Особенности корреспонденции прав и обязанностей участников образовательных отношений

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ларюшкин С. А. Особенности корреспонденции прав и обязанностей участников образовательных отношений // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 1801–1805. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970687.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются особенности регулирования общественных отношений в сфере образования. Освещена разница правоотношений в образовательном праве от иных гражданских, трудовых институтов отрасли права. Выделена разница в правовых подходах корреспонденции прав и обязанностей участников образовательных отношений. Указаны возможные подходы участников образовательных отношений при обосновании своих позиций во время процедур разрешения конфликтов.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Ларюшкин Сергей Александрович,старший преподаватель, г. ЧелябинскJkl.85@mail.ru

Особенности корреспонденции прав и обязанностей участниковобразовательных отношений

Аннотация.В статье рассматриваются особенности регулирования общественных отношений в сфере образования. Освещёна разница правоотношений в образовательном праве от иных гражданских, трудовых институтов отрасли права. Выделена разница в правовых подходах корреспонденции прав и обязанностей участников образовательных отношений. Указаны возможные подходы участников образовательных отношений при обосновании своих позиций во время процедур разрешения конфликтов. Ключевые слова:образование, корреспонденция прав и обязанностей, образовательные услуги.

Актуальность данной статьи обоснованнавозрастающим давлением на образовательные организации, как со стороны общества, так и со стороны проверяющих органов. И действительно, Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» устанавливает периодичность контроля раз в три года (плановые проверки). Но это общая норма, специальная же норма, позволяет проводить те же проверки значительно чаще, например раз в год. Так же давление на образовательные организации, а следовательно и актуальность темы статьи обусловлено и особенностью значительной части обучающихся, а именно –они не достигли возраста совершеннолетия.

Что в свою очередь ведет к завышенным социальным, политическим и иным ожидания общества и государства от системы образования. Помимо названного, актуальность темы вызвана отличием правового регулированияобщественныхотношений в сфере образования от такого же регулирования в гражданском законодательстве или, например,в трудовомзаконодательстве.

