Девиантное поведение и виды его проявлений среди курсантов и слушателей образовательных учреждениях МВД России как объект социально-психологического анализа

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ермакова А. Л. Девиантное поведение и виды его проявлений среди курсантов и слушателей образовательных учреждениях МВД России как объект социально-психологического анализа // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 2016–2020. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970730.htm.
Аннотация. Статья посвящена актуальным вопросам отклоняющегося поведения в курсантской среде и факторам, влияющим на ее появление. Авторы предлагают также пути разрешения и профилактики деструктивного поведения среди сотрудников ОВД.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Ермакова Алина Леонидовна,курсант 3 курса факультета подготовки следователей, Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова, г. Орелermachokal@mail.ru

Научный руководитель: Мальцева Ольга Алексеевна,кандидат педагогических наук,подполковник полиции, заместитель начальника кафедры специальной подготовки,Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова, г. ОрелOmalzeva@mail.ru

Девиантное поведение и виды его проявлений среди курсантов и слушателей образовательных учреждениях МВД России как объект социальнопсихологического анализа

Аннотация. Статья посвящена актуальным вопросам отклоняющегося поведения в курсантской среде и факторам, влияющим на еепоявление. Авторы предлагают также пути разрешения и профилактики деструктивного поведения среди сотрудников ОВД.Ключевые слова: девиантное поведение, образовательные учреждения МВД, социализация личности, деструктивный фактор.

Девиантное поведение в последнее время является актуальной проблемой всех социальных наук, в частности психологии. К изучению проблемы отклоняющегося поведения существует много подходов, однако, многие вопросы на сегодняшний день остаются открытыми. Учитывая недостаточную разработанность темы, представляется необходимым уточнение понятия ©девиантного поведенияª в сфере правоохранительных органов. Под девиацией (лат. deviation‬уклонение, deот + viaдорога) понимается отклонение от некоторых норм, стандартов, предписанных правил.Ряд ведомственных исследований в рамках анализируемого исследованиявыполнены А.В.Будановым, А. И. Гуровым, М. И. Марьиным, А. И. Папкиным, В. М. Поздняковым, А. Р. Ратиновым, Е. Г. Самовичевым, А. М. Столяренко, А. Д. Сафроновым, Н. С. Фоминым, А. В. Устюжаниным, Г. С. Човдыровой и др. Для органов внутренних дел, по мнению М. И. Марьина, девиантное поведение ‬это совокупность действий, не соотносящихся с официально закрепленными или фактически сформировавшимися в данном обществе нормами и ожиданиями и приводящие нарушителя к изоляции, лечению, исправлению или наказанию[1]. Основными видами девиантного поведения, по его мнению, являются преступность, алкоголизм, наркомания, самоубийства. С такой категоризацией видов девиантного поведения трудно согласиться, так как тогда нарушения дисциплины и законности, не преступные действия, то есть целый комплекс правонарушений, выводится из состава такого поведения, не относится к отклоняющемуся, а подчас предкриминальному поведению. Поэтому, на наш взгляд, более верной является его мысль о том, что очень часто виды отклоняющегося поведения настолько взаимосвязаны между собой, что предпосылки негативного поведения какоголибо сотрудника оказываются намного глубже, нежели мы этого можем ожидать первоначально. По силе социальных отклонений девиантное поведение может приобретать форму: нравственного проступка; дисциплинарного проступка; некриминального деликта[2]. Анализ статистической информации по итогам 6 месяцев 2013 года показал, что, несмотря на принимаемые руководством Министерства внутренних дел Российской Федерации меры по профилактике и предупреждению нарушений дисциплины и законности среди личного состава, сотрудники продолжают совершать преступления, которые наносят непоправимый ущерб авторитету органов внутренних дел. Так, имеют место нарушения дисциплины, связанные со злоупотреблением спиртными напитками. Вызывает тревогу увеличивающееся, не смотря на широкий спектр проводимых профилактических мероприятий. Высоким остается показатель уровня увольняемости выпускников образовательных