Правовая охрана здоровья осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Абульмамбетова Ю. Н. Правовая охрана здоровья осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 2066–2070. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970740.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам правовой охраны здоровья осужденных, которые содержатся в исправительных учреждениях, также приведена статистика современного состояния исправительных учреждений в Российской Федерации.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Абульмамбетова Юлия Набиулловна,студенткаюридического факультета ФГБОУ ОГУ «Оренбургский государственный университет», г. Оренбургabulmambetovay@mail.ru

Правовая охрана здоровья осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях

Аннотация.Статья посвящена вопросам правовой охраны здоровья осужденных, которые содержатся в исправительных учреждениях, также приведена статистика современного состояния исправительных учреждений в Российской Федерации.Ключевые слова:уголовно исполнительная система, правовой статус осужденного, специализированные учреждения, исправительные учреждения.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь, как и право на жизнь являются неотъемлемыми правами каждого человека.Если рассматривать применительно к осужденным, лишенным свободы, данная обязанность государства может реализовываться в создании различных условий, которые будут обеспечивать поддержание их здоровья с начального этапа изоляции от общества(непосредственноуже во время следствия), в период отбывания наказания в виде лишения свободы и какоето время после освобождения из исправительного учреждения.

Правовой статус осужденного основывается на общем правовом статусе граждан России, так как в ст. 6 Конституции РФ прямо указывается на то, что гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства [1].Министерство Юстиции РФ совместно с Министерством здравоохранения и социального развития Россиипроводят комплекс различных мероприятий по охране здоровья лиц, лишившихся здоровья. Важно отметить, что за последние годы бюджетное финансирование уголовноисполнительной системы возросло в 4 раза и более эффективно реализуются направленные на улучшение здоровья осужденных и подследственныхфедеральные целевые программы, также значительное внимание уделяется профилактическим и санитарноэпидемиологическим мероприятиямОрганы, которые непосредственно контролируют места лишения свободы: Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и также органы местного самоуправления, суд, генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры, Президент РФ, Председатель правительства Российской Федерации, члены Совета Федерации и представители средств массовой информации.(ст.1924 УИК РФ).Все эти органы и представители призваны выявлять факты и обстоятельства, которые будут создавать угрозу жизни и здоровью осужденных.[2].Администрация в исправительных учреждениях обязана следить за соблюдением в зонах санитарногигиенических норм, правил по технике безопасности в процессе трудовой деятельности осужденных, оснащением исправительных учреждений необходимыми медикаментами и своевременным помещением больных лиц в лечебные исправительные учреждения. Результатом постоянного проведенияработы по развитию медицинской службы, в системе исправительных учреждений за последние 4 года на 3,5 тыс. мест увеличилась вместимость противотуберкулезных стационаров, было открыто четыре специализированных учреждения. Также доведено до установленных нормативов обеспечение исправительных учреждений и следственных изоляторов необходимым набором медикаментов, что способствует снижению заболеваемости в исправительных учреждениях, к концу 2011 года (в сравнении с 2000 годом) численность больных осужденных снизилась на 29 %, исключение конечно составляют ВИЧинфицированные, число которых,к сожалению, возросло в 6 раз.Данные роста заболеваемости туберкулезом в уголовноисполнительной системе: в 2000 году в учреждениях УИС Было 37 тыс. больных туберкулезом, а уже к концу 2009 годасвыше 90 тыс., а на 1 июля 2010 уже 79 тыс. больных, виден результат снижения численности больных туберкулезом. В Учреждениях УИС, по данным на 1 июля 2010 года, содержались 406 тысяч человек, где каждый второй страдал всякими рода заболеваниями: Психическими расстройствами236 тыс. человек, открытой формой туберкулеза более 75 тысяч человек, зависимостью наркотиками103 тысячи человек и также были инфицированы ВИЧ около 35 тысяч человек. Такая ситуация во многом обуславливается тем, что осужденные, содержащиеся в исправительных учреждениях, хотя, конечно, и косвенно, но все же существенно ограниченны в праве на должную охрану здоровья, а в определенном смыслелишены этой возможности. К примеру, они лишены возможности обследоваться в желаемых клиниках, выбирать себе врачей, приобретать определенные лечащие средства. Это и является одним из неразрешимых противоречий самого факта отбывания наказания в виде лишения Но также есть такая тенденция, как халатное отношение к своему здоровью большинства населения РФ, но применяемо к осужденным это прежде всего связанно еще и с отсутствием у них возможности должным образом заботиться о себе. Не секрет, что многие исправительные учреждения не соответствуют элементарным санитарногигиеническим требованиям. За частую происходит так, что к здоровым осужденным в силуне хватки лечебных исправительных учреждений и по иным причинам (например запоздалое выявление или недостаток лечебных средств) размещаются лица, страдающие легкой формой туберкулеза, другими инфекционными заболеваниями или разного рода психическими заболеваниями. Также стоит сказать, что исправительные учреждения слабо оснащены различными спортивными тренажерами иплощадками для занятия спортом, а ведь развитие спорта развивает здоровый дух.Из материалов практики можно сделать вывод, что на здоровье лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, сказываются как неблагоприятные условия их жизни на свободе, так иусловия содержания под следствием [4].Изэтого следует что работу по охране здоровья осужденных необходимо начинать с профилактических действий, осуществляемых непосредственно с периода применения к подозреваемому, обвиняемому, подсудимому, в качестве меры процессуального принуждения заключения его под стражей.Анализ различных данных статистики показывает прямую корреляционную связь между ростом заболеваемости в системе гражданского здравоохранения и в учреждениях УИС. Большинство граждан, находящихся в исправительных учреждениях нашей страныэто социально дезадаптированные граждане, утратившие родственные связи, также страдающие алкоголизмом либо наркоманией, имеющие за плечами не одну судимость.Концепция развития УИС РФ до 2020 года содержит основные направления дальнейшего реформирования не только уголовноисполнительной системы и уголовноисполнительного законодательства России, но и уголовноисполнительной политики в целом. Сеть медицинских учреждений исправительной системы РФ постоянно увеличивается, она уже насчитывает свыше 150 больниц различного профиля, более 220 медицинских частей и здравпунктов.

