Информационные системы и их влияние на бизнес-процессы предприятий в условиях инновационного развития экономики
Выпуск:
ART 970710
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Вагулкина
М.
Н. Информационные системы и их влияние на бизнес-процессы предприятий в условиях инновационного развития экономики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 39. – С.
1916–1920. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/970710.htm.
Аннотация. В статье рассмотрен процесс материально-технического обеспечения, даны определения понятиям «инновации», «функции инновационной деятельности», описаны информационные технологии и системы, преимущества предприятий благодаря технологиям информационных систем.
Ключевые слова:
информационные технологии, инновации, инновационная деятельность, технологии, информационные системы, бизнес-процессы
Текст статьи
Вагулкина Марина Николаевна, магистр, Институт экономики, управления и финансов, ФГБОУ ВПО Марийский государственный университет,г. ЙошкарОла mvagulkina@mail.ru
Информационные системы и их влияние на бизнеспроцессы предприятий в условиях инновационного развитияэкономики
Аннотация. В статье рассмотрен процесс материально –технического обеспечения, даны определения понятиям инновации, функции инновационной деятельности, описаны информационные технологии и системы, преимущества предприятийблагодаря технологиям информационных систем.Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность, информационные технологии, информационные системы, технологии, бизнеспроцессы.
В передовых странах разработка и внедрение инноваций в бизнеспроцессы решающий фактор социального и экономического развития, залог экономической безопасности. Инновационные процессы в настоящее время приобретают все большую значимость, их главной задачей является достижение предприятиями конкурентных преимуществ и более полное удовлетворение спроса потребителей в высококачественных товарах и услугах.Отличительной чертой современного развития является переход ведущих стран к формированию инновационного общества, построению инновационной экономики, которая будет основана на знаниях. Существует множество определений понятия инновации.По мнению Суворовой Л.А., инновация использование результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование процесса деятельности производства, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования и других сферах деятельности [4, с.15].В настоящее время применительно к технологическим инновациям действуют понятия, установленные в Международных стандартах в статистике науки, техники и инноваций. Международные стандарты в статистике науки, техники и инноваций рекомендации международных организаций в области статистики науки и инноваций, обеспечивающие их системное описание в условиях рыночной экономики.В соответствии с этими стандартами,инновация конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.Таким образом:
инновация является следствием инновационной деятельности;
специфическое содержание инновации составляют изменения;
главной функцией инновационной деятельности является функция изменения.Австрийский ученый И. Шумпетер выделял пять типичных изменений [5, с.119]:
использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля продажа);
внедрение продукции с новыми свойствами;
использование нового сырья;
изменения в организации производства и его материальнотехнического обеспечения;
появление новых рынков сбыта.Эти положения И. Шумпетер сформулировал еще в 1911 г. Позднее в 30е годы он ввел понятие «инновация», трактуя его как изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.В ряде источников инновация рассматривается как процесс. В этой концепции признается, что нововведение развивается во времени и имеет отчетливо выраженные стадии.Начиная заниматься оптимизацией любого бизнеспроцесса, в первую очередь необходимо сформировать цели процесса, определить показатели для оценки его эффективности, идентифицировать операционные риски и разработать для их минимизации систему внутреннего контроля. Все эти мероприятия позволяют определить направления оптимизации процесса с точки зрения наиболее критичных параметров. Именно по такому пути наиболее эффективно оптимизировать процессы закупок. [2, с. 44]
Рис. 1. Процесс материальнотехнического обеспечения
Следует отметить, что при организации материальнотехнического обеспечения на российских предприятиях меньше всего внимания, как правило, уделяется аналитической работе и совершенствованию бизнеспроцессов. Однако этот процесс необходим для того, чтобы обеспечить гибкость системы в современных постоянно меняющихся условиях. Организация контроля и анализа требует регламентации, как и все остальные процессы снабжения.Учитывая, что процесс закупок, как правило, поддерживается несколькими информационными системами, данные для анализа требуется собирать из нескольких ITрешений. Информационные технологии совокупность методов, производственных процессов и программнотехнических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации для снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов, повышения надежности и оперативности [3, с.34].