Формирование исследовательских умений младших школьников на уроках русского языка
Выпуск:
ART 970682
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Шилова
Н.
А.,
Зубарева
Н.
С. Формирование исследовательских умений младших школьников на уроках русского языка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 39. – С.
1776–1780. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/970682.htm.
Аннотация. Статья раскрывает и описывает вопросы формирования исследовательских умений младших школьников на уроках русского языка в начальной школе. Приведены примеры упражнений из сборника на основе краеведческого материала «Операция "Открытие"», помогающие формировать у учеников аналитические способности, умения сравнивать, классифицировать и обобщать материал по теме «Морфология».
Ключевые слова:
учебное исследование, исследовательские умения, упражнение, умк «школа россии», сборник краеведческих упражнений
Текст статьи
Шилова Наталья Андреевна,студент, ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»
Зубарева Нина Сергеевна,кандидат филологических наук, ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»natusic20061997@mail.ru
Формирование исследовательских умений младших школьников на уроках русского языка
Аннотация.Статья раскрывает и описывает вопросы формирования исследовательских умений младших школьников на уроках русского языка в начальной школе. Приведены примеры упражнений из сборникана основе краеведческого материала«Операция «Открытие», помогающие формировать у учеников аналитические способности, умения сравнивать, классифицировать и обобщать материал по теме «Морфология».Ключевые слова:исследовательские умения, учебное исследование,УМК «Школа России», упражнение, сборник краеведческих упражнений.
В системнодеятельностной технологии важное место отводится исследовательской деятельности, формирующей логическое мышление ианалитическиеумения, которые способствуют усвоению знанийчерез мыслительные операциианализа, синтеза и оценки усвоенного материала и результатов деятельности в соответствии с требованиями ФГОС НОО [7].Вопрос организации исследовательской деятельности на уроках в начальной школе интересовал многих педагогов. Истоки психологопедагогических подходов к решению проблемы организации учебноисследовательской деятельности школьников представленыв трудах отечественных писателейи педагогов(Л.Н.Толстой, К. Д. Ушинский и др.) и зарубежных педагогов –классиков (Я. Коменский, Ж.Ж. Руссо и др.). Сама идея развивающего обучения была выдвинута в начале XX в. выдающимся русским психологом Л.С. Выготским.Организацияучебного исследования частично решается в рамках программ развивающего обучения для начальной школы. Существуют методические и дидактические основы использования проблемных, исследовательских методов в обучении, которые обосновали И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, М. Н. Скаткин, М. С. Соловейчик. Значимость исследовательской деятельности учащихсяипсихологические основы
организации учебноисследовательской деятельности рассмотрены в трудахА. И. Савенкова. Российский психолог и педагог А. И. Савенков исследовательскую деятельность рассматривает как «особый вид интеллектуальнотворческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения» [6, 14].Говоря об исследовательской деятельности, В. А. Леонтьев различает два вида исследований: научное и учебное. Научное исследование –вид деятельности, направленный на получение новых объективных научных знаний. Учебное исследование –деятельность, главной целью которой является образовательный результат; она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления [6].Следовательно, применительно к образовательному процессу школы уместно вести речи об учебном исследовании, хотя в деятельности школьниковвозможно выполнение элементов научного исследования.В процессе работы у учащихся развиваются мыслительные умения; умения и навыки работать с источниками информации; специальные умения –формулировка задач, выбор путей решения проблемы; проверка правильности выбранного пути.К мыслительным умениям можно отнести задания: анализ таблиц и схем; анализ высказываний ученых; соотнесение словназваний, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи; классификация слов по частям речи на основе изученных признаков и т.п. [1].Умения и навыки работы с книгой включают работу со словарями, журналами, дополнительными книгами, с интернетом и другими источниками информации, например, в учебнике 3 класса есть задания: «Почему некоторые слова имеют разные лексические значения?» или «Почему некоторые слова мы уже не используем в речи?» [3].