Оказание бесплатной медицинской помощи гражданам РФ: проблемы и их решение
Выпуск:
ART 970683
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Шквыря
Д.
Р.,
Кичалюк
О.
Н. Оказание бесплатной медицинской помощи гражданам РФ: проблемы и их решение // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 39. – С.
1781–1785. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/970683.htm.
Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы относительно реализации права на оказание бесплатной медицинской помощи. Выявлены и обозначены наиболее важные проблемы, препятствующие оказанию качественной и квалифицированной медицинской помощи гражданам Российской Федерации. На основе проведенного исследования предлагаются возможные пути решения указанных проблем.
Ключевые слова:
коррупция, здравоохранение, бесплатная медицина, обязательное медицинское страхование
Текст статьи
Шквыря Диана Романовна,студентка 4 курса, Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) Донского Государственного Технического Университета79381301365@yandex.ru
Кичалюк Ольга Николаевна,к.ю.н., доцент, Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) Донского Государственного Технического Университета
Оказание бесплатной медицинской помощи гражданам РФ: проблемы и их решение
Аннотация.Вданной статье рассматриваются вопросы относительно реализации права на оказание бесплатной медицинской помощи. Выявлены и обозначены наиболее важные проблемы препятствующие оказанию качественной и квалифицированной медицинской помощи гражданам Российской Федерации. На основе проведенного исследования предлагаются возможные пути решения указанных проблем. Ключевые слова:бесплатная медицина, обязательное медицинское страхование, здравоохранение, коррупция.
Конституция РФ предоставляет каждому гражданину право на получение медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях бесплатно (ч. 1 ст. 41 Конституции РФ) [1]. Свое отражение данное право в конкретизированном виде нашло в федеральном и региональном законодательстве. Так, на сегодняшний день качество и уровень оказания медицинских услуг регулируют такие акты как, например: Федеральный закон от 21.11.2011 № 323ФЗ(ред. от 13.07.2015, с изм. от 30.09.2015) ©Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерацииª(далее Закон № 323ФЗ); Федеральный закон от 29.11.2010 № 326ФЗ(ред. от 01.12.2014) ©Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерацииª (далее Закон № 326ФЗ); Постановление Правительства РФ от 28.11.2014 № 1273 ©О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годовª (далее Постановление Правительства № 1273), в котором, в частности, закреплены: 1.Перечень бесплатных медицинских услуг; 2.Перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно; 3.Категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно[2].Сегодня, каждый застрахованный гражданин получает возможность оказания ему бесплатной медицинской помощи, которая осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования. Бюджет обязательного медицинского страхования формируется в соответствии со ст.21 Закона № 326ФЗ[3]. Что же касается тарифов на медицинские услуги, то Постановление Правительства № 1273 в п.8 закрепляет, что порядок определения цен (тарифов) на медицинские услуги, предоставляемые бюджетными и казенными государственными (муниципальными) учреждениями, устанавливается органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей.Юридически наше государство предоставляет право на оказание бесплатной медицинской помощи, но фактически реализация такого права затруднена в силу ограниченного финансирования. В силу ряда проблем в сфере здравоохранения были проведены реформы. С 1 января 2015г. был запущен пилотный проект информирования населения о стоимости оказываемых бесплатных медицинских услуг. Министерство Финансов на 2015 г. и на плановый период 20162017гг.сократило финансирование в области здравоохранения. Если на 2014г. расход федерального бюджета на здравоохранение составлял 480,8 млрд. руб., на 2015г 391 млрд. руб., на 2016г 396,5, то на 2017г. 386,3 млрд. руб [14].По данным аудита, приведенным бывшим министром здравоохранения Татьяной Голиковой, в результате реформ ликвидировано 33,8 тыс. койкомест, дефицит врачей 55,2 тыс., внутрибольничная смертность увеличилась в 61 регионе, число умерших на дому возросло в 14 регионах. Минздрав РФ огласил, что возросла смертность среди трудоспособного населения в возрасте от 35 до 44 лет. По данным Росстата наибольший всплеск смертности был зафиксирован среди заболеваний органов дыхания и болезни системы кровообращения. 20 апреля 2015г. состоялся круглый стол под названием ©Оптимизация здравоохранения: обратный эффектª. На заседании было высказано мнение о том, что ©сегодня, идет процесс расчистки площадки для коммерческой медицины…ª. Как следствие нехватка врачей, сокращение медицинских учреждений, упадок качества и уровня медицинской помощи. Приведем статистические данные. ©Индекс здравоохраения2014ª 65% населения пользуются услугами частной медицины[5]. Означает ли это, что существует конкуренция между государственными и частными больницами? Безусловно. Если реформирование дает ©обратный эффектª, а коммерческая медицина поглощает государственную, то, возможно, имеет смысл кардинально изменить стратегию реформирования и направить ее в противоположное русло?