учреждений МВД России на первом году службы в территориальных органах. Согласно статистическим данным, уже на этапе обучения ежегодно отчисляется или привлекается к строгой дисциплинарной ответственности каждый пятый курсант. Основными причинами отчисления являются грубые нарушения дисциплины, выразившиеся в злоупотреблении спиртными напитками, нарушениями правил дорожнотранспортной дисциплины, самовольном оставлении расположения института, что влечет за собой все вытекающие негативные последствия. Совершенствование кадрового состава органов внутренних дел относится к одной из приоритетных задач, стоящих в настоящее время перед центральным аппаратом и соответствующими министерствами и управлениями внутренних дел в субъектах Федерации.Особую роль среди всех общественных подсистем занимает семья как важнейший институт первичной социализации личности. На современную семью как на открытую систему оказывается много внешнего воздействия, которое может влиять как положительно, так и отрицательно. Для того чтобы установить характер воздействия семьи (положительный либо отрицательный) на индивида, относительно которого определяется формирование негативных установок и различные виды девиаций, необходимо: 1) выявить позицию индивида в структуре внутрисемейного общения и его отношение к занимаемой позиции; 2) проанализировать его вовлеченность в межличностные конфликты с кемлибо из членов семьи, глубину и стойкость этих конфликтов и последствия их для индивида; 3) определить этап развития семьи и наличие в семье деструктивных моментов, разрушающих систему семейного общении; 4) выяснить коммуникативные установки членов семьи, принадлежность семьи к определенным социальнопсихологическим типам и учесть инновации, происшедшие в семье в недавнее время и их возможную роль в появлении рисковой ситуации. К ©проблемнымª относятся семьи, члены которых ведут асоциальный образ жизни. Риск девиантного поведения велик, прежде всего, для самих этих лиц, создающих постоянные ©проблемыª для семьи, но он существует, и для остальных членов семьи, вовлеченных в решение многочисленных специфических ©проблемª. Алкоголизм, наркомания, поверхностное отношение к выполнению своих обязанностей по отношению к семье, корыстные мотивы выбора поведения, хронические психические заболевания, предрасположенность к азартным играм и рисковым ситуациям является факторами, дезадаптирующим не только человека, злоупотребляющего алкоголем, но в значительной степени оказывает негативное воздействие и на других членов семьи, создавая сложные условия для их существования и реализации жизненных планов.По мнению И. Ф. Дементьевой, семьи асоциальной ориентации (алкогольные, наркозависимые, криминогенные) должны подвергаться моральному давлению посредством негативно направленного общественного мнения, а также посредством силового убеждения через правовые институты общества. Семьи с социально обусловленными проблемами, напротив, нуждаются в государственной поддержке и помощи[3]. Ресурсы социального окружения включают в себя внесемейные связи с родственниками, соседями, коллегами по работе и т.п., которые способны создать психологическую атмосферу сопричастности и поддержки семье (или ее отдельному члену).Система профилактической работы представляет собой совокупность социальных практик, которые способствуют расширению адаптационных ресурсов семьи, восстановлению физических и психических сил членов семьи, а также сохранению и устойчивости семьи как особой социальной группы. Важной задачей социальной профилактики является своевременное выявление проблемных семей, члены которых имеют склонность ко многим формам девиации.Практически во всех проанализированных психологопедагогических теориях и подходах одной из самых важных выступает проблема формирования и развития адекватной мотивации обучающихся, разрешение которой является важным условием эффективности учения. В них определен ряд педагогических и психологических условий, влияющих на развитие учебной мотивации как устойчивой характеристики учебной деятельности и личности обучающегося.Специфика обучения в учебных заведениях МВД России заключается в деятельностном подходе, а именно кандидаты на обучение успешно прошедшие вступительные испытания автоматически становятся сотрудниками органов внутренних дел. В Федеральном законе ©О службе в органах внутренних делª указано, что зачисление в образовательную организацию высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме в должности курсанта, слушателя является поступлением на службу в органы внутренних дел[4].