Изучение числительных на уроках русского языка

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Селивёрстова М. А., Матюшенко У. А., Смирнова Г. В. Изучение числительных на уроках русского языка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 1731–1735. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970673.htm.
Аннотация. В статье представлены компетентностно-ориентированные задания по изучению имени числительного на уроках русского языка. Упражнения направлены на формирование разных видов коммуникативной компетенции.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Селивёрстова Мария Альбертовна,студентка 3 курса филологического факультета Лесосибирского педагогического института –филиала ФГАУ ВО «Сибирскийфедеральныйуниверситет», г.Лесосибирскseliverstova.mariya.96@mail.ru

Матюшенко Ульяна Анатольевна,студентка 3 курса филологического факультета Лесосибирского педагогического института –филиала ФГАУ ВО «Сибирский федеральный университет», г. Лесосибирскmasterwhisper@yandex.ru

Смирнова Галина Васильевна,студентка 3 курса филологического факультета Лесосибирского педагогического института –филиала ФГАУ ВО «Сибирский федеральный университет», г. Лесосибирскgalka.smir2013@yandex.ru

Изучение числительных на уроках русского языка

Аннотация.Встатье представлены компетентностноориентированные задания по изучению имени числительного на уроках русского языка. Упражнения направлены на формирование разных видов коммуникативной компетенции.Ключевые слова:часть речи, числительное, компетентностноориентированные задания

Обучение русскому языку должно иметь, безусловно, практическую направленность, что отражается в упражнениях, способствующих формированию коммуникативных умений и навыков. Известно, что одной из сложных для усвоения частей речи является имя числительное. Трудности возникают как в правописании числительного, так и в образовании форм. В рамках данной статьи мы предлагаем систему упражнений, которые могут быть использованы как на уроках русского языка, так и во внеурочной деятельности (факультатив, кружок и т.п.). Задания носят универсальный характер и могут предложены как для старшеклассников, так и для учеников среднего звена. Задание 1.Прочитайте текст. Что нового вы узнали о числительных? В Древней Руси использовался устойчивый оборот, в котором название месяца употребляли перед числом: «А дана грамота на Москве в лето 6900, месяца октября в 21 день…». Это правило соблюдалось веками: года 1701ого, 222 месяца ноября 27ого дня или 1772ого года февраля 8ого и т.д. К XIX в. правила обозначения даты несколько изменились и были записаны известным русским грамматистом Ф.И. Буслаевым: для обозначения даты и числа, а также части дня употребляется родительный падеж. Но в официальноделовом стиле –в документах и деловой переписке, в визахи приказах –все еще употреблялась старая форма для обозначения даты. Форма родительного падежа для обозначения даты сохраняется и в современном русском языке: к празднику 9ого мая, 10ого февраля. Но в разговорной речи широко распространилась форма именительного падежа: поздравляем вас с праздником 8ое марта, ко дню первое сентября. В школах ученики записывают на доске дату в форме именительного падежа, который стал возможен благодаря выпадению слова день из всего сочетания, называющего дату. Эта перемена повлекла за собой изменения и в склоняемости названий месяца. Название месяца в сочетаниях 9ое мая, 8е марта стоит в родительном падеже[2].Задание 2. Вы решили подписать открытки для девочек в своем классе. Ваши товарищи предложили несколько вариантов, как вы считате,какой правильный? «Поздравляю тебя с женским праздником 8ое марта…» «Поздравляем спраздником 8ого марта…»

«Поздравляем с8м марта…».Методические рекомендации: заданияимеют компетентностноориентированный характер [1] и направленына формирование умения употреблять числительные в этикетных текстах, в частности в тексте поздравления. Задание 3. Вспомните пословицы ипоговорки, которые включают в себя цифру 7. Попробуте предположить, почему таких пословиц достаточно много? Методические рекомендации: после выполнения задания и озвучивания разных версий, учитель может предложить поработать с познавательным текстом.ТАИНСТВЕННОЕ ЧИСЛОСемь особое число, в нем есть некое волшебство.Семь дней в неделе, семь планет на небе, семь мудрецов на свете было, семь чудес на свете, семь раз отмерь, а один раз отрежь, семеро одного не ждут, семи пядей во лбу, до седьмого пота, быть на седьмом небе, семь шкур спускать с когонибудь, семь верст до небес, и все лесом, семь бед один ответ.Вот наиболее известные фразеологизмы и пословицы с числительным семь. Как видите, их не мало.Чем это объяснить? Примерно четыре тысячи лет тому назад у древних народов, находившихся на территории современного Ирака, были уже первые астрономические познания. Эти народы наблюдали на звездном небе движение пяти планет, которые вместе с Солнцем и Луной составляли семь небесных светил. Древние ученые заметили, что лунный месяц равен двадцати восьми суткам, и разделили его на четыре равные части с тем, чтобы каждый из семи дней посвятить одному из семи божеств. Так возникла семидневная неделя, которая перешла ко многим другим народам и дошла до нас.Числосемь считалось священным и было весьма распространено.Отметим, что на каждом уроке можно отвести 23 минуты, где учитель (или подготовленный ребенок) расскажет об образовании того или иного числительного, что, несомненно, поможет при освоении орфографического правила и будет способствовать развитию интереса к языковым явлениям, к урокам русского языка. Например:1.Одинвозникло из славянскогоедин(единица, единый, единственный).Един состоит из двух слов:ед(«лишь только», «чуть», например, в слове «едва»),ин(т.е. «один», например, «единорог» –животное с одним рогом, «иноходь» –бег лощади с одновременным выбросом ног, «инок» –монах). Значит, буквально словоодинозначает «лишь только один».Греческое слово «монос» (один) лежит в основе слов:монарх(глава государства),монах(уединенный),монолог(речь одного).2.Два(что весьма любопытно) у разных народов звучит почти одинаково:«два»–поболгарски,«ду»–политовски,«дуо»–полатински,«дува»–на древнеиндийском языке.Задани 4. Отгадайте загадки, запишите числительные прописью. Вспомните еще загадки и пословицы, которые включают в себя числительные. Стоит дуб, на дубу 12 гнезд, в каждом гнезде по 4 синицы. (Год, месяцы, недели)1 костер весь свет согревает. (Солнце)77 одежек и все без застежек. (Капуста)5 братьев годами равные, да ростом разные. (Пальцы)У 2 матерей по 5 сыновей, 1 всем имя. (На руках по 5 пальцев)5 чуланов, I дверь. (Перчатка)4 братца 1 кушаком подпоясаны, под 1 шляпой стоят. (Стол)Два конца, два кольца, посредине гвоздь, да и тот насквозь. (Ножницы)В беленьком бочонке два пивца, белое да желтое. (Яйцо)Нас отара семь баранов защищает от буранов. (Шуба)Задани 5.Заполните недостающие графы в таблице. При выполнении задания можете использовать материалы из «Справочника по правописанию, произношению и литературному редактированию» под редакцией Д.Э.Розенталя.

