Физическая культура как средство здоровьесбережения участников образовательного процесса

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Дереча Н. Н., Стойчева С. С. Физическая культура как средство здоровьесбережения участников образовательного процесса // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 2076–2080. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970742.htm.
Аннотация. В статье рассматривается проблема сбережения здоровья педагогов и учащихся. Авторы приходят к выводу, что в современном образовательном процессе необходимо реализовывать здоровьесберегающие технологии, которые помогут и педагогам, и обучающимся успешно реализовывать себя в образовательном процессе.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Дереча Надежда Николаевна, студентка факультета математики, информатики и естественных наук «Тюменский государственный университет», г. Тюменьburgercat96@mail.ru

Стойчева Светлана Сергеевна, старший преподавателькафедры теории и методики физической культуры филиала ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», г. Ишим

Физическая культура как средство здоровье сбереженияучастников образовательного процесса

Аннотация. В статье рассматривается проблема сбережения здоровья педагогов и учащихся.Авторыприходятк выводу, чтовсовременном образовательномпроцессе необходимо реализовывать здоровьесберегающие технологии, которые помогут и педагогам и обучающимсяуспешно реализовывать себя в образовательном процессе.

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, ценностное отношение к здоровью, здоровье сберегающие технологии.

За последние несколько лет остро встала проблема здоровья, этот вопрос настолько обострился,что вышел за границымедицины и здравоохранения и потребовал мобильногорешения даннойпроблемыв системе образования. Физическую культуру мы рассматриваем какодно из средств здоровьесбережения человека.

Одним из возможных путей решения проблемы здоровья детей в нашей странемы видим активную пропаганду, нацеленную на повсеместное формирование у людей положительной мотивационной установки на деятельностноеподдержание своего здоровья в течениевсей жизни.Решением данной глобальной задачи мы видим через постоянное целенаправленное просвещение нации в области здоровье сбережения. На данном этапе развития нашего общества такую просветительскую работу можно и нужно проводить,начиная со стен школы, так какчерез школу в своей жизни проходит практически каждый человек.В настоящее времяв понятие «здоровье» включаютопределенные формы поведения, при соблюдении которых достигаетсяулучшение нашей жизни, ее благополучия, и высокой степени самореализации [6].Ценностное отношение к здоровью представляет собой сложное психическое новообразование, характеризующееся сформированностьюзнаний и представлений о здоровье как о ценности, сформированностью умений и навыков сохранения и укрепления здоровья, способствующее позитивным изменениям поведения [4].

Наше благополучиеи благосостояниекасается всех сфержизни, а не только нашейфизической формы. Очень важно достичь гармоничного сочетания интеллектуального, эмоционального, физического, социального, и духовного элементов в жизни. Существует социальный заказ на воспитание здорового человека. Поэтому современный социум заинтересован и нацелен на сохранение здоровья молодого, подрастающего поколения. Большинство из этих критериевформируетсяи проявляетсяв определенной деятельности человека.Для обучающихсятаким видом деятельности является учеба. Внастоящее время существует заказна здоровое поколение учащихся, поэтому целесообразнорассматривать понятие «здоровье обучающихся» с точки зренияэффективного участия их в образовательном процессе, где здоровье выступает одним из основных критериев результативности процесса обучения.В современном обществе активно разрабатываютсявопросы,касающиеся здоровье сбереженияучастников учебного процесса.Педагоги должны акцентировать своевнимание не только на сохранении физического, но и психологическогоздоровья обучающихся [1]. Здоровье мы рассматриваем как ценность. А ценности это согласно точке зрения И.И. Дереча «это предпочтения или отвержения определенных смыслов и построенных на их основе способов поведения» [3].

Важно уделить особое внимание выявлению слабых сторон в подготовке учителей в данном вопросе. При этом готовность педагогов стоит рассматривать с позиций теоретических знаний, мотивационных и практических аспектов Педагоги обладают низким и недостаточным уровнем готовности к применению в своем образовательном процессе здоровьесберегающих технологий, а ведь именно они играют одну из главных ролей в воспитании навыков у обучающихсяукрепления и сохранения ихздоровья.Чтобы решить данную проблему необходимо повысить уровень готовности будущих педагоговв сфере знаний по сохранению здоровья молодого, подрастающего поколения в образовательном процессе.

При подготовке будущих педагоговдолжны быть отражены такие моменты, как педагогическиепонятия образованности и здоровья учащихся, основные элементы, определяющие состав данных категорий,функциональные назначения каждой из выделяемых составляющих и рассматриваемых понятий в целом сточки зрения повышения эффективности участия в образовании, генетические закономерности в функционировании образованности и здоровья учащихся [2].В педагогическом вузе необходимо обратить внимание на мотивацию и практическую готовностьстудентов к реализации здоровьесберегающих технологий.В Ишимском педагогическом институте проводится большая работа по подготовке студентов к решению таких тактических задач. Бакалавры направления подготовки педагогическоеобразование, специальности «Экологическое образования, химия», «биологическое образование, география», на занятиях по физической культуре знакомятся с реализацией здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе школы на предметах естественнонаучного, гуманитарного циклов. Студенты учатся подбирать и реализовывать в квази профессиональной деятельности средства физической культуры для сохранения здоровья учащихся.Эффективнымисредствамисохранения и поддержания здоровья выступают различные гимнастики (длякистейрук, глаз, опорнодвигательного аппарата,а такжеподвижные игры, упражнения на релаксацию.Студенты проводят упражнения для профилактики истощения эмоциональной сферы обучающихся [5]. Будущих педагогиучатсяпроводить физминутки в соответствии с возрастными особенностями обучающихся.

Таким образом, изучение дисциплины «Физическая культура» в педагогическом вузе инициирует будущих педагогов к реализации здоровье сберегающихтехнологий в образовательном процессе школы.

Ссылки на источники1.Воронина Е.В. Дереча И.И.Психологическое здоровье работников социономических профессий. Хроники объединенного фонда электронных ресурсов Наука и образование.2016.№11(90).С.1.2.Дереча И.И. Становление нравственной позиции младших подростков во взаимодействии школы и семьи // В мире научныхоткрытий № 5.2(65), 2015. С. 707719.3.Дереча И.И. Педагогическая поддержка нравственного выбора старшеклассников в образовательном процессе школы // Современные научные исследования. Выпуск 1.Концепт.2013.ART53252.URL:http:// ekoncept.ru/article/625/ Гос.рег.Эл № ФС7749965.USSN2304120X. 4.

Дереча И.И. Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших подростков // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. №7(66), июль 2014. –С.7779. 5.Дереча И.И. Технологии организации воспитательного процесса[Текст]: учебнометодическое пособие / Ишим: Издво ИГПИ им.П.П.Ершова, 2009.–186с.6.Клестова О.А. Роль физической культуры в здоровьесбережении участников образовательного процесса // Альманах современной науки и образования. Тамбов.2008.№101.С.7980.