Исследовательская деятельность предполагает сформированность исследовательских умений. Исследовательские умения –это интеллектуальные и практические умения, обусловленные самостоятельным выбором и применением приемов и методов исследования на доступном детям материале. Поиск решения проблемы, по мнению А.Г. Асмолова, включает ряд умений: наблюдать, проводить эксперимент,делать выводы, использовать разные источники информации, оценивать результат.Опираясь на указанные научные труды, творчески работающие педагоги стремятся организовывать на уроках русского языка исследовательскую деятельность школьников. Эта работа закладывает фундамент языковых знаний младших школьников; усиливает интерес учащихся к изучению языка; включает их в активную самостоятельную деятельностьчерез поиск решения исследовательских задач.По мнению К.Д.Ушинского, «дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды —отечественного языка» [6; 14]. Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении гражданственности; формировании умения учиться и способности к организации исследовательской деятельности; духовнонравственном развитии и воспитании младших школьников. Русский язык –основа процесса обучения, средство развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основной канал социализации личности [1]. Систематический курс русского языка в программах начальной школы приоритетное место отдает изучению двух именных частей речи –существительного и прилагательного. Раздел «Частиречи»занимаетособое место в изучении русского языка. Задачи морфологии не ограничиваются изучением одних только форм слов и выражаемых ими грамматических значений. В морфологию включенои учение о частях речи, т.е. о тех лексикограмматических категориях слов, которые устанавливаются на основе особенностей различных словарных единиц.Имя существительное,как часть речи,занимает центральное положение в системе русского языка. Значение этой части речи и ее удельный вес определяется тем, что примерно половина всех корневых морфем русского языка входит в словообразовательный резерв имени существительного. Этот факт был отмечен русским лингвистом Г. Павским в 1842 г. в «Философских наблюдениях над составом русского языка».Рассмотрев основные грамматические категории именисуществительного, изучаемые в начальной школе, можно сделать вывод, что слова указанной части речи, имея базовый семантический признак –предметность, связаны определенными системными отношениями. Эти отношения имеют характер противопоставления по разрядам –нарицательные/собственные, неодушевленные/одушевленные и грамматическим категориям рода,числа и падежа, а в форме единственного числа
склонения.Второе место в изученииименныхчастей речи занимает прилагательное. Прилагательным называется «часть речи, представляющая собой разряд слов, обозначающих признак предмета и согласуемая с существительными» [2, 253].Рассмотрев основные грамматические категории имени прилагательного, изучаемые в начальной школе, приходим к выводу, что слова указанной части речи, имея базовуюсемантическую характеристику–признак, связаны системными отношениями через словоизменительные грамматические категории рода, числа и падежа, которые определяются именем существительным.В связи с введением ФГОС методическая наука осуществляет поиск таких форм, методов, методик преподавания школьных предметов, которые позволили бы в полной мере реализовать весь комплекс задач, сформулированных в образовательных стандартах. Совершенствование методики преподавания русского языка сегодня системно по нескольким направлениям: в содержанииобразования, использовании актуальных методов обучения, изменении форм организации деятельности учителя и учащихся на уроке[7].Способствовать развитию исследовательских умений младших школьников на уроках русского языка при изучении частей речи могут задания, ориентированные на активную познавательную деятельность с использованием операций анализа и синтеза. На наш взгляд, сначала целесообразно предлагать учащимся общие задания, развивающие способность к оценочным действиям (анализ устного ответа, отзывит.п.). Возможно проведение миниисследований по изучаемым частям речи: определить, какие грамматические признаки имеют именные части речи, в чем их сходства и отличия, выявить роль части речи в тексте и др. Учащиеся могут выполнять исследовательские задания индивидуально, в парах и группах, распределяя внутригрупповые обязанности. В результате, мы пришли к выводу, что значительная часть учебногоматериаламожет быть усвоенав исследовательском контексте, для чего необходимо дать учащимся возможность обнаружить проблему, содержащуюся в учебном материале, выдвинуть гипотезу, провести поисковую деятельность.