Разнообразие форм девиантных проявлений имеет своим основанием ухудшение социальнодемографического, социальнопсихологического, социальноэкономического и социальнокультурного компонентов человеческого потенциала. Сложившаяся ситуация позволяет выделить в числе основных факторов производства девиантного поведения в современном российском обществе две группы факторов: 1) социальнопсихологические и 2) социальнопедагогические. Социальнопсихологические факторы в первую очередь связаны с внутренним самочувствием человека, на которое влияет экономическая, политическая, правовая, и духовнонравственная обстановка в обществе.Социальнопедагогические факторы связаны с воспитанием и образованием личности в процессе её социализации.Выделяя экономический факторформирования девиантных проявлений в нашем обществе, ведущий отечественный ученый ‬обществовед Т. И. Заславская таким образом определила главные результаты российских реформ: ©…командные высоты экономики монополизированы гигантскими полугосударственнымикорпорациями, преследующими свои корыстные интересы, а мелкий и средний бизнес попал в экономические и правовые тиски и не получил ожидаемого развития. Соответственно не заявил о себе новый тип собственника, заинтересованный в эффективном развитии производства. Массовые работники оказались еще более отчужденными от созданной ими собственности и бесправными, чем в советское время… Острейшие экономические противоречия, ведущие к углубляющемуся культурному расколу, существуют между столицами и провинциями, городом и селом, регионами экономического роста и хозяйственной депривацииª[5].Дифференциация и резкая поляризация доходов населения привела к значительным масштабам социального расслоения общества. Снижение уровня жизни и поляризация социальной структуройсоздают условия для роста социальной напряженности, маргинализации части населения, распространения социальных отклонений (наркомании, алкоголизма, проституции, преступности). Такая ситуация не обошла стороной и служащих бюджетной сферы, к которым относится служба в правоохранительных органах. В служебной деятельности продолжает иметь место ©палочная системаª, провоцирующая коррупционные мотивы поведения сотрудников. Продолжает иметь место злоупотребление служебным положением для решения вопросов личного характера. Нередки случаи употребление алкоголя в служебное время, вызывающего неадекватные действия, влекущие дорожнотранспортные происшествия, административные и уголовные преступления. Политикоправовой факторформирования различных форм девиаций связан одновременно с несовершенством и неисполнением действующего законодательства и с отсутствием развитой системы правовой и социальной защиты, низким уровнем правовой и политической культуры. В результате возникает острое противоречие между формальными и реальными правами личности. При этом почти половина (43 %) сотрудников полиции несут службу в практических подразделениях в условиях, несоответствующих санитарным нормам. Кроме того, по данным Министерства труда и социального развития Российской Федерации,Россия занимает одно из первых мест в мире по уровню производственного травматизма со смертельным исходом, а служба в военной сфере и правоохранительной системе ещё больше подвержена риску и связана с экстремальными ситуациями[6]. Немаловажное значение имеет и низкий авторитет органов внутренних дел среди населения. Так, результаты социологических исследований, проведенных в разных регионах, свидетельствуют о том, что российские граждане итоги своего обращения в правовые учреждения оценивают не вполне положительно[7]:27,6 % ‬обращение в правоохранительные и правовые органы за помощью в целом было успешно, хотя не обошлось без бюрократической волокиты;22,5 % ‬обращение было успешным;17,1 % ‬проблему в целом решили, но не так, как хотелось бы;10,9 % ‬проблему не удалось решить по причине несовершенства закона;8,8 % ‬проблему не удалось решить по причине бюрократической волокиты;5,4 % ‬проблему не удалось решить по объективным причинам;7,7 % ‬проблему не удалось решить по причине некомпетентности правовых и правоохранительных органов, в которые обращались за помощью.