Трудности в употреблении числительногоПримерВ сочетаниях два (три, четыре) и более…управляемое существительное ставится в родительном падеже единственного числа?Предлог пов так называемом дистрибутивном (распределительном) значении управляет дательным и винительным падежом числительного??расходы исчисляются не одной тысячей рублей?тысячью дорогих безделушек; тысячью буйных и огненных голов

Творительный падежчислительных двести, триста, четыреста?Числительныеполтораи полтораставо всех косвенных падежах?

?с девяноста рублями,о сорока учениках,со ста проблемамиУпотребление числительных: двое, трое, четверо

а) с существительными мужского и общего рода, называющими лиц?

б) с существительными, имеющими формы только множественного числа:??двое детей, трое ребят?нас двое, вас троед) с субстантивированными числительными??двуголосная песня –двухголосная песня, двудонный чемодан –двухдонный чемодан?за полчаса –в получасе ходьбы, за полгода –в течение полугода

Задание 6. «Лингвистическая лаборатория». Ученики выступают в роли ученыхлингвистов, которым необходимо выяснить, что знают школьники о числительном.Это задание моюно реализовать в виде исследовательского проекта. Первый этап –разработка анкет. Под руководстовлм учителя дети составляют листопросник, в который можно включить вопросы следцющего характера: 1.Какую роль играют числительные в нашей речи?\2.Часто ли вы используете имена числдительные в своей речи?3.Запишите число словами в следующих словосочетаниях: приехал с 1000 рублями; 1, 5 рубля, о 1,5 копейках.445 книгами.4.Допускаете ли вы ошибки в употреблении слов, обозначающих количество?5.Замечаетели вы ошибки в употреблении числительных в речи других людей?Второй этап проекта –собственно проведение анкетирования. Перед тем как ученики начнут работать с информантами, учитель должен обратить их внимание на некоторые правила общения. Эти правила руководитель эксперимента может зафиксировать в памятке:

Памятка интервьюеру

на протяжении всего времени общения с респондентом вы создаетедружескую атмосферу;

выдолженыточно формулировать вопрос; задавать все вопросы, находящиеся в опросном листеи строго в той последовательности, в которой они в нем зафиксированы; точно фиксировать полученные ответы.

входе опроса ничего не должно меняться опрос должен быть одинаковым для всех по условиям проведения, по формулировкам и последовательности задаваемых вопросов;

не надо вступать в дискуссии с опрашиваемыми, прерывать их, подчеркивать личную заинтересованность в результатах исследования;

впроцессе опроса вы должнызанимать нейтральную позицию по отношению к предмету исследования;

во время опросавы можете потребовать от респондента добавочной информации, уточнения и пояснения своей мысли;

вы можете указать на обнаружившиеся в ходе беседы противоречия в ответах опрашиваемых;

не рекомендуется торопить респондента с ответами;

обязательно поблагодарите участников вашего анкетирования. Третий этап–статистическая обработка полученной информации. Четвертыйэтап –формулировка выводов. Завершает выполнение проекта –представление результатов анкетирования на школьной конференции, на урокеи т.д. Таким образом, предложенные задания имеют элемент новизны как в плане содержания, так и в плане выполнения, что способствует поддержанию и развитию интереса к изучению русского языка. Не меньшее значение в создании условий для развития интереса у школьников имеет такая организация занятий, при которой учащимся приходится преодолевать ряд трудностей. Проблема интереса к изучению русского языка в школе связывается с нестандартностью подхода к организации изучения предмета, ведущей к активизации мыслительной деятельности учащихся, к обостренному восприятию мотивов учения, самого процесса осмысления основ соответствующей науки.

Ссылки на источники1.Славкина И.А.,Шмульская Л.С. Компетентностноориентированные задания в проуцессе подготовки студентовбакалавров // Инновационные технологии научного развития: сборник статей международной научнопрактической конференции. –Уфа, 2016.2.СтародубцеваК.А. Трудные вопросы русской грамматики // Россия и Китай: Проблемы стратегического взаимодействия: Сборник Восточного центра. –Чита,2011.