Анализируя УМК «Школа России» мы пришли к выводу, что в курс «Русский язык» включено решение учебных задач лексического, фонетикографического, грамматикоорфографического, синтаксического, коммуникативного характера. Подобный вид деятельности младших школьников поможет им стать активными участниками наблюдений, микроисследований в области языка и речи и постепенно откроет разные стороны языковых понятий, явлений, фактов [1]. В учебниках по русскому языку 24 классов УМК «Школа России» можно найти разные упражнения на развитие исследовательской умений. В частности, орфографические задачи: «В каких словах выбор буквы вызывает у тебя затруднение…». Анализируя результат, ученик исследует причину: либо он не знает правило, либо не понял значение слова, либо неможет найти проверочное слово и т.п.[3].Одноиз заданийв учебниках по этой системе
«Проведи опыт». Учащиеся, проводя исследования, узнают, как можно найти словосочетания в тексте, открывают, что слов без корня не бывает. Учащиеся включены в поиск ответа, выдвигая предположения, обсуждая их, находя с помощью учебника необходимую информацию, делая выводы, и, таким образом, овладевая новыми знаниями.Учебники УМК «Школа России» предполагают организацию проектной деятельности, способствующей включению учащихся в активный познавательный процесс. Работа над учебными проектами закрепляет полученные знания через поиск, анализ и систематизацию информации [1].Методический аппарат учебников «ШколаРоссии» организует наблюдения над фактами и закономерностями русского языка, открывая возможности для формирования логических действийанализа, синтеза, сравнения, установления причинноследственных связей, т.е. развития исследовательских умений младшего школьника.Сказанное выше подтверждает, что в УМК «Школа России» обучение направлено на формирование исследовательских умений и развитие познавательных процессов на уроках русского языка. Особенностью организации является то, что на уроках русского языка ученик сам является главным лицом, которое изучает и обсуждает проблему, а учитель помогает учащимся, закладывая основу для развития исследовательских умений.Итоговая цель изучения именных частей речи русского языка осознанное использование частей речи для грамматически и стилистически точного выражения мыслей в устной и письменной форме. Исследовательские умения формируются в процессе выполнения практических и исследовательских заданий, среди которых важноеместо занимают письменные и устные упражнения[5].Приведем определение М. Р. Львова: «Упражнения это вид учебной деятельности учащихся, ставящий его перед необходимостью многократно и вариативно применять полученные знания в различных связях и условиях» [4,230].Выполнение упражнений постоянно ставит учащихся в условия поиска, решения проблемы, задачи. На уроках русского языка выполнение различных упражнений занимает 80% времени, следовательно, очень важно, чтобы учитель обеспечил высокую активность и самостоятельность работы учащихся.Анализ учебников и методической литературы позволил выделитьгруппы упражнений, способствующие формированию исследовательских умений:1.Опознание части речи, выделение ее признаков с помощью наблюдения.2.Работа с различными видами словарей. 3.Подбор слов части речи, грамматического разряда части речи.4.Разграничение и сравнение грамматических значений слов.5.Группировка слов по частям речи.6.Полный или частичный морфологический разбор слова.7.«Проведи опыт».8.Разработка и представление проектов. Упражнения предполагают самостоятельную работу учащихся, развитие исследовательских умений и заинтересованность в решении учебных задач. Упражнения направлены на усвоение способов применения исследовательских умений и формирование умения творчески думать и применять усвоенную информацию в новой, незнакомой ситуации.Таким образом, формирование исследовательских умений, главным образом, осуществляется через выполнение упражнений и проектов. Отбор упражнений и проектных заданий должен осуществляться с учетом тематической специфики, ступени обучения и возрастающей сложности, что будет способствовать ростуисследовательских умений учащихся.В ходе проведения дипломного исследования нами был создан сборник упражнений по русскому языку «Операция «Открытие», направленный на формирование языковых исследовательских умений младших школьников при изучении именных частей речи существительного и прилагательного.