Информационные системы построены на основе инфраструктур информационных технологий, включающих компьютеры и программное обеспечение. Переход с ручных систем на автоматизированные повышает точность информации. Вследствие чего могут быть снижены запасы (например, резервный запас), сокращение случаев дефицитов, снижение затрат на ускорение выполнения заказов и т.д.Все информационные системы основаны на электронном обмене данными (EDI) это вариант, облегчающий проведение документации в стандартизированнойэлектронной форме, которая осуществляется непосредственно между компьютерным приложением в одной организации и аналогичным приложением в другой.Самым значимым преимуществом автоматических устройств является то, что они исключают из процесса производства человеческий фактор. Робот не ошибается, ему не нужен отдых, перерыв на обед и т.д. Таким образом, производительность роботизированного устройства, точность работы на несколько порядков выше, чем у человека. Благодаря технологиям информационных систем предприятие может обладать следующими основными преимуществами: 1. Повышение эффективности и снижение уровня затрат за счет упрощения процессов закупок и высвобождения времени сотрудников службы закупок. 2. Более легкий и быстрый доступ к наиболее важным данным в режиме реального времени способствует принятию обоснованных решений. 3. Сокращая время на административную и тактическую деятельность в процессе поставок, дает возможность работникам уделять больше времени стратегическим инициативам и работе с важными поставщиками и основными проектами по поставкам.
4. Системы позволяют контролировать расходы в масштабах всего предприятия. [1, с. 4]Несмотря на указанные выше преимущества, роботизированные комплексы имеют и недостатки. Самым значимым недостатком является целесообразность применения только в условиях массового или серийного производства, если серия изделий значительна. Таким образом, область применения автоматизированных устройств значительно снижается.А так же минус любого роботизированного комплекса его сложное устройство, которое требует постоянной наладки. Соответственно, если на производстве имеется данное оборудование, то приходится держать в штате сотрудников специалиста, являющегося компетентнымв данной программе, работа которого зачастую не дешева. [1, с. 4].Корпоративные информационные технологии охватывают все бизнесфункции и все управленческие процессы корпорации. В условиях крупных предприятий они более эффективны, поскольку обеспечивают взаимодействие массовых и хорошо организованных процессов быстродействующими средствами современных информационных и телекоммуникационных технологий высокого научнотехнического уровня.Задачи управления заключаются в организации управления поступающими навход предприятия ресурсами для получения на выходе необходимого результата. Следовательно, информационная структура организации должна быть описана характерными законами управления, регламентирующими управляющие воздействия на систему.В настоящее время выделяют следующие виды корпоративных информационных систем:
управления ресурсами предприятий (ERP);
управления взаимоотношениями с заказчиками (CRM);
управления цепью поставок (SCM)
и ряд других, появившихся в последнее время, например, системы электронной коммерции и системы управления имуществом предприятий EAM (Enterprise asset management).1. Программный продукт «Галактика» апробирована более чем на 1200 объектах, успешно эксплуатируется на сотнях средних и крупных предприятий России и ближнего зарубежья. Среди них торговые предприятия, предприятия сферы услуг, а также различных отраслей промышленности: машиностроительные, горнодобывающие, металлургические, нефтеперерабатывающие и многие другие.Отличительной особенностью системы «Галактика» является комплексный подход к проблеме автоматизации, охватывающий все сферы управления современным предприятием, включая финансовое и хозяйственное планирование, управление кадрами, бухгалтерский учет, оперативное управление и др.В основу заложен принцип разделения комплексной системы автоматизации на ряд взаимосвязанных контуров: Контур административного управления. Решает задачи финансового и хозяйственного планирования, учета и управления кадрами, организации электронного документооборота предприятия и т.п. В состав контура входят также модули управления маркетингом и анализа финансовой и хозяйственной деятельности. Контур «Оперативное управление» предназначен в первую очередь для решения задач учета наличия и движения товарноматериальных ценностей, включая управление материальнотехническим снабжением и реализацией, а также для контроля взаиморасчетов с поставщиками и покупателями в соответствии с заключенными с ними договорами. Контур «Управление производством» ориентированна решение задач управления производственным процессом. Основные модули контура: «Управление производством», «Учет затрат на производство», «Техникоэкономическое планирование», «Техническая подготовка производства», «Оперативное управление производством».
