Иформационно-коммуникационные технологии как средство повышения качества образовательного процесса в детском саду

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Фомичева О. Ю., Гончарова О. В. Иформационно-коммуникационные технологии как средство повышения качества образовательного процесса в детском саду // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 1796–1800. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970686.htm.
Аннотация. Статья посвящена актуальным вопросам использования информационно-коммуникационных технологий в детском саду. Рассматриваются возможности и преимущество ИКТ-технологий в организации обучения дошкольников и повышения качества образовательного процесса.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
ФомичеваОльга Юрьевна,магистрант 2 курса, ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социальнопедагогический университет» г. Волгограда folga1683@yandex.ru

Научный руководитель: Гончарова Ольга Витальевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры Педагогика дошкольного образования, ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социальнопедагогический университет» г. Волгоградаgoncharovao@inbox.ru

Иформационнокоммуникационные технологии как средство повышения качества образовательного процесса в детском саду

Аннотация.Статья посвящена актуальным вопросам использования информационнокоммуникационных технологий в детском саду. Рассматриваются возможности и преимущество ИКТ технологий в организации обучения дошкольников и повышения качества образовательного процесса.Ключевые слова: воспитатель, детский сад, информационнокоммуникационные технологии, качество образования, образовательная деятельность.

В системе дошкольного образования в настоящее время, происходят значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методической, а также материальной баз воспитания и обучения. Одним из важных условий новых технологий является использование информационнокоммуникационных технологий (ИКТ), в первую очередь компьютеров.В соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273ФЗ дошкольное образованиеявляетсяодним из первых уровней общего образования,которыедолжнысоответствовать новым современным требованиям, предъявляемым к реализации образовательного процесса. Поэтому информатизация в дошкольных организацияхстала необходимой реальностью.В соответствии с Концепцией внедрения ИКТ в дошкольное образование в детском саду ядром развивающей предметной среды должен стать компьютер. Он рассматривается не как отдельное обучающее игровое устройство, а как информационная система, соединяющая различные направления образовательного процесса и способная изменить развивающую среду детского сада в целом [2].Компьютерыв школах насегодняшних деньуже не воспринимаются как нечто редкое, однако в дошкольных образовательных организацияхони еще не превратились в хорошо освоенный инструмент воспитателей. Вместе с тем в настоящее время уже невозможно представить работу воспитателя дошкольной образовательной организации без использования современных информационных ресурсов, которые позволяют качественно обновить, обогатить воспитательнообразовательный процесс в ДОО и повысить егоэффективность[1]. Зарубежные и отечественные исследования по использованию ИКТ в детских садах так же убедительно доказывают не только целесообразность и возможность этого, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребенка (Г.Петку, С. Новоселова, С. Пейперт, И. Пашелите, Б. Хантер и др.)[4].В России и за рубежом развитие научных исследований, посвящённых использованию ИКТ в дидактике опирались на работы Г. Паска, Ж. Пиаже, Н. Краудера Б. Скиннера, и других. В дальнейшем их идеи были развиты с учётом новых научных результатов российскими исследователями Ю.А. Первиным, А.В. Смирновым, П.Я. Гальпериным, Н.Ф.Талызиной, А.П. Ершовым, и другими.В нашей стране компьютеризация образования уже имеет свою, хотя и небольшую историю. Можно отметить, что использование ИКТ в детском саду предполагает не обучение детей основам информатики и вычислительной техники, а преобразование предметноразвивающей среды детей, а создание новых инаучнообоснованных средств,для их развития[4]. Следовательно, возможны два направления компьютеризации обучения, то есть компьютер в учебном процессе можетбыть,как объектом изучения, так и средством обучения. В работе будет рассмотрен аспект использования компьютера, в качестве мощного средства, который повышает эффективность усвоения знаний детей дошкольного возраста. Вопросам использования компьютера как средства обучения посвящены многочисленные работы ученых (Г.М. Коджаспировой, А.И. Башмакова, А.