Сборник текстовых упражнений по русскому языку соответствует требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, определённым в Федеральном государственном образовательном стандарте. Сборник «Операция «Открытие» реализует принцип непрерывного языкового образования, который может быть составной частью комплексноцелевой программы педагога и школы, и, способствует формированию исследовательских умений младших школьников на уроках русского языка.Сборник предназначен для использования науроках русскогоязыка в 3 классе. Система представленных заданий поможет учителю повысить эффективность проведения учебных занятий, даст возможность развивать исследовательские умения при изучении и закреплении
материала. Особенностью сборника является то, что весь языковой материал основан на краеведческих фактахпоЧелябинскуи Челябинскойобласти, что позволяетразвивать интерес к родномукраю, его истории, культуре, природе. Выполняя упражнения из сборникана уроках русского языка,учащиеся будут не только заниматьсяисследованиями, но и обретатьчувство патриотизма, развивать кругозор. Ряд текстов подобран с опорой на жизненный опыт учащихся, что позволит сделать материал доступнее и интереснее детям.В упражнении № 5 из сборника «Операция «Открытие» формируются такие исследовательские способности, как умение группировать слова и части речи; подбирать слова необходимой части речи.Задание. Прочитай стихотворение. Спиши, вставляя пропущенные буквы. В первом четверостишии найди однокоренные слова. Поставь их в начальную форму и покажи, как они образованы. Без этой стр…ницы истор…(Р/р)оссии могло бы –не быть.Отцы стан…вились г…роями,Чтоб внук…м и правнук…м –Жить!Их подвиг –во имя Отеч…ства,Во имя сча(с/ст)ливого дня.Спасла от чумы –ч…л…вечествоИх танков святаябр…ня!(Н. Пикулева)Выпиши подчеркнутое слово. Определи, какой частью речи оно является. Рядом напиши родственное слово –глагол.
Еще одной особенностью сборника «Операция «Открытие»» является то, что в нем представлены упражнения для парной и групповой работы. Выполняя такие упражнения, учащиеся формируют навыки работы с товарищами и умение приходить к общему мнению, учитывая разныеточки зрения. Упражнение № 13.
Работа в группе. Обсудите, почему словом «иглы» названы инструмент для шитья, листья хвойных деревьев и колючки ежа?Сделай полный морфологический разбор слова.Подберите еще по 2 слова, которые имеют два лексических значения.
Третья особенность сборника –наличие упражнений разного уровня сложности. Сборник может быть полезен в качестве дополнительного материала на уроках русского языка. Упражнения, представленные в сборнике, в силу своей разноуровневой сложности могут быть предложены как обучающие, так иконтрольнообобщающие поизученнымтемам морфологии.Определяя учебноисследовательскую деятельность младших школьников, можно говорить о специально организованной, познавательной творческой деятельности учащихся, по своей структуре соответствующей научной деятельности, характеризующейся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов и исследовательских умений,субъективно новых для учащегося знаний и способов деятельности, личностное развитие ученика. К исследовательскимумениям учащихся начальных классовможно отнести: умения организовывать свою деятельность, работать с информацией, осуществлять учебное исследование, оформлять и представлять результат исследования, анализировать и оценивать исследовательскую деятельность.Исследовательская деятельность –это развивающеенаправление вработесмладшими школьниками.Онаотличается некоторыми особенностями и не может занимать все учебное занятия, так как основным отличием учебной исследовательской деятельности от научной является то, что главной целью этой деятельности является не приобретение новых знаний, а приобретениенавыков исследования как универсального способа освоения действительности. При этом у детей развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция.Использованиесборникакраеведческих упражнений по русскому языку «Операция «Открытие» будет способствоватьразвитиюу младших школьников основ исследовательской деятельности, направленной на развитие умениясамостоятельно находить решения учебных проблем, чтосоответствует требованиямФГОС НОО.
Ссылки на источники1.Анащенкова, С. В. Сборник рабочих программ «Школа России» 14 классы [Текст] / пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Анащенкова и др. –М.: «Просвещение», 2011. –528 с.2.Виноградов, В.В. Грамматика русского языка. Том 1. Фонетика и морфология. [Текст] / В.В. Виноградов. –М: Просвещение, 1985. –453 с.3.Канакина, В. П. Русский язык, 3 класс. Учебник русского языка общеобразовательной организации с прил. на электронном носителе, в 2 частях [Текст] / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. –М.: Просвещение, 2012. 160 с.