Контур бухгалтерского учета. Обработка данных первичного учета и формирование всей необходимой финансовой отчетности предприятия. В этот же контур включен модуль по расчету заработной платы.Система построена по модульному принципу. Модуль «Управление документооборотом» вынесен за пределы контура административного управления, т.к. обеспечивает взаимодействие всех пользователей системы «Галактика», базируясь на единых концептуальных положениях.2. «1СЛогистика: Управление складом». Данный программный продукт предназначен для автоматизации управления складским хозяйством предприятия. При ее использовании уменьшается количество ошибочных складских операций, повышается точной и оперативность учета товара, уменьшаются затраты на заработную плату складских работников и т.д. Система поддерживает работу с различными типами оборудования: принтерами этикеток, сканерами штрихкода и др. 3. R/3 от SAP AG. Программный продукт SAP объединяет все хозяйственные процессы предприятия. Важными характеристиками SAPпродукта являются интеграция приложений, модульные структуры, общее хранение данных, открытость, международный характер и пригодность для любой отрасли. Сегодня SAP лидирует среди независимых производителей бизнесприложений, занимая по оценке AMR 36% рынка ПО. SAP имеет свои филиалы более чем в 50 странах мира. На конец 1997 г. в СНГ было инсталлировано более 100 SAPсистем, которые успешно используются у таких клиентов SAP, как Сургутнефтегаз, Туламашзавод, Свердловэнерго, Донецкий металлургический завод, ОмскийНПЗ, Нижнетагильский металлургический завод, Сыктывкарский лесопромышленный комплекс, Черногорнефть. Такие транснациональные концерны, как Mars, Reebok, Uhde, Colgate, также используют российскую стандартную версию системы R/3 в своих представительствах вСНГ. Кроме того, SAP AG заключила договоры по R/3 с такими известными предприятиями, как Славнефть, Лукойл, Национальный банк Украины и Казахские железные дороги.Важнейшими модулями системы R/3 являются:
Финансовая бухгалтерия (FI). Здесь собираются все релевантные для бухгалтерии данные для международной отчетности. Полная документация и обширная информация служат также актуальной базой для контроля и планирования потребности в материалах в масштабах всего предприятия.Контроллинг (СО). Согласованные друг с другом инструменты планирования, управления и контроля для систем контроллинга в масштабах всего предприятия позволяют делать единый учет и отчетность, с помощью которых могут быть скоординированы содержание и выполнение внутрипроизводственных процессов.
Управление материальными потоками (ММ). Функции обработки, приводимые в движение потоками операций, оптимизируют все процессы закупок и позволяют автоматически оценивать поставщиков. Точное управление запасами и управление складированием сокращают расходы по снабжению и складированию запасов. Другим преимуществом является интегрированный контроль счетов.Техническое обслуживание и ремонт оборудования (РМ). Интегрированные в этом модуле функции планирования, управления и обработки задач технического обслуживания и управления сервисным обслуживанием следят за тем, чтобы машины и установки на предприятии или в рамках поставленных клиентам систем всегда имели высокую степень готовности.Продажа, отгрузка, фактурирование (SD). Этот модуль активно поддерживает всю деятельность по сбыту. Интегрированные функции оказывают помощь при установлении цены, заботятся о быстрой обработке заказа и о поставках в срок. Кроме того, они позволяют делать интерактивную, многоступенчатую конфигурацию вариантов и устанавливают прямую связь с отчетом о результатах и производством.Система проектов (PS). В прямом взаимодействии с закупками и контроллингом этот модуль координирует и управляет всеми фазами проекта –от предложения по проектированию до управления ресурсами и отчетами.Управление, планирование и контроль основных средств (AM). Этот модуль обеспечит оптимальную поддержку во время всего цикла функционирования вашего имущества. При помощи системы классов можно создать иерархическую классификацию имущества, определив любое количество правил оценки стоимости. Современная система управления инвестициями предприятия позволяет провести точный контроллинг всех данных и обеспечивает бухгалтерскую обработку инвестиций.
