Храмовая архитектура православной России как материальный результат межкультурной коммуникации

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Суханова И. Е., Невежина Н. В. Храмовая архитектура православной России как материальный результат межкультурной коммуникации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 1956–1960. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970718.htm.
Аннотация. Изучены и типологизированы культовые сооружения России с X до начала XIX века. Доказано, что православные храмы России представляют собой материальный результат межкультурной коммуникации христианского мира. Выявлено семь периодов межкультурного взаимодействия, что доказывает: отечественная храмовая архитектура зародилась в недрах общехристианской культуры, русская православная архитектура вобрала в себя самое лучшее из передового опыта, но сделала она это по-своему, сумев сохранить свой колорит.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Суханова Ирина Евгеньевна,студентка академической группы КИС151,Камышинский технологический институт (филиал)ФГБОУ ВП «Волгоградский государственный технический университет», г. Камышин irinaevgenevna1997@mail.ru

Невежина Наталья Владимировна, преподаватель высшей квалификационной категории кафедры «Иностранные языки и гуманитарные науки», Камышинский технологический институт (филиал)ФГБОУ ВП «Волгоградский государственный технический университет», г. Камышинdfl@kti.gmail.ru

Храмовая архитектура православной Россиикак материальный результат межкультурной коммуникации

Аннотация.Изучены и типологизированны культовые сооружения России с Xдо начала XIXвека.Доказано, то, что православные храмы России представляют собой материальный результат межкультурной коммуникации христианского мира. Выявлено 7 периодов межкультурного взаимодействия, что доказывает: отечественная храмовая архитектура, зародилась в недрахобщехристианской культуры, русская православная архитектура вобрала в себя самое лучшее из передового опыта, но сделала она это посвоему, сумев сохранить свой колорит.Ключевые слова: храмовая архитектура, культовые сооружения,христианский мир, межкультурная коммуникация, православие.

С самого прихода христианства на Русь возведение храмов стало делом государственной важности. Храмы строили так, чтобы человек мог не только молиться в доме Божьем, но и соприкоснуться с подлинным искусством –архитектурным, живописным, музыкальным, декоративноприкладным.Цель данной работы заключается в изучении храмовой типологиина Руси в XVIи начале XIXвека и доказательстве гипотезы о том, что православные храмы России представляют собой материальный результат межкультурной коммуникации христианского мира. В качестве исходных материалов использованы труды выдающихся русских исследователей, учёных, архитекторов. В ходе работы было выявлено, что на Руси изначальностроилихрамы, принадлежащие двум типам зодчества –клетского (сруб из брёвен) и шатрового(деревянного или каменного). В XVIXVII веках на Руси было построено немало шатровых храмовпамятников. Самый известный их них –собор Покрова на Рву (Василия Блаженного) на Красной площади в Москве(1552г.). Важной особенностью этого стиля было то, что храм не имел столпов и держался только на стенах [1].После церковных реформпатриархаНикона(1653 г.), шатровый стиль,распространенный повсеместно, был запрещен, поскольку он не «соответствовал чину», но деревянные шатровые храмы продолжали строиться на севере Руси.Колокольни, имеющие шатровые завершения были, пожалуй, самыми популярными в русском зодчестве до появления стиляклассицизма. В 17 в. культовая архитектура на Руси уже не отличается тем стилем, который был свойственен только ей. В архитектуреначинает преобладатьсветское начало. В культовом зодчестве стала главной метафора «церковь дом Божий», которая стирала противопоставление духовного и светского. Строгое,сдержанное одноцветьебыло заменено на яркое и праздничное многоцветье.Постепенно церкви лишаютсятех черт строгости и величия, которые были свойственны храмам средневековья. Но, если западноевропейское барокко выражает напряженность, скованную энергию или же экспрессивную патетику, то образный строй русской архитектуры того времени характеризуетсяоптимистической приподнятостью, праздничностью.Применяемые западноевропейские архитектурные формы, значительно трансформировались и использовались как накладной декор в качестве пластического обогащения строений. Примером может послужить Церковь Покрова в Филях, Москва.1693 г.В конце XVIIначала XVIIIв. проявились черты, свидетельствующие о завершении эволюции стиля. «Многообразие и обилие декоративных деталей становилось чрезмерным, декоративные формы становились –все более затейливыми и измельченными.Архитектурные формы, некогда имевшие практическое назначение, использовались как откровенный декор, безотносительно к функциональному и конструктивному смыслу этих форм»[2].18 в. «век перемен», время Петровских реформ. Новый этап его развития ознаменовался строительством Санкт–Петербурга под сенью барокко. Уже в конце 17 в. устанавливаются более тесные связи с Западом. Приезжают различные специалисты из Европы. Многие дворяне ездят за границу, что способствует изменению эстетических вкусов в верхах русского общества.Однако устойчивые традиции русского зодчества, сложившиеся в процессе его многовекового развития, не исчезают. Русская архитектура XVIII в. смогла сохранить национальный колорит, и в этом заслуга древнерусской архитектуры. Связующим звеном между светской и духовной архитектурой стали трапезные, между московскимбарокко и петербургской архитектурой рубежа 1718 вв. –Меншикова башня (многоярусная церковь архангела Гавриила 17041707гг., Москва).Храм, его внешний вид и внутреннее убранство все более зависиткак от желания заказчиков, так и от меняющихся архитектурных стилей,а такжеи таланта архитектора[3].Всередине XVIII в. мы наблюдаемрасцвет русского зодчества,который,несомненно,связан с единой стилевой основой –барокко. Если говорить об особенностях русскогобарокко 4050х годов XVIII в., то они связаны с использованием опыта других европейских стилей –французского классицизма XVIII в., рококо и отечественной традиции. Для расцвета стиля бароккомного было сделано отцом и сыном Растрелли.Стиль ихзодчества –русское барокко,которое вобралов себя и западные, и русские традиции. Растрелли в основном создавал дворцовые сооружения, но и в церковном зодчестве он оставил чрезвычайно ценное произведение проект ансамбля Смольного монастыря в Петербурге. Строительство Смольного монастыря, начатое в 1748 г., растянулось на многие десятилетия и завершилось архитектором В. П. Стасовым в первой трети 19 в. «В композиции пятиглавого собора и целом ряде общих принципов решения ансамбля монастыря Растрелли непосредственно исходил из традиций древнерусского зодчества. В то же время мы видим здесь и характерные черты архитектуры середины 18 в.: пышность архитектурных форм, неистощимое богатство декора» [4].(Cм. также КвасовПятиглавый собор в Козельске (17431757), ЧевакинскийНикольский военноморской собор в Петербурге(17531762).Видоизменяются уже существующие типы сооружений: наряду с крестовокупольным храмом появляется базиликальный(Доменико Трезини