4.Львов, М.Р. Словарьсправочник по методике русского языка.М.: РОСТ, СКРИН, 1997.256 с.5.Обухов, А. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: что и как развивать? [Текст] / А.Обухов // Исследовательская работа школьников. –2003. №4. –С. 1823.6.Скромная, Т. Приемы активации учебноисследовательской деятельности школьников на уроках русского языка [Текст] / Т. Скромная // Начальная школа. –2013. № 8. –С. 1318.7.Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального общего образования [Текст] / Министерство образования и науки Российской Федерации. –М. : Просвещение, 2011. –33 с.
Зубарева Нина Сергеевна,кандидат филологических наук, ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»natusic20061997@mail.ru
Формирование исследовательских умений младших школьников на уроках русского языка
Аннотация.Статья раскрывает и описывает вопросы формирования исследовательских умений младших школьников на уроках русского языка в начальной школе. Приведены примеры упражнений из сборникана основе краеведческого материала«Операция «Открытие», помогающие формировать у учеников аналитические способности, умения сравнивать, классифицировать и обобщать материал по теме «Морфология».Ключевые слова:исследовательские умения, учебное исследование,УМК «Школа России», упражнение, сборник краеведческих упражнений.
В системнодеятельностной технологии важное место отводится исследовательской деятельности, формирующей логическое мышление ианалитическиеумения, которые способствуют усвоению знанийчерез мыслительные операциианализа, синтеза и оценки усвоенного материала и результатов деятельности в соответствии с требованиями ФГОС НОО [7].Вопрос организации исследовательской деятельности на уроках в начальной школе интересовал многих педагогов. Истоки психологопедагогических подходов к решению проблемы организации учебноисследовательской деятельности школьников представленыв трудах отечественных писателейи педагогов(Л.Н.Толстой, К. Д. Ушинский и др.) и зарубежных педагогов –классиков (Я. Коменский, Ж.Ж. Руссо и др.). Сама идея развивающего обучения была выдвинута в начале XX в. выдающимся русским психологом Л.С. Выготским.Организацияучебного исследования частично решается в рамках программ развивающего обучения для начальной школы. Существуют методические и дидактические основы использования проблемных, исследовательских методов в обучении, которые обосновали И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, М. Н. Скаткин, М. С. Соловейчик. Значимость исследовательской деятельности учащихсяипсихологические основы
организации учебноисследовательской деятельности рассмотрены в трудахА. И. Савенкова. Российский психолог и педагог А. И. Савенков исследовательскую деятельность рассматривает как «особый вид интеллектуальнотворческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения» [6, 14].Говоря об исследовательской деятельности, В. А. Леонтьев различает два вида исследований: научное и учебное. Научное исследование –вид деятельности, направленный на получение новых объективных научных знаний. Учебное исследование –деятельность, главной целью которой является образовательный результат; она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления [6].Следовательно, применительно к образовательному процессу школы уместно вести речи об учебном исследовании, хотя в деятельности школьниковвозможно выполнение элементов научного исследования.В процессе работы у учащихся развиваются мыслительные умения; умения и навыки работать с источниками информации; специальные умения –формулировка задач, выбор путей решения проблемы; проверка правильности выбранного пути.К мыслительным умениям можно отнести задания: анализ таблиц и схем; анализ высказываний ученых; соотнесение словназваний, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи; классификация слов по частям речи на основе изученных признаков и т.п. [1].Умения и навыки работы с книгой включают работу со словарями, журналами, дополнительными книгами, с интернетом и другими источниками информации, например, в учебнике 3 класса есть задания: «Почему некоторые слова имеют разные лексические значения?» или «Почему некоторые слова мы уже не используем в речи?» [3].Исследовательская деятельность предполагает сформированность исследовательских умений. Исследовательские умения –это интеллектуальные и практические умения, обусловленные самостоятельным выбором и применением приемов и методов исследования на доступном детям материале. Поиск решения проблемы, по мнению А.