Управление персоналом (HR). В этом модуле интегрированы объемные решения по вопросам планирования и управления персоналом предприятия. Приложения охватывают такие функции, как повышение квалификации персонала, управление проведением мероприятий, планирование распределения помещений, планирование затрат, набор новых сотрудников, управление вознаграждениями, управление временными данными, сдельная заработная плата, командировочные расходы, расчет заработной платы. Тем самым интегрированные в модуле функции покрывают все задачи по управлению персоналом и способствуют упрощению и ускорению операций, связанных с управлением персоналом.Исходя из вышеизложенного, необходимо отметить, что на современном этапе развития в России формируется система «наука —высшее образование производство», происходит интеграция ранее разрозненных трех важнейших сфер человеческой деятельности.Поэтому если предприятию необходимо в короткие сроки улучшить свою работу: снизить уровень затраты, сократить количество управленческих ошибок или принять неотложные меры по выходу изкризиса целесообразно использовать экспрессметод оптимизации бизнеспроцессов. Сегодня этот метод активно используется многими предприятиями крупного и малого бизнеса. Рассмотрим основные этапы, через которые проходит предприятие в ходе применения экспрессметода:1. Команды улучшения. В данную команду должны войти менеджеры и специалисты отделов, которые высококомпетентные в наиболее проблемных сферах работы компании. Возглавляет группу один из руководителей компании, наделенный полномочиями отдавать приказы практически всем сотрудникам предприятия. 2. Выделение ключевых бизнеспроцессов. Команда улучшения описывает схему работы предприятия, отражая все основные бизнеспроцессы, происходящие на предприятии, и взаимосвязь между ними. Проводится АВСанализ. Данный анализ позволяет выделить небольшое число наиболее значимых бизнеспроцессов, которым требуется удаление особенного внимания. 3. Анализ состояния ликвидных активов. Как правило, с АВСанализом проводится анализ состояния наиболее ликвидных активов. Практика показывает, наибольший эффект дает учет и контроль за использованием ликвидных активов в короткие сроки (до трех месяцев). Для эффективности анализ учета ликвидных активов начинается с проверки банковских и кассовых операций. Уделяя особое внимание состоянию расчетов с поставщиками и покупателями и на управление складскими запасами. 4. Оптимизация бизнеспроцессов. Проведя анализа можно приступать к оптимизации бизнеспроцессов, то есть непосредственно к этапу улучшений. Прежде всего, необходимо упорядочить управление ликвидными активами и оптимизировать процессы группы А. Необходимо отметить, что при использовании экспрессметода выбираются только те процессы, которые можно улучшить за три месяца.
Ссылки на источники1.УспановА.Е. Автоматизация закупочной деятельности // http://www.scienceforum.ru/2015/pdf/9292.pdf2.Коптелов Е. Как оптимизировать закупки, используя процессный подход // http://bpm.ucoz.ru/_ld/0/20_gen_2009_08-pd.pdf3.Моисеенко Е.В., Информационные технологии в экономике: Учеб.пособие / Е.В.Моисеенко, Е.Г.Лаврушина.Владивосток: ВГУЭС, 2004. 246 с.4.Суворова А.Л., Инновационный менеджмент: Учеб. Пособие// А.Л.Суворова. ЙошкарОла: Мар. ГТУ, 1999. –С. 15.5.Шумпетер Й.А., Теория экономического развития. Капитализм, социализм, демократия / Й.А. Шумпетер.М.: Эксмо, 2007.321с.