Специализированная противотуберкулезная помощь оказывается в более 50 лечебнопрофилактических и 70 исправительных учреждений [3].Политика Российского государства направлена на проведение комплексных мероприятий, способных в большей мере оградить осужденных от различного рода болезней, которыми они страдали до лишения свободы.Также уголовно исполнительный кодекс регламентирует применение мер медицинского обслуживания осужденных, как организация лечебнопрофилактических и психиатрических, также туберкулезных больниц. Для содержания и амбулаторного лечения осужденныхлечебно исправительных учреждений.В соответствии с ч.3 ст. 18 УИК к осужденным больным токсикоманией, ВИЧинфицированным, больным открытой формой туберкулеза или не прошедшим полного лечения венерического заболевания, по решению медицинской комиссии непосредственно в исправительном учреждении, в котором ониотбывают наказание, должно применяться обязательное лечение. Но, к сожалению, до сих пор в российской исправительной системе не создано специальных учреждений для ВИЧинфицированных.Выделяемые средства обеспечивают закупку медицинских препаратов лишь на 25 процентов.Больные осужденные и осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй групп, могут получать различные дополнительные посылки и также передачи в количестве и ассортименте, определяемых в соответствии с заключением медицинской комиссии (ч.2 ст. 90 УИК РФ). Посылки и передачи с лекарственными средствами и предметами медицинского назначения, получаемые осужденными в соответствии с медицинским заключением, не включаются в количество посылок, установленное режимными требованиямист.121, 123,125,131 УИК РФ. Эти посылки направляются в медицинскую часть исправительного учреждения для лечения соответствующих осужденных.(ч.3 ст. 90 УИК РФ).Лечебнопрофилактическая и санитарнопрофилактическая помощь осужденным, изолированным от общества, организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и также законодательством РФ, нормативноправовыми актами Министерства юстиции и Министерства здравоохранения и социального развития России (ч.1 и 5 ст.101 УИК РФ). В случае отказа от приема пищи и возникновения угрозы его жизни, закондопускает его принудительное питание по медицинским показаниям (ч. 4 ст. 101 УИК).Ответственность за обеспеченье охраны здоровья осужденных и выполнение установленных санитарногигиенических и противоэпидемических требований несет администрация исправительных учреждений (ч. 3 ст. 101 УИК)Конечно, далеко не все указанные требования закона, которые направленны на охрану здоровья осужденных, реализуются на практике, но наличие прочной законодательной базы образует основу для совершенствования деятельности исправительных учреждений, их реконструкции в направлении превращения в социальнотерапевтические клиники и учреждения.Реализация предписаний закона, и также иных мероприятий требует времени и средств, которые необходимо учитывать в государственном бюджете.Для улучшения медицинского обеспеченья подразделений УИС медицинским управлением ФСИН и медицинским службами территориальных органов управленияФСИН проводится активная работа по привлечению финансовых средств от сторонних, в том числе и международных организаций, а также в оказании различной гуманитарной помощи.