Г. Асмолова, включает ряд умений: наблюдать, проводить эксперимент,делать выводы, использовать разные источники информации, оценивать результат.Опираясь на указанные научные труды, творчески работающие педагоги стремятся организовывать на уроках русского языка исследовательскую деятельность школьников. Эта работа закладывает фундамент языковых знаний младших школьников; усиливает интерес учащихся к изучению языка; включает их в активную самостоятельную деятельностьчерез поиск решения исследовательских задач.По мнению К.Д.Ушинского, «дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды —отечественного языка» [6; 14]. Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении гражданственности; формировании умения учиться и способности к организации исследовательской деятельности; духовнонравственном развитии и воспитании младших школьников. Русский язык –основа процесса обучения, средство развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основной канал социализации личности [1]. Систематический курс русского языка в программах начальной школы приоритетное место отдает изучению двух именных частей речи –существительного и прилагательного. Раздел «Частиречи»занимаетособое место в изучении русского языка. Задачи морфологии не ограничиваются изучением одних только форм слов и выражаемых ими грамматических значений. В морфологию включенои учение о частях речи, т.е. о тех лексикограмматических категориях слов, которые устанавливаются на основе особенностей различных словарных единиц.Имя существительное,как часть речи,занимает центральное положение в системе русского языка. Значение этой части речи и ее удельный вес определяется тем, что примерно половина всех корневых морфем русского языка входит в словообразовательный резерв имени существительного. Этот факт был отмечен русским лингвистом Г. Павским в 1842 г. в «Философских наблюдениях над составом русского языка».Рассмотрев основные грамматические категории именисуществительного, изучаемые в начальной школе, можно сделать вывод, что слова указанной части речи, имея базовый семантический признак –предметность, связаны определенными системными отношениями. Эти отношения имеют характер противопоставления по разрядам –нарицательные/собственные, неодушевленные/одушевленные и грамматическим категориям рода,числа и падежа, а в форме единственного числа
склонения.Второе место в изученииименныхчастей речи занимает прилагательное. Прилагательным называется «часть речи, представляющая собой разряд слов, обозначающих признак предмета и согласуемая с существительными» [2, 253].Рассмотрев основные грамматические категории имени прилагательного, изучаемые в начальной школе, приходим к выводу, что слова указанной части речи, имея базовуюсемантическую характеристику–признак, связаны системными отношениями через словоизменительные грамматические категории рода, числа и падежа, которые определяются именем существительным.В связи с введением ФГОС методическая наука осуществляет поиск таких форм, методов, методик преподавания школьных предметов, которые позволили бы в полной мере реализовать весь комплекс задач, сформулированных в образовательных стандартах. Совершенствование методики преподавания русского языка сегодня системно по нескольким направлениям: в содержанииобразования, использовании актуальных методов обучения, изменении форм организации деятельности учителя и учащихся на уроке[7].Способствовать развитию исследовательских умений младших школьников на уроках русского языка при изучении частей речи могут задания, ориентированные на активную познавательную деятельность с использованием операций анализа и синтеза. На наш взгляд, сначала целесообразно предлагать учащимся общие задания, развивающие способность к оценочным действиям (анализ устного ответа, отзывит.п.). Возможно проведение миниисследований по изучаемым частям речи: определить, какие грамматические признаки имеют именные части речи, в чем их сходства и отличия, выявить роль части речи в тексте и др. Учащиеся могут выполнять исследовательские задания индивидуально, в парах и группах, распределяя внутригрупповые обязанности. В результате, мы пришли к выводу, что значительная часть учебногоматериаламожет быть усвоенав исследовательском контексте, для чего необходимо дать учащимся возможность обнаружить проблему, содержащуюся в учебном материале, выдвинуть гипотезу, провести поисковую деятельность.