Vagulkina Marina NikolaevnaMari State University, YoshkarOlaInstitute of Economics, Management and FinanceStudent –masterEmail: mvagulkina@mail.ru
Information systems and their impact on business processes of enterprises in the conditions of innovative development of the economy
Annotation. The article considers the process of material and technical support, defines the concepts of innovation, the functions of innovation activity, describes information technologies and systems, advantages of enterprises due to the technologies of information systems.The password: innovations, innovation activity, information technologies, information systems, technologies, business processes.
Информационные системы и их влияние на бизнеспроцессы предприятий в условиях инновационного развитияэкономики
Аннотация. В статье рассмотрен процесс материально –технического обеспечения, даны определения понятиям инновации, функции инновационной деятельности, описаны информационные технологии и системы, преимущества предприятийблагодаря технологиям информационных систем.Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность, информационные технологии, информационные системы, технологии, бизнеспроцессы.
В передовых странах разработка и внедрение инноваций в бизнеспроцессы решающий фактор социального и экономического развития, залог экономической безопасности. Инновационные процессы в настоящее время приобретают все большую значимость, их главной задачей является достижение предприятиями конкурентных преимуществ и более полное удовлетворение спроса потребителей в высококачественных товарах и услугах.Отличительной чертой современного развития является переход ведущих стран к формированию инновационного общества, построению инновационной экономики, которая будет основана на знаниях. Существует множество определений понятия инновации.По мнению Суворовой Л.А., инновация использование результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование процесса деятельности производства, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования и других сферах деятельности [4, с.15].В настоящее время применительно к технологическим инновациям действуют понятия, установленные в Международных стандартах в статистике науки, техники и инноваций. Международные стандарты в статистике науки, техники и инноваций рекомендации международных организаций в области статистики науки и инноваций, обеспечивающие их системное описание в условиях рыночной экономики.В соответствии с этими стандартами,инновация конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.Таким образом:
инновация является следствием инновационной деятельности;
специфическое содержание инновации составляют изменения;
главной функцией инновационной деятельности является функция изменения.Австрийский ученый И. Шумпетер выделял пять типичных изменений [5, с.119]:
использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля продажа);
внедрение продукции с новыми свойствами;
использование нового сырья;
изменения в организации производства и его материальнотехнического обеспечения;
появление новых рынков сбыта.Эти положения И. Шумпетер сформулировал еще в 1911 г. Позднее в 30е годы он ввел понятие «инновация», трактуя его как изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.В ряде источников инновация рассматривается как процесс. В этой концепции признается, что нововведение развивается во времени и имеет отчетливо выраженные стадии.Начиная заниматься оптимизацией любого бизнеспроцесса, в первую очередь необходимо сформировать цели процесса, определить показатели для оценки его эффективности, идентифицировать операционные риски и разработать для их минимизации систему внутреннего контроля. Все эти мероприятия позволяют определить направления оптимизации процесса с точки зрения наиболее критичных параметров. Именно по такому пути наиболее эффективно оптимизировать процессы закупок. [2, с. 44]
Рис. 1. Процесс материальнотехнического обеспечения
Следует отметить, что при организации материальнотехнического обеспечения на российских предприятиях меньше всего внимания, как правило, уделяется аналитической работе и совершенствованию бизнеспроцессов. Однако этот процесс необходим для того, чтобы обеспечить гибкость системы в современных постоянно меняющихся условиях. Организация контроля и анализа требует регламентации, как и все остальные процессы снабжения.Учитывая, что процесс закупок, как правило, поддерживается несколькими информационными системами, данные для анализа требуется собирать из нескольких ITрешений. Информационные технологии совокупность методов, производственных процессов и программнотехнических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации для снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов, повышения надежности и оперативности [3, с.34].Информационные системы построены на основе инфраструктур информационных технологий, включающих компьютеры и программное обеспечение. Переход с ручных систем на автоматизированные повышает точность информации. Вследствие чего могут быть снижены запасы (например, резервный запас), сокращение случаев дефицитов, снижение затрат на ускорение выполнения заказов и т.д.Все информационные системы основаны на электронном обмене данными (EDI) это вариант, облегчающий проведение документации в стандартизированнойэлектронной форме, которая осуществляется непосредственно между компьютерным приложением в одной организации и аналогичным приложением в другой.Самым значимым преимуществом автоматических устройств является то, что они исключают из процесса производства человеческий фактор. Робот не ошибается, ему не нужен отдых, перерыв на обед и т.д. Таким образом, производительность роботизированного устройства, точность работы на несколько порядков выше, чем у человека. Благодаря технологиям информационных систем предприятие может обладать следующими основными преимуществами: 1. Повышение эффективности и снижение уровня затрат за счет упрощения процессов закупок и высвобождения времени сотрудников службы закупок. 2. Более легкий и быстрый доступ к наиболее важным данным в режиме реального времени способствует принятию обоснованных решений. 3. Сокращая время на административную и тактическую деятельность в процессе поставок, дает возможность работникам уделять больше времени стратегическим инициативам и работе с важными поставщиками и основными проектами по поставкам.