Всё это ведет к сложности оценки действий отдельных участников образовательных отношений. То есть, наличие академических задолженностей у обучающегося, например, в результате не прохождения промежуточной аттестации («два» по математике за год), следует рассматривать как ненадлежащие действия образовательной организации или както иначе. При этом, давать оценку фактам неудовлетворительных результатов обучения несовершеннолетних обучающихся, правоохранительные органы просто обязаны. С одной стороны образовательные организацииоказывают образовательные услуги. Под услугой понимают заранее оговоренные деяния, которые оказывает одна сторона в пользу другой стороны. Если не вдаваться в подробности, то услугу, от работы (близкого понятия) отличает нематериальный характер, услуги потребляются в процессе оказания услуг. В целом, в науке существует и ряд других особенностей услуги, которые для темы данной статьи не столь важны,и раскрывать их автор не будет. Специфика системы образования, что для возникновения образовательных отношений является не договор между участниками образовательных отношений, а распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность. Причем, в тех случаях,когда договор является обязательным, он всего лишь предшествует изданию распорядительного акта о приёме лица на обучение. То есть, права и обязанности сторон,регулируются не столько договором (которого иногда просто не требуется), сколько нормативными актами различной юридической силы. С другойстороны, уникальнасистемапостроения прав и обязанностей участников в сфере образования, а точнее особенности корреспонденции прав и обязанностей упомянутых участников. Эту особенность необходимо раскрыть полнее,чем просто указать на её наличие. Конституция Российской Федерации в статье 43 устанавливает право каждого на образование. В то же время, в этой же статье, но уже пунктом пятым установлено, что основное общее образование обязательно. Данный подход к формированию закрепления общественных отношений всфере образования развивается и в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». Статья 66 устанавливает, что общее образование является обязательным, при этом это требование сохраняет силу, до достижения обучающимся восемнадцати лет, в части получения среднего общего образования. Статья пять указанного закона, устанавливает гарантии на образование. Например: гарантируется общедоступность и бесплатность различных уровней образования. При этом о бесплатности на конкурсной основе речь идёт только о высшем образовании. Получается, человек имеет право получить образование, но,и обязан это сделать, государство же в свою очередь, обязано создать условия для получения образования.Далее, схожую особенность мы находим и в сравнении академических свобод педагогических работников и их обязанностей. Педагогический работник пользуется академическими правами и свободами, одна из них звучит так: свобода выбора и использования педагогическиобоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания. Теперь сравним эту свободу с обязанностью педагогического работника: применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания (ст. ст.47, 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). Как видно, использование педагогически обоснованных методов обучения и воспитания является одновременно и свободой педагогического работника и его обязанностью. Собственно такая закольцованность позволяет предположить смелое заявление, что в части выполнения трудовых функций педагог, как бы должен сам себе их исполнять. А особенность обязательности педагогической обоснованности, позволяет утверждать, что в системе образования законодательно закреплена возможность ссылки на авторитеты в обоснование законности и правомерности своих деяний. Ибо оспорить, чтотот или иной метод является педагогическим возможно, как представляется,только путем некой экспертизы. Хотя и не столь явно, но указанная специфика, сохраняется и при изученииправ и обязанностей обучающихся. Согласно статье 43 обучающиеся обязаны добросовестно осваивать образовательную программу, посещать учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям и так далее. Что интересно, возрастной конкретизации в указанной статье нет, следовательно, она относится ко всем обучающимся не зависимо отвозраста и состояния здоровья. При этом, в тексте закона не находится какойлибо взаимосвязи, нормы, которые бы позволяли обучающемуся не осваивать образовательную программу в связи с такими факторами –как некачественное оказание услуг. Условно говоря, обучающийся должен освоить образовательную программу, вне зависимости от мастерства педагога. Именно в указанном соотношении прав и обязанностей и заключается специфика образовательных отношений. Для того, что бы лучше понять данный феномен, следует рассмотреть как в других институтах права соотносятся между собой права и обязанности. Так, Алексеев С.С. отмечает, что корреспондирующие права и обязанности, являются обязательной составной частью правоотношений. «И во всех случаях, когда существуют субъективное право и соответствующая ему юридическая обязанность, субъекты –носители прав и обязанностей –оказываются связанными между собой, т. е. связанными правоотношением». [14,с. 67]. Так, Гражданский кодекс Российской Федерации, в статье триста седьмой определяет, что обязанность должника совершить действие в пользу кредитора, корреспондируется с правом кредитора требовать совершения такого действия. Если сравнить данную нормы, можно сделать вывод, что у должника нет права на совершение действия, а есть исключительно обязанность. При этом, не следует путать условия и организацию реализации обязанности с правом как таковым. Повторимся, что логика построения образовательных отношений значительно иная, чем правовое регулирование общественных отношений в гражданском законодательстве, трудовом и иных отраслей права. Отчасти, указанная особенность корреспонденции прав и обязанностей наблюдается и в семейном кодексе. Так в статье шестьдесят три указанного документа устанавливается, что родители обязаны и имеют право воспитывать своих детей, при этом воспитание является составной частью образование. В понимании этого термина Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». При этом, если сравнить права и обязанности родителей в отношении детей в иных общественных отношений. Например, защита жизни и здоровья. То увидим, что родители обязаны заботиться о здоровье детей, о физическом, психическом и ином развитии детей. Как снова видим, у родителей не право на защиту жизни, а именно обязанность. Выявленная особенность правового регулирования правоотношений в системе образования подталкивает к следующим выводам. В отличиеот гражданских отношений, где, например, при продаженекачественноготовара, вина продавца подразумевается.Что хорошо видно, например, из текста стать четыреста шестьдесят одинГражданского кодекса Российской Федерации: при изъятии товара у покупателя третьими лицами по основаниям, возникшим до исполнения договора куплипродажи, продавец обязан возместить покупателю понесенные им убытки, если не докажет, что покупатель знал или должен был знать о наличии этих оснований.В образовательных отношениях, прежде чем устанавливать наличие вины у образовательнойорганизации(точнее одновременно сэтим), следует так же исследовать выполнение обязанностей самим обучающимся и\или его родителями (законными представителями).