А. Журина, Б.С. Гершунского, И.Г. Захаровой, Т. Гергей, К.В. Петрова, Е.И. Машбиц, Е.С. Полат, И.В. Роберт, О.К. Тихомирова и др) [1].С целью улучшения организации учебновоспитательной работы с детьми и повышения ее качества у воспитателей появилась возможность использовать в педагогическом процессе электронные образовательные ресурсы, благодаря внедрению компьютерной техники в дошкольные организации. Прежде всего, нужно четко знать и понимать, что такое ИКТ и в какой конкретно работе в ДОО они необходимы. Словосочетание ИКТ связано с двумя видами информационными и коммуникационными технологиями[2].Информационные технологии–это комплекс способов, методов и средств, обеспечивающих обработку, передачу, хранение и отображение информации, ориентированные на повышение эффективности и производительности труда и напрямую взаимосвязанные с компьютерными технологиями.Коммуникационные технологии определяют способы, методы и средства взаимодействия внешней среды с человеком, и обратный процесс также важен. В коммуникациях компьютер занимает свое место: обеспечивает многообразное, комфортное, индивидуальное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации. Объединяя две этитехнологии, направляяих на образовательную деятельность, необходимо отметить, что главнойзадачей является адаптация человека к жизнив информационном обществе.Информационнокоммуникационные технологии в образовании –это комплекс технических, учебных и методических материалови инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, методыи формыих применения для совершенствования деятельности специалистов образовательных организаций (воспитателей, специалистов, администрации), а также для образования (развития, коррекции, диагностики, мониторинга) детей. Под информационнокоммуникационными технологиями подразумевается использование телевизора, видео, компьютера, CD, DVD, аудиовизуального оборудования, мультимедиа, интернета, то есть все то, что может представлять, какширокие возможности для повышения качества образовательного процессаи познавательного развития.Высококвалифицированноеиспользование современных ИКТпозволяет сделать образовательный процесс качественным, комфортными зрелищным,информационно ёмким, существенно повысить мотивацию дошкольниковк обучению и воспитанию, воссоздавать реальные явления или предметы в движении и звуке, в цвете, что способствует наиболее широкому раскрытию способностей дошкольников, активизации умственной деятельности. Вместе с тем не следует забывать, что существует реальная угроза здоровью, возникающая при раннем приучении детей к компьютеру[4].Нагляднообразное мышление преобладает у детейдошкольного возраста, а приорганизации деятельности этого возраста является принцип наглядности. Поэтому использование разнообразного иллюстративного материала, позволяет воспитателям ДОО быстрее достичь намеченной цели,во время образовательной и совместной деятельности с детьми.По сравнению с традиционными средствами обучения можно выделить определенные преимущества использования информационнокоммуникационных технологийв ДОО:1. Обеспечивают наглядность, которая способствует лучшему запоминанию и восприятию материала, что важно, учитывая нагляднообразное мышление детей, где включаются виды памяти: слуховая, зрительная, моторная.2.Движения, мультипликация, звук надолго привлекают внимание детей и способствуют повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика образовательной деятельности способствует эффективному усвоению материала, развитию воображения, памяти, внимания, творчества детей.3. Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые сложноили нельзя увидеть в повседневной жизни: например, работу транспорта, воспроизведение звуков природы, и т.д.4. Видеофрагменты и слайдшоу позволяют показать наблюдение из окружающего мира, которые вызывают затруднения:например, рост цветка, дождь, движение волн и другие моменты.5. Информационнокоммуникационные технологии дают возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее.6. Использование информационнокоммуникативных технологий побуждает детей к поисковой исследовательской работе, включая и поиск материала в интернете как вместе с родителями, так и самостоятельно.7. Информационнокоммуникационные технологии –это дополнительные возможности для работы с детьмис ограниченнымивозможностями[5].