4. Системы позволяют контролировать расходы в масштабах всего предприятия. [1, с. 4]Несмотря на указанные выше преимущества, роботизированные комплексы имеют и недостатки. Самым значимым недостатком является целесообразность применения только в условиях массового или серийного производства, если серия изделий значительна. Таким образом, область применения автоматизированных устройств значительно снижается.А так же минус любого роботизированного комплекса его сложное устройство, которое требует постоянной наладки. Соответственно, если на производстве имеется данное оборудование, то приходится держать в штате сотрудников специалиста, являющегося компетентнымв данной программе, работа которого зачастую не дешева. [1, с. 4].Корпоративные информационные технологии охватывают все бизнесфункции и все управленческие процессы корпорации. В условиях крупных предприятий они более эффективны, поскольку обеспечивают взаимодействие массовых и хорошо организованных процессов быстродействующими средствами современных информационных и телекоммуникационных технологий высокого научнотехнического уровня.Задачи управления заключаются в организации управления поступающими навход предприятия ресурсами для получения на выходе необходимого результата. Следовательно, информационная структура организации должна быть описана характерными законами управления, регламентирующими управляющие воздействия на систему.В настоящее время выделяют следующие виды корпоративных информационных систем:
управления ресурсами предприятий (ERP);
управления взаимоотношениями с заказчиками (CRM);
управления цепью поставок (SCM)
и ряд других, появившихся в последнее время, например, системы электронной коммерции и системы управления имуществом предприятий EAM (Enterprise asset management).1. Программный продукт «Галактика» апробирована более чем на 1200 объектах, успешно эксплуатируется на сотнях средних и крупных предприятий России и ближнего зарубежья. Среди них торговые предприятия, предприятия сферы услуг, а также различных отраслей промышленности: машиностроительные, горнодобывающие, металлургические, нефтеперерабатывающие и многие другие.Отличительной особенностью системы «Галактика» является комплексный подход к проблеме автоматизации, охватывающий все сферы управления современным предприятием, включая финансовое и хозяйственное планирование, управление кадрами, бухгалтерский учет, оперативное управление и др.В основу заложен принцип разделения комплексной системы автоматизации на ряд взаимосвязанных контуров: Контур административного управления. Решает задачи финансового и хозяйственного планирования, учета и управления кадрами, организации электронного документооборота предприятия и т.п. В состав контура входят также модули управления маркетингом и анализа финансовой и хозяйственной деятельности. Контур «Оперативное управление» предназначен в первую очередь для решения задач учета наличия и движения товарноматериальных ценностей, включая управление материальнотехническим снабжением и реализацией, а также для контроля взаиморасчетов с поставщиками и покупателями в соответствии с заключенными с ними договорами. Контур «Управление производством» ориентированна решение задач управления производственным процессом. Основные модули контура: «Управление производством», «Учет затрат на производство», «Техникоэкономическое планирование», «Техническая подготовка производства», «Оперативное управление производством».