Анализируя УМК «Школа России» мы пришли к выводу, что в курс «Русский язык» включено решение учебных задач лексического, фонетикографического, грамматикоорфографического, синтаксического, коммуникативного характера. Подобный вид деятельности младших школьников поможет им стать активными участниками наблюдений, микроисследований в области языка и речи и постепенно откроет разные стороны языковых понятий, явлений, фактов [1]. В учебниках по русскому языку 24 классов УМК «Школа России» можно найти разные упражнения на развитие исследовательской умений. В частности, орфографические задачи: «В каких словах выбор буквы вызывает у тебя затруднение…». Анализируя результат, ученик исследует причину: либо он не знает правило, либо не понял значение слова, либо неможет найти проверочное слово и т.п.[3].Одноиз заданийв учебниках по этой системе
«Проведи опыт». Учащиеся, проводя исследования, узнают, как можно найти словосочетания в тексте, открывают, что слов без корня не бывает. Учащиеся включены в поиск ответа, выдвигая предположения, обсуждая их, находя с помощью учебника необходимую информацию, делая выводы, и, таким образом, овладевая новыми знаниями.Учебники УМК «Школа России» предполагают организацию проектной деятельности, способствующей включению учащихся в активный познавательный процесс. Работа над учебными проектами закрепляет полученные знания через поиск, анализ и систематизацию информации [1].Методический аппарат учебников «ШколаРоссии» организует наблюдения над фактами и закономерностями русского языка, открывая возможности для формирования логических действийанализа, синтеза, сравнения, установления причинноследственных связей, т.е. развития исследовательских умений младшего школьника.Сказанное выше подтверждает, что в УМК «Школа России» обучение направлено на формирование исследовательских умений и развитие познавательных процессов на уроках русского языка. Особенностью организации является то, что на уроках русского языка ученик сам является главным лицом, которое изучает и обсуждает проблему, а учитель помогает учащимся, закладывая основу для развития исследовательских умений.Итоговая цель изучения именных частей речи русского языка осознанное использование частей речи для грамматически и стилистически точного выражения мыслей в устной и письменной форме. Исследовательские умения формируются в процессе выполнения практических и исследовательских заданий, среди которых важноеместо занимают письменные и устные упражнения[5].Приведем определение М. Р. Львова: «Упражнения это вид учебной деятельности учащихся, ставящий его перед необходимостью многократно и вариативно применять полученные знания в различных связях и условиях» [4,230].Выполнение упражнений постоянно ставит учащихся в условия поиска, решения проблемы, задачи. На уроках русского языка выполнение различных упражнений занимает 80% времени, следовательно, очень важно, чтобы учитель обеспечил высокую активность и самостоятельность работы учащихся.Анализ учебников и методической литературы позволил выделитьгруппы упражнений, способствующие формированию исследовательских умений:1.Опознание части речи, выделение ее признаков с помощью наблюдения.2.Работа с различными видами словарей. 3.Подбор слов части речи, грамматического разряда части речи.4.Разграничение и сравнение грамматических значений слов.5.Группировка слов по частям речи.6.Полный или частичный морфологический разбор слова.7.«Проведи опыт».8.Разработка и представление проектов. Упражнения предполагают самостоятельную работу учащихся, развитие исследовательских умений и заинтересованность в решении учебных задач. Упражнения направлены на усвоение способов применения исследовательских умений и формирование умения творчески думать и применять усвоенную информацию в новой, незнакомой ситуации.Таким образом, формирование исследовательских умений, главным образом, осуществляется через выполнение упражнений и проектов. Отбор упражнений и проектных заданий должен осуществляться с учетом тематической специфики, ступени обучения и возрастающей сложности, что будет способствовать ростуисследовательских умений учащихся.В ходе проведения дипломного исследования нами был создан сборник упражнений по русскому языку «Операция «Открытие», направленный на формирование языковых исследовательских умений младших школьников при изучении именных частей речи существительного и прилагательного.