Чаще всего с трудностями опрошенные сталкивались в районном суде (12,4 %), в полиции (13,4 %), нотариальной конторе (4,6 %). Частичное соответствие или несоответствие в законодательстве означает либо недееспособность права, либо наличие лазеек для схоластических спекуляций при обращении в правоохранительные органы и суд. Ответы населения на вопрос ©Имеют ли граждане России реальные возможности для защиты своих прав и свобод в случае их нарушения?ª распределились следующим образом: да, полностью ‬0 %, да, частично ‬44 % опрошенных, практически нет ‬54 %, затруднились ответить ‬2 % опрошенных. В исследованиях Ф. Э. Шереги (2001 г.) на вопрос, можно ли Россию считать правовым государством, абсолютное большинство россиян ответило, что нет[8], более 80 % граждан признают неполноценность правовых отношений в стране. Сомнения по поводу высокой регулятивной роли права в жизни российского общества высказали все поколения, представители всех социальных групп, независимо от уровня образования.В исследованиях социологов В. И. Чупрова и Ю. А. Зубкова 56 % опрошенных молодых россиян указали на низкий уровень своей правовой защищенности нормами конституции России, существующими законами. Ощущение бесправия и незащищенности порождает у людей состояние неуверенности и тревожности. Негативное отношение к правоохранительным органам, сочетающееся с общим недоверием к органам государственной власти и отчуждением от закона, порождает модели поведения, являющиеся нежелательными как для общества, так и государства. Несовершенство правовых механизмов, коррумпированность правоохранительных органов, политически ангажированные СМИ фактически лишают граждан реальных возможностей защитить свои права. Следует отметить и расширяющуюся деятельность различных деструктивных организаций, в том числе религиозных сект, которая часто освещается в СМИ. Большую озабоченность вызывает тот факт, что правоохранительные органы постоянно терпят фиаско, сталкиваясь с криминальным характером, например, сатанинских сект. В России нет ни одного закона, запрещающего существование деструктивных организаций, так как последние искусно маскируются под религиозные объединения, разрешенные законом. Методик, согласно которым суды моглибы квалифицировать такие преступления как ©ритуальныеª, на сегодняшний день также нет.Напрашивается вывод о том, что отчуждение людей от своих конституциональных прав, несовершенство правовой системы, проникновение политической нестабильности во все сферы жизни общества неизбежно ведут не только к сужению социальной базы проводимых российских реформ, но и к повышению уровня социальной неопределенности, зависимости либо от влияния случая, возникновению различных форм девиантных проявлений и преступных посягательств. Ещё одним, имеющим очень важное значение при формировании асоциального поведения, является духовнонравственный фактор. Сильно изменилась этическая и эстетическая модель поведения, испортились отношения между личностью и обществом, в отрицательную сторону изменилась демографическая ситуация ‬количество разводов резко возросло, детей чаще стали отдавать в интернаты. Кроме того, ситуация ухудшилась резким скачком криминализации, алкоголизма, наркомании, распространения ВИЧинфицированных людей. Люди престали получать удовольствие от жизни, ощущать ее полноту, произошло доминированиеценностей субкультур над традиционным пониманием красоты и нравственности. Как отмечают отечественные исследователи, в массах широко распространены пессимистические настроения, которые проявляются в разных группах не одинаково[9]. Известный отечественный социолог Ж. Т. Тощенко, отмечая разнообразные парадоксы общественного сознания (и поведения), делает вывод о том, что в настоящее время ©происходит атрофия требований нравственности, замещаемых критериями рациональностиª. Социолог справедливо отмечает, что игнорирование нравственных аспектов любой общественной ситуации способно разрушить ©живое тело как любой социальной организации, так и всего обществаª[10]. Современная социальноэкономическая ситуация в России, по нашему мнению, опасна еще и тем, что приводит к тому, что значительная часть молодежи при выборе профессии руководствуется таким мотивами как: возможностью поступить и отсрочить службу в армии (для юношей), трудоустроится после окончания учебы и получать хорошую заработную плату, приобрести определенный социальный статус.