Все это выступает условиями повышения качества образовательного процесса в детском саду. Кроме этого, использование этих технологийв дошкольнойобразовательной организациидает возможность расширить творческие способности самого воспитателя, что оказывает положительное влияние на развитие, обучение ивоспитание дошкольников. Вместе с тем, можно выделить и основные направления развития ИКТ в дошкольном образовательном учреждении:1. Использование компьютера с целью приобщения детей к современным техническим средствам хранения и передачи информации, что осуществляется в различных игровых технологиях. Это различные компьютерные «игрушки»: развивающие, обучающие, диагностические, развлекательные, сетевые игры. В работе с дошкольниками воспитатели используют в основном развивающие, реже обучающие и диагностические игры.В качестве развивающих игр целесообразно использовать игры:•на развитие математических представлений: «Лунтик», «Остров Арифметики», «Математика для малышей», «БабаЯга учится считать»; •обучение чтению и развитие фонематического слуха: «Букварь»;•для музыкального развития: «Щелкунчик. Играем с музыкой Чайковского». Следующая группа игр направлена на развитие основных психических процессов: «Маленький искатель», «Звериный альбом», «От планеты до кометы», «Спасем планету от мусора», «Снежная королева», «Русалочка». Третья группа –это прикладные средства, созданные с целью художественнотворческого развития детей: «Мышка Мия. Юный дизайнер», «Волшебные превращения», «Учимся рисовать». В качестве обучающих игр можно привести пример игр: «Мир информатики», «Формы», «Секреты живописи для маленьких художников».В настоящее время выбор компьютерных игровых программных средств для дошкольников достаточно широк, но, к сожалению, большинство из этих игр не рассчитаны на реализацию программных задач. Поэтому могут использоваться частично, преимущественно с целью развития психических процессов: памяти, внимания и мышления. 2. ИКТ как средство интерактивного обучения, которое позволяет качественно стимулировать познавательную активность детейи участвовать им в освоении новых знаний. Речь идет о созданных воспитателями играх, которые соответствуют программным требованиям. Эти игры используются и предназначены для развивающей образовательной деятельности. Интерактивные игровые средства позволят создавать программа Power Point.3. Разработка технологии с включением ИКТ, которая базируется на комплексноинтегрированной образовательной деятельности. Технология разрабатывается по одной из образовательных областей: социальнокоммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественноэстетическое развитие, физическое развитие. Образовательная деятельность включают в себя разнообразную продуктивную деятельность детей на основе федеральных государственных образовательных стандартов.4. ИКТ как средство автоматизированной системы управления. Данная технология реализуется в детском садус целью осуществления идеи сетевого управления, организации педагогического процесса, методической службы. Данная технология обеспечивает координацию работы администрации, планирование воспитателей, специалистов, медиков, мониторинг, контроль. В этом случае использование ИКТ способствует оптимизации деятельности ДОО, повышению его эффективности, расширению границ образовательного пространства за счет активного включения родителей и детей, не посещающих детский сад[6]. Однако, воспитатели должны идти в ногу со временем, стать для дошкольниковпроводником в мир новых технологий. Коммуникативная компетентность воспитателя предполагает способность выстраивать коммуникации в различных форматах: устном, письменном, визуальном, дискуссионном, компьютерном. Воспитатель должен не только уметь пользоваться информационнокоммуникационными технологиями, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.Воспитатели ДОО обязаны обеспечить полноценный переход детей на следующий уровень системы непрерывного образования, дать им возможность стать участниками единого образовательного пространства Российской Федерации.Очень важно, чтобы воспитатели умели и, самое главное, имели возможность и желание использовать ИКТ в своей работе. Главное условие успехакачественной информатизации образовательного процесса –овладение воспитателями новыми для них формами работы, так как освоившим их, открываются безграничные возможности для эффективной творческой работы с детьми и самореализации. Рассмотрим области применения ИКТ воспитателями ДОО [2]:1) Ведение документации. В процессе образовательной деятельности воспитатель составляет календарные и перспективные планы, проводит диагностику и оформляет результаты, на основе диагностических обследований осуществляется мониторинг развития ребенка, готовит материал для родительского уголка, что значительно сокращает временные затраты. Также важным аспектом использования ИКТ является подготовка воспитателя к аттестации: оформление документации, подготовка электронного портфолио.