Сегодня большое внимание уделяется финансированию медицинских учреждений, однако, стоит обратить внимание на еще одну проблему коррупцию, причинами которой, думается, являются: страх получить медицинскую услугу ненадлежащего качества без оплаты этих услуг, незнание своих прав, желание получить медицинскую помощь ©вне очередиª со стороны пациента.На данном этапе медицина сталкивается со следующими проблемами: 1.Незнанием своих прав со стороны населения; 2.Загруженностью медицинских работников изза их численного сокращения и, следовательно, возникновению многочасовых очередей, что, в свою очередь, привело к оплате медицинских услуг ©в карманª врачу и возможности медицинского осмотра вне очереди; 3.Непропорциональности качества и доступности медицинских услуг. Для решения обозначенных проблем необходимо принятие следующего комплекса мер:1.Обеспечение должного информирования населения об оказании медицинских услуг, в том числе и бесплатных, путем привлечения СМИ, транслирования по федеральным каналам специальных передач, бегущих строк, моделирования сайтов здравоохранения, возложения обязанностей по информированию население на страховые компании. 2. Введение запрета на занятие частной медицинской практикой для 1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г. (в ред. от 30.12.2014г.)// Российская газета.1993.25 декабря2. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.11.2014 г. №1273 // Собрание законодательства Российской Федерации от 2014 г. №49 ст.67243.Федеральный закон от 29.11.2010 г. №326 ©Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерацииª // Собрание законодательства Российской Федерации от 2010 г. №49 ст.64224. Федеральный сайт государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 24.02.2017)5.Агентство социальной информации. URL: https://www.asi.org.ru/ (дата обращения: 24.02.2017)
медицинских работников государственных и муниципальных медицинских учреждений, если данное место работы для них является основным. Большинство врачей, находящихся на государственной службе, работают по внешнему совместительству, что не запрещает законодательство. Ст. 60.1 ТК РФ [6] 2и Постановления министерства труда и социального развития РФ от 04.04.2003 № 197(ред. от 04.09.2012) ©Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культурыª[7]. Коммерческая медицина переманивает государственных врачей, так как в частных клиниках предлагают больший доход, дорогостоящее оборудование, значительно лучшие условия труда. Таким образом, к квалифицированному врачу, который поменял статус государственного служащего на статус частнопрактикующего теперь возможно попасть без очередей, да и лечение обойдется в какойто степени дешевле, чем в государственной больнице. 3. Создание в государственных учреждениях здравоохранения достойных условий труда и заработной платы, при которых работникам государственных структур не будет смысла переходить в частные клиники. Например, в государственных и муниципальных учреждений здравоохранения на экспериментальном уровне в качестве альтернативы бесплатной медицины для всех желающих вне графика приема ©бесплатныхª пациентов, либо параллельно с таковым, но без ущерба для последних, создать официальный платный прием граждан, которые хотят сэкономить свое время и нервы, либо желают получить дополнительное лечение. Введение предложенной
меры предполагает создание официального прейскуранта цен данных медицинских услуг с учетом прожиточного минимума, средней заработной платы в регионе и производимых затрат на оборудование и лечение. Информирование населения о стоимости услуг должно происходить как на уровне СМИ, официальных сайтов здравоохранения, так и в государственных и муниципальных учреждениях в целях предотвращения взимания стоимости за оказанную услугу выше установленной государством. При этом, установить, что половина полученных средств идет на счет медицинского работника, оказавшему медицинскую услугу, а оставшиеся средства поступают на счет медицинского учреждения для дальнейшего его развития.Министр здравоохранения В.И. Скворцова сообщила о том, что в регионы направлены рекомендации о внесении изменений в структуру заработной платы врачей. Так 5560% составит базовая часть, 1015% компенсационные выплаты, 30% на стимулирующие выплаты[8]. Рассматриваемая нами альтернатива дополнительного заработка медицинского работника предполагает, что медицинские работники будут заинтересованы в официальном платном приеме граждан, что, в свою очередь, увеличит уровень сервиса в больницах. Заинтересованность врачей заключается в том, что они получат дополнительный легальный заработок, в свою очередь, введение альтернативных платных медицинских услуг позволит создать более комфортные условия для работы врачей и для граждан, обращающихся в медицинские учреждения.Мы провели социологический опрос, согласно которому было опрошено 300 респондентов. Опрос проводился среди студентов ВУЗов, а также среди работающего населения и пенсионеров. Так на вопрос ©Знаете ли Вы свои права в сфере здравоохраненияª 31,35% ответили, что не знают, 17,3% знают свои права, а 51,35% знают свои права частично. На вопрос ©Приходилось ли Вамплатить за медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях 6.
Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30.12.2001. №197Ф3// принят ГД ФС РФ 21.12.2001г.7.Постановление министерства труда и социального развития Российской Федерации от 04.04.2003 г. №197 // Российская газета 2003г. №678. Агентство социальной информации. URL: https://www.asi.org.ru/ (дата обращения: 19.03.2017)здравоохраненияª 12,43% ответили, что не приходилось, а 87,57% ответили, что им приходилось платить за бесплатные медицинские услуги. На вопрос ©Готовы ли вы оплачивать медицинские услуги в государственных учреждениях официально?ª 50,81% ответили, что готовы, 48,65% ответили не готовы. На вопрос ©Считаете ли Вы возможным установление официального прейскуранта цен за оказание медицинских услуг в государственных учреждениях с учетом прожиточного минимума и средней заработной платыª 53,8% опрошенных считают возможным, а 46,74% опрошенных считают невозможным. На основании изложенного, можно сделать вывод, что предложенные нами меры позволят решить сразу несколько проблем: 1.Недостаточное информирование населения об услугах, оказываемых платно и бесплатно;2.Неофициальную ©благодарностьª за бесплатные услуги;3.Внешнее совместительство медицинских работников, влекущее к их материальной выгоде и ущемлению прав граждан на бесплатную медицинскую помощь. При этом медицинским работникам будет предоставлена возможность официального дополнительного дохода, будет увеличен уровень сервиса, качество оказываемых услуг, увеличено числа новых работников с повышенной квалификацией и умеющих работать на высокотехнологичном оборудовании.
Ссылки на источники1.Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г. (в ред. от 30.12.2014г.)// Российская газета.1993.25 декабря2.Постановление Правительства Российской Федерации от 28.11.2014 г. №1273 // Собрание законодательства Российской Федерации от 2014 г. №49 ст.67243.Федеральный закон от 29.11.2010 г. №326 ©Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерацииª // Собрание законодательства Российской Федерации от 2010 г. №49 ст.64224.Федеральный сайт государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 24.02.2017)5.Агентство социальной информации. URL: https://www.asi.org.ru/ (дата обращения: 24.02.2017)6.Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30.12.2001. №197Ф3// принят ГД ФС РФ 21.12.2001г.7.Постановление министерства труда и социального развития Российской Федерации от 04.04.2003 г. №197 // Российская газета 2003г. №678.Агентство социальной информации. URL: https://www.asi.org.ru/ (дата обращения: 19.03.2017)
Кичалюк Ольга Николаевна,к.ю.н., доцент, Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) Донского Государственного Технического Университета
Оказание бесплатной медицинской помощи гражданам РФ: проблемы и их решение
Аннотация.Вданной статье рассматриваются вопросы относительно реализации права на оказание бесплатной медицинской помощи. Выявлены и обозначены наиболее важные проблемы препятствующие оказанию качественной и квалифицированной медицинской помощи гражданам Российской Федерации. На основе проведенного исследования предлагаются возможные пути решения указанных проблем. Ключевые слова:бесплатная медицина, обязательное медицинское страхование, здравоохранение, коррупция.