Исследование, в основу которого автором была положена ©Карта изучения личности курсанта и его социального окруженияª, показало, что подавляющее большинство не имеют четко выраженных жизненных планов и профессиональных намерений. Только 18 % опрошенных определились в выборе профессии и жизненных целей, однако, уровень активности их реализации остается очень низким. 44 % опрошенных определили свои планы на будущее как неопределенные, у 25,5 % ‬жизненные планы отсутствуют вообще, 8,5 % подростков ориентированы на асоциальные нормы поведения и ценности. Рассматривая социальнопедагогические факторы, влияющие на формирование девиантного поведения у молодого поколения, необходимо отметить роль воспитания и образования в процессе социализации личности. Также общеизвестна и огромная роль, которую играет в процессе формирования системы духовнонравственных представлений человека семья. Как отмечает Е. Г. Замолоцких, наиболее распространенными проблемами в отношении семьи (а также школы) являются: а) безразличие родителей к образованию детей и нежелание участвовать в школьных делах; б) чрезмерная занятость родителей материальными заботами, ведущая к сокращению времени и внимания к воспитанию детей; в) низкий уровень доверия и даже негативное отношение к школьному воспитанию; г) низкий образовательный уровень родителей, снижение культурных потребностей (в частности образования) у них и детей[11].По наблюдениям исследователей, свыше 50 % подростков 1315 лет почти полностью отдаляются от семьи, теряя доверие к родителям и проявляя негативное отношение к любым требованиям старших. Отсутствие в семье позитивных традиций (например, уважение и любовь к труду, семейных праздников и т. п.), гуманных путей разрешения межпоколенческих конфликтов, эмоциональных контактов друг с другом способствует приобщению молодежи к ценностям ©уличныхª субкультур, что в свою очередь нередко приводит к девиантным формам поведения. Таким образом, всё вышеперечисленные структурнодинамические характеристики ценностных систем у асоциальных личностей, совершивших правонарушения, лежат в основе дефектности механизмов саморегуляции и снижения адаптивных возможностей у данных личностей. Раскрытие закономерностей влияния ценностных ориентаций на формирование внутреннейпобудительной мотивации во многом способствует определению механизмов социальной детерминации поведения. Перспектива такого раскрытия состоит в отыскании качественных и количественных показателей взаимосвязанности ценностного содержания сознания и мотивации поведения, которые можно использовать для предвидения его возможной трансформации в реальный антиобщественный факт.

Ссылки на источники1.Девиантное поведение [Электронный ресурс]. URL:http://www.itmed.ru/library/ d/deviantnoe.htm(дата обращения 10.03.2017).2.БеспалаяС.Г. Факторыиусловия, определяющиевозникновениеразличныхформделинквентногоповеденияусотрудниковоргановвнутреннихдел// Теория и практика общественного развития. Краснодар. 2013. №10. С. 24.3.Дементьева И. Ф. Социализация детей в семье: теории, факторы, модели. М.: Генезис, 2004. С. 129130.4.Федеральный закон от 30.11.2011 № 342ФЗ ©О службе в органах внутренних дел РФª (ред. от 03.07.2016)// ©КонсультантПлюсª: [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru5.Заславская Т. И. Социетальная трансформация российского общества: деятельностноструктурная концепция. 2е изд., испр. и доп. М.: Дело, 2003. С. 173174.6.Богданов И. Я., Калинин А. П., Родионов Ю. Н. Экономическая безопасность России: цифры и факты. М., 1999. С. 10.7.Шереги Ф. Социология права: прикладные исследования. СПб.: Алетейя, 2002. С. 119.8.Чупров В. И., Зубок Ю. А., Уильмас К. Молодежь в обществе риска / Инт соц.полит. исслед. 2е изд. М.: Наука, 2003. С. 58.9.Козырева П. М., Герасимова С. Б., Киселева И. П., Низимова А. Э. Динамика социального самочувствия россиян // Россия: трансформирующееся общество/ под ред. В. А. Ядова. М.: КАНОНпрессЦ, 2001. С. 252.10.Тощенко Ж. Т. Парадоксальный человек. М.: Гардарики, 2001. С. 241.11.Замолоцких Е. Г. Семья как фактор формирования культуры межличностного общения младших подростков // Социальногуманитарные знания. 2005. № 5. С. 182.