2) Методическая работа, повышение квалификации воспитателя, в том числе с помощью дистанционных технологий. В информационном обществе сетевые электронные ресурсы –это наиболее быстрый, удобный и современный способ распространения новых дидактических пособий и методических идей, доступный методистам и воспитателям независимо от места их проживания. Информационнометодическая поддержка в виде электронных ресурсов может быть использована во время подготовки воспитателя к образовательной деятельности, для изучения новых методик, при подборе наглядных пособий. Сетевые сообщества воспитателей позволяют не только находить необходимые методические разработки, но и размещать свои материалы в интернете, также делиться педагогическим опытом.Важным аспектом работы воспитателя является и участие в различных педагогических проектах, олимпиадах, викторинах, дистанционных конкурсах, что повышает уровень самооценки как воспитателя, так и воспитанников. Дистанционное участие доступно всем, а очное участие в таких мероприятиях часто невозможно изза удаленности региона, области, финансовых затрат и других причин. Но при всех плюсах использования ИКТ в дошкольном образовании возникают и следующие проблемы:1. Материальная база ДОО. Как уже отмечалось выше, для организации образовательной деятельности необходимо иметь минимальный комплект оборудования: персональный компьютер, колонки, проектор, экран или мобильный класс. И не все детские сады сегодня могут позволить себе создание таких классов.2. Недостаточная ИКТ компетентность воспитателя. Где он не только должен знать в совершенстве содержание всех компьютерных программ, их операционную характеристику, интерфейс пользователя каждой программы (специфику технических правил действия с каждой из них), разбираться в технических характеристиках оборудования, но и уметь работать в основных прикладных, мультимедийных программах и сети Интернет.3. Защита здоровья ребенка. Признавая, что компьютер –новое мощное средство для развития детей, необходимо помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!». Использование ИКТ в детских садахтребует тщательной подготовки, как самой образовательной деятельности, так и всего режима в целом в соответствии с требованиями санитарных правил и нормповозрастудетей. Потому что в помещении создаются специфические условия, при работе интерактивного оборудования и компьютеров: увеличивается количество тяжелых ионов, повышается температура воздуха, уменьшается влажность, возрастает электростатическое напряжение в зоне рук детей. Пол в мобильном классе должен иметьантистатическое покрытие, и использование ковровых изделий и ковров не допускается.Напряженность электростатического поля усиливается при отделке кабинета полимерными материалами. Для поддержания оптимального микроклимата ипредупреждения накопления статического электричества и ухудшения химического и ионного состава воздуха необходимо до и после занятийпроветриватькабинети делать влажнуюуборку. В целях здоровьесбережения образовательную деятельность со старшими дошкольниками следует проводить один раз в неделю по подгруппам. Воспитатель обязательно в своей работе должен использовать комплексы упражнений для глаз.Если педагогическому коллективу ДОО удастся решить все эти проблемы, то использование ИКТ станут прекрасными качественными помощниками образовательного процесса.Обобщая, отметим, ИКТтехнолигии являются с одной стороны эффективным средством повышения качества образовательного процесса и оптимизации труда педагога, но его использование возможно только при грамотной организации этого процесса.

Ссылки на источники1.Калаш И. Возможности информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании: Аналитический обзор. М.: Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, 2015. –312 с.2.Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В. Информационнокоммуникационные технологии в дошкольном образовании. М., 2011. –315 с.3.Машбиц, Е.И. Психологопедагогические проблемы компьютеризации обучения / Е.И. Машбиц. –М.: Педагогика, 1988. –243 с.4.Рекомендации по использованию компьютеров в детском саду / Письмо Министерства образования РФ // Информатика и образование. 2006.№ 6.3440 с.5.Шаехова Р.К. Предшкольное образование: актуальность, проблемы, стратегия развития // Начальная школа плюс До и После. 2006. № 7.