Петропавловский собор17121733гг.,Петербург). В основу сооружения положен план трехнефной базилики. На смену барокко вскоре пришёл классицизм, стиль официальной государственнойкультуры.Главная ценность классицизма –ансамбль, организация пространства: строгая симметрия, прямые линии, прямые ряды колонн. Основная черта развития архитектуры XVIII в. –совершенствование и усложнение композиционнообразных средств. Специфика архитектуры классицизма выявляется в сопоставлении ее образного строя с архитектурой барокко: ясность и простота нового стиля противостоит сложности и роскоши композиций, которые мы наблюдаем у Растрелли, Чевакинского, Аргунова. Классицизм в России унаследовал достаточно много черт архитектуры предшествующего периода. Смена вкусовых предпочтений,которая произошла в России в начале 1760х годов, закономерна. В ней нашли отражение социальнокультурные изменения, происходившие тогда в России. Завершая историю архитектуры периода, начатого петровскими преобразованиями, эпоха классицизма подготовила почву для нового перелома.«Существует общая условная схема эволюции классицизма. На ранних этапах своего развития классическая архитектура еще не была свободна от воздействия барокко, хорошо опознаваемого в начертаниях отдельных элементов и форм в произведениях таких мастеров, как А.Ринальди или В.Баженов. Освобождаясь от влияния барокко, язык архитектуры становится строгим, лаконичным, тяготея к ордерным правилам; им пользуются такие мастера, как И.Старов,(Троицкий собор АлександроНевской Лавры (1776—1790) –один из первых зрелых и блестящих произведений эпохи классицизма),Н.Львов, Д.Кваренги, которые и стали основоположниками нового, классического направления в русской архитектуре 18 столетия. ВМоскве в это время (конец 18 в.) работалирусские архитекторы М.Казаков и В.И. Баженов. [5].В первой трети 19 в. происходят новые измененияв характере стиля. В период царствования Александра Iв России был воспринят ампир стиль империи, который завершил развитие французского классицизма в эпоху Наполеона. В Петербурге в это время был возведен выдающийся Казанский собор (18011811гг.), архитектор А. Воронихин. Могучие колоннады собора охватывают полуовалом площадь, открытую на Невский проспект. К середине 19 в. эпоха классицизма завершается, и ужев 30х годах 19 в. Его теснитэклектика «архитектура выбора».Таким образом, проведённая работа показала, что отечественная храмовая архитектуразародилась в недрах общехристианской культуры, в том числе архитектуры. Как показательный материальныйрезультат межкультурной коммуникации следует отметить храмовую архитектуру18 века–периода открытия новых форм, переосмысления традиционного опыта, развития и усовершенствованияархитектурных стилей. Русская архитектура вобрала в себясамое лучшее, что могла предложить передовая Европа, но сделала она это посвоему, сумев сохранить свой, ни с чем несравнимый архитектурный стиль.

Ссылки на источники1.«Русские храмы. Самые красивые и знаменитые» Т. Каширина, Т.Евсеева, Москва, «Мир энциклопедий», 2007г.2.«Русская архитектура», М.И. Рзянин, «Издательство Академии Архитектуры СССР», Москва, 1947 г.3.«История русского искусства», Москва «Изобразительное искусство», 1980 г.4.«Тысяча лет русского искусства», В.ПетровСтромский, Москва, «Терра», 1999 г.5.«Русское искусство XXXв.» О.С.Евангулова, Москва «Искусство», 1989г.