Контур бухгалтерского учета. Обработка данных первичного учета и формирование всей необходимой финансовой отчетности предприятия. В этот же контур включен модуль по расчету заработной платы.Система построена по модульному принципу. Модуль «Управление документооборотом» вынесен за пределы контура административного управления, т.к. обеспечивает взаимодействие всех пользователей системы «Галактика», базируясь на единых концептуальных положениях.2. «1СЛогистика: Управление складом». Данный программный продукт предназначен для автоматизации управления складским хозяйством предприятия. При ее использовании уменьшается количество ошибочных складских операций, повышается точной и оперативность учета товара, уменьшаются затраты на заработную плату складских работников и т.д. Система поддерживает работу с различными типами оборудования: принтерами этикеток, сканерами штрихкода и др. 3. R/3 от SAP AG. Программный продукт SAP объединяет все хозяйственные процессы предприятия. Важными характеристиками SAPпродукта являются интеграция приложений, модульные структуры, общее хранение данных, открытость, международный характер и пригодность для любой отрасли. Сегодня SAP лидирует среди независимых производителей бизнесприложений, занимая по оценке AMR 36% рынка ПО. SAP имеет свои филиалы более чем в 50 странах мира. На конец 1997 г. в СНГ было инсталлировано более 100 SAPсистем, которые успешно используются у таких клиентов SAP, как Сургутнефтегаз, Туламашзавод, Свердловэнерго, Донецкий металлургический завод, ОмскийНПЗ, Нижнетагильский металлургический завод, Сыктывкарский лесопромышленный комплекс, Черногорнефть. Такие транснациональные концерны, как Mars, Reebok, Uhde, Colgate, также используют российскую стандартную версию системы R/3 в своих представительствах вСНГ. Кроме того, SAP AG заключила договоры по R/3 с такими известными предприятиями, как Славнефть, Лукойл, Национальный банк Украины и Казахские железные дороги.Важнейшими модулями системы R/3 являются:
Финансовая бухгалтерия (FI). Здесь собираются все релевантные для бухгалтерии данные для международной отчетности. Полная документация и обширная информация служат также актуальной базой для контроля и планирования потребности в материалах в масштабах всего предприятия.Контроллинг (СО). Согласованные друг с другом инструменты планирования, управления и контроля для систем контроллинга в масштабах всего предприятия позволяют делать единый учет и отчетность, с помощью которых могут быть скоординированы содержание и выполнение внутрипроизводственных процессов.
Управление материальными потоками (ММ). Функции обработки, приводимые в движение потоками операций, оптимизируют все процессы закупок и позволяют автоматически оценивать поставщиков. Точное управление запасами и управление складированием сокращают расходы по снабжению и складированию запасов. Другим преимуществом является интегрированный контроль счетов.Техническое обслуживание и ремонт оборудования (РМ). Интегрированные в этом модуле функции планирования, управления и обработки задач технического обслуживания и управления сервисным обслуживанием следят за тем, чтобы машины и установки на предприятии или в рамках поставленных клиентам систем всегда имели высокую степень готовности.Продажа, отгрузка, фактурирование (SD). Этот модуль активно поддерживает всю деятельность по сбыту. Интегрированные функции оказывают помощь при установлении цены, заботятся о быстрой обработке заказа и о поставках в срок. Кроме того, они позволяют делать интерактивную, многоступенчатую конфигурацию вариантов и устанавливают прямую связь с отчетом о результатах и производством.Система проектов (PS). В прямом взаимодействии с закупками и контроллингом этот модуль координирует и управляет всеми фазами проекта –от предложения по проектированию до управления ресурсами и отчетами.Управление, планирование и контроль основных средств (AM). Этот модуль обеспечит оптимальную поддержку во время всего цикла функционирования вашего имущества. При помощи системы классов можно создать иерархическую классификацию имущества, определив любое количество правил оценки стоимости. Современная система управления инвестициями предприятия позволяет провести точный контроллинг всех данных и обеспечивает бухгалтерскую обработку инвестиций.