Конституция РФ предоставляет каждому гражданину право на получение медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях бесплатно (ч. 1 ст. 41 Конституции РФ) [1]. Свое отражение данное право в конкретизированном виде нашло в федеральном и региональном законодательстве. Так, на сегодняшний день качество и уровень оказания медицинских услуг регулируют такие акты как, например: Федеральный закон от 21.11.2011 № 323ФЗ(ред. от 13.07.2015, с изм. от 30.09.2015) ©Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерацииª(далее Закон № 323ФЗ); Федеральный закон от 29.11.2010 № 326ФЗ(ред. от 01.12.2014) ©Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерацииª (далее Закон № 326ФЗ); Постановление Правительства РФ от 28.11.2014 № 1273 ©О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годовª (далее Постановление Правительства № 1273), в котором, в частности, закреплены: 1.Перечень бесплатных медицинских услуг; 2.Перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно; 3.Категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно[2].Сегодня, каждый застрахованный гражданин получает возможность оказания ему бесплатной медицинской помощи, которая осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования. Бюджет обязательного медицинского страхования формируется в соответствии со ст.21 Закона № 326ФЗ[3]. Что же касается тарифов на медицинские услуги, то Постановление Правительства № 1273 в п.8 закрепляет, что порядок определения цен (тарифов) на медицинские услуги, предоставляемые бюджетными и казенными государственными (муниципальными) учреждениями, устанавливается органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей.Юридически наше государство предоставляет право на оказание бесплатной медицинской помощи, но фактически реализация такого права затруднена в силу ограниченного финансирования. В силу ряда проблем в сфере здравоохранения были проведены реформы. С 1 января 2015г. был запущен пилотный проект информирования населения о стоимости оказываемых бесплатных медицинских услуг. Министерство Финансов на 2015 г. и на плановый период 20162017гг.сократило финансирование в области здравоохранения. Если на 2014г. расход федерального бюджета на здравоохранение составлял 480,8 млрд. руб., на 2015г 391 млрд. руб., на 2016г 396,5, то на 2017г. 386,3 млрд. руб [14].По данным аудита, приведенным бывшим министром здравоохранения Татьяной Голиковой, в результате реформ ликвидировано 33,8 тыс. койкомест, дефицит врачей 55,2 тыс., внутрибольничная смертность увеличилась в 61 регионе, число умерших на дому возросло в 14 регионах. Минздрав РФ огласил, что возросла смертность среди трудоспособного населения в возрасте от 35 до 44 лет. По данным Росстата наибольший всплеск смертности был зафиксирован среди заболеваний органов дыхания и болезни системы кровообращения. 20 апреля 2015г. состоялся круглый стол под названием ©Оптимизация здравоохранения: обратный эффектª. На заседании было высказано мнение о том, что ©сегодня, идет процесс расчистки площадки для коммерческой медицины…ª. Как следствие нехватка врачей, сокращение медицинских учреждений, упадок качества и уровня медицинской помощи. Приведем статистические данные. ©Индекс здравоохраения2014ª 65% населения пользуются услугами частной медицины[5]. Означает ли это, что существует конкуренция между государственными и частными больницами? Безусловно. Если реформирование дает ©обратный эффектª, а коммерческая медицина поглощает государственную, то, возможно, имеет смысл кардинально изменить стратегию реформирования и направить ее в противоположное русло?Сегодня большое внимание уделяется финансированию медицинских учреждений, однако, стоит обратить внимание на еще одну проблему коррупцию, причинами которой, думается, являются: страх получить медицинскую услугу ненадлежащего качества без оплаты этих услуг, незнание своих прав, желание получить медицинскую помощь ©вне очередиª со стороны пациента.На данном этапе медицина сталкивается со следующими проблемами: 1.Незнанием своих прав со стороны населения; 2.Загруженностью медицинских работников изза их численного сокращения и, следовательно, возникновению многочасовых очередей, что, в свою очередь, привело к оплате медицинских услуг ©в карманª врачу и возможности медицинского осмотра вне очереди; 3.Непропорциональности качества и доступности медицинских услуг. Для решения обозначенных проблем необходимо принятие следующего комплекса мер:1.Обеспечение должного информирования населения об оказании медицинских услуг, в том числе и бесплатных, путем привлечения СМИ, транслирования по федеральным каналам специальных передач, бегущих строк, моделирования сайтов здравоохранения, возложения обязанностей по информированию население на страховые компании. 2. Введение запрета на занятие частной медицинской практикой для 1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г. (в ред. от 30.12.2014г.)// Российская газета.1993.25 декабря2. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.11.2014 г. №1273 // Собрание законодательства Российской Федерации от 2014 г. №49 ст.67243.Федеральный закон от 29.11.2010 г. №326 ©Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерацииª // Собрание законодательства Российской Федерации от 2010 г. №49 ст.64224. Федеральный сайт государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 24.02.2017)5.Агентство социальной информации. URL: https://www.asi.org.ru/ (дата обращения: 24.02.2017)
