Модель поликультурной компетентности педагога в образовательной среде

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бекбулатова А. М. Модель поликультурной компетентности педагога в образовательной среде // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 2026–2030. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970732.htm.
Аннотация. В данной статье описывается модель поликультурной компетентности педагога, раскрывается содержание ее компонентов и обосновывается необходимость её научного исследования. Актуальность статьи связана с усилением социокультурных изменений, происходящих в стране.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Бекбулатова Альбина Маратовна,магистрант2го года обучения факультета психологии ФГБОУ ВО «Тульскийгосударственныйпедагогическийуниверситетим. Л.Н. Толстого»,г. Тулаalbinaktotam@mail.ru

Модель поликультурной компетентности педагога в образовательной среде

Аннотация.В данной статье описывается модель поликультурной компетентности педагога, раскрывается содержание ее компонентов и обосновывается необходимость её научного исследования. Актуальность статьи связана с усилением социокультурных изменений, происходящих в стране. Ключевые слова:поликультурное образование, поликультурная компетентность педагога.

На сегодняшний день образовательная система является самым действенным и универсальным инструментом политической и культурной интеграции, поэтому модернизация российского образования, опираясь на общие тенденции мирового развития, с необходимостью должна отражать интересы становления единой гражданской нации. Модернизация образования затрагивает и личность педагога, осознающую, что инновационная деятельность необходима и связана с изменением его сознания, места в образовательном процессе, отношения к учащемуся.Актуальность проблемы поликультурной компетентности педагога обусловлена динамическими изменениями в жизни современного общества.Вследствие социокультурных изменений, происходящих встране, появляется необходимость вспециалистах нового уровня, обладающих высоким педагогическим мастерством испособных работать вусловиях образовательного пространства, работать в условиях поликультурного образования.Поликультурное образование заключается в «формировании человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований» [4]. Для того, чтобы успешно функционировать в поликультурной среде педагог должен обладать определенным уровнем профессиональной педагогической компетентности. Компетентность чаще всего определяется готовностью выполнять профессиональные функции в соответствии с принятыми в социуме стандартами и нормами. Профессиональная компетентность педагога это проявляющаяся готовность к педагогической деятельности, его отношение к делу, личностные качества, а также стремление к новому, творческому осмыслению своей работы. Она представляет собой сложное и многогранное явление и определяется не только профессиональными базовыми знаниями и умениями педагога, но и ценностными ориентациями мотивами его деятельности, пониманием им себя и окружающего мира, стилем взаимоотношений с людьми, с которыми он работает, его общей культурой, и способностью к развитию своего творческого потенциала.А.С.Роботова, Т.В.Леонтьева иИ.Г.Шапошникова выделяют группы задач, отражающие компетентность современного педагога, вчастности: видение учащегося вобразовательном процессе; ориентация на достижение определенных целей на ступенях образования; взаимодействие со всеми субъектами образовательного процесса; формирование образовательного пространства; осуществление самообразования. Данные задачи приобретают новые аспекты вусловиях поликультурной среды.Рассматривая образовательную среду как подсистему социокультурной среды жизнедеятельности человека, можно утверждать, что для педагога, принимающего идеи гуманизации образования, ориентированного на субъектсубъектное взаимодействие с учащимися и коллегами, образовательная среда является основополагающим фактором его профессионального развития, находящим свое отражение в уровне обладания поликультурной компетентностью. Традиционно актуальность формирования поликультурной компетентности обосновывают возрастанием уровня миграции в стране, что требует от педагога особых навыков налаживания коммуникации с детьми эмигрантов и их родителями и связывают, в первую очередь, с овладением иностранными языками, а также знаниями об особенностях иных культур. Процесс формирования поликультурной компетентности личности является важнейшим условием стабильности для любого государства и региона, особенно для такого многонационального, каким является Россия. Именно поликультурная компетентность личности определяет ее продуктивную жизнедеятельность, способность ориентироваться в различных сферах социальной и профессиональной жизни, гармонизирует внутренний мир и отношения с современным обществом.Поликультурная компетентность—это интегральная характеристика педагога, представляющая собой систему поликультурных знаний, навыков, умений, ценностей, интересов, поликультурных качеств, опыта, необходимых для жизни идеятельности вполикультурном социуме, для взаимодействия сразличными культурами (представителями разных рас, национальностей, социальных групп, верований) [2]. Поликультурная компетентность—это результат поликультурного образования, которое построено на идеях подготовки подрастающего поколения кжизни вусловиях многонациональной среды. Целесообразность выделения в структуре профессиональной компетентности педагога –поликультурной компетентности обусловлена в первую очередь потребностью более точного содержательного определения качеств личности, профессиональных знаний и умений педагога, необходимых для успешной деятельности в поликультурной среде. По мнениюТ.В.Жуковой критериями поликультурной компетентности являются:

поликультурная осведомленность (совокупность знания культурных артефактов, моделей поведения, понимания необходимости и соблюдения сценариев поведения родной либо иной культуры или субкультуры);

культурная идентичность (результат культурной идентификации, т.е. соотнесения иотождествления скультурными нормами иобразцами поведения);

нормативная идентичность (знание, понимание ипринятие социальных норм) [3].А.М.Хупсарокова иФ.П.Хакунова выделяют следующие критерии поликультурной компетентности педагога:

осознание поликультурных особенностей коллектива, в том числе ученического коллектива, уважительное отношение к ним;

умение действовать сообразно культурным особенностямсубъектов педагогической деятельности, сохраняя при этом собственную культурную идентичность;

способность организовывать эффективное культурное взаимодействие [6].Сравнив две точки зрения, следует заметить, что авторы выделяют одинаковые критерии поликультурной компетентности, используя лишь разную терминологию. Особо важным компонентом поликультурнойкомпетентности педагога является поликультурная грамотность, от уровня развития которой зависит понимание культуры другого народа, как самим педагогом, так иего учащимися. Исходя из вышесказанного, нами была предложена структура поликультурной компетентности педагога(рис.1).













Рис. 1. Модель поликультурной компетентности педагогав образовательной среде

Данная структура поликультурной компетентности педагога представлена как интегративная характеристика уровня профессионализма, отражающая поликультурную грамотность, т.е. способность и готовность педагога осуществлять учебновоспитательный процесс в поликультурной образовательной среде.Коммуникативный компонент определяется как совокупность умений и навыков педагога, обеспечивающих его взаимодействие с учащимися, эффективное решение всевозможных задач общения. Перцептивный компонент предполагает наличие у педагога готовности к безусловному, безоценочному и позитивному восприятию учащихся.Мотивационноценностный компонент представляет собой сложившуюся систему мотивационноценностных образований: мотивов, ценностей, интересов, потребностей, поликультурных качеств, регулирующих повседневную жизнь и деятельность личности в поликультурном обществе. Мотивационноценностный компонент способствует созданию условий для функционированияспособностей и включения ориентации педагога на содержание внутреннего мира учащихся и Поликультурная компетентность педагогаКоммуникативный компонентМотивационноценностный компонентПерцептивный компонент

Поликультурная грамотностьспособность обеспечивать поликультурную направленность учебно воспитательного процесса, прогнозировать, предупреждать и разрешать межкультурные конфликты в коллективе

организация конструктивного межкультурного взаимодействия в коллективе, использование межкультурных различий, с целью обогащения культурного опыта субъектов взаимодействия

осознание поликультурных особенностей образовательной среды и уважительное отношение к ним;

способность действовать в соответствии с культурными особенностями субъектов образовательной среды, сохраняя свою культурную самобытность

знание и учет психологических особенностей восприятия и поведения личности, обусловленных ее культурной принадлежностью

интереса к познанию Другого, а также осознания своей личной и профессиональной позиции.Подводя итог, можно сказать, что всовременных условиях поликультурная компетентность педагога представляет собой не отдельный комплекс характеристик, анеотъемлемую часть общей педагогической компетентности. Образовательная среда постоянно совершенствуется: вырабатываются новые принципы иподходы по созданию поликультурного социума,основанного на этнической толерантности, умении адаптироваться кэтнической образовательной среде, терпимости киндивидуальным различиям других людей, культурному взаимодействию спредставителями других этносов, взаимопониманию ивзаимопомощи. Большая ответственность ложится именно на плечи педагога, поэтому учитывая социальную значимость, сложность и актуальность проблемы поликультурности для образовательных учреждений, возникает необходимость в проведении научных исследований поликультурной компетентностипедагога в контексте взаимодействия субъектов образовательного процесса в поликультурной среде.

Ссылки на источники1.ГубанихинаЕ.В.Формирование профессиональноценностных ориентаций педагогов ввоспитательном пространстве вуза. // Приволжский научный вестник.—2014.—№8–2 (36).—С.8–10. 2.Губанихина Е. В. К вопросу о поликультурной компетентности педагога // Молодой ученый. –2015. №4. –С. 5565593.ЖуковаТ.В.Проблемы кросскультурной коммуникации студенческой молодежи. / Т.В.Жукова.—М.: МГУ, 2009. 4.Макаев В.В., Малькова З.А., Супрунова Л.Л. Поликультурное образование актуальная проблема современной школы // Педагогика. 1999. №4. С.3. 5.РоботоваА.С.,ЛеонтьеваТ.В.,ШапошниковаИ.Г.идр.Введение впедагогическую деятельность: учеб. пособие для студ. высш. учебн. Заведений / под ред. РоботовойА.С. —М.: Издательский центр «Академия», 2007.—63 с. 6.ХупсароковаА.М., ХакуноваФ.П. Предметносодержательные компоненты поликультурной компетентности педагога //Журнал «Вестник Адыгейского государственного университета».—Выпуск №1, 2011.