Управление персоналом (HR). В этом модуле интегрированы объемные решения по вопросам планирования и управления персоналом предприятия. Приложения охватывают такие функции, как повышение квалификации персонала, управление проведением мероприятий, планирование распределения помещений, планирование затрат, набор новых сотрудников, управление вознаграждениями, управление временными данными, сдельная заработная плата, командировочные расходы, расчет заработной платы. Тем самым интегрированные в модуле функции покрывают все задачи по управлению персоналом и способствуют упрощению и ускорению операций, связанных с управлением персоналом.Исходя из вышеизложенного, необходимо отметить, что на современном этапе развития в России формируется система «наука —высшее образование производство», происходит интеграция ранее разрозненных трех важнейших сфер человеческой деятельности.Поэтому если предприятию необходимо в короткие сроки улучшить свою работу: снизить уровень затраты, сократить количество управленческих ошибок или принять неотложные меры по выходу изкризиса целесообразно использовать экспрессметод оптимизации бизнеспроцессов. Сегодня этот метод активно используется многими предприятиями крупного и малого бизнеса. Рассмотрим основные этапы, через которые проходит предприятие в ходе применения экспрессметода:1. Команды улучшения. В данную команду должны войти менеджеры и специалисты отделов, которые высококомпетентные в наиболее проблемных сферах работы компании. Возглавляет группу один из руководителей компании, наделенный полномочиями отдавать приказы практически всем сотрудникам предприятия. 2. Выделение ключевых бизнеспроцессов. Команда улучшения описывает схему работы предприятия, отражая все основные бизнеспроцессы, происходящие на предприятии, и взаимосвязь между ними. Проводится АВСанализ. Данный анализ позволяет выделить небольшое число наиболее значимых бизнеспроцессов, которым требуется удаление особенного внимания. 3. Анализ состояния ликвидных активов. Как правило, с АВСанализом проводится анализ состояния наиболее ликвидных активов. Практика показывает, наибольший эффект дает учет и контроль за использованием ликвидных активов в короткие сроки (до трех месяцев). Для эффективности анализ учета ликвидных активов начинается с проверки банковских и кассовых операций. Уделяя особое внимание состоянию расчетов с поставщиками и покупателями и на управление складскими запасами. 4. Оптимизация бизнеспроцессов. Проведя анализа можно приступать к оптимизации бизнеспроцессов, то есть непосредственно к этапу улучшений. Прежде всего, необходимо упорядочить управление ликвидными активами и оптимизировать процессы группы А. Необходимо отметить, что при использовании экспрессметода выбираются только те процессы, которые можно улучшить за три месяца.
Ссылки на источники1.УспановА.Е. Автоматизация закупочной деятельности // http://www.scienceforum.ru/2015/pdf/9292.pdf2.Коптелов Е. Как оптимизировать закупки, используя процессный подход // http://bpm.ucoz.ru/_ld/0/20_gen_2009_08-pd.pdf3.Моисеенко Е.В., Информационные технологии в экономике: Учеб.пособие / Е.В.Моисеенко, Е.Г.Лаврушина.Владивосток: ВГУЭС, 2004. 246 с.4.Суворова А.Л., Инновационный менеджмент: Учеб. Пособие// А.Л.Суворова. ЙошкарОла: Мар. ГТУ, 1999. –С. 15.5.Шумпетер Й.А., Теория экономического развития. Капитализм, социализм, демократия / Й.А. Шумпетер.М.: Эксмо, 2007.321с.
Vagulkina Marina NikolaevnaMari State University, YoshkarOlaInstitute of Economics, Management and FinanceStudent –masterEmail: mvagulkina@mail.ru
Information systems and their impact on business processes of enterprises in the conditions of innovative development of the economy
Annotation. The article considers the process of material and technical support, defines the concepts of innovation, the functions of innovation activity, describes information technologies and systems, advantages of enterprises due to the technologies of information systems.The password: innovations, innovation activity, information technologies, information systems, technologies, business processes.