Рассмотрим с учетом сказанного следующий случай. В соответствиис Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» Государственная итоговая аттестация для лиц, освоивших образовательные программы общего образования, проводится в форме единого государственного экзамена. Для того, что бы получить возможность сдачи такого экзамена, обучающийсядолжен не иметь академической задолженности. Так же следует иметь отметки по всем учебным предметам не ниже удовлетворительных. Далее смоделируем ситуацию таким образом. Обучающийся полностью соответствовал требованиям, для получения возможности прохождения государственной итоговой аттестации. Условия прохождения государственной итоговой аттестации, это наличие удовлетворительного результата. Для определения удовлетворительного результата законодательством водиться понятие минимального количества балов. Далее, предполагаем, что минимальный балл указанным обучающимся не преодолён. Возникает вопрос правовой оценки данного факта. Для этого снова обратимся к статье сорок третье Федерального закона «Обобразовании в Российской Федерации». Обязанности обучающегося. И как видно, такой обязанности, как оценивать уровень освоения образовательной программы –нет. Напротив, у педагогического работник, в соответствиис профессиональным стандартом "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)", есть такое трудовое действие, в рамках трудовой функции «Обучение»: Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей. Для возможности выполнения данного трудового действия, тем же документом установлено, что учитель должен уметь «Объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей». Следовательно, при независимой оценке было установлено, возможное невыполнение или неполное выполнение по вине учителя его трудовой функции. Для проверки этого подозрения разумным будет рассмотреть различные обязательные документы, например, результаты промежуточных аттестации и\или текущего контроля. И если при изучении этих документов будет невозможно установить однозначного факта освоение обучающимся образовательной программы (то что называется как «среднее арифметическое» и\или «в пользу ученика»), то на лицо дисциплинарный проступок педагога. Если же, результаты промежуточной аттестации, будут указывать на однозначность вывода об оценки знаний обучающегося, например «одни пятерки», то не прохождение государственной итоговой аттестации, это уже вина самого обучающегося (с учетом того, что речь идет о предполагаемой ситуации, с допущением, что виноват или педагог или обучающийся). Итак, особенности образовательных отношений, заключаются в том, что право на образование, корреспондируются обязанностью этого же субъекта получить это образование. И кажется разумным, что данную особенность следует разъяснять участникам образовательных отношений.

Ссылки на источники1.Конституция Российской Федерации2.Федеральный закон от 29.12.2012 N 273ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"3."Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197ФЗ4."Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51ФЗ5."Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14ФЗ6."Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223ФЗ7.Федеральный закон от 26.12.2008 N 294ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"8.Закон РФ от 07.02.1992 N 230019.Позиция ВС РФ: Злоупотребление правом имеет место в случае, когда субъект поступает вопреки норме, предоставляющей ему соответствующее право, не соотносит поведение с интересами общества и государства, не исполняет корреспондирующую данному праву юридическую обязанность Определение Верховного Суда РФ от 03.02.2015 N 32КГ1417 Применимые нормы: п. 1 ст. 10 ГК РФ10.Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"11.Приказ Минобрнауки России от 26.12.2013 N 1400 "Обутверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования"12.Приказ Минобрнауки России от 26.12.2013 N 1400 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования"13.Приказ Рособрнадзора от 18.11.2016 N 1967 "Об определении минимального количества баллов единого государственного экзамена, подтверждающего освоение образовательной программы среднего общего образования, и минимального количества баллов единого государственного экзамена, необходимого для поступления в образовательные организации высшего образования на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета" 14.Алексеев С. С. Право: азбука –теория –философия: Опыт комплексного исследования. –М.: «Статут», 1999. –712 с.15."Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51ФЗ"(постатейный)(Агешкина Н.А., Баринов Н.А., Бевзюк Е.А., Беляев М.А., Бельянская А.Б., Бирюкова Т.А., Вахрушева Ю.Н., Гришина Я.С., Закиров Р.Ю., Кожевников О.А., Копьев А.В., Кухаренко Т.А., Морозов А.П., Морозов С.Ю., Серебренников М.М., Шадрина Е.Г.)(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2016)16."Гражданский кодекс Российской Федерации.Общие положения о договоре. Постатейный комментарий к главам 27 29" (под ред. П.В. Крашенинникова) ("Статут", 2016)