Организовано взаимодействие с международной организацией «Врачи без границ», НьюЙоркским институтом здравоохранения, отечественными медицинскими службами по излечению больных туберкулезом в учреждениях УИС. Реализуются мероприятия федеральной программы «Неотложные меры борьбы с туберкулезом в России на 19982004 годы». Привлекаются средства отечественных и зарубежных спонсоров, общественных и благотворительных организаций, местные ресурсы. В рамках реализации займа Всемирного в 2001 году созданы триспециализированных центра для лечения осужденных, больных лекарственно устойчивым туберкулезом. ВРеспублике Марий Эл, Кемеровской, Томской, Нижегородской, Ивановской уже ведется совместная работа.Проведена значительная работа по решению проблемы распространения туберкулеза в местах лишения свободы. По линии гуманитарной помощи от международной и коммерческой организацииполучены медицинские препараты.Вынужденное пребывание в местах лишения свободы ВИЧинфицированных, которые составляют 15 % от общего числа таких больных в Российской Федерации, обусловлено необходимостью обучения медицинских специалистов этой системы проведению различных профилактических действий как во время отбывания наказания, так и после их освобождения. Подобные действия уже осуществляются в СанктПетербурге, Брянской, Челябинской, Томской области. В частности, в центре СПИДа Челябинской области, постоянно работающем с подростковой колонией, где содержатся ВИЧинфицированные подростки, также уже создано бюро, которое занимается трудоустройством, социальной, медицинской реабилитацией людей, общающихся с ВИЧинфицированными, которыевернулись из мест лишения свободы.В этом, достаточно, гуманном деле задействованы психологи, наркологи, а также специалисты центров «Семья», сотрудники служб занятости города. Работают они не только с теми, кто вышел из мест лишения свободы, но и проводят консультации с семьями, куда возвращаются подростки, отбывшие наказание, соседями, а иногда ис друзьями и знакомыми.Большинство лиц, которые отбывают наказание, страдают тем или иным видом заболевания. Им необходима медицинская и также социальная помощь. Однако, на сегодняшний момент в Российской Федерации несозданы государственные реабилитационные центры. И на местах не уделяется должного внимания проблемам,которые имеются у освобожденныхНа основании изложенного материала, можно сделать вывод о том,что проблема охраны здоровья осужденных, содержащихся в местах лишения свободы и освобожденных из исправительных учреждений, стоит остро и требует безотлагательного применения мер, которые бы решили ряд насущных проблем. Это и позволяет сформулировать рядпредложений, направленных на содействие изменению ситуации в местах лишения свободы от общества к лучшему. В частности,учитывая, непосредственно, прямую зависимость между ростом заболеваемости в системе гражданского населения и в учреждениях уголовно исполнительной системы, работу по охране здоровья граждан РФ необходимо,прежде всего начинать с организации лечебнопрофилактических и санитарнопрофилактических мероприятий во всех сферах жизни общества, начиная с детских дошкольных образовательных учреждений также, в школах, по месту жительства работы и учебы.

Ссылки на источники1.Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.19932.Уголовноисполнительный кодекс Российской Федерации» от 08.01.1997 № 1ФЗ (принят ГД ФС 18.12.1996)3.Постановление Правительства РФ от 11.06.1998 N 582« О Федеральной целевой программе «неотложные меры борьбы с туберкулезом в России на 19982004 годы»4.Журнал российского права, N 1, 2005