Сборник текстовых упражнений по русскому языку соответствует требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, определённым в Федеральном государственном образовательном стандарте. Сборник «Операция «Открытие» реализует принцип непрерывного языкового образования, который может быть составной частью комплексноцелевой программы педагога и школы, и, способствует формированию исследовательских умений младших школьников на уроках русского языка.Сборник предназначен для использования науроках русскогоязыка в 3 классе. Система представленных заданий поможет учителю повысить эффективность проведения учебных занятий, даст возможность развивать исследовательские умения при изучении и закреплении
материала. Особенностью сборника является то, что весь языковой материал основан на краеведческих фактахпоЧелябинскуи Челябинскойобласти, что позволяетразвивать интерес к родномукраю, его истории, культуре, природе. Выполняя упражнения из сборникана уроках русского языка,учащиеся будут не только заниматьсяисследованиями, но и обретатьчувство патриотизма, развивать кругозор. Ряд текстов подобран с опорой на жизненный опыт учащихся, что позволит сделать материал доступнее и интереснее детям.В упражнении № 5 из сборника «Операция «Открытие» формируются такие исследовательские способности, как умение группировать слова и части речи; подбирать слова необходимой части речи.Задание. Прочитай стихотворение. Спиши, вставляя пропущенные буквы. В первом четверостишии найди однокоренные слова. Поставь их в начальную форму и покажи, как они образованы. Без этой стр…ницы истор…(Р/р)оссии могло бы –не быть.Отцы стан…вились г…роями,Чтоб внук…м и правнук…м –Жить!Их подвиг –во имя Отеч…ства,Во имя сча(с/ст)ливого дня.Спасла от чумы –ч…л…вечествоИх танков святаябр…ня!(Н. Пикулева)Выпиши подчеркнутое слово. Определи, какой частью речи оно является. Рядом напиши родственное слово –глагол.
Еще одной особенностью сборника «Операция «Открытие»» является то, что в нем представлены упражнения для парной и групповой работы. Выполняя такие упражнения, учащиеся формируют навыки работы с товарищами и умение приходить к общему мнению, учитывая разныеточки зрения. Упражнение № 13.
Работа в группе. Обсудите, почему словом «иглы» названы инструмент для шитья, листья хвойных деревьев и колючки ежа?Сделай полный морфологический разбор слова.Подберите еще по 2 слова, которые имеют два лексических значения.
Третья особенность сборника –наличие упражнений разного уровня сложности. Сборник может быть полезен в качестве дополнительного материала на уроках русского языка. Упражнения, представленные в сборнике, в силу своей разноуровневой сложности могут быть предложены как обучающие, так иконтрольнообобщающие поизученнымтемам морфологии.Определяя учебноисследовательскую деятельность младших школьников, можно говорить о специально организованной, познавательной творческой деятельности учащихся, по своей структуре соответствующей научной деятельности, характеризующейся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов и исследовательских умений,субъективно новых для учащегося знаний и способов деятельности, личностное развитие ученика. К исследовательскимумениям учащихся начальных классовможно отнести: умения организовывать свою деятельность, работать с информацией, осуществлять учебное исследование, оформлять и представлять результат исследования, анализировать и оценивать исследовательскую деятельность.Исследовательская деятельность –это развивающеенаправление вработесмладшими школьниками.Онаотличается некоторыми особенностями и не может занимать все учебное занятия, так как основным отличием учебной исследовательской деятельности от научной является то, что главной целью этой деятельности является не приобретение новых знаний, а приобретениенавыков исследования как универсального способа освоения действительности. При этом у детей развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция.Использованиесборникакраеведческих упражнений по русскому языку «Операция «Открытие» будет способствоватьразвитиюу младших школьников основ исследовательской деятельности, направленной на развитие умениясамостоятельно находить решения учебных проблем, чтосоответствует требованиямФГОС НОО.
Ссылки на источники1.Анащенкова, С. В. Сборник рабочих программ «Школа России» 14 классы [Текст] / пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Анащенкова и др. –М.: «Просвещение», 2011. –528 с.2.Виноградов, В.В. Грамматика русского языка. Том 1. Фонетика и морфология. [Текст] / В.В. Виноградов. –М: Просвещение, 1985. –453 с.3.Канакина, В. П. Русский язык, 3 класс. Учебник русского языка общеобразовательной организации с прил. на электронном носителе, в 2 частях [Текст] / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. –М.: Просвещение, 2012. 160 с.
4.Львов, М.Р. Словарьсправочник по методике русского языка.М.: РОСТ, СКРИН, 1997.256 с.5.Обухов, А. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: что и как развивать? [Текст] / А.Обухов // Исследовательская работа школьников. –2003. №4. –С. 1823.6.Скромная, Т. Приемы активации учебноисследовательской деятельности школьников на уроках русского языка [Текст] / Т. Скромная // Начальная школа. –2013. № 8. –С. 1318.7.Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального общего образования [Текст] / Министерство образования и науки Российской Федерации. –М. : Просвещение, 2011. –33 с.