН России по Москве Евгения Вербецкого и его заместителя Романа Клименко. 2 ноября 2016 года было возбуждено уголовное дело по ч. 5 ст. 290 УК РФ. Оба сотрудникабылизаключены под стражу.Кроме того, продолжается расследование уголовного дела, возбужденного в мае 2015 года в результате операции УСБ ФСИН России. Тогда были арестованы пятеро сотрудников оперативного отдела СИЗО1 УФСИН Россиипо Москвеи один бывший сотрудник СИЗО, работавший до увольнения начальником оперативной части, вымогавшие у заключенного 11,5 млн рублей.По словам эксперта приемной «Чистые руки» Виктора Рыбникова, в этом году количество жалоб на коррупцию во ФСИН резко снизилось. Гораздо чаще сейчас жалуются на суды и полицию.Член СПЧ Мария Каннабих в разговоре с «Известиями» отметила, что, по ее мнению, увеличение числа выявленных во ФСИН преступлений связано не с ростом преступности, а с улучшением работы службы собственной безопасности ведомства.—Они стали более серьезно и вдумчиво работать, —считает Мария Каннабих. —В целом же ведомство в коррупционной составляющей мало отличается от какойто другой структуры в нашем обществе. Хотя, бывая в колониях в разных регионах, на проходной я обязательно вижу плакат «Они нас позорят» с 3–4 фотографиями сотрудников. Плохие люди есть везде, и если человек склонен к воровству, то это рано или поздно может проявиться.Что касается услуг по переводу осужденных из одной колонии в другую, то, по словам правозащитницы, это происходит не так часто. Хотя обращения с просьбами о переводе поближе к родственникам или дому приходят даже ей практически каждый день. Такие письма с просьбой помочь она переправляет во ФСИН, поскольку считает, что осужденные, отбывающие наказание в своем регионе, выходят на свободу более здоровыми и психически устойчивыми.Председатель «Комитета за гражданские права», член СПЧ Андрей Бабушкин считает, что рост выявленных во ФСИН преступлений в первую очередь связан с усилившимся вниманием к этой сфере со стороны Следственного комитета России.Коррупцию во ФСИН, по мнению Бабушкина, можно резко сократить, если снять излишние барьеры и ограничения для заключенных. Тогда бы и у УСБ ведомства было меньше работы.В УИС ведется непрерывная работа по преодолению коррупционных явлений в рамках национального плана противодействия коррупции. В ходе осуществления ФСИН России антикоррупционной политики государства, а также реализации мероприятий по противодействию коррупции в уголовноисполнительной системе подразделениями собственной безопасности ФСИН России.На данный момент основная цель сотрудников собственной безопасности ФСИН –не выявление этих преступлений, а профилактика и предупреждение коррупции, недопущение в уголовноисполнительную систему (УИС) лиц, преследующих противоправные цели.

Ссылки на источники:1.Выступление генералполковника внутренней службы А.А. Реймера на расширенном заседании коллегии ФСИН России 19 февраля 2010 г. // URL: http://www.fsin.su/news/indexphp (дата обращения 15.04.2017).2.Андреев Ю.В. Сотрудники исправительных учреждений как субъекты преступлений против государственной власти и интересов государственной службы (уголовноправовой и криминологический аспект): дисс.канд. юрид. наук.Челябинск, Челябинский государственный университет. 2002. С. 2223. 3.Уголовноисполнительное право Российской федерации: учебник / Под ред. Трунова И.Л. –М.: «Эксмо», 2005. –С. 113. (дата обращения 22.04.2017)4.Устименко В.В. Специальный субъект преступления (понятие, виды, некоторые вопросы квалификации): Автореф. дис. .канд. юрид. наук. Харьков, Харьковский юридический институт: 1984, 16 с.5.Антонян Ю.М., Бородин С.В. Преступность и психические аномалии. М.: Наука, 1987. С. 208.6.Империя [электронный ресурс]: информационноаналитический портал/ Электронные тестовые данные –Режим доступа : http://www.imperiyanews.ru/details/6de78ac683b0e61194162e815323a23f