медицинских работников государственных и муниципальных медицинских учреждений, если данное место работы для них является основным. Большинство врачей, находящихся на государственной службе, работают по внешнему совместительству, что не запрещает законодательство. Ст. 60.1 ТК РФ [6] 2и Постановления министерства труда и социального развития РФ от 04.04.2003 № 197(ред. от 04.09.2012) ©Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культурыª[7]. Коммерческая медицина переманивает государственных врачей, так как в частных клиниках предлагают больший доход, дорогостоящее оборудование, значительно лучшие условия труда. Таким образом, к квалифицированному врачу, который поменял статус государственного служащего на статус частнопрактикующего теперь возможно попасть без очередей, да и лечение обойдется в какойто степени дешевле, чем в государственной больнице. 3. Создание в государственных учреждениях здравоохранения достойных условий труда и заработной платы, при которых работникам государственных структур не будет смысла переходить в частные клиники. Например, в государственных и муниципальных учреждений здравоохранения на экспериментальном уровне в качестве альтернативы бесплатной медицины для всех желающих вне графика приема ©бесплатныхª пациентов, либо параллельно с таковым, но без ущерба для последних, создать официальный платный прием граждан, которые хотят сэкономить свое время и нервы, либо желают получить дополнительное лечение. Введение предложенной
меры предполагает создание официального прейскуранта цен данных медицинских услуг с учетом прожиточного минимума, средней заработной платы в регионе и производимых затрат на оборудование и лечение. Информирование населения о стоимости услуг должно происходить как на уровне СМИ, официальных сайтов здравоохранения, так и в государственных и муниципальных учреждениях в целях предотвращения взимания стоимости за оказанную услугу выше установленной государством. При этом, установить, что половина полученных средств идет на счет медицинского работника, оказавшему медицинскую услугу, а оставшиеся средства поступают на счет медицинского учреждения для дальнейшего его развития.Министр здравоохранения В.И. Скворцова сообщила о том, что в регионы направлены рекомендации о внесении изменений в структуру заработной платы врачей. Так 5560% составит базовая часть, 1015% компенсационные выплаты, 30% на стимулирующие выплаты[8]. Рассматриваемая нами альтернатива дополнительного заработка медицинского работника предполагает, что медицинские работники будут заинтересованы в официальном платном приеме граждан, что, в свою очередь, увеличит уровень сервиса в больницах. Заинтересованность врачей заключается в том, что они получат дополнительный легальный заработок, в свою очередь, введение альтернативных платных медицинских услуг позволит создать более комфортные условия для работы врачей и для граждан, обращающихся в медицинские учреждения.Мы провели социологический опрос, согласно которому было опрошено 300 респондентов. Опрос проводился среди студентов ВУЗов, а также среди работающего населения и пенсионеров. Так на вопрос ©Знаете ли Вы свои права в сфере здравоохраненияª 31,35% ответили, что не знают, 17,3% знают свои права, а 51,35% знают свои права частично. На вопрос ©Приходилось ли Вамплатить за медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях 6.
Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30.12.2001. №197Ф3// принят ГД ФС РФ 21.12.2001г.7.Постановление министерства труда и социального развития Российской Федерации от 04.04.2003 г. №197 // Российская газета 2003г. №678. Агентство социальной информации. URL: https://www.asi.org.ru/ (дата обращения: 19.03.2017)здравоохраненияª 12,43% ответили, что не приходилось, а 87,57% ответили, что им приходилось платить за бесплатные медицинские услуги. На вопрос ©Готовы ли вы оплачивать медицинские услуги в государственных учреждениях официально?ª 50,81% ответили, что готовы, 48,65% ответили не готовы. На вопрос ©Считаете ли Вы возможным установление официального прейскуранта цен за оказание медицинских услуг в государственных учреждениях с учетом прожиточного минимума и средней заработной платыª 53,8% опрошенных считают возможным, а 46,74% опрошенных считают невозможным. На основании изложенного, можно сделать вывод, что предложенные нами меры позволят решить сразу несколько проблем: 1.Недостаточное информирование населения об услугах, оказываемых платно и бесплатно;2.Неофициальную ©благодарностьª за бесплатные услуги;3.Внешнее совместительство медицинских работников, влекущее к их материальной выгоде и ущемлению прав граждан на бесплатную медицинскую помощь. При этом медицинским работникам будет предоставлена возможность официального дополнительного дохода, будет увеличен уровень сервиса, качество оказываемых услуг, увеличено числа новых работников с повышенной квалификацией и умеющих работать на высокотехнологичном оборудовании.
Ссылки на источники1.Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г. (в ред. от 30.12.2014г.)// Российская газета.1993.25 декабря2.Постановление Правительства Российской Федерации от 28.11.2014 г. №1273 // Собрание законодательства Российской Федерации от 2014 г. №49 ст.67243.Федеральный закон от 29.11.2010 г. №326 ©Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерацииª // Собрание законодательства Российской Федерации от 2010 г. №49 ст.64224.Федеральный сайт государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 24.02.2017)5.Агентство социальной информации. URL: https://www.asi.org.ru/ (дата обращения: 24.02.2017)6.Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30.12.2001. №197Ф3// принят ГД ФС РФ 21.12.2001г.7.Постановление министерства труда и социального развития Российской Федерации от 04.04.2003 г. №197 // Российская газета 2003г. №678.Агентство социальной информации. URL: https://www.asi.org.ru/ (дата обращения: 19.03.2017)